Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Уникальное обозначение: музыка ( картина Матисса )
Обозначение: музыка
Сущность ⇔ картина
Описание:
Матисс - Музыка.jpg
Анри Матисс
Музыка. 1910
La Musique
Холст, масло.260×389см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Музыка» (фр.La Musique)— картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С.И.Щукина.

История

В 1908 году московский купец, меценат и коллекционер живописи Сергей Иванович Щукин, который был хорошо знаком с Матиссом, предложил художнику исполнить декоративные панно для декорации лестницы его особняка в Знаменском переулке, аллегорически изобразив процессы музыки и танца[1]. Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», поэтому для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным, и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты[2].

Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов[3]. В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву, изменил своё решение. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь,— писал коллекционер,— в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»[4].

Примечательно, что, несмотря на своё согласие «сражаться», при получении картины Щукин попросил Матисса закрасить гениталии изображённых на ней персонажей, которые, в частности, стали одной из причин скандала на Осеннем Салоне. Этой просьбой он опроверг свои слова о решении «пойти наперекор нашим буржуазным воззрениям и поместить на лестнице своего дома картину с обнажёнными»[5]. Щукин понимал, что для признания художника московской публикой его собственных убеждений было недостаточно.

Обе картины— «Танец» и «Музыка»— благополучно прибыли из Парижа в Москву в начале декабря 1910 года.

Картина

Работая над мужскими фигурами при написании картины, Матисс стремился свести их к элементарным формам[1]. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Своей главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с опорой на контраст: следуя поставленной цели, он окрасил фигуры персонажей в яркий пунцовый оттенок, сбалансировав его интенсивными цветами синего неба и зелёной травы. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»[6]. Примечательно, что мужские фигуры изначально были обведены чёрным контуром, лишь впоследствии заполненным краской. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником, играет второстепенную роль[7].

Всего на холсте изображено пятеро персонажей, двое из которых играют на музыкальных инструментах— скрипке и двуствольной свирели, а остальные поют. Поза музыканта-скрипача была детально, точно воспроизведена Матиссом, поскольку тот сам владел игрой на скрипке. Все люди на картине находятся в неподвижности, оцепенении. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм[6].

Поиск композиционного решения не давался автору картины легко: известно, что Матисс неоднократно переписывал сцену. Так, в первоначальной версии «Музыки» у ног скрипача находилась собака. По мнению ряда исследователей творчества художника, это было отголоском древнегреческого мифа об Орфее, зачаровывавшем своей игрой на лире и людей, и животных[5].

Сам Матисс не упоминал о какой-либо трактовке «Музыки». Существует лишь предположение о том, что изображённые в правой части холста три подогнувших колени фигуры могут олицетворять нотные знаки, а скрипач символизирует скрипичный ключ[1]. Другие искусствоведы полагают, что пунцовый, зелёный и синий оттенки композиции соответственно символизируют три стихии— огонь, землю и воздух[8].

Написанное как парное к «Танцу», панно «Музыка» имеет ряд сходств и отличий в сравнении с ним. Полотна объединяет схожесть цветовых гамм и количество изображённых фигур. Но, если на «Танце» изображены женские персонажи, то на «Музыке»— мужские. Герои «Танца» динамичны, они стремятся вырваться за пределы полотна, в то время как фигуры в «Музыке»— статичны, спокойны и практически изолированы друг от друга, полностью погружены в музыку[1]. «Танцем» правит дионисийское начало, «Музыкой»— аполлоническое[9].

Примечания

Литература

Ссылки

⛭
Работы
Читающая женщина (1894)· Le Mur Rose (Landscape, the Pink Wall) (1898)· Очертания Нотр-Дам ночью (1902)· Luxe, Calme et Volupté (Luxury, Calm and Pleasure) (1904)· Площадь в Сен-Тропе (1904)· Зелёная полоса (1905)· The Open Window (1905)· Женщина в шляпе (1905)· Les toits de Collioure (1905)· Landscape at Collioure (1905)· Радость жизни (1906)· The Young Sailor II (1906)· Self-Portrait in a Striped T-shirt (1906)· Madras Rouge (1907)· Blue Nude (Souvenir de Biskra) (1907)· The Dessert: Harmony in Red (The Red Room) (1908)· Game of Bowls (1908)· Bathers with a Turtle (1908)· Танец (1910)· Музыка (1910)· Still Life with Geraniums (1910)· L'Atelier Rouge (1911)· Красные рыбки (1911)· The Conversation (1908—1912)· Zorah on the Terrace (1912)· Window at Tangier (1912)· Le Rifain assis (1912)· View of Notre-Dame (1914)· Woman on a High Stool (1914)· Le rideau jaune (The Yellow Curtain) (1915)· Окно (1916)· The Painter and His Model (1917)· Interior A Nice (1920)· Одалиска в красных шароварах (1923)· Yellow Odalisque (1926)· Парижский танец (1932)· Robe violette et Anémones (1937)· Woman in a Purple Coat (1937)· La Blouse Roumaine (1940)· Le Lanceur De Couteaux (1943)· Annelies, White Tulips and Anemones (1944)· L'Asie (1946)· Deux fillettes, fond jaune et rouge (1947)· The Plum Blossoms (1948)· Beasts of the Sea (1950)· The Sorrows of the King (1952)· Black Leaf on Green Background (1952)· La Négresse (1952)· Blue Nude II (1952)· The Snail (1953)· Le Bateau (1953)
Portrait of Henri Matisse 1933 May 20.jpg
Другие работы
Часовня Розер (проект) • Джаз (книга)
Выставки
Направление
Учителя
Коллекционеры
Семья
Wikimedia
Wiktionary-logo-v2.svgMatisse at Wiktionary• Wikibooks-logo.svgMatisse at Wikibooks• Wikiquote-logo.svgMatisse at Wikiquote• Wikisource-logo.svgMatisse at Wikisource• Commons-logo.svgMatisse at Commons• Wikinews-logo.svgMatisse at Wikinews

Cвойства:
страницы ⇔ вики
картины ⇔ ИЗ собраний государственного эрмитажа
картины ⇔ 1910 года
картины ⇔ Анри Матисса
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок