Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Черёмухин .
Алексей Михайлович Черёмухин
Черёмухин АМ.JPG
Дата рождения 17 (29) мая 1895 ( 1895-05-29 )
Место рождения Москва , Российская империя
Дата смерти 19 августа 1958 ( 1958-08-19 ) (63 года)
Место смерти Паланга , Литовская ССР , СССР
Страна   Российская империя ,   СССР
Научная сфера авиаконструктор
Альма-матер Санкт-Петербургский политехнический институт; МВТУ им. Баумана
Учёная степень доктор технических наук (1937)
Учёное звание профессор
Награды и премии
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени
Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg

Награды Российской империи:

Орден Святого Владимира 4-й степени Орден Святой Анны 2-й степени Орден Святого Станислава 2-й степени
Орден Святой Анны 3-й степени Орден Святого Станислава 3-й степени Орден Святой Анны 4-й степени

Иностранные награды: Военный крест 1914—1918 (Франция)

Премии:
Ленинская премия — 1957 Сталинская премия — 1951 Сталинская премия — 1952 ZDNT RSFSR.jpg
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Военный лётчик А. М. Черёмухин

Алексе́й Миха́йлович Черёмухин ( 1895 1958 ) — советский авиационный конструктор, создатель первого советского вертолёта . Лауреат Ленинской премии.

Биография

Родился 17 мая ( 29 мая по новому стилю) 1895 года в Москве в семье педагогов. Отец Михаил Никифорович — преподаватель математики, инспектор Императорского училища Большого и Малого театров. Мать Зинаида Алексеевна (урожд. Худзинская) преподавала иностранные языки.

В 1914 году окончил с золотой медалью 5-ю Московскую гимназию , поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт , на механический факультет.

Военный лётчик

Когда началась Первая мировая война , Алексей Черёмухин оставил учёбу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года он был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания , где попал на четырёхмесячные «Теоретические курсы» Н. Е. Жуковского . Лекции читали ученики профессора, там же Черёмухин познакомился и с А. Н. Туполевым . В это же время он познакомился и с будущей женой, Ниной Фёдоровной Рерберг, дочерью Ф. И. Рерберга . По окончании курсов, в начале февраля 1915 года, выдержал экзамен на лётчика и был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. 24 марта 1916 года произведён в чин прапорщика. В апреле 1916 года прапорщик Черёмухин совершил свой первый боевой полёт, а 12 декабря 1916 года был удостоен звания «военного лётчика». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

За мужество и отвагу был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, орденами Св. Анны 2-й степени с мечами, 3-й степени с мечами и бантом, 4-й степени с надписью «За храбрость», орденами Св. Станислава 2-й степени с мечами и бантом и 3-й степени, а также высшим боевым орденом Франции — «Военным крестом» .

20 декабря 1917 года Управлением Военного Воздушного Флота А. М. Черёмухин был назначен инструктором в Качинскую военную авиационную школу в Севастополе, после расформирования которой в марте 1918 года вернулся в Москву.

Авиационный конструктор

После возвращения в Москву, с первых дней организации Центрального аэрогидродинамического института Черёмухин вместе с другими учениками профессора Н. Е. Жуковского участвовал в создании первого авиационного научного учреждения в СССР: в проектировании тяжёлого самолёта, двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолёта АК-1 (1922—1924).

Поступил в МВТУ (закончил его в 1923 году). С 1920 года работал лётчиком-экспериментатором. Кроме этого, начал исследования в области методов расчёта продольной устойчивости самолёта.

С 1924 года занимался проектированием и строительством самой большой в мире, в то время, аэродинамической трубы Т-1 и Т-2 .

В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА , совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин он установил на нём неофициальный мировой рекорд высоты полёта — 605 м .

В ночь на 4 января 1938 года был арестован; 1938—1941 годы он «провёл» в ЦКБ-29 .

С 1938 года — в опытном КБ А. Н. Туполева; с 1953 года — заместитель генерального конструктора. В 1955 году реабилитирован.

А. М. Черёмухин умер 19 августа 1958 года в Паланге (ныне Литва ). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Памятник Черёмухину Алексею Михайловичу на Новодевичьем кладбище в Москве

Награды и звания

Увековечение памяти

  • В 1982 ЦК ДОСААФ учредил переходящий приз — кубок Черёмухина и медаль его имени за достижения в вертолётном спорте.
  • В 1988, в Люберцах , на месте, где находился аэродром, с которого в 1932 году А. М. Черёмухин поднялся на первом советском вертолёте ЦАГИ-1ЭА на рекордную высоту 605 метров, установлена мемориальная стела с памятной доской.
  • В 2004 году, в Люберцах , средней школе № 25 присвоено имя Алексея Михайловича Черёмухина там же учреждён посвящённый ему музей .
  • В 2009 году в Люберцах его именем названа вновь возникшая улица.

Сочинения

  • Избранные труды. — М., 1969.

См. также

Примечания

  1. Школа авиации находилась в то время на Ходынском поле .
  2. Венчание их состоялось через два года, 18 июня 1918 года, уже после выхода указа о недействительности венчаний, о котором они не знали; и после смерти А. М. Черёмухина пришлось через суд получать удостоверение законности этого брака.
  3. Черёмухин изменил центровку самолёта, позволившее самолёту успешно летать.
  4. В марте 1928 года, когда шла работа по постройке вертолёта, Черёмухину по инициативе Б. Н. Юрьева была поручена конструктивная разработка ещё одной аэродинамической трубы — трубы в ВВАИА имени Н. Е. Жуковского. В мае 1928 года предложенный им эскизный проект был одобрен на заседании комиссии по постройке трубы в 1930 году труба была построена. В декабре 1935 года он был откомандирован в управление строительства Нового ЦАГИ, а 7 января 1936 года приказом начальника ЦАГИ Н. М. Харламова был назначен «Главным инженером Бюро проектирования ЭАО с возложением на него ответственности за техническую сторону всех проектных работ по Раменскому».
  5. Известный в то время мировой рекорд на геликоптере «Асканио» составлял всего 18 метров. Однако рекордный полёт едва не привёл к катастрофе. В память о рекордном полёте вертолётный завод им. Н. И. Камова установил памятный знак — тринадцатиметровую лопасть вертолёта из нержавеющей стали, возвышающуюся над серым гранитным основанием.
  6. Октябрьский проспект № 16(62)

Литература

  • Симоненков В. И. Судьбы учёных в сталинских спецтюрьмах. — М. : Нобель Пресс, 2013. — С. 376. — ISBN 978-5-518-74775-3 .

Ссылки

Категории :
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок