Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Як-15
Yakolev Yak-15 37 yellow (8454539446).jpg
Як-15 в Музее техники Вадима Задорожного
Тип истребитель
Производитель Флаг СССР ОКБ Яковлева
Первый полёт 24 апреля 1946 года
Начало эксплуатации 1947 год
Конец эксплуатации в начале 1950 годах
Эксплуатанты ВВС СССР
Годы производства 1946 1947
Единиц произведено 280
Базовая модель Як-3
Варианты Як-17
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Як-15 (по классификации НАТО : Feather - "Перо", первоначально Type 2 ) — первый реактивный истребитель , принятый на вооружение ВВС СССР . Разработан на базе Як-3 , совершил первый полёт 24 апреля 1946 года . В 1946—1947 годах построено 280 самолётов.

В советских ВВС Як-15 считался переходным самолётом и использовался только для переучивания лётного состава с поршневых истребителей на реактивные.

История создания

Самолёт реданной схемы.

Производство и эксплуатация

В августе 1946-го, на следующий день после воздушного парада в Тушино , Микоян и Яковлев были вызваны в Кремль , где получили личное указание Сталина о постройке пятнадцати МиГ-9 и такого же количества Як-15, для демонстрации на ноябрьском параде . «Парадные» Як-15 должны были выпускаться без оружия и бронезащиты, с верхним фюзеляжным топливным баком полного объёма (при установке пушек его объём уменьшался) и неполным комплектом радиооборудования.

Выпуск Як-15 поручили заводу № 31 в Тбилиси , который продолжал производить Як-3. Работая в три смены , завод выпустил малую серию Як-15 вовремя, во многом благодаря преемственности конструкции истребителя с Як-3. Завод в Тбилиси строил самолёты, но испытывать их не мог, из-за непригодности для Як-15 ВПП его аэродрома. Истребители в разобранном виде отправляли железнодорожным транспортом в подмосковный город Жуковский , на аэродром ЛИИ . Там их собирали и облётывали.

Первым эксплуатацию реактивных истребителей в ВВС начал личный состав 50-го отдельного учебно-тренировочного Краснознамённого авиационного полка, во время подготовки к ноябрьскому параду над Красной площадью 1946 года. Однако спешка оказалась напрасной — пилоты уже сидели в кабинах, но им так и не пришлось поднять в этот день свои машины в воздух из-за тумана над Москвой.

Ещё до завершения госиспытаний, 16 декабря 1946 года вышло постановление, по которому заводу № 31 предписывалось изготовить ещё пятьдесят Як-15, в том числе 25 в двухместном варианте, однако эти двухместные Яки так и не были выпущены. Вместо них по предложению замминистра авиапромышленности был продолжен выпуск «парадных» Як-15. Причиной было то, что пушка НС-23КМ и часть радиооборудования для Як-15 ещё не прошли войсковых испытаний и изготавливались серийно в небольших объёмах. Поставки второй партии завершились к весне 1947 года. Часть этих самолётов всё же имела вооружение состоявшее всего из одной пушки.

С января 1947 года переучивание летного состава ВВС на новую материальную часть (Як-15 и МиГ-9) начал проводить организованный на аэродроме Сейма первый учебно-методологический центр. Летчики из строевых частей 10, 11 и 14-го истребительных авиационных корпусов, прибывшие на переподготовку, были включены в число участников предстоящего 1 мая воздушного парада. Первая массовая демонстрация Як-15 состоялась 1 мая над Красной площадью. В этом параде приняло участие 50 Як-15 и 50 МиГ-9. Демонстрация во многом была политическим шагом, продемонстрировавшим то, что ослабленный войной Советский Союз в кратчайшие сроки смог наладить производство реактивных истребителей. Однако самолёт был ещё очень сырым и по итогам непродолжительной эксплуатации Як-15 во время подготовки к параду были выявлены существенные недостатки конструкции (Як-15 — 71 дефект, РД-10 — 12 дефектов).

В 1947 году в Тушино был продемонстрирован высший пилотаж на Як-15, а в следующем году генерал Е. Я. Савицкий организовал пилотажную пятерку на Як-15, которую возглавил лично. В 1949 групповой пилотаж на Як-15 демонстрировала ещё одна пятерка, возглавляемая полковником П. Чупиковым.

Всего до 1947 года было произведено 280 машин, после чего завод № 31 приступил к производству Як-17 . Полноценные двухпушечные истребители были распределены в войсках для ознакомления пилотов с реактивной техникой. Эксплуатировались Як-15 параллельно с более совершенными Як-17 и так же недолго. Уже в начале 1950-х годов Як-15 были сняты с вооружения.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Як-ЮМО   Другое обозначение Як-15.
Як-ЮМО «вывозной»   Другое обозначение Як-21.
Як-15   Серийный истребитель.
Як-15В   Другое обозначение Як-21.
Як-15У   Истребитель на базе Як-15, в дальнейшем строился под обозначением Як-17 .
Як-17РД-10   Истребитель с улучшенной аэродинамикой, включавшей новые скоростные профили крыла и доработанное оперение. Кроме того, на Як-17РД-10 был оборудован катапультируемым сидением с бронеспинкой, бронированным лобовым стеклом и новым шасси. Самолёт был достроен 3 сентября 1946 года, на нём выполнили несколько рулёжек, однако в воздух поднимать не стали. В дальнейшем, под обозначением Як-17 строился другой самолёт.
Як-21   9 июля 1946 г. Совмин выпустил Постановление № 1498-665 о создании учебно-тренировочных самолётов с двойным управлением. Самолёт не имел вооружения, на месте фюзеляжного бака разместили вторую кабину для курсанта. 5 апреля 1947 года Як-21 впервые облетал лётчик испытатель завода № 31 П. У. Фокин. Серийно самолёт не строился, ввиду того, что к весне 1947 года уже был облётан более совершенный Як-21Т.
Як-21В   Другое обозначение Як-21.
Як-21Т   Двухместный учебно-тренировочный истребитель на базе Як-15, в дальнейшем строился под обозначением Як-17УТИ .

Тактико-технические характеристики

Проекции Як-15.

Данные приведены по статье Як-15 на сайте «Уголок неба».

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушки: НС-23КМ 2×23 мм; боезапас — 60 снарядов

Сохранившиеся экземпляры

Сохранился всего один экземпляр Як-15, хранящийся в Музее техники Вадима Задорожного .

См. также

Литература

  • Ефим Гордон . Реактивные первенцы Яковлева // Авиация и Время. — 2002. — № 6. — С.6-11.
  • Николай Якубович . Истребители Яковлева — Москва: «Яуза», «Эксмо», 2008. — С.282-294. — ISBN 978-5-699-31559-8 .
  • Подрепный Е. И. Реактивный прорыв Сталина — Москва: «Яуза», «Эксмо», 2008. — С.116-135. — ISBN 9785-5-699-26891 -7
  • Якубович Н.В. Як-3. Истребитель «Победа». — М. : ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2011. — С. 84-91. — 96 с. — («Война и мы. Авиаколлекция»). — 1800 экз.  — ISBN 978-5-699-50907-2 .

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок