Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Шапсуги
адыгэ , шапсыгъ
Современное самоназвание Адыгэ
Численность и ареал
Всего: 3 900

  Россия :
3 231 (2002 г.) 3 882 (2010 г.)

  Турция :
в составе черкесской (адыгской) диаспоры      
Археологическая культура майкопская культура , дольменная культура , меотская культура
Язык шапсугский диалект адыгейского языка
Религия Ислам ( суннитского толка )
Входит в Адыги
Родственные народы

Адыго-Абхазская семья

Этнические группы Хакучи
Происхождение Зихи , Меоты , Касоги , Каски

Шапсу́ги (самоназвание: адыгэ , шапсыгъ ) — субэтнос адыгов , в прошлом — одно из крупнейших адыгских племён . Проживают в Адыгее и в Краснодарском крае (район Туапсе и Сочи ). Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка .

Этнология

Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.

Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века , в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства . В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар , взяв в плен хана Девлет-Гирея [ уточнить ] . В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе , который «имеет особливый язык и такое же правление».

Общие сведения

Шапсуги проживают в Российской Федерации , а также широко представлены в странах, где проживают представители адыгской диаспоры  — в Турции , Сирии , Иордании , Израиле и т. д.

В России живут на территории исторической Шапсугии  — в Туапсинском районе и Сочи ( Лазаревский район ) в Краснодарском крае , а также в Адыгее . Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами .

В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в 1926 их насчитывалось около 4 тыс.человек.

По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысяч шапсугов; по переписи 2010 года  — 3,9 тысяч. Однако, реальная численность шапсугов намного больше, так как шапсугов проживающих на территории республики Адыгея , продолжают записывать адыгейцами . А многие причерноморские шапсуги продолжают записываться черкесами или адыгейцами.

Шапсу́ги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, относящемся к абхазо-адыгской семье языков.

По российскому законодательству официально являются малым народом .

Численность адыгов в причерноморских населённых пунктах, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года

Краснодарский край :

Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи  — Ахинтам , Хатлапе , Шахе и Шхафит .

Основная статья: Адыги

История

О древнейшей истории адыгов , в том числе и шапсугов, нам рассказывают артефакты следующих археологических культур — Майкопская культура Дольменная культура Меотская культура и др., которые составляют драгоценный фонд многих исторических музеев, как в Адыгее, в России, так и за рубежом.

Шапсуги составляли одну из самых крупных групп не только причерноморских адыгов, но и всего адыгского (черкесского) этнического массива. Насчитывали несколько сотен тысяч человек. Они населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир , Абин , Афипс , Вулан , Шебш и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе с Крымским ханством .

Современные исследования подтвердили ( Максидов А. А. , Чирг А. Ю.) — Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией .

Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859 года. В конце 1860 был учреждён меджлис, объединивший шапсугов, абадзехов , убыхов и натухайцев . В 1864 подавляющее большинство шапсугов вместе с другими адыгами была выселена в Турцию , где была частично ассимилирована. На Кавказе осталось около 5 тысяч шапсугов, их земли стали заселяться славянскими, армянскими и греческими колонистами.

В 1924 году был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе , затем в селах Красноалександровское и Лазаревское , в 1945 году преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края (с 1961  года — Лазаревский район города Сочи). На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 году была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района. 12 июня 1992 года Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.

Среди шапсугов в языковом отношении выделяются хакучи .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в конце XIX века сообщал :

Шапсуги — сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной — между реками Пшадой и Шахе.

Исторически у шапсугов не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Общественный строй, по сути, был аристократическим. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества — псухо и общины — хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. Дворяне (вуорки) издавна господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освобождался от их власти и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий, свободы от притязаний дворян на продукты труда и имущество земледельцев.

Побудительным мотивом послужило произошедшее в 1790-х годах возмущение из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества. Народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действиями его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество. Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой социальной борьбе.

Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бжедухам и в 1793 году отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 году бжедухи, получив подмогу от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над шапсугами решительную победу на берегах р. Бзиюкозауо (см. Бзиюкская битва . Но борьба продолжалась после этого еще долго, лилась кровь и истреблялось имущество шапсугов и бжедухов. Наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.

В итоге многолетней войны шапсуги добились своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые привилегии, они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина уплачивалось 30 голов скота, а за земледельца-торлокотля — 28. За кражу лошади, помимо возвращения украденного, дворянину полагалось еще 2 лошади, а торлокотлю — одна. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.

В конечном итоге, многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие — к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натухайцев и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.

Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.

Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой — зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 года , когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию . Большинство из них предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 году и тоже выселились в Турцию.

.

Современные шапсугские аулы

Современные аулы с преобладающим шапсугским населением

В ауле Лыготх находится музей «Усадьба причерноморского шапсуга» .

В посёлке Лазаревское c 1991 года издаётся газета « Шапсугия ».

Лазаревский этнографический музей

В музее можно увидеть исторические реликвии, возраст которых достигает 4-5 тысяч лет , кроме того имеется экспозиция старинного черкесского оружия, снаряжение воина, конской упряжи, красивейшие образцы праздничной адыгской женской одежды (из темного бархата и парчи, украшенной золотой вышивкой, серебряной тесьмой и позолоченными застежками). Шапсугские женщины были искусными мастерицами.

Известные шапсуги

См. также

Примечания

  1. Всероссийская перепись населения 2002 года . Дата обращения 24 декабря 2009.
  2. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  3. Население по национальности и владению русским языком по муниципальным образованиям Краснодарского края .
  4. Шапсуги — статья из Большой советской энциклопедии
  5. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255) (с изменениями от 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г.)
  6. База микроданных Всероссийской переписи населения 2010 года .
  7. [1] Максидов, Анатолий Ахмедович .Исторические и генеалогические связи адыгов с народами Причерноморья
  8. Гесихий Александрийский. Лексикон // ВДИ. 1948. — № 4. — С. 269
  9. Шапсуги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. Лазаревский этнографический музей

Литература

  • Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
  • Шапсуги // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок