Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Тирпиц
нем.   Tirpitz
«Тирпиц» в норвежском Альтен-фьорде
«Тирпиц» в норвежском Альтен-фьорде
Служба
War Ensign of Germany (1938–1945).svg
Назван в честь Тирпиц, Альфред фон
Класс и тип судна линкор / тяжёлая артиллерийская плавбатарея
Порт приписки Флаг Норвегии Тронхейм
Изготовитель верфь Кригсмарине в Вильгельмсхафене
Заказан к постройке 1935
Строительство начато 2 ноября 1936
Спущен на воду 1 апреля 1939
Введён в эксплуатацию 25 февраля 1941
Выведен из состава флота потоплен 12 ноября 1944
Статус разобран на металл и дорожное покрытие (электрогенераторы временно использовались в качестве электростанции), отдельные части сохранились в музеях
Основные характеристики
Водоизмещение официальное 35 000 т,
проектное 45 474 т,
максимальное (1944 год) 53 500 т
Длина 241,7 м по ватерлинии;
253,6 м общая
Ширина 36 м
Высота 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
Осадка 9—10,6 м
Бронирование броневые пояса: 145…320 мм
палубы: 50…120 мм
були: 220 мм
орудийные башни: 130…360 мм (в том числе барбеты башен главного калибра: 342 мм)
боевая рубка: 360 мм
Двигатели 12 п аровых котлов Wagner
3 турбины Brown Boveri & Cie
Мощность 163 026 л. с. (121 МВт )
Движитель три трёхлопастных гребных винта диаметром по 4,7 м
Скорость хода 30,8 узла (57 км/ч )
Дальность плавания 8 870 морских миль (16 430 км) на скорости 19 узлов (35,2 км/ч)
Экипаж 2 608 человек: 108 офицеров и 2 500 унтер-офицеров и матросов (1943)
Вооружение
Радиолокационное вооружение Радиолокационные станции обнаружения надводных и воздушных целей
Артиллерия 8 × 380 мм/L48.5 SK-C/34 (4 × 2)
12 × 150 мм/L55 SK-C/28 (6 х 2)
Зенитная артиллерия 16 × 105 мм/L65 SK-C/37 и L65 SK-C/33 (8 х 2)
16 × 37 мм/L83 SK-C/30 (одиночные)
12 × 20 мм/L65 MG C/30 (одиночные)
72 × 20 мм/L65 MG C/38 (в счетверённых («фирлинг») артиллерийских установках)
Минно-торпедное вооружение 2 × четырёхтрубных 533,4-мм торпедных аппарата ( торпеды G7a T1 )
Авиационная группа 6 самолётов Arado Ar.196A-3 , одна двусторонняя авиационная катапульта
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

«Ти́рпиц» ( нем.   Tirpitz ) — второй линкор типа « Бисмарк », входивший в состав Кригсмарине . В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота . Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение более чем двух с половиной лет. Британцам периодически удавалось выводить корабль из строя, но их усилия увенчались полным успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy . Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.

История применения

Линкор «Тирпиц». Вид на кормовые башни главного калибра.

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года . Своё название получил в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица  — основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер , нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике . Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила и Гитлера , и гросс-адмирала Редера с большой осторожностью отнестись к возможностям крупных надводных артиллерийских кораблей, не имеющих поддержки авианосцев (их строительство в Германии было в результате на время ускорено, но в строй ни один из них в конце концов так и не вошел), потому «Тирпиц» использовался крайне осторожно и, как следствие, редко.

В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в СССР и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй ( норв. Vågsøy ). Там, во фьордах , он и простоял практически всю Вторую Мировую войну . Однако даже простое присутствие «Тирпица» на Арктическом морском театре военных действий связывало значительные силы Королевского Флота , хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на последнее, британское Адмиралтейство учитывало потенциальную опасность линкора и не прекращало усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и из-под воды «Тирпиц» был потоплен на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжёлых 5,5- тонных бомб Tallboy .

Операции «Тирпица»

Операция Sportpalast

В начале марта 1942 года немцами была предпринята попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8 . PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии , а QP-8 — примерно в то же время из Мурманска . 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову . Из-за плохой погоды обнаружить конвои не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил отставший от QP-8 советский лесовоз «Ижора». 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом, базировавшемся на авианосце HMS Victorious , и командовавший отрядом вице-адмирал (впоследствии — адмирал ) Отто Цилиакс ( нем.   Otto Ciliax ) принял решение немедленно прервать поход и возвратиться на базу.

Операция Rösselsprung

Основная статья: Конвой PQ-17

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать линкор «Тирпиц», броненосец « Адмирал Шеер » и тяжёлый крейсер « Адмирал Хиппер » совместно с эсминцами и миноносцами для атаки конвоя PQ-17 (план Rösselsprung — «Ход конём»). Из-за задержек с разрешением на начало операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля . К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно . Таким образом, прямого ущерба конвою «Тирпиц» не нанес. Однако PQ-17, распущенный и оставленный без охраны именно из-за угрозы со стороны «Тирпица», беспрецедентно сильно пострадал от атак германских авиации и подводных лодок.

Атака Лунина
Линкор «Тирпиц» выходит в море с кораблями эскорта

В день выхода из передового пункта дислокации в Вестфьорде линкор был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга (впоследствии — контр-адмирала ) Н. А. Лунина . Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов . Экипаж лодки результата своей торпедной атаки непосредственно не наблюдал, однако слышал два сильных взрыва и серию взрывов слабее. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок Северного Флота на основании его доклада и данных разведки сделали вывод о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советской и современной российской мемуарной и популярной литературе, а также публицистике многократно встречаются утверждения о повреждении «Тирпица» в ходе атаки К-21 (в советское время вплоть до наступления эпохи «гласности» в 1987 году это была официальная — в значении «единственно допускаемая» — точка зрения как в историографии , так и в литературе для массового читателя). Российский историк М. Э. Морозов предполагает, что из-за неправильного определения элементов движения цели, большого угла встречи и слишком большой дистанции стрельбы германские корабли даже теоретически не могли получить попаданий, а услышанные экипажем К-21 взрывы объясняются либо подрывом торпед при их ударах о грунт (в конце траектории движения боевая торпеда в случае непоражения цели тонет), либо отдалёнными взрывами глубинных бомб , «профилактически» сбрасываемых кораблями эскорта . Немецкие и другие зарубежные источники не подтверждают результативность атаки — запись о попаданиях отсутствует в сохранившихся вахтенных журналах «Тирпица» и других кораблей эскадры (в них вообще не отражён сам факт атаки, немцы её не обнаружили, почему и не стали преследовать подлодку), после атаки эскадра несколько часов продолжала идти высоким ходом, после возвращения на базу ремонт корабля не производился, отсутствуют какие-либо упоминания об атаке в воспоминаниях экипажа корабля. В документах «Тирпица» об операции «Ход конём» никаких упоминаний об атаке Лунина не содержится.

Операция Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») — рейд на остров Шпицберген . Германские войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкора «Тирпиц», линейного крейсера « Шарнхорст » и девяти эскадренных миноносцев. Немцы занимали остров с 6 сентября по 9 сентября 1943 года . Операция Sizilien была единственным случаем, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по иному противнику, нежели воздушные цели (однако по судам противника он так никогда и не произвёл ни одного выстрела).

Операции против «Тирпица»

Британцы не прекращали атаки на «Тирпиц» до тех пор, пока не потопили линкор.

Операция Title

30— 31 октября 1942: попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» ( англ.   Chariot ), представлявших собой торпеды, управляемые человеком . К месту стоянки «Тирпица» аппараты должны были быть доставлены путём скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан — Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в Тронхеймс-фьорд . Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (28 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22:00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до «Тирпица» оставалось менее 10 миль (18,5 км). Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.

Операция Source

Основная статья: Операция Source

В сентябре 1943 года произошла первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс» [en] ( англ.   X ). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 (лейт. Хенти-Крир), X6 (лейт. Дональд Кэмерон) и X7 (лейт. Бэзил Плейс). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начинённых аммотолом . После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не успел сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанёс линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того, вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнём. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась .

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории  — высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten

Основная статья: Операция «Тангстен»

К апрелю 1944 года «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам» ( англ.   Tungsten ). В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два эскадренных авианосца, два быстроходных лёгких авианосца, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля , накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта.

В налёте участвовали две волны торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолёты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, фугасные, глубинные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолёта. Экипаж «Тирпица» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневые пояса и броневая палуба линкора при этой атаке не были повреждены, однако надстройкам был нанесён заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт для его устранения.

Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

Операция Mascot

Линейный корабль «Тирпиц» по-прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 года англичанам пришлось отменить три налёта: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака союзников с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944 года. Однако к этому времени немцы значительно усилили противовоздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолёты не добились попаданий.

Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 года «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налёты (операции Goodwood I и Goodwood II), снова окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

Операции Paravane, Obviate и Catechism

«Операция Paravane » ( англ . Параван ) была предпринята Королевскими Воздушными Силами Великобритании 15 сентября с аэродрома Ягодник под Архангельском . Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5,5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (227-кг) подводными «ходячими» (самотранспортирующимися) минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты «Тирпица», одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, нанеся повреждения, сделавшие его практически немореходным. У немцев практически не было возможности поставить «Тирпиц» в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё в качестве «тяжёлой артиллерийской плавбатареи» на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости тяжёлых бомбардировщиков Бомбардировочного командования Королевских ВВС, базирующихся в Северной Шотландии , и британцы продолжили атаки на «Тирпиц», не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на «Тирпиц» под названием «Операция Obviate » (англ. Устранять ), однако в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy , разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал .

Но в следующий раз, 12 ноября , во время операции «Катехизис» ( англ . Catechism) над «Тирпицем» не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попали три бомбы Tallboy : одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали примерно 200- футовую (приблизительно 60 м ) дыру в его левом борту, вызвав также пожар и последующий взрыв в пороховом погребе башни «С», причём взрыв оторвал её. В итоге «Тирпиц» завалился на борт, а затем перевернулся и примерно через 10 минут после атаки затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн , унеся с собой на дно более 950 человек из находившихся на борту примерно 1700.

«Тирпиц» вверх килем ( 1944 )

По причинам, до настоящего времени не до конца понятным, истребителям Люфтваффе не удалось помешать атаке британской бомбардировочной авиации на «Тирпиц» 12 ноября [ уточнить ] . Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир эскадрильи 9./JG 5 5-го воздушного флота Люфтваффе, ответственной за истребительное прикрытие района Тромсё, майор Генрих Эрлер был обвинён в преступном пренебрежении служебными обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт в полевой штрафной лагерь (один из видов штрафных воинских формирований Третьего Рейха, отличавшийся особенно суровым режимом) до завершения войны.

Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьёзную надводную угрозу для коммуникаций союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане. Это позволило перевести главные надводные силы Королевского Флота — эскадренные авианосцы, быстроходные лёгкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ринаун»  — с Атлантического театра войны , где они находились в качестве «сил сдерживания», — в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии .

После войны

Памятник погибшим членам экипажа «Тирпица» недалеко от Тромсё

После войны обломки «Тирпица» были проданы норвежской компании, после чего линкор разрезали на части и вывезли. Однако значительный фрагмент носовой части остаётся там, где он и затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог ( норв. Honningsvåg ).

В настоящее время фрагменты линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ . Некоторые части корабля были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительный фрагмент бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте , Хэмпшир .

Недалеко от места потопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy , не попавших в цель.

Командный состав

В культуре

  • С «Тирпицем» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2 , где группа британских разведчиков выполняет задание по минированию корабля. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию — минирование котлов и уничтожение электронных блоков РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.
  • «Тирпиц» необходимо уничтожить в одной из последних миссий в игре Battle of Europe .

См. также

Примечания

  1. За пассивную роль в войне норвежцы прозвали линкор «Одинокая Королева Севера» ( норв. Den ensomme Nordens Dronning )
  2. Т. Тудейа, Д. Вудворд «Сумерки морских богов», — АСТ, 2002, стр. 366
  3. Например, Советская подлодка К-21 стоила всего британского флота . Независимое военное обозрение. В. Заборский 17 марта 2000
  4. М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. «Катюши» в бою. — Морская Коллекция, № 2, 2008
  5. Мирослав Морозов об атаке подлодки "К-21" линкора "Тирпиц" / Полуторачасовая лекция . YouTube.com . TacticMedia (19 марта 2019). Дата обращения 27 марта 2019.
  6. tsushima.su // Операция «Ход конём» в документах ТИРПИЦА
  7. «Tirpitz» — The History
  8. Вудворд, стр. 419
  9. Статья с фотографиями плит с «Тирпица» (норв.)   (недоступная ссылка) . Дата обращения 17 июля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.

Литература

Ссылки


© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок