Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Игорь Яковлевич Фроянов
Дата рождения 22 июня 1936 ( 1936-06-22 ) (83 года)
Место рождения
Страна
Научная сфера история России
Место работы СПбГУ
Альма-матер СГПИ
Учёная степень доктор исторических наук ( 1976 )
Учёное звание профессор
Научный руководитель В. В. Мавродин ,
В. А. Романовский
Известные ученики А. Ю. Дворниченко ,
Ю. В. Кривошеев ,
А. В. Майоров ,
И. Б. Михайлова ,
А. В. Петров , В. В. Пузанов
Известен как исследователь социально-политической истории Древнерусского государства IX—XII веков
Награды и премии Знак Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.jpg
Сайт froyanov.csu.ru

И́горь Я́ковлевич Фроя́нов (род. 22 июня 1936, Армавир , Краснодарский край , РСФСР , СССР ) — советский и российский историк , общественный деятель, писатель. Доктор исторических наук (1976), профессор (1979); с 1982 по 2001 год был деканом исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета . Основная тема исследований — социально-политическая история Древнерусского государства IX—XII веков. Автор концепции доклассового общинного характера общественного и государственного строя Древней Руси .

Биография

Родился в семье Якова Петровича Фроянова (1902—1972) — кубанского казака , майора Красной армии , репрессированного в 1937 году. Отец историка был обвинён в контрреволюционной деятельности и приговорён к расстрелу , но затем наказание заменили 10 годами исправительно-трудовых лагерей . Яков Петрович был реабилитирован в 1957 году. Игорь Фроянов воспитывался матерью, Лидией Игнатьевной (1906—1966), отец после освобождения в семью не вернулся.

После прохождения военной службы в 1955—1958 годах И. Я. Фроянов, к тому времени ознакомившийся с трудами Б. Д. Грекова , поступил на историко-филологический факультет Ставропольского педагогического института , где научным руководителем студента стал профессор В. А. Романовский . В 1963 году, окончив обучение в институте , он решил поступать в аспирантуру в Москву к А. А. Зимину , известному исследователю Средневековой Руси, но из-за проблем с наличием мест принял решение ехать в Ленинград. С 1963 года Фроянов обучался в аспирантуре исторического факультета Ленинградского государственного университета (научный руководитель — декан факультета и заведующий кафедрой истории СССР профессор В. В. Мавродин ) . В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию «Зависимые люди Древней Руси (челядь, холопы, данники, смерды)» (официальные оппоненты А. А. Зимин и А. И. Копанев ), в 1973 году — докторскую диссертацию «Киевская Русь. Главные черты социального и политического строя» (официальные оппоненты Н. Е. Носов , Л. В. Черепнин и И. П. Шаскольский ). Работа Фроянова увидела свет только спустя три года, когда после множества корректировок Высшая аттестационная комиссия всё же утвердила диссертацию учёного. В 1976 году Фроянову была присуждена степень доктора исторических наук, а в 1979 году — присвоено профессорское звание .

С 1982 по 2001 год — декан исторического факультета, а с 1983 по 2003 год — заведующий кафедрой русской истории (до 1991 года — кафедра истории СССР). Председатель диссертационного совета СПбГУ по специальностям «отечественная история», «всеобщая история (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время) и историография», «источниковедение и методы исторического исследования». В силу ряда причин (см. ниже разделы, посвящённые критике) период деканства И. Я. Фроянова был достаточно непростым. До 1990 года был отложен выпуск написанной в 1983 году монографии «Киевская Русь: очерки отечественной историографии». После распада СССР определились политические воззрения Фроянова . Он стал сторонником партии КПРФ .

В книгах «Октябрь семнадцатого. Глядя из настоящего» (1997) и «Погружение в бездну (Россия на исходе XX века)» (1999; 3-е изд., 2002) И. Я. Фроянов изложил свою концепцию современной советской и российской политической истории. Эти книги вызвали широкий общественный резонанс, политическая концепция историка, связанная с анализом причин Октябрьской революции и распада СССР, имеет и сторонников, и противников. По мнению сторонников Фроянова, именно выход в свет этих книг спровоцировал начавшуюся вскоре «антифрояновскую кампанию» . В книге «Погружение в бездну» подверг резкой критике внутреннюю политику Б. Н. Ельцина .

Общественно-политическая позиция и кадровая политика Фроянова вызвали протест части профессорско-преподавательского состава исторического факультета СПбГУ. В апреле 2001 года Фроянов был снят с поста декана исторического факультета, 26 июня 2003 года — с поста заведующего кафедрой русской истории .

В настоящее время Фроянов продолжает научную и преподавательскую работу на факультете, занимается также общественной деятельностью. В 2013 году был в числе выступивших за перенос в запасники Третьяковской галереи картины И. Е. Репина « Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года », поскольку, по мнению авторов обращения, полотно создаёт «эффект ложной „психологической достоверности“, буквально запечатлевая в памяти тысяч и тысяч посетителей Третьяковской галереи /…/ клевету на Россию и её историю» . Директор галереи И. В. Лебедева высказалась против данной инициативы и заявила, что картина останется в экспозиции . Был доверенным лицом кандидата в президенты России от КПРФ Павла Грудинина .

Является основателем научной школы. В числе его учеников — А. Ю. Дворниченко , А. В. Майоров, Ю. В. Кривошеев , А. В. Петров, В. В. Пузанов .

Первая жена — Татьяна Ивановна Солдатова (род. 1933); сын Игорь (1964—2001) — педагог, директор школы № 179 Калининского района Санкт-Петербурга , позднее начальник управления образования Калининского района; был убит . С 6 ноября 1976 года И. Я. Фроянов был женат на Елене Львовне (урожд. Аламдаровой; 1952—2000) — преподавателе истории; дочь Лидия (род. 1980) .

Концепция истории Древней Руси

И. Я. Фроянов доказывает доклассовый и общинный характер общественного и государственного строя Древней Руси.

В своей докторской диссертации и вышедшей на её материале книге «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории» он отказался от господствовавшего в советской историографии представления о классовом и феодальном характере Руси, о Древней Руси XI—XII веков как о сложившемся феодальном государстве с завершившимся процессом классообразования , и доказывал, что в Древней Руси крупное частное землевладение было развито слабо и базировалось на труде рабов , а не феодально зависимых людей, которых среди всего населения было чрезвычайно мало (часть смердов ). В книге 1974 года воздержался от прямой оценки общественного строя Руси IX—XIII веков как феодального или рабовладельческого, а в книге 1980 года «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории» прямо заявил о дофеодальном характере древнерусского общества .

По мнению Фроянова, в Древней Руси существовали и рабовладельческий (к рабам он относит челядь , холопов , часть смердов), и феодальный уклады, однако господствовавшим был общинный уклад. Согласно концепции исследователя, подавляющая масса земледельческого населения Киевской Руси была свободной и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях. Территориальная община решала вопрос о власти, призывала и изгоняла князей. Таким образом, государство на Руси возникло до разделения общества на классы . По мнению историка, вече было высшим правящим органом не только в Новгородской республике , а во всех русских землях. Несмотря на то, что представители знати являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле . Создал концепцию древнерусских городов-государств , согласно которой древнерусские княжества являлись управляемыми местными общинами городами-государствами .

Исторические взгляды

И. Я. Фроянов характеризует Киевское восстание 1113 года как результат политической борьбы сторонников вокняжения Владимира Мономаха и его противников Святославичей , поддерживаемых еврейской общиной «иноземных ростовщиков, установивших, подобно мафии, свое господство на местном рынке» .

Опираясь прежде всего на гипотезы Б. А. Рыбакова , а также характер ведения войны, традицию княжеских пиров и другие косвенные признаки, Фроянов считает, что вплоть до XIV—XV веков общество на Руси, особенно крестьянское, носило преимущественно языческий характер . Исследователь усматривает наследие дохристианского культа также в обычаях древнерусских городских общин (расправе над князями и др.) . К примеру, убийство князя Игоря Ольговича , по мнению историка, произошло не на социальной или политической почве, а носило магический ритуализованный характер, соответствующий языческому сознанию. Убийство Игоря символизировало пресечение попыток Ольговичей занять киевский стол . Во то же время выступления волхвов Фроянов оценивает как религиозный и бытовой конфликт общины с высшими властями и попытку сопротивления Новгорода Киеву .

Является одним из сторонников существования в Киевской Руси единой древнерусской народности .

Выступил против взгляда на « Велесову книгу » как на исторический источник .

Историк положительно оценивает опричнину , учреждённую Иваном Грозным . По его мнению, это явление своими корнями восходит к эпохе правления правления Ивана III , «когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры , апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И Опричнина стала своеобразной формой его защиты… Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах… с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновлённая Опричниной…» . Концепция не была поддержана научным сообществом .

Высказывался положительно по вопросу о финансировании большевиков Германией , но утверждал, что это было лишь прикрытием, в то время как основной поток денежных средств шёл из США с Уолл-стрит от Джейкоба Шиффа .

Критика исторической концепции

«В советское время меня упрекали в отходе от марксизма … Моя докторская диссертация три года „висела“ в ВАКе, её не утверждали, обвиняя меня как раз в отходе от марксизма… Главное, однако, недовольство моих оппонентов заключалось в том, что я отрицаю классовый характер древнерусского общества, наличие в нём классовой борьбы . И государство у меня доклассовое, что противоречит марксистско-ленинской теории», — вспоминал сам историк .

Концепция И. Я. Фроянова была новой и во многом не соответствовала официальной доктрине о возникновении государства в обществе, в котором появились классы, а также теоретическим построениям многих советских историков старшего поколения. Это вызвало сначала игнорирование книги исследователя, а затем волну критики в его адрес . После того как Фроянов стал деканом исторического факультета Ленинградского университета, стало невозможно не замечать его публикаций, и его противники предъявили историку ряд обвинений: отступление от марксизма, отход от «столбовой дороги» отечественной историографии, непонимание древнерусских текстов. Из-за противодействия третья книга декана исторического факультета, посвящённая вопросам историографии, не могла быть опубликована в университетском издательстве вплоть до 1990 года .

С критикой различных положений Фроянова в советское время выступали академики Б. А. Рыбаков и Л. В. Черепнин , члены-корреспонденты АН СССР В. Т. Пашуто и Я. Н. Щапов , доктора исторических наук Ю. А. Лимонов и М. Б. Свердлов .

Критика деятельности и политических воззрений

10 января 2001 года 137 российских учёных и деятелей культуры опубликовали в « Вестнике Санкт-Петербургского университета » письмо-обращение к ректору университета Людмиле Вербицкой , в котором утверждали, что результатом деятельности Фроянова является глубокий кризис на возглавляемом им историческом факультете. Авторы обвиняли Фроянова в изоляции истфака с целью сохранения личной власти и изгнании неугодных сотрудников. В письме говорилось, что «на связи с мировой наукой положен негласный запрет… патриотизм подменён ксенофобией и антисемитизмом . Налицо стремление превратить процесс преподавания в политическую агитацию» .

В апреле 2001 года Учёный совет университета отказал И. Я. Фроянову в продлении его деканских полномочий (60 голосами «против» и 37 «за» при 8 воздержавшихся). 26 июня 2003 года он был освобождён от заведования кафедрой русской истории . Диссертационный совет под его руководством был ликвидирован.

В свою очередь, доктор исторических наук, профессор Михаил Флоринский , сотрудник факультета, возглавлявшегося Фрояновым, обвинил «либерально-масонские СМИ» в «травле учёного» , а ряд членов Союза писателей России подписал коллективное обращение к учёному совету университета с просьбой отменить решение об отставке историка, где связал это решение с «тотальной войной», которую «западники, либеральные интеллигенты… кормящиеся из западных источников силы» объявили «всей русской истории, нашим достояниям и победам» .

Ряд источников называет И. Я. Фроянова сторонником идей почвенничества , антисемитизма и сталинизма .

Основные работы

Подробный список научных трудов И. Я. Фроянова (составитель М. С. Белоусов; опубл. в альманахе «Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях», вып. 5, 2016 ). Список по 2006 год, к которому приложены электронные версии ряда публикаций, см. здесь .

  • Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. — Л. , 1974. — Ч. 1—2;
  • Киевская Русь. Очерки социально-политической истории / отв. ред. В. В. Мавродин . — Л. : Издательство Ленинградского университета, 1980. — 256 с.;
  • Становление и развитие раннеклассовых обществ. Л., 1986 (в соавт.);
  • Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси / ЛГУ им. А. А. Жданова . — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 272 с. — 8000 экз.  — ISBN 5-288-00115-4 . ;
  • Курбатов Г. Л. , Фролов Э. Д. , Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат , 1988;
  • Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / отв. ред. В. В. Мавродин. — Л. : Издательство Ленинградского университета, 1990. — 328 с. — ISBN 5-288-00166-9 ;
  • Д. де Фро (Дворниченко А. Ю., Дегтярёв А. Я. , Фроянов И. Я.) Рюриковичи: очерки. — Л., 1990;
  • Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории . — 1991. — № 6;
  • История России от древнейших времен до начала XX века: пособие для абитуриентов. — СПб., 1992 (редактор; 2-е изд. — М., 1998);
  • Мятежный Новгород : очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1992;
  • Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы / под ред. А. Я. Дегтярёва. — М.—СПб. : Златоуст, 1995 (2-е изд. 2014);
  • Рабство и данничество у восточных славян. — СПб., 1996;
  • Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Былинная история: (Работы разных лет) / Под ред. чл.-корр. РАН К. В. Чистова . — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. — 592 с. — 3000 экз.  — ISBN 5-288-01961-4 . ;
  • Октябрь семнадцатого (глядя из настоящего). — СПб., 1997 (2-е изд. 2002);
  • Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. — СПб., 1999;
  • Начало христианства на Руси. — Ижевск : Удмуртский университет, 2003;
  • Погружение в бездну (Россия на исходе XX века). — СПб., 1999 (2-е изд. 2001, 3-е — 2002, 4-е — 2009);
  • Начала Русской истории. Избранное. — М., 2001;
  • Загадка крещения Руси. — М. : Алгоритм, 2007 (2-е изд. 2009);
  • Драма русской истории : На путях к Опричнине. — М. : Парад, 2007. — 952 с. — ISBN 978-5-8061-0098-7 . (2-е изд. 2012);
  • Уроки Красного Октября. — М. : Алгоритм, 2007;
  • На путях к Опричнине. — Т. 1—2. — М.—Нью-Йорк—СПб., 2008;
  • Молитва за Россию. Публицистика разных лет. — СПб. : Астерион, 2008. — 840 с. — ISBN 978-5-94856-434-0 ;
  • Грозная опричнина. — М. : Эксмо , Алгоритм, 2009;
  • Зависимые люди Древней Руси : челядь, холопы, данники, смерды. — СПб., 2010;
  • Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М. : Русский издательский центр, 2012. — 1088 с. — 3000 экз.  — ISBN 978-5-4249-0005-1 .

Примечания

  1. Флоринский М. Ф. Фроянов Игорь Яковлевич // Хронос
  2. Известному русскому историку исполняется 75 лет // Русская народная линия . 21.06.2011.
  3. LIBRIS — 2016.
  4. Фроянов // Большая российская энциклопедия . Т. 33. М., 2017. С. 635.
  5. 22 июня исполняется 75 лет выдающемуся историку-русисту Игорю Яковлевичу Фроянову
  6. Мятежный профессор Фроянов .
  7. В игре внешних сил на кону — Россия .
  8. Эта картина оскорбляет патриотические чувства русских людей // ruskline.ru, 2 октября 2013
  9. Директор Третьяковки встала на защиту «Ивана Грозного» // Lenta.ru , 03.10.2013
  10. «Будущее за Грудининым!» В Петербурге состоялась встреча доверенных лиц кандидата с избирателями .
  11. История лицея № 179
  12. Брачёв В. С., Никифоров В. В., Полынов М. Ф. , Пыхалов И. В. Выдающийся историк Древней и средневековой Руси. Профессору И. Я. Фроянову — 80 лет // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2016. — № 2. — С. 117.
  13. Брачёв В. С. Травля русских историков. — М.: Алгоритм , 2006. — С. 286.
  14. О школе Фроянова .
  15. Белов Ю. Мятежный Фроянов   (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 февраля 2008. Архивировано 10 марта 2009 года.
  16. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1980. С. 184.
  17. Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы / под ред. А. Я. Дегтярёва. М.-СПб. : Златоуст, 1995. С. 216—276.
  18. Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. Ижевск : Удмуртский университет , 2003.
  19. Фроянов И. Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб., 1996.
  20. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М. : Русский издательский центр, 2012. С. 243, 245.
  21. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков… С. 123.
  22. Фроянов И. Я. Князь как общинный чиновник // Родина. 2002.
  23. Фроянов И. Я. История и чужая воля // Литературная газета, 25 февраля — 2 марта. С. 6—7.
  24. Фроянов И. Я. Драма русской истории : На путях к Опричнине. М. : Парад, 2007. С. 6, 925.
  25. Александр Тимофеев. Интервью с Игорем Фрояновым // Русская народная линия .
  26. Фроянов И. Я. Октябрь семнадцатого: Глядя из настоящего . — СПб. : Изд-во СПбГУ , 1997. — С. 160. — ISBN 5-288-01993-2 . Архивная копия от 20 сентября 2012 на Wayback Machine
  27. См.: Лимонов Ю. А. Об одном опыте освещения истории Киевской Руси. Летописи и «исторические построения» в книге И. Я. Фроянова // История СССР . 1982. № 5. С. 173—178; Свердлов М. Б., Щапов Я. Н. Последствия неверного подхода к исследованию важной темы // История СССР. 1982. № 5. С. 178—186
  28. Впоследствии известное как «Письмо 140»
  29. Председателю Ученого Совета Санкт-Петербургского государственного университета академику Л. А. Вербицкой . Санкт-Петербургский университет (10 января 2001 года). Дата обращения 11 декабря 2011. Архивировано 4 марта 2012 года.
  30. Мятежный профессор Фроянов   (недоступная ссылка) . Дата обращения 25 января 2008. Архивировано 10 марта 2009 года.
  31. Хватит жертвовать патриотами! Открытое письмо учёному Совету, учёным, преподавателям С.-Петербургского Университета Эстонского отделения СПР .
  32. Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
  33. Клейн Л. С. Императрица Цыси и политическая антропология . Троицкий вариант — Наука . 25.09.2012. № 113. С. 12.

Литература

Ссылки

Интервью с И. Я. Фрояновым

И. Я. Фроянов в историческом клубе «Радио Петербург»

Колонки И. Я. Фроянова в СМИ

Предшественник:
Ежов, Виктор Анатольевич
декан
исторического факультета СПбГУ

1982—2001
Преемник:
Дворниченко, Андрей Юрьевич
Категории :
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок