Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Глеб Якунин
Gleb Yakunin.JPG
Глеб Якунин на демонстрации протеста в Москве 10 марта 2012 года
Имя при рождении Глеб Павлович Якунин
Дата рождения 4 марта 1934 ( 1934-03-04 )
Место рождения Москва , СССР
Дата смерти 25 декабря 2014 ( 2014-12-25 ) (80 лет)
Место смерти Москва , Россия
Гражданство   СССР
  Россия
Род деятельности политик , правозащитник
Вероисповедание Апостольская православная церковь
Партия
Награды Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Глеб Па́влович Яку́нин ( 4 марта 1934 , Москва  — 25 декабря 2014 , там же) — советский и российский религиозный, общественный и политический деятель, диссидент , член московской Хельсинкской группы , политический деятель, народный депутат России, член Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР (1990—1993), Государственной Думы I созыва (1993 по 1995).

Бывший священник Русской православной церкви , впоследствии основатель и лидер неканонической Апостольской православной церкви , в которой имел сан протопресвитера .

Биография

Родился в семье музыканта. Изучал биологию в Московском пушно-меховом институте , после его закрытия — в 1957 году окончил Иркутский сельскохозяйственный институт . Был джазовым саксофонистом.

В конце 1950-х годов под влиянием Александра Меня обратился к христианству. По воспоминаниям Александра Меня: «Он в юности увлекался оккультизмом, теософией и так далее, и как-то незаметно при мне христианизировался. Но это человек темпераментный и страстный, которого всегда в основном интересовала борьба. Больше ничего — борьба, и борьба, и борьба! И если когда-то можно было противника сокрушить — для него не было большей радости» .

Обучался в Московской духовной семинарии , но был исключён, работал псаломщиком .

В августе 1962 года рукоположён во священника Русской православной церкви и направлен в Зарайск , а позднее в Дмитров .

25 ноября 1965 года вместе с Николаем Эшлиманом направил патриарху Алексию I открытое письмо , которое подробно рисовало картину противозаконного подавления органами государственной власти СССР прав и свобод верующих граждан страны. Варианты письма были предложены отцом Александром Менем и затем Анатолием Красновым-Левитиным , но не были приняты Эшлиманом и Якуниным, которые привлекли к сотрудничеству Феликса Карелина . Им и была проделана бо́льшая часть литературной работы, хотя каждая формулировка обсуждалась и принималась втроём. В письме Никите Струве 15 ноября 1971 года Глеб Якунин открыто назвал Карелина «третьим автором письма» . Однако было решено не ставить его подпись, поскольку Карелин имел судимость, и это могло дать церковной власти формальный канонический повод для отказа в рассмотрении обращения. Первоначально предполагалось, что это будет совместное письмо нескольких епископов и священников (в частности, архиепископа Гермогена ). Но архиепископ Гермоген затем отказался от участия в проекте, а без него отказались участвовать и все остальные. Через два года Гермоген направил патриарху собственное послание, посвящённое в основном вопросу канонической нелегитимности Поместных соборов , состоящих из епископов, не избранных народом на свои кафедры , но назначенными церковной властью . Результатом для архиепископа была последовавшая опала: высылка в Жировицкий монастырь , где он впоследствии и скончался. Письмо поддержали также архиепископы Вениамин , Михаил , Павел и Гавриил .

В письме, подписанном Эшлиманом и Якуниным, в частности, говорилось:

С каждым днём обостряется сознание нетерпимости дальнейшего подчинения беззаконию; с каждым днём в Русской Церкви нарастает спасительная жажда очищения от той скверны, которая накопилась в ней по вине церковной власти; с каждым днём углубляется в Церкви жажда подлинного соборного общения; наконец, с каждым днём в нашей Церкви нарастает чувство ответственности за те души, которые по вине пастырей Церкви, не просвещены Евангельским словом и несмотря на свою пробудившуюся религиозную жажду пребывают вне Церковной ограды.

В заключение письма священноначалию Патриархии предлагалось:

… начать немедленную подготовку к созыву очередного Всероссийского Церковно-Поместного Собора с самым широким представительством.

Созыв Поместного Собора в ближайшее время диктуется необходимостью общецерковного суждения о деятельности церковного управления и насущной потребностью скорейшего решения исторически назревших вопросов Церковной жизни и Церковного учительства.

Для того, чтобы новый Поместный Собор не оказался послушным орудием в руках нецерковных сил, необходимо, чтобы в подготовке к этому Собору могла принять деятельное участие вся Русская Церковь.

Для этого Собору должны предшествовать приходские собрания и епархиальные съезды.

Только в этом случае на Собор смогут попасть клирики и миряне, действительно представляющие собой, вместе с лучшими Епископами Русской Церкви, полноту церковного сознания. Новому Поместному Собору несомненно предстоит великое поприще — возрождением русской Церковной жизни, активно послужить новому Вселенскому Возрождению Христианства.

Письмо было размножено в 100 экземплярах и разослано в середине декабря всем правящим архиереям Московского патриархата. Митрополит Сурожский Антоний прислал одобрительную телеграмму.

15 декабря копии письма были направлены Председателю Президиума Верховного Совета СССР Николаю Подгорному , председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину и Генеральному прокурору СССР Роману Руденко .

В письме священники выступали против гонений на Церковь со стороны советской власти. До этого в феврале 1964 года были письменные протесты баптистов против гонений на христианство. В письме перечислялись запреты, установленные властью: запрет на регистрацию крестин , запрет треб на дому и кладбищах, контроль над назначением духовенства и т. д.

Глеб Якунин приводил информацию о гонениях на церковь: «1 января 1958 года было 13 414 храмов, а в 1966-м осталось 7523, из 56 монастырей к 1966 году осталось только 19» .

Историк Русской церкви Лев Регельсон писал :

Отрезвляющее впечатление, произведённое «Открытым письмом», было связано <…> не столько с разоблачением очередной попытки насильственного уничтожения Церкви, сколько с разоблачением той дряблости церковного духа, той вовлечённости в мирскую стихию, той заражённости страхом и ложью, которая обнаружилась при этом в самой Русской Церкви, в особенности в Её высшей иерархии.

Письмо, датированное 21 ноября 1965 года , вызвало отклик не только в СССР , но и за границей. Так, о письме отозвался в те годы ещё находившийся в СССР Александр Солженицын :

Ещё весной 66-го года я с восхищением прочёл протест двух священников — Эшлимана и Якунина, смелый чистый честный голос в защиту церкви, искони не умевшей, не умеющей и не хотящей саму себя защитить. Прочёл — и позавидовал, что сам так не сделал, не найдусь.

А. И. Солженицын. « Бодался телёнок с дубом »

Патриарх поручил митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену провести увещевательные беседы с Якуниным и Эшлиманом. 13 мая 1966 года патриарх начертал на докладе Пимена:

<…> считаю необходимым освободить их от занимаемых должностей, с наложением запрещения в священнослужении до полного их раскаяния, причём с предупреждением, что, в случае продолжения ими их порочной деятельности, возникает необходимость прибегнуть в отношении их к более суровым мерам, согласно с требованием Правил Церковных.

23 мая Якунин и Эшлиман обратились с апелляцией в Священный синод по поводу запрещения им в священнослужении . В июле 1966 года патриарх призвал епархиальных архиереев высказать мнение об этой апелляции . Архиепископ Пензенский Феодосий обратился «с почтительнейшим прошением о помиловании запрещённых священников», так как, несмотря на их вину в «несправедливых упрёках, в недопустимо дерзком обличительном тоне их письменных обращений, оскорбительной и бестактной форме выражения своих мнений и в некотором самомнении в деле отстаивания правды Церковной», ими двигали благие побуждения .

8 октября Священный синод постановил:

Имея в виду Апостольские правила 39 и 55 и IV Вселенского Собора правило 18, — запрещение Святейшим Патриархом священников Московской епархии Н. Эшлимана и Г. Якунина, до их раскаяния, наложено справедливо; апелляцию их, грубую и вызывающую в отношении Святейшего Патриарха, о снятии с них запрещения,— оставить без удовлетворения.

Глеб Якунин опубликовал сотни материалов и документов, свидетельствовавших о нарушениях прав верующих в СССР и имевших широкий резонанс за рубежом. В 1976 году он стал одним из соучредителей общественного « Христианского комитета защиты прав верующих в СССР » .

В ноябре 1979 года был арестован , а 20 августа 1980 года осуждён по обвинению в антисоветской агитации , наказание отбывал в Перми-36 (станция Всесвятская, посёлок Центральный) до 1985 года , затем был сослан на два с половиной года в Якутию . В 1987 году был амнистирован и восстановлен Московской патриархией в священническом служении , после чего служил в Никольской церкви села Жегалова (город Щёлково Московской области) по 1992 год . 18 октября 1991 года реабилитирован постановлением Верховного совета Российской Федерации.

В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР , членом Верховного Совета РСФСР , заместителем председателя Комитета Верховного Совета по свободе совести . Принимал активное участие в работе над законом «О свободе вероисповеданий». При содействии Глеба Якунина возобновили работу множество закрытых храмов и монастырей.

Летом 1990 года побывал в Нью-Йорке , где встречался с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием . По воспоминаниям Виктора Аксючица , «Глеб Якунин яростно убеждал владыку Виталия активно открывать приходы Зарубежной церкви в СССР : Московская патриархия — давно уже не Церковь, ибо всё её руководство — агенты КГБ» .

С 1990 года — сопредседатель координационного совета движения « Демократическая Россия », а с февраля 1992 года — сопредседатель Совета представителей движения «Демократическая Россия».

В 1991—1992 годах участвовал в работе парламентской Комиссии по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП . Комиссия опубликовала архивные материалы КГБ о предполагаемом сотрудничестве отдельных иерархов Московской патриархии с КГБ.

12 декабря 1991 года, являясь членом Верховного Совета РСФСР, проголосовал за ратификацию Беловежского соглашения о прекращении существования СССР .

В 1993—1995 годах — депутат Государственной думы . 8 октября 1993 года лишён священнического сана Священным синодом Русской православной церкви «за отказ подчиниться требованию о неучастии православных клириков в парламентских выборах». Историк Дмитрий Поспеловский отмечал, что через несколько дней после этого, находясь на конференции (в которой участвовал и Поспеловский), посвящённой «вопросам Церкви и государства» в Вашингтоне Якунин «изобразил это снятие сана как некое политическое гонение Синода лично на него за его демократические взгляды и критику синодальной политики», эту новость тут же взяли на вооружение представители Русской православной церкви заграницей «и прочие круги на Западе, априорно настроенные против Московской патриархии , например, так называемый Кестонский исследовательский институт ». Поспеловский указывал, что «лишение сана было представлено как преследование реакционным „полубольшевистским“ Синодом старого диссидента и узника брежневско-андроповских лагерей, борца за права человека». По мнению Поспеловского, «почву подобным кривотолкам дал сам Синод, нарушивший канонические правила и не прибегший к подлинному судопроизводству» . Впоследствии Якунин подавал прошения о восстановлении его в сане священника, так как, по его мнению, он прежде всего защищал интересы верующих и рядового духовенства, которые были жертвами широкомасштабного шпионажа в Православной церкви, но Московская патриархия отклонила его просьбы. В 1997 году Якунин был отлучён от церкви за самочинное ношение иерейского креста и священнических одежд , а также общение с самозванным патриархом Киевским Филаретом .

В 1995 году организовал Общественный комитет защиты свободы совести .

11 сентября 1995 года стал участником драки в Думе. Николай Лысенко обвинил Якунина, что тот не имеет права носить рясу церковнослужителя, так как был лишён сана , после чего сорвал с него наперсный крест . В конфликт вмешались депутаты Владимир Жириновский , Евгений Логинов и Евгения Тишковская . Согласно газете « Коммерсантъ », Жириновский «громко подсказывал: „Коля, бей его, души, рви рясу“!». Председатель Государственной думы Иван Рыбкин направил письмо и. о. генерального прокурора Алексею Ильюшенко , в котором попросил «дать указания расследовать действия депутатов Николая Лысенко и Владимира Жириновского по отношению к депутатам Якунину и Тишковской на заседании палаты 9 сентября» .

В 1997 году Якунин от лица « Общественного комитета защиты свободы совести » вместе со Львом Левинсоном и Михаилом Осадчевым подал в Хорошёвский межмуниципальный суд СЗАО Москвы иск к Александру Дворкину и отделу религиозного образования и катехизации Московского патриархата об опровержении, утверждая, что сведения, излагаемые в брошюре «Десять вопросов навязчивому незнакомцу…», не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию описываемых в ней организаций — « Общества сознания Кришны », « Церкви Объединения », « Саентологии », « Богородичного центра » и других, но дело проиграл .

19 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви отлучён через анафематствование от Церкви .

Ещё до того был принят в юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата в священническом сане, а затем перешёл в Русскую истинно-православную (катакомбную) церковь . В 2000 году на её основе были созданы « Движение за возрождение российского православия », а затем и Апостольская православная церковь , где Якунин получил сан протопресвитера .

В ноябре 2005 года вместе с другими участниками московской Хельсинкской группы написал лидерам Запада письмо, в котором высказывалась озабоченность преследованием российских граждан по политическим мотивам. Среди жертв преследования государства фигурировали учёные Игорь Сутягин и Валентин Данилов , адвокат Михаил Трепашкин , студентка Зара Муртазалиева , предприниматели Михаил Ходорковский и Платон Лебедев .

Ранее он, а также ряд других правозащитников выразили озабоченность по поводу разгоревшейся в России «шпиономании» и преследования российских учёных ФСБ . Якунин выступил за перенесение дела профессора Оскара Кайбышева из Башкирии в любой другой регион, так как, по мнению правозащитников, «дело Кайбышева» — ещё одно сфальсифицированное ФСБ дело против российских учёных .

8 июля 2008 года по поводу прещений , наложенных руководством Патриархии на епископа Анадырского и Чукотского Диомида , сказал:

Для патриархии главная вина епископа Диомида в том, что он публично высказал свою позицию. По-видимому, для Московской патриархии это видится величайшим грехом. Это показывает, что она уже превратилась в авторитарно-тоталитарную структуру, которая органически не терпит публичной критики.

Интервью для Портала-Credo.Ru

В начале ноября 2014 года, вернувшись из поездки по США , ощутил проблемы со здоровьем, периодически терял сознание . 9 ноября совершил последнюю литургию . 18 ноября был госпитализирован с симптомами затруднённого дыхания. 9 декабря состояние больного ухудшилось , 10 декабря переведён в реанимацию и подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких .

Скончался 25 декабря 2014 года . 27 декабря в помещении Сахаровского центра на Земляном валу состоялись гражданская панихида и отпевание , которое совершили митрополит Виталий (Кужеватов) со священниками Апостольской православной церкви и священник Яков Кротов , настоятель московской общины Украинской автокефальной православной церкви . Похоронен рядом со своими родителями на Пятницком кладбище Москвы .

Отзывы

Протодиакон Андрей Кураев

Отец Глеб решил, что церковное служение — это тот способ, которым он может служить своему народу и своей совести. Близкие ему люди говорили мне, что позже он считал принятие священства по нерелигиозным мотивам главной ошибкой своей жизни. И все же он совершил очень важную для жизни и истории вещь: насколько я понимаю, тюремный срок он получил за то, что смог выкрасть из кабинета Совета по делам религии секретную книгу — «Законодательство о культах». <…> Позже началось его странствие по сектам, попытки с нуля создать свою церковь. Эта страница его жизни мне не понятна и чужда. У Христа нет запасной Церкви, как и у нас с вами нет запасных родителей

Протоиерей Всеволод Чаплин

Он был личностно ярким человеком, с ним хотелось и общаться, и шутить, и спорить. Его вклад в жизнь церкви сложно охарактеризовать однозначно. Он отстаивал права верующих во время гонений при советской власти. Пострадал за это, но в какой-то момент его деятельность, по-моему, стала слишком управляться извне. И когда дело, которому служил Якунин, победило — верующие, наконец, получили все права и возможности, за которые он боролся- гонения на церковь завершились, он не нашел себя в новых условиях. Продолжал выступать с позиций западных критиков всего нашего. Был слишком политизированным человеком, чтобы подчиниться решению синода о том, что духовенство не должно идти в парламент, и покинул Церковь. Это была большая потеря. В первую очередь — для него самого

Лидер движения «За права человека» Лев Пономарёв

Я восхищался его заслугами в борьбе с тоталитарной системой до перестройки. Он хотел, чтобы люди могли свободно молиться, чтобы в православной церкви не было чекистских соглядатаев. Он разоблачал священников в погонах и за это был отлучён от церкви, получил 5 лет тюрьмы и 7 лет ссылки. Ссылку сократила перестройка, его реабилитировали, снова приняли в церковь. Когда я стал председателем парламентской комиссии, которая расследовала деятельность КГБ, он попросился в неё войти, получил доступ к документам и вскоре создал своё направление — расследование деятельности спецслужб в церкви. Но церкви это не понравилось, и его вновь отлучили, уже во второй раз.

Примечания

  1. SNAC — 2010.
  2. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #124409342 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. « Александр Мень. О себе…» Воспоминания, интервью, беседы, письма Архивная копия от 1 ноября 2012 на Wayback Machine , 2007. стр. 116
  4. Телеграмма священника Глеба Якунина в редакцию «Вестника РСХД» от 15 ноября 1971 г. // Вестник РСХД. — 1971. — № 100.
  5. Архиепископ Ермоген (Голубев) . По поводу 50-летия Собора 1917-18 гг. Заявление на имя Патриарха Алексия.
  6. Гарькин И. Н. Пензенская епархия и православные диссиденты // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 360.
  7. Кротов, Я. Юбилей письма священников Эшлимана и Якунина . С христианской точки зрения . Радио «Свобода» (ноябрь 2005). Дата обращения 11 января 2014.
  8. Регельсон, Л. Трагедия Русской Церкви. — М., 2007. — С. 9.
  9. Федотов А. А. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы XX века . Богослов.ру : научно-богословский портал (12 мая 2014). Дата обращения 27 декабря 2014.
  10. Гарькин И. Н. Пензенская епархия и православные диссиденты // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 360—361.
  11. Подрабинек А. П. Памяти Глеба Якунина . Ежедневный журнал (26 декабря 2014). Дата обращения 27 декабря 2014.
  12. Умер правозащитник Глеб Якунин // Лента.ру , 25.12.2014
  13. Солженицын, А. (недоступная ссылка с 27-04-2017 [931 день ) По поводу суда над священником Глебом Якуниным] // Новое русское слово : газета. — Нью-Йорк, 1980. — 27 августа.   (недоступная ссылка)
  14. Аксючиц В. Заметки трагического оптимиста. Ч. 14. В Русской Православной Церкви за рубежом.
  15. Бабурин, С. Н. На гибель Советского Союза  // Национальные интересы : журнал. — 2006. — № 5 . Архивировано 13 ноября 2013 года.
  16. Прибыловский, В. , Точкин, Г. Кто и как упразднил СССР?  // Новая ежедневная газета. — 1994, 21 декабря. — № 242 (316) .
  17. , с. 385.
  18. Скандал в Государственной думе  // Коммерсантъ . — 1995, 12 сентября. — № 167 (885) . — С. 14 .
  19. Соколов, М. Что было на неделе  // Коммерсантъ. — 1995, 16 сентября. — № 171 (889) . — С. 5 .
  20. Гентелев, А. Драка в Думе . YouTube (6 января 2010). Дата обращения 11 января 2014.
  21. Решение Хорошёвского межмуниципального суда СЗАО г. Москвы по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации и опровержение порочащих сведений . Новосибирская митрополия . Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского.. Дата обращения 11 января 2014.
  22. Акт об отлучении от Церкви Глеба Павловича Якунина . Православная энциклопедия . Дата обращения 11 января 2014.
  23. Зара Муртазалиева о российских тюрьмах
  24. Не полагайтесь на российское правосудие. Обращение к главам государств . Союз солидарности с политзаключёнными (ноябрь 2005). Дата обращения 11 января 2014.
  25. Правозащитники призывают перенести слушание «дела Кайбышева» из Уфы в другой регион . Regnum (1 ноября 2005). Дата обращения 11 января 2014.
  26. Ойвин В. Н. Председатель Комитета свободы совести священник Глеб Якунин: «Для патриархии главная вина епископа Диомида в том, что он публично высказал свою позицию. В случае келейной разборки они бы всё „спустили на тормозах“» . Портал-Credo.Ru (2008-07-8). Дата обращения 11 января 2014.
  27. Состояние священника Глеба Якунина, находящегося в ЦКБ, ухудшилось; организован сбор средств на его лечение и реабилитацию.
  28. Могила Г. П. Якунина
  29. Михаил Зубов Андрей Кураев — о Глебе Якунине: «Он выкрал секретную книгу и передал на Запад» О скончавшемся священнике и правозащитнике «МК» рассказали друзья и служители РПЦ // Московский комсомолец . — № 26709. — 25.12.2014

Литература

Ссылки

Категории :
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок