Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Экономика Дании
Kopenhamn Danmark, Johannes Jansson.jpg
Копенгаген
Валюта Датская крона (DKK, kr)
Международные
организации
ЕС , ОБСЕ , ВТО , ОЭСР и другие
Статистика
ВВП $330,5 млрд (2011)
Рост ВВП +1 % (2011)
Инфляция ( ИПЦ ) 2,8 %
Экономически активное население 2,855 млн (2011)
Средний оклад до удержания налогов 38 596 kr / 5169,86 в месяц (2017)
Средний оклад после удержания налогов 24 315 kr / 3256,87 в месяц (2017)
Основные отрасли нефть и газ , железо , сталь , цветные металлы , химическая промышленность , пищевая промышленность , машиностроение , текстильная промышленность , электроника , строительство , лесная промышленность , кораблестроение , ветряные мельницы , фармацевтика и тд.
Внешняя торговля
Партнёры по экспорту Германия 17,6 %, Швеция 13,8 %, Великобритания 8,1 %, США 5,9 %, Норвегия 5,6 %, Нидерланды 4,8 %, Франция 4,7 % (2010)
Статьи импорта машины и оборудования, сырьё, полуфабрикаты, потребительские товары
Партнёры по импорту Германия 21,1 %, Швеция 13,7 %, Нидерланды 7,3 %, Китай 6,8 %, Великобритания 6,1 %, Норвегия 5,5 %, Франция 4,8 %, Италия 4,1 % (2010)
Государственные финансы
Государственные расходы $17,6 млрд (2009)
Если не оговорено иное, все данные указаны в долларах США

Экономика Дании имеет очень скромный запас природных ресурсов, почти целиком полагаясь на человеческие ресурсы и зависит от импортного сырья и внешней торговли (страна стоит на первом месте в мире по объёму внешнеторгового оборота на душу населения). Сектор услуг занимает большую часть рынка труда и экономики в целом. Дания обладает одной из самых устойчивых экономических систем в Европе, она характеризуется сбалансированным госбюджетом, стабильной валютой, низкими процентными ставками и низким уровнем инфляции.

Датский уровень жизни средний среди стран Западной Европы  — и в течение многих лет наиболее равномерно распределённый, как показывает коэффициент Джини  — в мире, датчане перечисляют 0,8 % валового национального дохода (ВНД) на помощь зарубежным странам. В докладе за 2009 год аналитики европейского статистического агентства « Eurostat » самой дорогой страной называли Данию, жизнь в которой обходилась на 41 % дороже, чем в среднем в Европе .

Дания в 1973 году присоединилась к Европейскому Союзу (ЕС) (ни Гренландия , ни Фарерские острова не являются членами ЕС).

Общий обзор

Дания — постиндустриальная страна с высоким уровнем развития. Доля промышленности в национальном доходе — более 40 %.

Датская экономика — современная рыночная система, включающая в себя высокотехнологичное хозяйство, современные малые и крупные предприятия промышленности, обширные меры государственной поддержки, высокий уровень жизни, а также высокую зависимость от внешней торговли.

Это общество, основанное на консенсусе между Датской Конфедерацией профсоюзов и Конфедерацией датских работодателей — подписанным в 1899 году Septemberforliget (Сентябрьском соглашении) — признании друг за другом право на организацию, и, таким образом, переговоры . Право работодателя нанимать и увольнять своих сотрудников тогда, когда они считают необходимым общепризнанно. Не существует официальной минимальной заработной платы , установленной правительством, минимум заработной платы определяется путём переговоров между организациями работодателей и сотрудников.

Дания бедна полезными ископаемыми, поэтому зависит от внешнего рынка. Однако в плане энергоресурсов Дания полностью самодостаточна. Дания ведёт добычу нефти, природного газа, энергия вырабатывается посредством ветряной и биоэнергетики. В последние годы обнаружена нефть на шельфе в Северном море и на юге Ютландии .

Ведущие отрасли: металлообработка , машиностроение , особенно судостроение , электротехническое и радиоэлектронное, пищевая, химическая, целлюлозобумажная, текстильная.

Преимущества и слабые стороны экономики

Преимущества:

Слабые стороны:

  • Большие налоги ;
  • Снижающаяся конкурентоспособность из-за высоких зарплат и сильной кроны .
  • Очень высокие цены на все товары первой необходимости от продуктов питания до автомобилей (Автомобили в Дании стоят примерно в 3 раза дороже чем в соседней Германии или Швеции)

Статистика

В следующей таблице показаны основные экономические показатели за 1980-2018 года. Инфляция менее 2 % обозначена зелёной стрелкой.

Год ВВП (ППС)
(в млрд долл. США)
ВВП на душу населения (ППС)
(в долл. США)
Рост ВВП
(реальный)
Уровень инфляции
(в процентах)
Безработица
(в процентах)
Государственный долг
(в процентах от ВВП)
1980 58,9 11 504 −0,5 % 11,3 % 5,3 % н/д
1981 64,0 12 491 −0,7 % 11,7 % 7,1 % н/д
1982 70,5 13 766 3,7 % 10,1 % 7,6 % н/д
1983 75,2 14 689 2,6 % 6,8 % 8,4 % н/д
1984 81,1 15 858 4,2 % 6,3 % 7,9 % н/д
1985 87,0 17 025 4,0 % 4,7 % 6,6 % н/д
1986 93,1 18 200 4,9 % 3,7 % 5,0 % н/д
1987 95,7 18 681 0,3 % 4,0 % 5,0 % н/д
1988 99,1 19 317 0,0 % 4,5 % 5,7 % н/д
1989 103,6 20 194 0,6 % 4,8 % 6,8 % н/д
1990 109,0 21 227 1,5 % 2,6 % 7,2 % н/д
1991 114,2 22 192 1,4 % 2,4 % 7,9 % н/д
1992 119,1 23 072 2,0 % 2,1 % 8,6 % 66,8
1993 121,9 23 538 0,0 % 1,2 % 9,5 % 78,6 %
1994 131,2 25 242 5,3 % 2,0 % 7,7 % 75,2 %
1995 138,0 26 452 3,0 % 2,0 % 6,8 % 71,4 %
1996 144,6 27 531 2,9 % 2,2 % 6,3 % 68,3 %
1997 151,8 28 783 3,3 % 2,2 % 5,2 % 64,3 %
1998 156,9 29 629 2,2 % 1,8 % 4,9 % 60,3 %
1999 164,0 30 860 2,9 % 2,5 % 5,1 % 56,8 %
2000 174,0 32 645 3,7 % 2,9 % 4,3 % 52,4 %
2001 179,4 33 543 0,8 % 2,4 % 4,5 % 48,5 %
2002 183,0 34 095 0,5 % 2,4 % 4,6 % 49,1 %
2003 187,4 34 811 0,4 % 2,1 % 5,4 % 46,2 %
2004 197,7 36 627 2,7 % 1,1 % 5,5 % 44,2 %
2005 208,8 38 592 2,3 % 1,8 % 4,8 % 37,4 %
2006 223,7 41 211 3,9 % 1,9 % 3,9 % 31,5 %
2007 231,7 42 538 0,9 % 1,7 % 3,8 % 27,3 %
2008 235,0 42 924 −0,5 % 3,4 % 3,5 % 33,3 %
2009 225,2 40 863 −4,9 % 1,3 % 6,0 % 40,2 %
2010 232,2 41 958 1,9 % 2,3 % 7,5 % 42,6 %
2011 240,2 43 194 1,3 % 2,8 % 7,6 % 46,1 %
2012 245,2 43 933 0,2 % 2,4 % 7,5 % 44,9 %
2013 251,5 44 882 0,9 % 0,8 % 7,0 % 44,0 %
2014 260,1 46 223 1,6 % 0,6 % 6,5 % 43,9 %
2015 267,2 47 202 1,6 % 0,5 % 6,2 % 39,6 %
2016 275,9 48 338 2,0 % 0,3 % 6,2 % 37,8 %
2017 286,8 49 883 2,1 % 1,1 % 5,8 % 36,4 %

Государственный сектор

В датской экономике всегда преобладали малые и средние предприятия , которые национализировать не имело смысла . В государственной собственности находились только несколько портов и железные дороги . Увеличение государственной собственности было обусловлено переходом к социальному государству в 1960-е — 1970-е годы, а также началом добычи нефти и газа на континентальном шельфе .

Впоследствии в Дании была проведена масштабная приватизация : в 1993 году приватизирован государственный «Жиробанк», в 2001 году компания, которая являлась частью датской железнодорожной группы компаний «ДСБ Гудс», а в 2005 году датская почта «Пост» . Также были приватизированы: аэропорт Копенгагена (в государственном владении оставлен пакет в 39 2 % акций), бывший монополист на рынке коммуникаций «Теледенмарк», крупнейшая в Дании транспортная компания, автобусное сообщение, пароходная компания, почтовый банк, компания водоснабжения .

В начале 2000-х годов в государственной собственности остались железные дороги, добыча нефти и газа . В 1990—2000 гг. доходы от приватизации составили 5 404 млрд долл. .

Гренландия и Фарерские острова

Ни Гренландия, ни Фарерские острова не являются членами Европейского Союза . Гренландия вышла из Европейского Экономического Сообщества в 1986 году, а Фареры отклонили членство в 1973 году, когда к Сообществу присоединилась Дания.

Гренландия пережила экономическое падение в начале 1990-х, но с 1993 года экономическая ситуация улучшилась. Жесткая налогово-бюджетная политика правительства Гренландии начиная с конца 1980-х годов помогла создать низкий уровень инфляции и профицит государственного бюджета, но за счет роста внешнего долга правительства. С 1990 года в Гренландии фиксируется дефицит внешней торговли.

После закрытия последних свинцовых и цинковых рудников Гренландии в 1989 году экономика острова зависит исключительно от рыболовецкой промышленности и дотаций из центрального датского правительства. Несмотря на возобновившуюся разработку нескольких перспективных углеводородных месторождений, на подготовку условий для начала разработки потребуется несколько лет. Ловля креветок в Гренландии пока что является крупнейшим источником дохода, так как уловы трески упали до исторически низкого уровня. Туризм — единственный сектор, предлагающий экономический рост в краткосрочных пределах, и даже он ограничен из-за короткого сезона активности и высоких затрат. Государственный сектор играет доминирующую роль в экономике Гренландии. Дотации от материковой Дании и рыболовных платежей ЕС составляют около половины доходов Гренландии.

Фарерские острова также почти полностью зависят от рыболовецкого хозяйства и связанного с ним экспорта. Без финансовой помощи датского правительства в 1992 и 1994 годах Фарерскую экономику ждало бы банкротство. Начиная с 1995 года в экономике Фарерских островов наблюдается подъём, но она остается предельно уязвимой и неустойчивой. Недавние шельфовые разведочные работы недалеко от Фарер дают надежду на обнаружение месторождений нефти, которые могли бы стать основой для восстановления экономики в долгосрочной перспективе

История

Левоцентристское коалиционное правительство (1993—2001) было сосредоточено на снижении уровня безработицы и превращения бюджетного дефицита в профицит, а также проведении политики предыдущих правительств по поддержанию низкого уровня инфляции и профицита текущих операций. Коалиция также взяла на себя обязательства по поддержке стабильности валюты. Коалиция снизила предельные ставки налога на прибыль при сохранении общих налоговых поступлений; способствовала росту конкурентоспособности промышленности через рынок труда и налоговые реформы, а также расширило фонды развития для активизации научных исследований. Доступность и продолжительность выплат пособий по безработице была ограничена до 4 лет, и это, в сочетании с возросшими ценами на жилье, привело к росту бедности с менее 4 % в 1995 до 5 % в 2006, по данным Датского экономического совета. Несмотря на эти сокращения, государственный сектор в Дании, ответственный за приобретение товаров и услуг со стороны частного сектора и обеспечивающий государственное управление сектора прямых услуг населению — учреждений ухода за детьми и пенсионерами, больниц, школ, полиции — вырос с 25,5 % от ВВП в ходе правления предыдущего правительства до сегодняшних 26 % и, по прогнозам, к 2015 году достигнет 26,5 %.

Вместе с тем в 2000-е годы доля доходов от государственной собственности в общих доходах государства резко сократилась с 9,1 % в 2003 году до 3,7 % в 2006 году .

Дания не решила присоединяться к 11 членам Европейского Союза, запустившим евро 1 января 1999 года. Начиная с 2006 года, экономисты и политологи все больше выражают обеспокоенность тем, что недостаток квалифицированной рабочей силы приведёт к чрезмерному увеличению зарплат и перегреву экономики, подобно тому, как это произошло в 1986 году во время цикла бум-спад, когда правительство провело налоговые реформы, ограничившие рынок частных кредитов из-за рекордного дефицита платежного баланса. Как следствие, сальдо торгового баланса в 1987 году сложилось положительное, а в 1990-м году положительным стал баланс платежей (впервые с 1963 года). С тех пор они оставались в плюсе — за исключением баланса платежей в 1998 году.

Сельское хозяйство

Первичный сектор экономики

20 лет назад [ когда? ] было 200 тыс. ферм , теперь ввиду укрупнения осталось только 70 тыс., а из 20 % населения, занятых в сельском хозяйстве , осталось 6 %. Успехи здесь достигнуты высокой компетентностью специалистов.

В сельском хозяйстве ведущая роль принадлежит мясо-молочному животноводству .

Важное место занимает рыболовство , датские берега изобилуют портами.

Промышленность

Одним из главных брендов, созданных в Дании, является конструктор « Лего ».

Машиностроение
  • FLSmidth — транснациональная компания со штаб-квартирой в Копенгагене, занимающаяся разработкой технологий и производством оборудования для горнодобывающей, обогатительной и цементной промышленности. Объединяет 125 компаний в 15 странах мира.
Судостроение

Датская cудостроительная компания Burmeister & Wain   (англ.) (B&W, по имени основателей, Карла Кристиана Бурмеистера   (датск.) и Уильяма Уэйна   (датск.) ) являлась ведущей судостроительной компанией мира в 1950-х годах (обанкротилась в 1997 г., см. Залы B&W ).

Энергетика

Энергия в Дании вырабатывается посредством ветряной и биоэнергетики .Дания является родиной ветроэнергетики , которую продолжает развивать как у себя порой в ущерб другим типам энергетики , так и за своими пределами. К сожалению за счёт высокой себестоимости ветроэнергетики а так же её практически полнейшей монополии в Европейской части Дании , там самое дорогое электричество на Земле , стоимость которого в пересчёте на рубли составляет около 23 рублей за киловатт ,что примерно в 5-6 раз дороже чем в России (3,5-5 руб/КВТ) и более чем вдвое дороже "атомной" Франции (примерно 10 - 11 руб/КВТ) .

Транспорт

В транспорте основная нагрузка приходится на флот.

Датская компания Maersk , оперирующая в различных секторах экономики, по большей части известная своим транспортным бизнесом, занимает одно из первых мест в мире в сфере транспортных перевозок.

Метрополитен

Единственный на сегодняшний день метрополитен в Дании расположен в Копенгагене , он имеет следующие характеристики : Метрополитен Копенгагена один из самых поздних метрополитенов Европы . Позже в Европейских городах метрополитен открывался только в Казани в 2005 году .Копенгагенский метрополитен работает круглосуточно ,но даже по западноевропейским меркам очень дорог . Проезд по одной тарифной зоне стоит 13,50 крон то есть почти 130 рублей . Таких тарифных зоны в нём 4 . На сегодняшний день он имеет 2 линии на которых 22 станции , но в перспективе предполагается ещё несколько . Поезда в метрополитене беспилотные ,состоят как правило из трёх вагонов .

Железные дороги :

Железные дороги есть только в Европейской части Дании . Все ЖД имеют колею 1435 мм , но далеко не все электрифицированы . Датские Железные дороги связаны с Германскими с юга и Шведскими с севера через Эресунский мост .

Автомобильный транспорт

Не смотря на полное отсутствие как своего так и чужого автопрома и безумно высокие цены на автомобили в материковой части Дании очень хорошо развиты автодороги .

Сектор услуг

Финансы и инвестиции

Бизнес, инвестирующий в экономику Дании, выигрывает не только от благоприятной макроэкономики страны, но и благоприятных условий налогообложения, низких затрат на рабочую силу [ источник не указан 736 дней ] <?а как же — Слабые стороны: Большие налоги>. Инвесторам предлагается ряд существенных налоговых льгот.

Внешняя торговля

Дания поддерживает связи почти со всеми странами мира. Экспорт Дании товаров и услуг, составляют около 50 % от ВВП . Приблизительно 67 % от общего объёма экспорта направляется в другие страны ЕС . В Европейском Союзе Дания выступает за либеральную торговую политику.

Основные статьи экспорта — продукция машиностроения (оборудования и инструменты, ветряные мельницы и ветрогенераторы ), приборы, медикаменты, мебель, рождественские ёлки , соль. Также — продукты питания (мясо, молочные продукты, рыба), Дания является крупным экспортером продовольствия.

Импорт машин и оборудования, сырья, полуфабрикатов, потребительских товаров [ уточнить ] .

США является крупнейшим неевропейским торговым партнером Дании, на них приходится около 5 % от общего баланса датской торговли. Самолеты, компьютеры, машины и инструменты входят в число основных статей датского импорта из США. Среди основных статей датского экспорта в США — промышленное оборудование, продукция химической , мебельной , фармацевтической и пищевой промышленности.

Доходы населения

По состоянию на 2017 год средний размер оплаты труда в Дании составляет 38 596 kr ( 5169,86, брутто) и 24 315 kr ( 3256,87, нетто) в месяц.

См. также

Примечания

  1. Statistics Denmark: Standardized Monthly Earnings .
  2. Befolkningens Løn . Statistics Denamark.
  3. «Названы самая дешевая и самая дорогая страны Европы» Архивная копия от 7 сентября 2009 на Wayback Machine // РБК, июль 2009
  4. Flexicurity   (недоступная ссылка) . Дата обращения 23 мая 2012. Архивировано 17 июня 2009 года.
  5. Report for Selected Countries and Subjects   (англ.)     (неопр.)  ? . www.imf.org . Дата обращения 15 сентября 2018.
  6. Институт Европы РАН   (недоступная ссылка) . Дата обращения 2 июня 2015. Архивировано 8 сентября 2015 года.
  7. Statistics Denmark: Standardized Monthly Earnings .


© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок