Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
« Крик » норвежского художника Эдварда Мунка (1893) — своеобразная витрина искусства экспрессионизма

Экспрессиони́зм (от лат.   expressio , «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма , получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века , преимущественно в Германии и Австрии . Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу , театр , архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе .

Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Макке и Франц Марк ), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением . Очень распространены мотивы боли и крика.

Происхождение термина

В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.

В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний — при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких « старых мастеров », как Грюневальд и Эль Греко .

Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году в противоположность термину « импрессионизм »:

Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя … <Экспрессионист отрицает…> мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры… Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность <…и> объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он <автор> переписывает их через простые формулы и символы.

Обращение немецких писателей и художников начала XX века к хаосу чувств происходило в контексте переоткрытия «дионисийского», иррационального начала искусства, о котором писал Ницше в трактате « Рождение трагедии » (1871).

Экспрессионизм в живописи

Своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали постимпрессионистов , которые в конце XIX века, открывая новые экспрессивные возможности цвета и линии, перешли от воспроизведения действительности к выражению собственных субъективных состояний. Драматические полотна Винсента ван Гога , Эдварда Мунка и Джеймса Энсора при всей индивидуальности манер этих художников пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования, ужаса.

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу « Мост », которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов , стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом . Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера , а также к искусству народов Африки. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде , Макс Пехштейн , Отто Мюллер .

Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги и фрустрации , которые они передавали при помощи угловатых, искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Предпочтение отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. Малопримечательные, на первый взгляд, картины современной уличной жизни получали под кистью экспрессионистов бьющую через край эмоциональную окраску.

В 1910 г. группа художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном отделилась от Берлинского сецессиона и образовала Новый сецессион . В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа « Синий всадник », идеологом которой выступал Василий Кандинский . Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Художники этого объединения слабо озабочены кризисным состоянием общества, их произведения менее эмоциональны. Лирические и абстрактные ноты образуют в их работах новую гармонию, в то время как искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.

Когда в Веймарской республике после 1924 года установилась относительная стабильность, невнятность идеалов экспрессионистов, их усложнённый язык, индивидуализм художественных манер, неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату этого течения. С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен « дегенеративным искусством », а его представители потеряли возможность выставлять свои работы или публиковаться.

Тем не менее отдельные художники продолжали работать в рамках экспрессионизма на протяжении многих десятилетий. Пастозные , резкие, нервные мазки и дисгармоничные, изломанные линии отличают работы крупнейших экспрессионистов Австрии — О. Кокошки и Э. Шиле . В поисках наивысшей эмоциональной выразительности французские художники Жорж Руо и Хаим Сутин резко деформируют фигуры изображаемых. Макс Бекман преподносит сцены богемной жизни в сатирическом ключе с налётом цинизма .

Из числа крупных представителей течения только Кокошка (1886—1980) застал возрождение всеобщего интереса к экспрессионизму в конце 1970-х гг. (см. неоэкспрессионизм ).

Экспрессионизм в литературе

Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии , хотя определённое влияние это направление имело и в сопредельных европейских странах: Польше ( Т. Мичинский ), Чехословакии ( К. Чапек ), России ( Л. Андреев ), Украине ( В. Стефаник ) и др.

В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы , когда в Германии работали Альфред Дёблин , Готфрид Бенн , Франц Верфель , Иван Голль , Август Штрамм , Альберт Эренштейн , Карл Эйнштейн , Отто Флаке и др. На немецком языке писали также авторы т. н. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии , фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Среди пражских писателей этой группы — Франц Кафка , Густав Мейринк , Лео Перуц , Альфред Кубин , Пауль Адлер .

Предвоенное время ( 1910 1914 ) рассматривается как период предэкспрессионизма, связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов ( «Der Sturm», «Die Aktion» ) и клубов Неопатетическое кабаре », «Кабаре Гну» ). Георг Гейм , Георг Тракль и другие авторы того времени не называли себя экспрессионистами; они были причислены к их кругу литературоведами позднейшего времени. Вместо термина «экспрессионизм» в то время оперировали различными дефинициями: « Новый пафос » ( Эрвин Лёвенсон ), « Активизм » ( Курт Хиллер ) и др.

Экспрессионизм в театре и танце

Основная статья: Экспрессионизм (театр)
Экспрессионистская постановка в США 1930-х годов

Экспрессионистская драма возникла с опорой на наследие А. Стриндберга и Ф. Ведекинда . Психологизм драматургов предыдущего поколения, как правило, отрицается. Вместо индивидуальностей в пьесах экспрессионистов действуют обобщённые фигуры-символы (например, Мужчина и Женщина). Главный герой зачастую испытывает духовное прозрение и восстаёт против фигуры отца.

К примеру, в пьесе Кокошки «Убийца» (поставлена в 1909) упор сделан не на окружающем мире, а на психическом состоянии индивида, который изливает свою душу в длинных монологах. Его сложные для понимания речи выявляют душевный диссонанс и неспособность найти общий язык со старшими.

Помимо немецкоязычных стран, экспрессионистские драмы были популярны также в США ( Юджин О’Нил ) и России (пьесы Л. Андреева ), где Мейерхольд учил актёров передавать эмоциональные состояния с помощью своего тела — резких движений и характерных жестов ( биомеханика ).

Той же цели передачи острых эмоциональных состояний танцора через его пластику служит экспрессионистский танец модерн Мэри Вигман (1886—1973) и Пины Бауш (1940—2009). Мир балета с эстетикой экспрессионизма познакомил Вацлав Нижинский ; его постановка балета « Весна священная » (1913) обернулась одним из самых грандиозных скандалов в истории сценического искусства.

Экспрессионизм в кинематографе

Основная статья: Экспрессионизм (кино)

Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — отличительные черты экспрессионистского кинематографа , который расцвёл на студиях Берлина с 1920 по 1925 годы. К числу крупнейших представителей этого движения относят Ф. В. Мурнау , Ф. Ланга , П. Вегенера , П. Лени .

Во второй половине 1920-х на смену экспрессионизму приходит « новая вещественность », представленная, в частности, фильмами Г. В. Пабста . Однако даже на исходе веймарского периода Фриц Ланг ставит крупнобюджетные фильмы, рассчитанные на самую широкую публику и содержащие, хотя и в «разбавленном» виде, основные элементы экспрессионистской эстетики, — « Метрополис », « Город ищет убийцу », « Завещание доктора Мабузе ».

После прихода власти нацистов в 1933 году многие кинематографисты экспрессионистского направления, включая Ланга, перебрались в Голливуд , где внесли весомый вклад в формирование американских жанров фильма ужасов и фильма-нуар .

Экспрессионизм в архитектуре

В конце 1910-х и начале 1920-х гг. архитекторы северогерманской кирпичной и Амстердамской групп использовали для самовыражения новые технические возможности, которые им предоставляли такие материалы, как усовершенствованный кирпич, сталь и стекло. Архитектурные формы уподоблялись объектам неживой природы; в отдельных биоморфных конструкциях той эпохи видят зародыш архитектурной бионики .

Ввиду тяжелого финансового состояния послевоенной Германии самые смелые проекты экспрессионистских сооружений, впрочем, остались невоплощёнными. Вместо строительства реальных зданий архитекторам приходилось довольствоваться разработкой временных павильонов для выставок, а также декораций театральных и кинематографических постановок.

Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая В. Гропиуса и Э. Мендельсона , начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать архитектурное пространство в русле « новой вещественности » (см. Баухаус ).

Экспрессионистское направление в архитектуре возрождается в послевоенный период под названием структурного экспрессионизма . Грандиозные объекты неоэкспрессионистской архитектуры разбросаны по всему миру — от Нью-Йорка ( TWA Flight Center в аэропорту им. Кеннеди , арх. Эро Сааринен ) до Австралии ( Сиднейский оперный театр , арх. Йорн Утзон ).

Экспрессионизм в музыке

Основная статья: Экспрессионизм (музыка)

Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом . Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским  — идеологом экспрессионистской группы « Синий всадник ». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Музыка экспрессионистов воплотила в себе трагическое видение мира, порождённое столкновением высоких духовных устремлений с реалиями мировых войн. Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого .

Примечания

Библиография

Альбомы, монографии, сборники статей

Энциклопедии, словари

  • Ришар Лионель . Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка = Encyclopédie de l'Expressionnisme: Peinture et Gravure. Sculpture. Architecture. Littérature. La Scène expressionniste. Théâtre. Cinéma. Musique / Науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачёв . — М. : Республика , 2003. — 432 с. — 5000 экз.  — ISBN 5-250-01846-7 .
  • Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. П. М. Топер . — М. : ИМЛИ РАН , 2008. — 736 с. — 1500 экз.  — ISBN 978-5-9208-0287-3 .

Статьи

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок