Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Миниатюра «Вселенский человек» (Universal Man) из «Liber Divinorum Operum» Хильдегарды Бингенской , 1165

Эзотери́зм (от др.-греч. ἐσωτεριχός — «внутренний»), эзоте́рика  — совокупность знаний , сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям , особых способов восприятия реальности , имеющих тайное содержание и выражение в « психодуховных практиках » . Противопоставляется экзо терике (экзотеризму).

Знания, полученные в ходе эзотерического опыта, являются крайне субъективными, оттого не существует единого эзотерического учения. Зачастую определяется как псевдонаука .

Ещё Пифагор , Платон и Аристотель словом « эзотерический » называли тайное учение , передаваемое только некоторым ученикам ( эзотерикам ) . В ходе истории эзотеризм принимал различные формы практической интерпретации тайного учения; ныне в его состав традиционно включаются: магия , алхимия , астрология , гностицизм , каббала , теософия , суфизм , йога , ваджраяна ( буддийский тантризм ) , масонство , антропософия , мондиализм .

В то же время, ряд авторов рассматривает эзотеризм как особый тип рациональности , который в настоящее время подвергается осознанной концептуализации и рефлексии . Другие авторы иногда рассматривают в качестве эзотеризма паранауки и парапрактики .

Этимология

Слово « эзо теризм» происходит от слова «эзотерический» — тайный, скрытый, посвящённый в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Антоним  — экзо терический. Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда» .

  • Античные термины ta esô и ta exô встречаются ещё у Платона и Аристотеля , а само прилагательное esôterikos (эзотерический) из дошедшего до нас впервые используется у Лукиана в работе « Продажа жизней с аукциона », написанной в 166 году применительно к учению последователей Аристотеля .
  • Английский термин. Современный термин «эзотерический» впервые использовал в английском языке Томас Стэнли в 1701 году в своей работе «История философии» для описания пифагорейской школы . Учение Пифагора подразделялось на часть, доступную всем, и другую часть, которой учили только членов ордена, после того, как с них брали клятву не разглашать то, чему их научили. Эту часть пифагорейского учения Стэнли и назвал эзотерической . Историки до сих пор не знают [ источник не указан 867 дней ] , в чём заключалась эзотерическая часть учения Пифагора. Позднее термин распространился на другие учения, не пропагандировавшиеся адептами среди непосвящённых. Современник Томаса Стэнли, британский философ Джон Толанд выдвинул тезис о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвящённых). Под экзотерической философией Толанд подразумевал религию, а под эзотерической — материализм
  • Французский термин. Во французском языке существительное «эзотеризм» впервые появилось в 1828 году в книге Жака Маттера «Критическая история гностицизма и его влияния» . До этого использовалось как прилагательное. Маттер подразумевал свободное синкретическое исследование, почерпнутое в христианских истинах и в отдельных аспектах греческой философии, особенно пифагореизма . Существительное было популяризировано Элифасом Леви в 1850-х годах .

Многие современные эзотерические учения активно пропагандируются, поэтому их нельзя назвать тайными в том же смысле, что эзотеризм внутри религий и других эзотерических организаций, а лишь в том смысле, что они претендуют на постижение тайны, недоступной непосвящённым . Также в современном языке слово «эзотерический» может пониматься в чрезвычайно расширенном смысле как синоним слов «тайный», «понятный только узкому кругу» и т. п. (например, эзотерические языки программирования ).

Примеры

В качестве примеров такой практики можно назвать каббалу внутри иудаизма .

История эзотеризма

Античный эзотеризм

В определённом смысле эзотерическим можно назвать любое знание в древности до начала развития древнегреческой цивилизации, так как даже таким практическим знанием, как геометрия , тогда владели только жрецы .

В Древней Греции к эзотерическому знанию относят мистерии Деметры и Диониса , орфизм , а также тайную часть различных философских учений, в частности пифагореизма . В Ликее Аристотеля «утром, в рабочие часы, происходило специальное (эзотерическое) обучение тесного круга учеников; там же вечером и широкой, жаждущей образования публике читались доступные её пониманию общие ( экзотерические ) курсы». .

Во II—III веках стал популярен герметизм и появился Corpus Hermeticum , сборник текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту .

Христианский эзотеризм

Каббала

Суфизм

Основная статья: Суфизм


Современный эзотеризм

На эзотерические учения XX-го столетия оказали сильное влияние философские идеи Е. П. Блаватской , основательницы Теософского общества (1875) .

Философ и эзотерик Рудольф Штайнер , вначале тесно сотрудничавший с Теософским обществом, позже создал альтернативу, антропософию и Антропософское общество.

Известным эзотериком начала XX века был также Георгий Гурджиев , его система называется «Четвёртый путь». Гурджиев также занимался постановкой эзотерического балета «Битва Магов» [ неавторитетный источник? ] .

Американский мистик и астролог Макс Гендель в 1909 году основал « Розенкрейцерское Братство », являющееся, по его словам, прямым продолжателем традиций средневекового мистического ордена Орден розенкрейцеров . «Братство» заложило основы эзотерического христианства и астрологии в США .

В 1934 году в Лос-Анджелесе философ - мистик Менли Палмер Холл основал некоммерческую организацию « Философское исследовательское общество » с целью изучения религии , мифологии , метафизики и оккультизма . В Обществе имеется библиотека на 50 000 томов, коллекция произведений искусства и редких книг. Общество проводит лекции, семинары, издаёт книги и ежеквартальный журнал .

Свою эзотерическую систему создали также художник и путешественник Николай Рерих и его жена Е. И. Рерих , назвав её Живая этика .

Во второй половине XX-го века на эзотерическую мысль наиболее существенное влияние оказал антрополог и мистик Карлос Кастанеда .

В то же время исследователи считают, что современный эзотеризм неправомерно разыскивает свои истоки в раннеисторических, первобытных языческих и мифологических взглядах человечества. Современный эзотеризм «досоздаёт» недостающие ему элементы мировоззрения и является не столько наследием прошлого, сколько творчеством новых форм язычества, характерных для современности, и, следовательно, может быть идентифицирован как «неоязычество» .

Выдающиеся личности эзотеризма

В хронологическом порядке, список из книги Себастьена Ландемона «Великие фигуры эзотеризма» [ неавторитетный источник? ]

Из других источников:

Соотношения с другими областями знаний и верований

Эзотеризм и оккультизм

Зодиак в храме Хатхор в Дендере

Понятия эзотеризм и оккультизм не являются взаимозаменяемыми, термин эзотерика является более широким и включает в себя как оккультизм, так и эзотерические учения, прямо не связанные с оккультизмом, например, религиозные. Оккультными можно назвать лишь те эзотерические системы, составной частью которых являются оккультные практики. Многие эзотерические системы являются больше теоретическими, мировоззренческими или направленными больше на духовно-нравственное самосовершенствование и религиозно-мистическое переживание, такие как суфизм , некоторые другие восточные практики и многие из современных Нью-Эйдж учений, тогда как оккультизм обозначает скорее теории и практики, направленные на достижение конкретных результатов. Часто под эзотерикой и эзотеризмом понимается оккультизм, при этом теряется смысл слова "эзотерика" как часть учения, скрываемая от непосвящённых, и смысл слова "оккультизм" как совокупность систем мировоззрения, основанных на признании существования скрытых сил в мире и человеке.

Эзотеризм и психология

Отношение к эзотеризму со стороны различных направлений психологии не одинаково. Представители некоторых направлений психологии, например, аналитической психологии [ уточнить ] , трансперсональной психологии , психосинтеза , в целом положительно относятся к различным эзотерическим практикам и демонстрируют определённую связь с эзотерическими учениями.

Классик американской психологии У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» предложил прагматический подход к оценке значимости различных религиозных феноменов (в определении «религии» Джеймса включаются мистические и эзотерические течения). С точки зрения данного подхода оценивать любые верования и практики следует исключительно из их влияния на жизнь и душевное здоровье человека. В итоге, Джеймс демонстрирует достаточно позитивное отношение к ряду разновидностей эзотеризма, например, к йоге.

С другой стороны, ряд направлений психологии относится к эзотеризму в целом или к отдельным его направлениям резко негативно. Так, З. Фрейд подвергал критике любые проявления магического и религиозного сознания. Современные критики эзотерики отмечают её возможную связь с различными психическими расстройствами, в частности, с синдромом Кандинского-Клерамбо .

С точки зрения истории науки, наибольший интерес представляет взаимное влияние эзотерики и психологии. Коринна Трэйтел в своей монографии «Наука для души. Оккультизм и истоки германского модерна» анализирует влияние эзотерики на становление психологии как самостоятельной научной дисциплины .

Эзотеризм и христианство

В православии распространено представление о связи эзотеризма, оккультизма и тоталитарных сект . Несмотря на заявление представителей некоторых течений эзотерики о их связи с православием, представители христианства резко отрицательно относятся к попыткам соединения православия и эзотерических практик . С точки зрения религиоведа и православного богослова А. В. Кураева , « в христианстве не существует эзотерического учения » .

Перенниалист Джеймс Катсингер ( англ.   James Cutsinger ) считает, что христианство, как и все религии, помимо внешних (называемых им «экзотерическими») форм обладает внутренней (называемой им «эзотерической») Истиной, которая выражает некую метафизическую суть, независимую от «буквы» догматического выражения (теория «экуменического эзотеризма») . В частности, православный исихазм он считает отражением «эзотерической» (то есть внутренней) основы христианства, эквивалентной, например, практикам суфизма в исламе .

С. С. Хоружий критикует встречающуюся точку зрения на исихазм как на эзотерическую практику: « В сознании самой традиции, исихастский подвиг никогда не мыслился как закрытый эзотерический культ, удел кружка избранных и род некой духовной экзотики и эксцентрики. Он был не чем иным как осуществлением бытийного призвания человека… » .

Некоторые направления протестантизма и католичества демонстрируют определённую связь с отдельными направлениями эзотеризма либо либеральное отношение к ним. В англиканстве исторически сложилась связь с масонством: в то время, как главой Церкви Англии является английская королева, главой Объединённой великой ложи Англии является член Британской королевской семьи (в настоящее время — двоюродный брат королевы Елизаветы II, принц Эдвард , одновременно являющийся протестантом). Таким образом, руководство английского масонства и Церкви Англии оказались связаны на уровне родственных связей. Другим примером является « Либеральная католическая церковь », вероучение которой, благодаря её создателю теософу Дж. Веджвуду включило в себя элементы теософии. Религиовед П. И. Пучков относит Либеральную католическую церковь к маргинальному католицизму , однако он указывает, что положение этой организации в классификации конфессий является неопределённым, и некоторые религиоведы относят её к неримским католикам или синкретическому движению Новый век .

Эзотеризм и наука

Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье, апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии» . В то же время научная картина мира кардинально отличается от эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными . В отличие от науки эзотеризм не ведёт поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказан .

Эзотеризм и общество

Различные авторы неоднозначно оценивают влияние эзотеризма на общество. В. В. Кучурин отмечает благотворительную деятельность масонства в XVIII—XIX веках . Ю. В. Ермолина оценивает магию (определяемую ей как форма эзотерической культуры) в качестве «важнейшей составляющей русской национальной культуры» и связывает рост интереса к эзотеризму тем, что традиционные религии «не в состоянии полностью удовлетворить потребности людей в духовном спасении» . Некоторые авторы положительно оценивают значение эзотеризма в истории науки. Коринна Трэйтел говорит о влиянии эзотеризма на выделение психологии как самостоятельной научной дисциплины, а также на таких авторов как Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда . Английский историк культуры Ренессанса Фрэнсис Йейтс считает, что герметико-каббалистическое мировоззрение способствовало «переходу науки на путь служения человечеству» [ уточнить ] [ уточнить ] , а американский историк - медиевист Линн Торндайк отмечает тесную связь между историей некоторых направлений эзотеризма и экспериментальной науки с античности вплоть до Средних веков .

Современный российский исследователь С. Г. Устинов даёт неоднозначную оценку социальной роли эзотеризма. С одной стороны, он указывает на то, что эзотеризм в целом деструктивен , так как нацелен на разрушение сложившейся системы ценностей, обеспечивающей целостность культуры и человеческого мировоззрения. С другой стороны, Устинов указывает на положительную социальную функцию эзотеризма как «формы разрешения противоречий между теоретическим и обыденным сознанием», способной создавать смысловые системы координат. Интерес к эзотеризму и мистике порожден, по мнению Устинова, травмами массового сознания, нанесёнными индустриальной революцией, мировыми войнами, усложнившимися условиями бытия, и во многом связан с крахом веры в прогресс, возможность рациональной организации жизни, государства и общества .

Специалист по философии религии , доктор философских наук Л. В. Денисова считает, что в оккультизме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он используется как инструмент для выживании одних за счёт других и может являться метафизической основой для современных тоталитарных режимов и сект для установления духовного господства .

Критикой эзотеризма и отдельных его направлений занимаются в рамках научного сообщества сторонники светского гуманизма , в России представленного преимущественно «Российским гуманистическим обществом» . Так, В. А. Кувакин в своей статье «Астрология» в журнале « Здравый смысл », утверждает, что распространение астрологии приводит к ряду негативных социальных последствий, среди которых: «вольное или невольное бегство человека от самого себя, отказ от здорового скепсиса, критичности, реализма»; «неуважение науки, неверие в её благотворную мощь в добрых и заботливых руках человека разумного»; «закрепление невежественности человека» и т. д .

Широкая популяризация со стороны СМИ деятельности представителей оккультизма и парапсихологии и соответствующих представлений ( астрология , колдовство , порча , сглаз , экстрасенсорное восприятие , биоэнергетика ) способствует формированию магического мышления , создаёт благоприятную почву для деятельности деструктивных религиозных сект и приводит к росту психических расстройств с религиозно-мистическими переживаниями .

См. также

Примечания

  1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов . — СПб. : Норинт, 1998.
  2. , комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками.
  3. Эзотерический // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 4 т. — СПб. , 1907—1909.
  4. .
  5. Панычик А. В. Социально-философский анализ эзотеризма Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002
  6. Ермолина Ю. В. Магия как культурно-религиозный феномен Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата филос. наук. Орёл, 2009
  7. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике // Мосты культуры. М., Иерусалим, 2004 ISBN 5-93273-173-7
  8. Устинов С. Г. Тайноведение как культурно-исторический феномен современной России . Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата философских наук (24.00.01 — теория и история культуры ). Тюмень, 2006
  9. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ, Часть 2 . — М.: Институт философии РАН , 2002. — ISBN 978-5-201-02094-1 . — С. 86
  10. , с. 221.
  11. Эзотеризм // Всемирная энциклопедия: Философия. Гл. научн. ред. А. А. Грицанов . М.: АСТ , Мн.: Харвест , Современный литератор, 2001. — 1312 с.
  12. , с. 60.
  13. Эзотерический // Толковый словарь русского языка (под ред. Д. Н. Ушакова , 1935—1940).
  14. Эзотерический в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н. , 1910.
  15. Lucian of Samosata, The Auction of Lives (also called The Auction of the Philosophical Schools ), § 26. Pierre A. Riffard, L’ésotérisme. Qu’est-ce que l’ésotérisme? , Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1990, 65. O que é o Esoterismo   (недоступная ссылка) . Paginasesotericas.tripod.com. Дата обращения 31 января 2010. Архивировано 28 марта 2010 года.
  16. Новейший философский словарь. / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов . 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий)
  17. Jacques Matter, Histoire critique du gnosticisme et de son influence sur les sectes religieuses et philosophiques de six premiers siècles de l'ère chrétienne , Париж, изд. F. G. Levrault, 1828, 2 т. и том пояснений иллюстраций (с. 99-133)
  18. , с. 8.
  19. Исследования французского историка Jean-Pierre Laurant , «L’ésotérisme chrétien en France au XIX° siècle» , Лозанна: L’Âge d’homme, 1992, 13-48 ; «L’ésotérisme» , Париж: Cerf, 1993, с. 40-41.
  20. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры (Modus vivendi), — 1995 ISBN 5-85233-014-0 , стр. 160
  21. Успенский П. Д. В поисках чудесного . — Фаир, 2010. — 528 с. — ISBN 9785818314037 .
  22. The Rosicrucian Fellowship - An International Association of Christian Mystics . www.rosicrucianfellowship.org. Дата обращения 27 января 2018.
  23. Philosophical Research Society | Philosophical Research Society   (неопр.)   (недоступная ссылка) . new.prs.org. Дата обращения 27 января 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
  24. Sébastien Landemont. Les grandes figures de l'ésotérisme - Leur histoire, leur personnalité, leurs influences. — Париж: De Vecchi, 2005. — С. 9—88. — 100 с. — ISBN 2-7328-8238-0 .
  25. Фесенкова Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре  — М.: ИФ РАН , 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2 Гл. 2. Проблемы научного обоснования эзотеризма (юнгианство и современная эзотерика)
  26. Daniels M. Shadow, Self, Spirit: Essays in Transpersonal Psychology . — Imprint Academic, 2005. — 366 p. — (Essays in transpersonal psychology). — ISBN 9781845400224 .
  27. Sørensen, Kenneth, Hanne Birkholm Roberto Assagioli His Life and Work Архивная копия от 13 июня 2013 на Wayback Machine неофициальный перевод
  28. Щедрин А. Т. Телепатические «контакты» с иными мирами или синдром Кандинского-Клерамбо // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 121—122.
  29. Corinna Treitel . A Science for the Soul: Occultism and the Genesis of the German Modern. — Baltimore: Johns Hopkins University Press , 2004. — 366 pp. неофициальный перевод первой и второй глав
  30. Оккультные секты // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
  31. Эзотерика в раннем христианстве // Кураев А. В. Сатанизм для интеллигенции
  32. Кураев А. В. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии . — 1994. — № 9.
  33. Cutsinger J.   (англ.) Hesychia: An Orthodox Opening to Esoteric Ecumenism . // Paths to the Heart: Sufism and the Christian East, ed. James S. Cutsinger (Bloomington, IN: World Wisdom, 2002) — P. 3.
  34. Хоружий С. С. Русский исихазм: черты облика и проблемы изучения // Исихазм. Аннотированная библиография. / под общ. и науч. ред. С. С. Хоружего . — М., 2004. — С. 550—559
  35. Freemasonry — the United Grand Lodge of England // BBC   (англ.)
  36. Руководство Объединённой великой ложи Англии   (англ.)
  37. Пучков П. И. Религии, их направления и течения, важнейшие деноминации. Христианство // Народы и религии мира: Энциклопедия /Гл. ред. В. А. Тишков . Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия , 1998. — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
  38. .
  39. .
  40. Кабанова М. Л. Специфика оккультной религиозности // Новое видение культуры XXI века. Материалы научно-практической конференции. — Владивосток: ДВГТУ , 2003.
  41. Кучурин В. В. Масоны и масонская благотворительность в Санкт-Петербурге . // «Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербурга»
  42. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция / Пер. Г. Дашевского. — М.: Новое литературное обозрение , 2000
  43. Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение / Пер. А. Кавтаскина под ред. Т. Баскаковой. — М.: Алетейя , Энигма, 1999
  44. Thorndike Lynn History of Magic and Experimental Science, 1923—1958, in 8 volumes (e.g. Volume I & Volume II ). ( неофициальный частичный перевод первой книги )
  45. Денисова Л. В. Догматическое основание метафизических систем . Дисс. на соиск. уч. ст. доктора филос. наук. Омск, 1999
  46. Кувакин В. А. Астрология // « Здравый смысл », № 3 (40) 2006
  47. Бондарев Н. В. Психические расстройства у адептов современных религиозных культов («сект»), использующих дезадаптивные методы воздействия на личность . Дисс. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. Москва, ФГУ « Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского », 2006
  48. Пашковский В. Э. Религиозно-архаический бредовой комплекс (психопатология, нозологическая принадлежность, терапевтическая динамика) . Дисс. на соиск. уч. ст. доктора медицинских наук (14.01.06 — психиатрия). Санкт-Петербург, 2011
  49. Macmillan Publishing (2004), Macmillan Encyclopedia of Buddhism, Macmillan Publishing. — p. 875—876.

Научная литература

на русском языке
на других языках
  • Faivre A. Access to Western Esotericism . Albany: SUNY Press , 1994.
  • Faivre A. Theosophy, Imagination, Tradition: Studies in Western Esotericism . Albany: SUNY Press , 2000.
  • Stuckrad K. von   (нем.) Western Esotericism: A Brief History of Secret Knowledge . London / Oakville: Equinox, 2005.
  • Rubenis A . «Viduskaiku kultūra Eiropā», Zvaigzne ABC, 2002
  • Vecvagars M., Ķemere I. « Selections from The Pre-socratic Thinkers.PartI», LatvianTimes 2001
  • Walker B. Encyclopedia of Esoteric Man: The Hidden Side of the Human Entity, Routledge and Kegan Paul, London, 1977, ISBN 0-7100-8479-X
  • Walker B. Man and the Beasts Within: The Encyclopedia of the Occult, the Esoteric, and the Supernatural, Stein & Day, New York, 1978, ISBN 0-8128-1900-4
  • Dictionary of Gnosis and Western Esotericism W. J. Hanegraaff (ed.) in collaboration with Antoine Faivre   (англ.) , Roelof van den Broek   (англ.) & Jean-Pierre Brach, 2 vols., Brill , Leiden 2005.
  • Hanegraaff W. J. 'The Study of Western Esotericism: New Approaches to Christian and Secular Culture' // New Approaches to the Study of Religion, vol. I: Regional, Critical, and Historical Approaches / Eds. Peter Antes, Armin W. Geertz & Randi R. Warne. Berlin / New York: Walter de Gruyter , 2004.

Другая литература

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок