Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Анатоль Франс
Anatole France
Anatole France 1921.png
Имя при рождении Франсуа Анатоль Тибо
Псевдонимы Anatole France
Дата рождения 16 апреля 1844 ( 1844-04-16 ) […]
Место рождения Париж , Франция
Дата смерти 12 октября 1924 ( 1924-10-12 ) […] (80 лет)
Место смерти Сен-Сир-сюр-Луар   (фр.) , Эндр и Луара , Франция
Гражданство (подданство)
Род деятельности прозаик
литературный критик
Жанр новелла, роман
Язык произведений французский
Премии Нобелевская премия Нобелевская премия по литературе ( 1921 )
Награды
Автограф Подпись
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике

Анато́ль Франс ( фр.   Anatole France ; настоящее имя — Франсуа́ Анато́ль Тибо́ , François-Anatole Thibault ; 16 апреля 1844 года , Париж , Франция  — 12 октября 1924 года , Сен-Сир-сюр-Луар   (фр.) , Франция ) — французский писатель и литературный критик.

Член Французской академии ( 1896 ). Лауреат Нобелевской премии по литературе ( 1921 ) за «блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом» , деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России .

Биография

Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции . Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж , в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.

С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы .

Во время Франко-прусской войны 1870—1871 годов Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу.

В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета Le Temps   (англ.) заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».

В 1876 году он также назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1913 году посетил Россию .

В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг» .

Умер Анатоль Франс в 1924 году. После смерти его мозг был исследован французскими анатомами, которые, в частности, установили, что его масса составляет 1017 г . Похоронен на кладбище в Нёйи-сюр-Сен . Его имя было присвоено ряду улиц в разных городах и коммунах Франции, а также станциям метро в Париже и Рене   (фр.) .

Общественная деятельность

Был членом Французского Географического общества .

В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса . Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю» .

С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже — социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Творчество

Анатоль Франс. Творческий процесс.

Раннее творчество

Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара»   (фр.) , опубликованный в 1881 году — сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.

В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки»   (фр.) (1893) — сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» ( Les Opinions de Jérôme Coignard , 1893).

В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец»   (фр.) (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию ; его любимая тема — сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде — «Святой сатир» ( Saint Satyr ). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского . Роман «Таис»   (фр.) (1890) — история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой  — написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.

В романе «Красная лилия»   (фр.) (1894), на фоне изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов, представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за исключением прекрасных описаний Флоренции и картин).

Период социальных романов

Затем Франс начал серию своеобразных острополитических по содержанию романов под общим заглавием: «Современная история» («Histoire Contemporaine»). Это — историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Франс обнаруживает проницательность и беспристрастие учёного изыскателя наряду с тонкой иронией скептика , знающего цену человеческим чувствам и начинаниям.

Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации , интриг провинциальной бюрократии , инцидентов процесса Дрейфуса , уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного учёного, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя.

В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо — учёный историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц.

Сатирические романы

Франс в Петербурге (1913 год)

Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д’Арк» («Vie de Jeanne d’Arc», 1908 ), написанный под влиянием историка Эрнеста Ренана , был плохо принят публикой. Клерикалы возражали против демистификации Жанны, а историкам книга показалась недостаточно верной первоисточникам.

Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов»   (фр.) , опубликованная также в 1908 году , была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В дальнейшем в своей непередаваемой сатирической манере Франс описывает возникновение частной собственности и государства, появление первой королевской династии, средние века и Возрождение. Большая часть книги посвящена современным Франсу событиям: попытке переворота Ж. Буланже , делу Дрейфуса , нравам кабинета Вальдека-Руссо . В конце дается мрачный прогноз будущего: власть финансовых монополий и атомный терроризм, разрушающий цивилизацию. После чего общество вновь возрождается и постепенно приходит к тому же концу, что намекает на тщету изменения пингвинской ( человеческой ) природы.

Следующее большое художественное произведение писателя, роман «Боги жаждут»   (фр.) ( 1912 ), посвящён французской революции .

Его роман «Восстание ангелов»   (фр.) ( 1914 ) — это социальная сатира, написанная с элементами игровой мистики. На Небесах царит не всеблагой Бог, а злой и несовершенный Демиург , и Сатана вынужден поднять против него восстание, которое есть своего рода зеркальное отражение социального революционного движения на Земле.

После этой книги Франс всецело обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922).

Франс и оперное искусство

Произведения Франса «Таис» и «Жонглёр Богоматери» послужили источником либретто опер композитора Жюля Массне .

Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Франс — философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству . Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте , служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая .

Сочинения

Интересные факты

  • Анатоль Франс, познакомившийся с Марселем Прустом в 1889 году, написал предисловие к его раннему сборнику «Утехи и дни» (1896) и хотел выдать за него свою дочь Сюзанну, но позже охладел к молодому писателю. В свою очередь, Пруст использовал характерные черты внешности и некоторые детали литературного стиля Франса для создания образа писателя Бергота в цикле романов « В поисках утраченного времени » (1913—1927).

Примечания

  1. Лилеева И. А. Франс // Краткая литературная энциклопедия М. : Советская энциклопедия , 1962. — Т. 8.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных — 2011.
  3. Anatole France
  4. Франс Анатоль // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1978. — Т. 28 : Франкфурт — Чага. — С. 7–8.
  5. Guillaume-Louis, Dubreuil-Chambardel. Le cerveau d'Anatole France   (фр.)  // Bulletin de l'Académie nationale de médecine. — 1927. — Vol. 98 . — P. 328—336 .
  6. Венгерова З. А. Франс, Анатоль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. Моруа Андре . В поисках Марселя Пруста / пер. с фр. Д. Ефимова. — С-Пб.: Лимбус Пресс, 2000. — С. 50,165,378. — 382 с.
  8. Набоков В. В. Марсель Пруст (1871—1922). «В сторону Свана» (1913) // Лекции по зарубежной литературе / пер. с англ. Г. А. Дашевского . — М. : Издательство Независимая Газета, 1998. — С. 296. — 510 с.

Литература

Ссылки

Предшественник:
Лессепс, Фердинанд де
Член Французской академии , 38 кресло
1896—1924
Преемник:
Валери, Поль
Категории :
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок