Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Дмитрий Шостакович
Dmitri Shostakovich credit Deutsche Fotothek adjusted.jpg
Основная информация
Полное имя Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Дата рождения 12   [25] сентября   1906
Место рождения Санкт-Петербург ,
Российская империя
Дата смерти 9 августа 1975 ( 1975-08-09 )
Место смерти Москва , СССР
Похоронен
Страна   Российская империя
  СССР
Профессии
Инструменты фортепиано
Жанры симфоническая и камерная музыка , опера
Награды
Автограф
shostakovich.ru
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Беседа с Д. Д. Шостаковичем, записанная Л. В. Варпаховским. Оригинал аудио и полная расшифровка текста на сайте Фонда "Устная история"

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич ( 12   [25] сентября   1906 , Санкт-Петербург  — 9 августа 1975 , Москва ) — русский и советский композитор , пианист , педагог , музыкально- общественный деятель .

Герой Социалистического Труда (1966). Народный артист СССР (1954). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974).

В 1957—1974 годах — секретарь Правления Союза композиторов СССР , в 1960—1968 годах — председатель Правления Союза композиторов РСФСР .

Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов , 6 концертов , 3 опер , 3 балетов , многочисленных произведений камерной музыки , музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Биография

Происхождение

Прадед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по отцовской линии — ветеринарный врач Пётр Михайлович Шостакович (1808—1871), родился в местечке Шеметово (ныне в Мядельском районе , Минская область , Белоруссия ). В документах причислял себя к крестьянам; в качестве вольнослушателя окончил Виленскую медико-хирургическую академию . В 1830—1831 годах участвовал в польском восстании и после его подавления вместе с женой, Марией-Юзефой Ясинской, был выслан на Урал , в Пермскую губернию . В 40-х годах супруги жили в Екатеринбурге , где 27 января 1845 года у них родился сын — Болеслав-Артур .

В Екатеринбурге Пётр Шостакович дослужился до чина коллежского асессора ; в 1858 году семья переселилась в Казань . Здесь ещё в гимназические годы Болеслав Петрович сблизился с деятелями « Земли и воли » . По окончании гимназии, в конце 1862 года, он отправился в Москву, вслед за казанскими «землевольцами» Ю. М. Мосоловым и Н. М. Шатиловым; работал в управлении Нижегородской железной дороги , принял активное участие в организации побега из тюрьмы революционера Ярослава Домбровского . В 1865 году Болеслав Шостакович вернулся в Казань, но уже в 1866-м был арестован, препровождён в Москву и привлечён к суду по делу Н. А. Ишутина  — Д. В. Каракозова . После четырёх месяцев пребывания в Петропавловской крепости он был приговорён к ссылке в Сибирь ; жил в Томске , в 1872—1877 годах — в Нарыме , где 11 октября 1875 года у него родился сын, названный Дмитрием, затем в Иркутске , был управляющим местного отделения Сибирского торгового банка . В 1892 году, в то время уже почётный гражданин Иркутска, Болеслав Шостакович получил право повсеместного проживания, но предпочёл остаться в Сибири .

Могила матери Шостаковича на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Дмитрий Болеславович Шостакович (1875—1922) в середине 90-х годов отправился в Санкт-Петербург и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета , по окончании которого, в 1900 году, был принят на работу в Палату мер и весов , незадолго до того созданную Д. И. Менделеевым . В 1902 году он был назначен старшим поверителем Палаты, а в 1906 году — заведующим Городской поверочной палаткой . Участие в революционном движении в семье Шостаковичей к началу XX века стало уже традицией, и Дмитрий не был исключением: по семейным свидетельствам, 9 января 1905 года он участвовал в шествии к Зимнему дворцу , а позже в его квартире печатали прокламации .

Дед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по материнской линии, Василий Кокоулин (1850—1911), родился, как и Дмитрий Болеславович, в Сибири; окончив городское училище в Киренске , он в конце 1860-х годов переселился в Бодайбо , куда многих в те годы влекла «золотая лихорадка», и в 1889 году стал управляющим приисковой конторой . Официальная пресса отмечала, что он «находил время вникать в нужды служащих и рабочих и удовлетворять их потребности»: он ввёл страхование и медицинское обслуживание рабочих, установил для них торговлю удешевленными товарами, выстроил тёплые бараки . Его жена, Александра Петровна Кокоулина, открыла школу для детей рабочих; о её образовании сведений нет, но известно, что в Бодайбо она организовала самодеятельный оркестр, широко известный в Сибири .

Любовь к музыке унаследовала от матери младшая дочь Кокоулиных, Софья Васильевна (1878—1955): игре на фортепиано она обучалась под руководством матери и в Иркутском институте благородных девиц, а после его окончания вслед за старшим братом Яковом отправилась в столицу и была принята в Санкт-Петербургскую консерваторию , где училась сначала у С. А. Малозёмовой , а затем у А. А. Розановой . Яков Кокоулин учился на естественном отделении физико-математического факультете Санкт-Петербургского университета, где и познакомился со своим земляком Дмитрием Шостаковичем; сблизила их любовь к музыке . Как превосходного певца Яков представил Дмитрия Болеславовича своей сестре Софье, и в феврале 1903 года состоялась их свадьба . В октябре того же года у молодых супругов родилась дочь — Мария, в сентябре 1906-го — сын, названный Дмитрием, а три года спустя — младшая дочь, Зоя .

Детство и юность

Мемориальная доска на доме 2 по Подольской улице

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в доме № 2 по Подольской улице , где Д. И. Менделеев в 1906 году снял в аренду первый этаж для Городской поверочной палатки .

В 1915 году поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане » заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера .

Б. Кустодиев . Портрет Д. Шостаковича (1919).

Обучаясь у Гляссера, достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Дмитрий покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов , который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью 1919 года поступил в Петроградскую консерваторию , где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга , контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова , параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll .

На следующий год поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева , где среди его однокурсников были Мария Юдина и Владимир Софроницкий . В этот период сформировался «Кружок Анны Фогт», который ориентировался на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка стал и он сам, где познакомился с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым , дирижёром Н. А. Малько . В это время написал «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.

В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война , революция, гражданская война , разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии , вновь открывшейся в 1921 году.

Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паёк был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер его отец, семья осталась без средств к существованию. А через несколько месяцев и сам он перенес тяжёлую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом- тапёром в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает Глазунов , который сумел выхлопотать ему дополнительный паёк и персональную стипендию. .

1920-е

Шостакович в 1925 году

В 1923 году окончил консерваторию по классу фортепиано у Л. В. Николаева , а в 1925 году  — по классу композиции у М. О. Штейнберга . Его дипломной работой была Первая симфония . Первое её исполнение состоялось 12 мая 1926 года (впоследствии этот день композитор будет праздновать как свой день рождения ). Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского . По традиции, восходящей к Рубинштейну , Рахманинову и Прокофьеву , собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве , где он исполнил также сонату собственного сочинения, получил почётный диплом. Необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил немецкий дирижёр Бруно Вальтер ; услышав Первую симфонию, Вальтер попросил молодого композитора прислать партитуру ему в Берлин ; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер , в США — Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 года в Филадельфии ) и Артуро Тосканини , тем самым сделав русского композитора знаменитым .

В 1927 году произошли ещё два значительных события в жизни музыканта. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг . Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы « Воццек » , что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило молодого композитора приняться за написание оперы «Нос» , по повести Н. В. Гоголя . Другим важным событием явилось знакомство его с И. И. Соллертинским , который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал его знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего.

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х годов, были написаны следующие две симфонии — обе с участием хора: Вторая ( «Симфоническое посвящение Октябрю» , на слова А. И. Безыменского ) и Третья ( «Первомайская» , на слова С. И. Кирсанова ).

В 1928 году познакомился с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работал в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве . В 1930—1933 годах работал заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне — театр « Балтийский дом »).

1930-е

Его опера « Леди Макбет Мценского уезда » по повести Н. С. Лескова (написана в 1930—1932 годах, поставлена в Ленинграде в 1934-м), первоначально принятая с восторгом, уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья « Сумбур вместо музыки » в газете « Правда » от 28 января 1936 года) . Позицию, изложенную в этой публикации, разделял и И. Сталин . Его другу Михаилу Чиаурели он явно указал на то, что проблема в том, что музыка композитора непонятная для народа

В том же 1936 году должна была состояться премьера Четвёртой симфонии  — произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие его симфонии, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Композитор приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой. Четвёртая симфония была впервые исполнена только в 1961 году .

В мае 1937 года композитор закончил Пятую симфонию  — произведение, драматический характер которого, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Премьеру Пятой симфонии И. Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику» .

С 1937 года вёл класс композиции в Ленинградской консерватории . В 1939 году стал профессором .

5 ноября 1939 года состоялась премьера его Шестой симфонии .

1940-е

Сообщение Шостаковича о написании седьмой симфонии
Ленинград, радиопередача 1941 года
Помощь по воспроизведению
Дмитрий Шостакович в каске пожарного на обложке журнала Time за 1942 год
Images.png Внешние изображения
Image-silk.png Боец добровольной пожарной команды профессорско-преподавательского состава Консерватории Д. Д. Шостакович во время дежурства . Дата обращения 26 мая 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.

Находясь в первые месяцы войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), начал работать над 7-й симфонией  — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года , а 29 марта 1942 года  — в Колонном зале московского Дома Союзов . 19 июля 1942 Седьмая симфония (впервые) прозвучала в США под управлением Артуро Тосканини (радиопремьера). И наконец, 9 августа 1942 симфония была исполнена в блокадном Ленинграде . Организатором и дирижёром выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг . Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Через год композитор написал Восьмую симфонию (посвящена Евгению Мравинскому ), в которой отдал дань неоклассицизму  — III её часть написана в жанре барочной токкаты , IV — в жанре пассакалии . Эти две части как образец специфически «шостаковичевского» преломления жанра до сих пор остаются наиболее популярными в Восьмой симфонии.

В 1943 году композитор переехал в Москву и до 1948 года преподавал композицию и инструментовку в Московской консерватории 1943 года профессор ). У него обучались В. Д. Биберган , Р. С. Бунин , А. Д. Гаджиев , Г. Г. Галынин , О. А. Евлахов , К. А. Караев , Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко , А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян , Б. А. Чайковский , А. Г. Чугаев .

Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств композитор использовал жанры камерной музыки. В этой области им были созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Второе фортепианное трио (памяти И. Соллертинского , 1944; Сталинская премия, 1946), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949). В 1945 году, после завершения войны, написал Девятую Симфонию .

В 1948 было опубликовано постановление Политбюро в котором он, наряду с другими советскими композиторами, был обвинён в « формализме », «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом» . Был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен . Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов . В 1948 году композитор написал вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставил его в столе (в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом» ) . Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт также не был тогда опубликован . В том же 1948 году начал писать не предназначенную для публикации сатирическую пародийную музыкальную пьесу « Антиформалистический раёк » на собственный текст, где высмеивал официальную критику «формализма» и высказывания Сталина и Жданова об искусстве .

Несмотря на обвинения, в 1949 году посетил США в составе делегации всемирной конференции в защиту мира, которая проходила в Нью-Йорке , и выступил на этой конференции с продолжительным докладом, а в 1950 году получил Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах» (написана в 1949) — образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён. [ источник не указан 246 дней ]

1950-е

Пятидесятые годы начались для композитора очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге осенью 1950 года , композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя — И. С. Баха , — что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано.

В 1952 году написал цикл пьес «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра.

В 1953 году после восьмилетнего перерыва вновь обратился к симфоническому жанру и создал Десятую симфонию .

В 1954 году написал «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получил звание Народного артиста СССР .

Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом. Таковы Шестой струнный квартет ( 1956 ), Второй концерт для фортепиано с оркестром ( 1957 ), оперетта «Москва, Черёмушки». В том же году композитор создал Одиннадцатую симфонию , назвав её «1905 год», продолжил работу в жанре инструментального концерта (Первый концерт для виолончели с оркестром, 1959 ).

В те же годы началось сближение композитора с официальными органами власти. В 1957 году он стал секретарём Союза композиторов СССР , в 1960 — Союза композиторов РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960 году вступил в КПСС .

1960-е

В 1961 году осуществил вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год»  — произведение «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий . Несмотря на ярко выраженную «идеологическую» программу, Двенадцатая симфония не получила в СССР громкого официального признания и не была (в отличие от Одиннадцатой симфонии) удостоена правительственных премий.

Совсем иную задачу композитор поставил перед собой годом позже в Тринадцатой симфонии , обратившись к поэзии Е. А. Евтушенко . Первую её часть образует « Бабий Яр » (для солиста-баса, хора басов и оркестра), за которой следуют ещё четыре части на стихи, описывающие жизнь современной России и её недавней истории. Вокальный характер композиции сближает её с жанром кантаты . Симфония № 13 впервые была исполнена в ноябре 1962 года .

В том же 1962 году посетил (совместно с Г. Н. Рождественским , М. Л. Ростроповичем , Д. Ф. Ойстрахом , Г. П. Вишневской и другими советскими музыкантами) Эдинбургский фестиваль , программа которого была составлена преимущественно из его сочинений. Исполнения музыки композитора в Великобритании вызвали большой общественный резонанс .

После отстранения от власти Н. С. Хрущёва , с началом эпохи политического застоя в СССР его музыка вновь приобрела сумрачный тон. Его квартеты № 11 ( 1966 ) и № 12 ( 1968 ), Второй виолончельный ( 1966 ) и Второй скрипичный ( 1967 ) концерты, Скрипичная соната ( 1968 ), вокальный цикл на слова А. А. Блока , проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой симфонии ( 1969 ) — снова «вокальной», но на сей раз камерной , для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных — Шостакович использовал стихи Г. Аполлинера , Р. М. Рильке , В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки , которые связаны одной темой — смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).

1970-е

Надгробие Шостаковича на Новодевичьем кладбище

В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело , 13-й (1969—1970), 14-й ( 1973 ) и 15-й ( 1974 ) струнные квартеты и Симфония № 15 , сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. В ней композитор прибегнул к цитатам из известных сочинений прошлого (техника коллажа). Использовал, в том числе, музыку увертюры Дж. Россини к опере « Вильгельм Телль » и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера « Кольцо Нибелунга », а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки , Г. Малера и, наконец, свою собственную прежде написанную музыку. Симфония была создана летом 1971 года , премьера состоялась 8 января 1972 года . Последним его сочинением стала Соната для альта и фортепиано .

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких . У него было очень сложное заболевание, связанное с поражением мышц ног — боковой амиотрофический склероз . В 1970—1971 годах он приезжал в город Курган три раза и в общей сложности провел здесь 169 дней на лечении в лаборатории (при Свердловском НИИТО) доктора Г. А. Илизарова .

Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья


Значение творчества

Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад композитора в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей.

Жанровое и эстетическое разнообразие его музыки огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль».

Стиль

Влияния

В ранние годы композитор испытал влияние музыки Г. Малера , А. Берга , И. Ф. Стравинского , С. С. Прокофьева , П. Хиндемита , М. П. Мусоргского . Постоянно изучая классические и авангардные традиции, выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

В творчестве заметно влияние любимых и почитаемых им композиторов: И. С. Баха (в его фугах и пассакалиях), Л. Бетховена (в его поздних квартетах), П. И. Чайковского , Г. Малера и отчасти С. В. Рахманинова (в его симфониях), А. Берга (отчасти — наряду с М. П. Мусоргским в его операх, а также в использовании приёма музыкального цитирования). Из русских композиторов наибольшую любовь питал к М. П. Мусоргскому, для его опер « Борис Годунов » и « Хованщина » сделал новые оркестровки. Влияние М. П. Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы « Леди Макбет Мценского уезда », в Одиннадцатой симфонии , а также в сатирических работах.

Жанры

Самыми заметными жанрами в творчестве композитора являются симфонии и струнные квартеты  — в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний — Пятая и Десятая , среди квартетов — Восьмой и Пятнадцатый .

Специфика музыкального языка

Наиболее узнаваемая черта музыкального языка композитора — гармония . Хотя в её основе всегда лежала мажорно-минорная тональность , композитор последовательно, на протяжении всей жизни использовал особые звукоряды ( модализмы ), которые придавали расширенной тональности в авторской реализации специфическую характерность. Российские исследователи ( А. Н. Должанский , Ю. Н. Холопов и др.) описывали эту звуковысотную характерность обобщённо как «лады Шостаковича».

Тёмный, мрачно сгущённый колорит минорного лада у композитора , с точки зрения техники композиции реализуется, прежде всего, в 4-ступенных звукорядах в объёме уменьшённой кварты («гемикварты»), которая символически содержится в самой монограмме Шостаковича DSCH ( es 1 -h в d 1 -es 1 -c 1 -h ). На основе 4-ступенной гемикварты композитор выстраивает 8- и 9-ступенные лады в диапазоне уменьшённой октавы («гемиоктавы»). Какого-либо одной, особенно предпочтительной, разновидности гемиоктавного лада в музыке композитора не выделяется, поскольку автор от сочинения к сочинению изобретательно комбинирует гемикварту с разными диатоническими и миксодиатоническими звукорядами.

Общее для всех разновидностей «ладов Шостаковича» — безошибочная идентификация слухом уменьшённых кварты и октавы в контексте минорного лада. Примеры гемиоктавных ладов (разной структуры): Прелюдия для фортепиано cis-moll, II часть Девятой симфонии, тема пассакалии из «Катерины Измайловой» (антракт к 5-й картине) и мн. др.

Очень редко композитор прибегал также к серийной технике (как, например, в I части Пятнадцатой симфонии), использовал кластеры как средство колористики («иллюстрация» удара в челюсть в романсе «Чистосердечное признание», op. 121 № 1, тт. 59-64).

Сочинения (выборка)

Некоторые из произведений Шостаковича:

Звания и награды

Марка СССР, 1976 год
Марка России 2000 год

Членство в организациях

Улица Шостаковича, Самара. В доме № 5 работал композитор в годы войны. Слева здание института культуры

Память

  • Имя композитора носит Санкт-Петербургская филармония
  • 28 мая 2015 года открыт первый в Москве памятник Д. Д. Шостаковичу перед зданием Московского международного Дома музыки (скульптор Георгий Франгулян ) .
  • В память о композиторе в 1977 году названа улица на севере Ленинграда . На ней в 2009 году установлен памятник Д. Д. Шостаковичу. Дополняет его музыка, написанная композитором, транслирующаяся через динамики [ источник не указан 1474 дня ] .
  • Новороссийский музыкальный колледж носит имя композитора.
  • С 1996 года Международным благотворительным фондом Юрия Башмета присуждается ежегодная премия имени Дмитрия Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового музыкального искусства .
  • Курганский музыкальный колледж носит имя композитора.
  • В Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске на домах, где жил композитор, установлены мемориальные доски.
  • В Самаре : в 2004 году установлена мемориальная табличка на доме, где жил композитор во время эвакуации с 1941 по 1943 год; в 2006 году его именем названа улица, идущая от театра оперы и балета , где состоялась премьера Седьмой симфонии ; в 2019 году установлен памятник Дмитрию Шостаковичу в сквере на пл. Куйбышева .

В кино

В 1988 году вышел на экраны британский художественный фильм «Свидетельство» ( англ.   Testimony ) по одноимённой книге Соломона Волкова , основанной, по заверению автора, на записанных им воспоминаниях Д. Д. Шостаковича. Роль композитора исполнил Бен Кингсли .

Комментарии

  1. Именно этот адрес указывал впоследствии Д. Д. Шостакович во всех анкетах .

Примечания

  1. , с. 17, 44.
  2. , с. 6.
  3. , с. 16.
  4. , с. 9.
  5. , с. 17—18.
  6. , с. 18—24.
  7. , с. 36—40.
  8. , с. 40—48.
  9. , с. 49.
  10. , с. 7—8.
  11. , с. 9—10.
  12. , с. 60—61.
  13. , с. 56.
  14. , с. 52.
  15. , с. 53.
  16. , с. 54.
  17. , с. 54—55.
  18. , с. 60—62.
  19. , с. 10—11.
  20. , с. 61.
  21. Шостакович Дмитрий Дмитриевич . Музыкальная энциклопедия, 1973-1982 . Музыкальная энциклопедия. Дата обращения 4 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  22. ТРИ НОВЫХ ГОДА ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА . Новая газета (27 декабря 2001). Дата обращения 31 августа 2019.
  23. Дмитрий Шостакович Биография . live.shostakovich.ru. Дата обращения 24 марта 2019.
  24. Официальный сайт Д. Д. Шостаковича
  25. Герой Соц.Труда Шостакович Дмитрий Дмитриевич :: Герои страны   (недоступная ссылка) . Дата обращения 4 апреля 2013. Архивировано 18 августа 2013 года.
  26. Георгий Данелия. "В гостях у Дмитрия Гордона" (2009) рассказывает о Михаиле Чиаурели на YouTube , начиная с 6:16
  27. Волков С. М. История русской культуры XX века: От Льва Толстого до Александра Солженицына. — М. : Эксмо, 2008. — С. 162.
  28. Шостакович. Симфония No. 6 (Symphony No. 6 (h-moll), Op. 54) . Belcanto.ru. Дата обращения 10 мая 2016.
  29. Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели" . www.hist.msu.ru. Дата обращения 15 марта 2017.
  30. МГК им. Чайковского - персоналии - Шостакович Дмитрий Дмитриевич   (недоступная ссылка) . Дата обращения 6 апреля 2013. Архивировано 10 декабря 2013 года.
  31. Впервые цикл был исполнен в 1955 году.
  32. Впервые исполнен в 1955 году
  33. Шостакович продолжал работу над «Райком» еще на протяжении двадцати лет; впервые публично исполнен в 1989 г.
  34. DSCH Journal No. 37 (July 2012) .
  35. Светлана Кошкарова. В Кургане пройдет юбилейный пятый фестиваль имени Шостаковича. газета «Курган и курганцы» 10.09.2014
  36. Некоторые музыковеды называют подобную разновидность минорного лада «суперминором».
  37. Шостакович Д. Д. Собрание сочинений. — М. : Музыка, 1987. — Т. 42. Музыка к кинофильмам.
  38. https://ufa-gid.com/ocherki/dmitriy-shostakovich-narodnyy-artist-bashkirii.html
  39. Памятник Дмитрию Шостаковичу открыли в Москве . Российская газета. Дата обращения 27 января 2017.
  40. Вручение премии имени Дмитрия Шостаковича
  41. Памятник Шостаковичу установили у театра в Самаре . ТАСС (3 сентября 2019). Дата обращения 4 сентября 2019.

Издания сочинений

  • Полное собрание сочинений, в 42 тт. М.: Музыка, 1982-1987.
  • New Collected Works. Москва etc.: DSCH Publishers, 1999- (издание продолжается; см. список изданных томов )

Литература

  • Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью. — М. : Молодая гвардия, 1958.
  • Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. — М. : Советский композитор, 1981.
  • Д. Шостакович о времени и о себе, 1926-1975 / Составитель М. Яковлев. — М. : Советский композитор, 1980. — 375 с.
  • Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2004.
  • Акопян Л. О. (сост.). Шостакович: pro et contra. Д. Д. Шостакович в оценках современников, композиторов, публицистов, исследователей, писателей. Антология. Санкт-Петербург: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2017.
  • Акопян Л. О. Феномен Дмитрия Шостаковича. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2018.
  • Волков С. Шостакович и Сталин: художник и царь. — М. : Изд-во Эксмо, 2004.
  • Грум-Гржимайло Т.Н. О Шостаковиче. — М. , 1990.
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич / Данилевич Л. В. // Чаган — Экс-ле-Бен. — М.  : Советская энциклопедия, 1978. — ( Большая советская энциклопедия  : [в 30 т.]  / гл. ред. А. М. Прохоров  ; 1969—1978, т. 29).
  • Данилевич Л. В. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. — М. : Советский композитор, 1980.
  • Дворниченко О. Дмитрий Шостакович: путешествие. — М. : Текст , 2006.
  • Дворниченко О. Москва Кремль Шостаковичу. — М. : Текст , 2011. — 669 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7516-0955-9 .
  • Житомирский Д. В. Шостакович официальный и подлинный // Даугава. — 1990. — № 4.
  • Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. — М. : Музыка, 1980.
  • Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936—1938 гг. — М. : Юридическая книга, 1997. — 320 с.
  • Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / Перевод Е. Гуляевой = Schoslakowitsch. Sein Leben, sein Werk, seine Zeit. — СПб. : Композитор, 1998. — 559 с. — ISBN 5-7379-0043-6 .
  • Миловидова, Н. С. Композиторы в истории музыкальной культуры Самарского края: учеб. пособие / Н. С. Миловидова; М-во культуры РФ, ФГБОУ ВПО «СГАКИ». — Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. — С. 58—72. — 278 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-88293-323-3
  • Михеева Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича. — М. : Терра , 1997. — 368 с. — ISBN 5-300-00996-2 .
  • Орлов Г. А . Д. Д. Шостакович. Краткий очерк жизни и творчества. — Л.: Музыка, 1966. — 120 с., 50 000 экз.
  • Петров, В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. — 188 с.
  • Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. — М. : Музыка, 1976.
  • Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество. — Л. : Советский композитор, 1985. — Т. 1. — 616 с.
  • Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество. — Л. : Советский композитор, 1986. — Т. 2. — 668 с.
  • Хентова С. М. В мире Шостаковича: Беседы с Шостаковичем. Беседы о композиторе. — М. : Композитор, 1996.
  • Д. Д. Шостакович: Нотографический и библиографический справочник / Сост. Е. Л. Садовников. 2-е изд., доп. и расшир. — М. : Музыка, 1965.
  • Д. Шостакович: Статьи и материалы / Сост. и ред. Г. Шнеерсон. — М. : Советский композитор, 1976.
  • Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая . — СПб. : Композитор, 1996.
  • Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919—1930. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2013. В трех томах.
  • Dmitri Schostakowitsch und das jüdische musikalische Erbe = Dmitri Shostakovich and the Jewish heritage in music / Hrsg. Von Ernst Kuhn… — Berlin: Kuhn, 2001. (Schostakowitsch-Studien; Bd. 3); (Studia slavica musicologica; Bd. 18) — ISBN 3-928864-75-0 .
  • A Shostakovich casebook / Ed. M.H. Brown. Bloomington, 2004. 408 p. ISBN 0-253-34364-X .

Ссылки

Шостакович, Дмитрий Дмитриевич . Сайт « Герои страны ».

Мультимедиа

Радиообращение Д. Шостаковича: передача из блокадного Ленинграда 16 сентября 1941  

Категории :
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок