Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Шансо́н ( фр.   chanson  — песня) — жанр светской вокальной многоголосной музыки эпохи позднего Средневековья и Возрождения , преимущественно второй половины XV и XVI веков. Словом «шансон» обозначают песенные жанры старинной музыки на французский поэтический текст, написанные в строфической форме . Песенные жанры в твёрдых формах (во Франции — это рондо́ , виреле , баллада ) обычно именуют непосредственно по названию стихотворной формы , не используя термина «шансон».

Краткая характеристика

Шансон развилась из одноголосных светских песен труверов . Встречаются во Франции начиная с XIV века; авторы их, как правило, неизвестны, например, «Cheulz qui voelent», «Hé hula hu», «N’a pas long temps», из авторских «Andray soulet» Маттео Перуджийского (итальянский композитор периода Ars subtilior , находившийся под сильным французским влиянием).

В XVI веке образовалась «парижская школа» шансон ( К. де Сермизи , К. Жанекен , П. Сертон , Сандрен и др.). Шансон (в том числе целый ряд экспериментальных пьес в этом жанре) писали и композиторы-члены Академии поэзии и музыки Баифа — К. Ле Жён , Г. Котле , Ж. Модюи. Среди других известных авторов шансон XV—XVI веков (различных школ) Луазе Компер , Йоханнес Окегем , Жоскен Депре , Адриан Вилларт , Киприан де Роре , Орландо Лассо , Ян Питерсзон Свелинк , Клод Жервез , Тильман Сузато , Николя Гомберт .

Другие значения термина

В современной западной литературе словом «chanson» нередко называют одноголосные и многоголосные светские песни на французском языке совершенно любой формы (например, монодические песни труверов Адама де ла Аля и Жанно де Лекюреля ). Использование французского языка в текстах песен — решающий аргумент такого терминологического употребления. В отношении же многоголосной шансон XV—XVI веков применяется уточнение «бургундская и франко-фламандская шансон» ( нем.   burgundische-frankoflämische Chanson ) . Применяя термин в столь широком смысле, западные историки говорят, например, о «шансон» Гильома де Машо , Жиля Беншуа , Гийома Дюфаи и Хайне ван Гизегема  — композиторов, светская музыка которых представляет собой почти исключительно песенные жанры в твёрдых формах. В русской музыкальной науке чрезмерно широкое употребление термина «шансон» не принято (вместо «шансон Машо» предпочтительно «песенные жанры Машо», или «песенные формы Машо»).

Нотные издания

  • Anthologie de la chanson parisienne au XVIe siècle, ed. F. Lesure, avec la collaboration de N. Bridgman, I. Cazeaux, K. Leve. Monaco: Oiseau-lyre, 1953.
  • The Combinative chanson: an anthology. Edited by M.R.Maniates. Madison: A-R Editions, 1989 (Recent Researches in the Music of the Renaissane, vol. 77)

См. также

Примечания

  1. Perkins L., Bernstein L. F., Schneider H., Günther U. Chanson // Die Musik in Geschichte und Gegenwart (MGG 2). Kassel; Basel, 1995.

Литература

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок