Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Яблочный Спас
Малороссийские типы В-садку.jpg
«Малороссийские типы. В садку». 1890-е
Тип народно-христианский
Иначе Спас, Второй Спас
Также Преображение Господне (церк.)
Значение Наступление осени и преображение природы
Отмечается славянами
Дата 6   (19) августа
Празднование освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями
Традиции угощают яблоками близких и неимущих, пекут пироги с яблоками
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Я́блочный Спа́с  — день в народном календаре славян , приходящийся на 6   (19) августа . Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо .

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы . У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая . В этот день они освящаются в церкви .

Другие названия

рус. Спас, Великий Спас , Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение Господне , Праздник первых плодов , Горохов день , Первые осенины , Осенины ; укр. Спас другий, Великий Спас ; белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас , Другі Спас ; серб. Преображење ; болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир ; польск. Pacskie Przemienienie .

Славянские традиции

Н. Бодаревский . Яблочный спас в Малороссии
«Спас», Винничина . Марка Украины, 2002

В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева .

У восточных славян существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует [ когда ] освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам .

В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!» .

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста .

В этот день провожали закат солнца в поле с песнями . В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу  — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали :

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна . В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне [sr] (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику ; считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда .

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда» . Заранее готовили жердь, на верхушку которой привязывали освящённый в церкви букет полевых цветов или злаков. Во время обряда жердь забивали в яму и туда же бросали первые лучшие гроздья винограда .

У сербов бытовало поверье, что на Преображенье «преображается небо и земля» ( сербохорв. преображава се и небо и земља ), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству ) .

Поговорки и приметы

  • Какой второй Спас, такой и январь .
  • Каков день на второй Спас, таков и Покров .
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму .
  • Первая встреча осени — первые Осенины .
  • На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках .

См. также

Примечания

  1. , с. 258.
  2. , с. 401.
  3. , с. 360–362.
  4. , с. 580.
  5. , с. 33.
  6. , с. 198.
  7. , с. 234.
  8. .
  9. , с. 161.
  10. , с. 583.
  11. , с. 229.
  12. , с. 228—229.
  13. , с. 361.
  14. , с. 363.
  15. , с. 259.
  16. , с. 376.
  17. , с. 19.
  18. , с. 237.
  19. , с. 143.

Литература

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок