Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Храмы Древнего Египта  — культовые сооружения древних египтян, специально построенные для поклонения богам и поминания фараонов . Храмовые постройки расположены по всей территории Древнего Египта и в тех областях, которые зависели от этого государства в различные исторические эпохи.

Описание

Храм Рамсеса III с дополнительными пристройками по периметру, Мединет-Абу

Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы , совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса . Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат  — божественного порядка вселенной.

Олицетворявший модель мира храм по архитектурным канонам символизировал определённые религиозные представления древних египтян: потолок означал небо, стены - поля Иалу , пол - загробное царство .

Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам . Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания.

«Древнеегипетский храм, в отличие от греческого, никогда не был завершённым сооружением, а постоянно разрастался за счёт новых пилонов, святилищ и залов, которые возводил следующий правитель» .

Один из крупнейших храмовых комплексов в Карнаке .

Одним из наиболее важных мест храма было святилище , в котором обычно находились культовые изображения и статуи богов. Помещения расположенные снаружи храма с течением времени росли и всё более усложнялись, поэтому храм превратился из небольшого святилища в конце Додинастического периода в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве (ок. 1550—1070 годы до н. э.). Эти сооружения являются примером крупнейших и наиболее устойчивых сооружений древнеегипетской архитектуры . Каждый элемент и деталь храма выполнены в соответствии с религиозной символикой египтян. Конструкция храма включала в себя ряд закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны , которые были выравнены вдоль пути, по которому проходили праздничные процессии. За стенами храма располагались ограждения и ряд дополнительных зданий .

Большим храмам принадлежали не менее крупные земельные участки, на которых работали простые люди, обеспечивавшие материальные нужды храма. Храмы являлись главными как религиозными, так и экономическими центрами. Жрецы, управлявшие этими мощными структурами, обладали большим влиянием, и, несмотря на их «условное» подчинение фараону, порой бросали вызов его власти.

Строительство храмов в Египте продолжалось, несмотря на понижение численности населения и окончательную потерю независимости в период Римской империи . С приходом христианства , египетская религия стала подвергаться всё большим нападкам со стороны христиан, стали закрываться храмы, последний из которых был закрыт для посещения в 550 году нашей эры. С течением времени, старые здания опустели и стали разрушаться. Но в начале XIX века в Европе вспыхнула новая волна интереса к Египту, что привело к зарождению науки египтологии и стало привлекать всё большее количество посетителей.

Десятки храмов сохранились до наших дней, некоторые стали всемирно известными туристическими достопримечательностями. Туризм приносит немалые доходы в казну современной египетской экономики. Египтологи продолжают и в наши дни изучать руины и сохранившиеся храмы древнейшей цивилизации, так как они являются бесценным источником информации о древнеегипетском обществе.

Назначение

«Храм»
иероглифами
R8 O6 X1
O1

ḥwt-nṯr

Слово «храм» ( ḥwt-nṯr - буквально «дом бога») египтяне чаще всего использовали для обозначения здания храма . Возводимые храмы строились не для фараона или богов, а их Ка . Божественный Ка находился к людям ближе, нежели само божество. Поэтому, например, в Мемфисе почитался не сам священный бык Апис , а его Ка .

Древние египтяне верили, что присутствие ( англ. ) бога в храме соединяет человеческий мир с божественным и позволяет общаться с богом посредством ритуальных действий. Эти ритуалы поддерживали жизнь бога и позволяли ему продолжать играть свою роль в природе . Цель египетской религии заключалась в поддержании Маат — совершенного устройства природы и человеческого общества , эта же цель была и у храмов .

Фараону была доверена собственная божественная сила, поэтому он, как священный правитель, считался представителем от всего Египта к богам и наиболее важным сторонником истины . Теоретически, в его обязанности могло входить выполнение храмовых обрядов. В то же время неизвестно насколько часто фараон мог принимать участие в подобного рода церемониях. Наличие большого количества храмов на территории Египта делало невозможным его присутствие во всех них, поэтому в большинстве случаев эти обязанности отводились жрецам. Тем не менее фараон был обязан поддерживать, содержать и расширять храмы по всему государству .

В обязанности служителей храмов входило проведение и сопровождение религиозных празднеств и церемоний, среди которых Праздник Опет , Хеб-сед , Праздник Мин и др.

См. также

Примечания

  1. Архитектура пирамид / ред. Н. М. Боголюбовой, В. И. Фокина. — Всемирное культурное наследие. Учебник. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. — С. 96, 100. — 368 с. — ISBN 9785288056123 .
  2. Энциклопедия «Искусство». Часть 2. Д-К (с иллюстрациями) / А. П. Горкин. — М. : РОСМЭН, 2007. — 497 с. — ISBN 978-5-353-02798-0 .
  3. Spencer, Patricia. The Egyptian temple: a lexicographical study . — London: Kegan Paul International, 1984. — С. 22, 44. — 298 с. — ISBN 0710300654 .
  4. Snape, S. R. (Steven R.). Egyptian temples . — Princes Risborough, Buckinghamshire: Shire Publications, 1996. — С. 9. — 64 с. — ISBN 0747803277 .
  5. Alfred Wiedemann. The Ancient Egyptian Doctrine of the Immortality of the Soul. — Books on Demand, 2018. — С. 16—17, 43. — 54 с. — ISBN 9783732656936 .
  6. Dunand and Zivie-Coche 2005, pp. 89-91
  7. Assmann, Jan. The search for God in ancient Egypt . — 1st English-language ed.. — Ithaca: Cornell University Press, 2001. — С. 4. — 275 с. — ISBN 0801437865 .
  8. Shafer, Byron E. Temples, Priests, and Rituals: An Overview. — Shafer, 1997. — С. 1-3.
  9. , pp. 8, 86

Литература

  • Arnold, Dieter. Building in Egypt: Pharaonic Stone Masonry. — Oxford University Press, 1991. — ISBN 0-19-511374-8 .
  • Arnold, Dieter. The Encyclopedia of Ancient Egyptian Architecture. — Princeton University Press, 2003. — ISBN 0-691-11488-9 .
  • Wilkinson, Richard H. The Complete Temples of Ancient Egypt. — Thames and Hudson, 2000. — ISBN 0-500-05100-3 .

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок