Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Уникальное обозначение: Шри Ауробиндо ( 15 августа 1872 )
Обозначение: Шри Ауробиндо
Сущность ⇔ персона
Описание:
Шри Ауробиндо
бенг. ���� �������
Sri aurobindo.jpg
Дата рождения:

15 августа 1872(1872-08-15)

Место рождения:

Калькутта, Британская Индия

Дата смерти:

5 декабря 1950(1950-12-05) (78 лет)

Место смерти:

Пондишери, Французская Индия

Страна:

Flag of India.svgИндия

Альма-матер:

Школа св. Павла[d]
Королевский колледж, Кембридж

Направление:

йога, индийская философия

Подпись:

Подпись

sriaurobindoashram.org
Логотип Викицитатника Шри Ауробиндо в Викицитатнике
Commons-logo.svgШри Ауробиндо наВикискладе

Статья из раздела
Философия индуизма

Аум
Школы

Санкхья· Йога· Ньяя· Вайшешика· Миманса· Веданта
(Адвайта· Вишишта-адвайта· Двайта· Ачинтья-бхеда-абхеда)

Философы и мыслители

Древние
Вальмики· Капила· Патанджали· Гаутама· Канада· Джаймини· Вьяса· Маркандея· Яджнавалкья
Средневековые
Шанкара· Рамануджа· Мадхва· Нимбарка· Вишнусвами· Валлабха· Анандавардхана· Абхинавагупта· Мадхусудана· Намдев· Тукарам· Тулсидас· Кабир· Васугупта· Чайтанья
Современные
Ганди· Радхакришнан· Вивекананда· Рамана Махарши· Ауробиндо· Шивананда· Кумарасвами· Прабхупада· Анандамурти

Индуистская свастика

Портал «Индуизм»

п о р

Шри Ауробиндо (бенг. ���� �������, англ.Sri Aurobindo; урожд. Ауробиндо Гхош бенг. ������� ���, англ.Aurobindo Ghosh (Ghose); 1872—1950)— индийский философ, поэт, революционер и организатор национально-освободительного движения Индии, йогин, гуру и основоположник интегральной йоги.

Шри Ауробиндо

Ранние годы и учёба в Кембридже

Ауробиндо Гхош родился в Калькутте 15 августа 1872. Его отец, доктор Кришна Дхан Гхош, был окружным хирургом Рангапура в Бенгалии. Его мать, Сварналата Деви, была дочерью деятеля религиозно-реформаторского общества Брахмо-самадж, Раджнараяна Басу. Имя «Aurobindo»— санскритского происхождения, «�������» (aravinda), по-санскритски произносится «арави́нда» и означает «лотос». Будучи в Англии, Ауробиндо писал своё имя как «Aravinda», в Бароде— «Aravind» или «Arvind», а переехав в Бенгалию— «Aurobindo» (английское буквосочетание «au» произносится исключительно «о»). Бенгальская фамилия «Ghose» произносится— и по-английски обычно и пишется— «Ghosh» (произн. «Гош»); в английских академических источниках имя Шри Ауробиндо часто встречается в виде «Arabindo Ghosh». С рождения ему было дано и второе имя, английское, Акройд (Akroyd). Вместе с двумя своими братьями он воспитывался в духе английской культуры. В пять лет начал посещать ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге (Darjeeling). Двумя годами позже (в 1879) был отправлен в Англию, где к двадцати годам завершил своё образование в Королевском колледже Кембриджа. В результате Ауробиндо в совершенстве овладел древнегреческим и латинским, английским и французским языками, читал на немецком, итальянском и испанском языках. В его багаже стихи, поэмы, пьесы, мастерски написанные на английском, которым преимущественно Ауробиндо будет пользоваться всю жизнь.[1]

Возвращение в Индию и борьба за национальную независимость

Получив западное образование и вернувшись в Индию (в 1893), Шри Ауробиндо посвящает себя самостоятельному изучению санскрита, современных индийских языков, философских систем и древних священных книг Индии— Упанишад, Бхагавад Гиты, Рамаяны, Вед.

В течение последующих 13 лет Шри Ауробиндо занимает различные посты в администрации города Бароды (Baroda) (сейчас Вадодара), преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906году переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. С первых дней пребывания в Индии Шри Ауробиндо непрестанно следит за политической ситуацией в стране. После вспышки волнения против разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо открыто присоединяется к национально-освободительному движению. В течение восьми лет (19021910) активно участвует в политической жизни страны, что дважды приводит его к арестам с последующим оправданием.

Обращение к йоге и новое направление опыта

В 1907 году Бариндранатх Гхош, младший брат Ауробиндо, познакомил его в Бароде с йогом из Махараштры Вишну Бхаскаром Леле. В течение нескольких лет Ауробиндо уже занимался йогой, а эта встреча, получение от Леле соответствующих наставлений и последующее трёхдневное уединение, способствовали его первому значительному духовному опыту, называемому нирваной— состоянию полного умственного безмолвия, без какой бы то ни было мысли или умственной деятельности. Во время своего второго ареста и пребывания в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте (1908—1909) Шри Ауробиндо испытал духовное озарение, которое положило начало новому этапу его жизни. В тюрьме у Ауробиндо был ряд мистических переживаний. В своих письмах он упоминает, что когда он ожидал суда в тюрьме, в течение двух недель его посещал дух Сва́ми Вивека́нанды и говорил о высших уровнях сознания, ведущих к сверхразуму. Шри Ауробиндо позже рассказывал, что во время заключения он видел всё— заключённых, тюремщиков, полицейских, тюремные решётки, деревья, судью, адвокатов— как различные формы единой божественности, Вишну[источникнеуказан1351день]. В 1910году Ауробиндо уходит из активной политической и общественной жизни и сосредотачивает свои силы на духовной работе. Этой деятельностью было исследование уровней сознания, лежащих за пределами обычного человеческого разума[источникнеуказан1465дней], и подготовка сознательного эволюционного изменения природы человека. Он переселяется в Пондишерри, французскую колонию на юге Индии, чтобы начать интенсивные занятия йогой.

Основные даты

Годы и события

187215 августа день рождения Шри Ауробиндо.
1884— Переезд в Англию.
1893— Возвращение в Индию.
1900— Начало национал-освободительной революционной деятельности.
1904— Обращение к йоге, чтобы использовать духовную силу для осуществления политических идей.
1907— Встреча с Вишну Бхаскарой Леле. Первое фундаментальное духовное переживание— переживание Безмолвного Брахмана (Нирваны).
1908— Арест по делу о «Банде Матарам».
1909— Оправдание и освобождение из Алипорской тюрьмы.
1910— Переезд в Пондишери.
1914— 29 марта. Первая встреча Шри Ауробиндо и Матери: Мирра и Поль Ришар приехали в Пондишери.
1914— 15 августа. Первый выпуск «Арьи».
1921— 15 января. Последний выпуск «Арьи».
1922— Мать берет на себя обязанности по управлению Ашрамом Шри Ауробиндо.
1926— 24 ноября. Четвёртая фундаментальная реализация. Нисхождение Кришны, Божества Надразума, в физическое.
1928— 15 февраля. Встреча с Рабиндранатом Тагором.
1934— В Ашраме Шри Ауробиндо— 150 учеников.
1942— В Ашраме Шри Ауробиндо— 350 учеников.
1943— 2 декабря. Открытие школы в Ашраме, которая позднее станет Международным центром образования.
194715 августа. Освобождение Индии. Послание Шри Ауробиндо по всеиндийскому радио.
1950— Медаль «За мир и культуру Азиатского общества». Выдвинут кандидатом на награждение Нобелевской премией мира.
19505 декабря, 01:26. Смерть.

Шри Ауробиндо в индийской философии

Вклад в Веданту

В своей концепции «интегральной веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это выразилось в его полемике с двумя полярными позициями— философией «аскетического» спиритуализма Адвайта Веданты и материализмом западной философии. Шри Ауробиндо работал над созданием новой интегральной философии, которая вобрала бы в себя лучшее от первой и второй, избавившись при этом от их слабых сторон. В основе этой новой философии должен быть принцип, из которого можно было бы вывести всё качественное многообразие мира. Эта философия должна показать связь Духа и Материи, не пытаясь отрицать реальность обоих, и при этом она должна быть избавлена от дуализма при объяснении вселенной. Она должна объяснить поступательный процесс мировой эволюции, её законы, место и назначение человека в этом процессе.

Решение проблемы дуализма в объяснении Вселенной

  • Полемизируя с теорией Ади Шанкары, Шри Ауробиндо отмечает, что Адвайта Веданта не смогла добиться главной цели своей философии— дать монистическое понимание мира («адвайта»— «недвойственность»). Неизбежно стремясь преодолеть отрыв сущности от явления, Адвайта вынуждена была признать наличие двух сущностей: вечного, реально существующего Брахмана (Абсолют), и иллюзорную, творящую вселенную, майя.
  • Преодолевая дуализм Адвайта Веданты (Брахман— майя), Шри Ауробиндо наделяет майю реальной силой. Это сила Брахмана, которая делает возможным Его самопроявление, самоограничение и самопоглощение, которые проявляются на разных этапах создания вселенной.
  • Он преодолевает характерный для философии Адвайты метафизический отрыв явления от сущности посредством учения о совпадении противоположностей в Абсолюте: определённого и неопределённого, единого и множественного, неподвижного и изменчивого, бесформенного и обладающего формой, бескачественного и качественного, конечного и бесконечного бытия. В качестве истоков он ссылается на идеи Гераклита, а также «Иша-Упанишады» и «Бхагавад Гиты». Такое совпадение противоположностей делает новую философию Шри Ауробиндо свободной от противопоставления сущности и явления при объяснении мира.
  • Синтез идеализма и материализма в философии Шри Ауробиндо даёт совпадение духовного и материального начал в Абсолюте. Однако духовное начало оказывается все же «сильнее», так как оно способно к самостоятельному существованию, в то время как материальное может существовать лишь в качестве его проявления.

Решение проблемы единства и многообразия

  • Шри Ауробиндо критикует идею майа вада Адвайты Веданты, и решает проблему связи между невыразимым единым Брахманом и миром множественности, помещая между ними переходную ипостась— Сверхразум, или Супраментал. Сверхразум в философии Шри Ауробиндо— это творящий божественный принцип, Сознание-Истина, в котором множество индивидуальных сознаний и тел предстаёт как манифестация единства.

Новое понимание Эволюции

  • Одним из самых выдающихся новшеств, привнесённых Шри Ауробиндо в философскую мысль Веданты, является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия Санхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии Санхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации Материи.
  • Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию Супраментального существования. Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, блаженство, сила а также субстанция и энергия Супраментального сознания.

Основные положения Интегральной йоги

Основная статья: Интегральная йога.

Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной системе Интегральной йоги, целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека.

Шри Ауробиндо начал свою практику йоги в 1904году. Собрав основные элементы духовного опыта, полученные разными путями, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более интегрального пути, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования— Дух и Материю. Большинство традиционных систем йоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальной физической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю. Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного. Созданный материальный мир— это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремлённой к небесам или нирване, но важнейший эволюционный уровень, делающий возможным последующее развитие духа. Духовная работа в материальном мире является тем ключом, с помощью которого должно быть открыто растущее Божественное Сознание в Материи.

Общепринято воспринимать человеческий разум как самый высокий уровень сознания, который может возникнуть в результате эволюционного развития природы. Согласно Интегральной йоге, ум— это не конечная точка развития сознания. Существуют планы сознания выше и ниже человеческого уровня— это супраментальный и субментальный планы. Однако человеческий ум не имеет с ними контакта и не может охватить всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может воспринять весь диапазон электромагнитного излучения, а человеческий слух— все звуковые частоты. Последующая эволюция человека заключается именно в том, чтобы стать сознательным существом на всех уровнях и планах существования. Реализация этой эволюции является главной целью Йоги Шри Ауробиндо.

Интегральная йога подчёркивает индивидуальность каждого человеческого сознания и не ограничивает практикующих каким-либо определённым набором правил для реализации йогического опыта, давая лишь основные направления и разъясняя основные трудности пути. Йогическое устремление через работу, медитацию, любовь, преданность и открытость Божественному сознанию, согласно опыту Шри Ауробиндо, является движущей силой для преобразования сознания и трансформации человеческой природы.

Библиография

С 1914 года Шри Ауробиндо начинает публикацию своих работ в ежемесячном философском обозрении «Арья» (19141921). Его литературное наследие насчитывает 37 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

Основные философские труды Шри Ауробиндо:

  1. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 2. Тайна Веды. Пер. с англ.— СПб: Изд-во «Адити», 2004.— 560 с.
  2. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 5. Упанишады. Кена и другие. Пер. с англ.— СПб: Изд-во «Адити», 2001.— 480 с.
  3. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 8. Основы индийской культуры. Пер. с англ.— СПб: Изд-во «Адити», 1999.— 415 с.
  4. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 11. Эссе о Гите— I. Пер. с англ.— СПб: Изд-во «Адити», 2008.— 400 с.
  5. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 12. Эссе о Гите— II. Пер. с англ.— СПб: Изд-во «Адити», 2012.— 320 с.
  6. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 14. Жизнь Божественная— I. Пер. с англ.— СПб: Изд-во «Адити», 2005.— 336 с.
  7. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 17. Синтез Йоги— I. Пер. с англ.— СПб: Изд-во «Адити», 2010.— 336 с.
  8. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 18. Синтез Йоги— II. Пер. с англ.— СПб: Изд-во «Адити», 2012—368 с.
  9. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 19. Синтез Йоги— III. Пер. с англ.— СПб: Изд-во «Адити», 2013—368 с.
  10. Савитри. Издательство: Издательство Чернышева, 1993г. ISBN 5-85555-012-5
  11. Человеческий Цикл. Издательство: Роза Мира, 1999.
  12. Письма о Йоге Том 1,2.. Издательство: Амрита-Русь, 2004, 2005. ISBN 5-94355-090-9, ISBN 5-94355-303-7. М.:София, 2011. ISBN 978-5-399-00212-5 (кн. 1)
  13. Идеал человеческого единства Издательство: Мирра, 1998 год, ISBN 5-88947-007-8
  14. Мысли и афоризмы Издатель: А. Шевченко, 2003 год, ISBN 5-93414-096-5

Примечания

  1. Костюченко В.С.Шри Ауробиндо: многообразие наследия и единство мысли.— СПб.: Издательство «Адити», 1988, с. 3.

Аффилированная литература

  • Шри Ауробиндо Мысли и Афоризмы. 2003.
  • Шри Ауробиндо Мысли и Афоризмы. М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1993.— 79 с. пер. с англ. Воламура. ISBN 5-85310-015-7
  • Шри Ауробиндо Письма о Йоге. 2004.
  • Sri Aurobindo, On Himself. 1972.

Научная литература

Ссылки

q: Шри Ауробиндо в Викицитатнике
commons: Шри Ауробиндо на Викискладе

Cвойства:
страна ⇔ индия
персоны ⇔ философы
философы ⇔ индии
Категория ⇔ Неоиндуизм
персоны ⇔ писатели
персоны ⇔ революционеры
писатели ⇔ индии
философы ⇔ XX века
революционеры ⇔ индии
Категория ⇔ Йогины
Категория ⇔ писавшие о будущем человеческой природы
Категория ⇔ Шри Ауробиндо
Категория ⇔ Шри Чинмой
родившиеся ⇔ в Калькутте
дата рождения ⇔ 15 августа 1872
Категория ⇔ основатели новых религиозных движений
место смерти ⇔ Пондишери, французская индия
рождение ⇔ 1872 - 08 - 15
место рождения ⇔ Калькутта, британская индия
умершие ⇔ в Пудучерри
дата смерти ⇔ 5 декабря 1950
направление ⇔ йога, индийская философия
Категория ⇔ интегральный подход
смерть ⇔ ( 1950 - 12 - 05 ) ( 78 лет )
альма - матер ⇔ школа Св. Павла,, королевский колледж, Кембридж
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок