Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Фо́рма госуда́рственного правле́ния  — элемент формы государства , который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании .

  • Форма правления в узком смысле  — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • Форма правления в широком смысле  — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства .

Страны мира по формам правления :
     Президентские республики
     Смешанные республики
     Парламентские республики , в которых исполнительную власть выполняет президент или Федеральный совет , избираемый парламентом
     Парламентские республики , в которых исполнительную власть выполняет премьер-министр
     Парламентские монархии
     Дуалистические монархии
     Абсолютные монархии
     Государства с однопартийной системой
     Военные диктатуры

Формы правления:

Формы правления , политические режимы и системы
Портал:Политика · править

Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве ,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами ,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции . В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства  — в порядке наследования или путём выборов . По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу , сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом , правительством , как взаимно уравновешиваются их полномочия , — словом, как устроено разделение властей.

Критерии определения формы правления

  1. Способ передачи власти ( наследование или путём выборов );
  2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несёт юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);
  3. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.

Основные формы правления

Монархия

Монархия  — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху , который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

  1. Единоличным главой государства является монарх;
  2. Власть переходит по наследству ;
  3. Монарх юридически безответствен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархии

  • Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти ( ОАЭ , Оман , Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия ( Ватикан , Саудовская Аравия ).
  • Ограниченная монархия  — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта ( Конституции ) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
    • Сословно-представительная монархия  — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию ( Земский собор в России , Кортесы в Испании ) и играющих роль, как правило, совещательного органа . В настоящее время подобных монархий в мире нет.
    • Конституционная монархия  — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта ( Конституции ), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
      • Дуалистическая монархия  — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган ( Иордания , Марокко ).
      • Парламентская монархия  — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей ( Великобритания , Япония , Дания ). Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично.
Абсолютная монархия Конституционная монархия
Дуалистическая монархия Парламентская монархия
1. Принадлежность законодательной власти
монарху
разделена между монархом и парламентом
парламенту
2. Осуществление исполнительной власти
монарх
формально — монарх, фактически — правительство
3. Назначение главы правительства
монарх
формально — монарх, но с учётом парламентских выборов
4. Ответственность правительства
перед монархом
перед парламентом
5. Право роспуска парламента
нет парламента
у монарха (неограниченное)
у монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента
нет парламента
абсолютное вето
предусмотрено, но не используется
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха
неограниченное ( указ монарха имеет силу закона )
только в период между сессиями парламента
предусмотрено, но не используется
8. Современные страны
Саудовская Аравия , Оман
Иордания , Кувейт , Марокко
Великобритания , Испания , Нидерланды

Республика

Республика  — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями .

Отличительные признаки республиканской формы правления

  1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого ( принцип разделения властей );
  2. Главой государства является Президент , который осуществляет свою власть от имени народа;
  3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
  • они избираются на определённый срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
  • возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент  — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.

  • Президентская республика  — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей ( США , Эквадор ).
  • Парламентская республика  — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий ( Израиль , Греция , Германия ).
  • Смешанная республика  — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны ( Россия , Украина , Португалия , Франция ).
Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента
должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры
одновременно глава государства и глава исполнительной власти
глава государства, но выведен из системы разделения властей , является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания главы исполнительной власти
мандат получает от парламента
мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
3. Порядок формирования правительства
парламентом на основе парламентского большинства
президентом
совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра , а парламент его утверждает)
4. Ответственность правительства
перед парламентом
перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия )
одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы
отсутствует
обладает
как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
6. Право вето президента на решения парламента
отсутствует
сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента)
как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето
7. Право президента распустить парламент
используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно
отсутствует
обладает
8. Наличие поста премьер-министра
имеется
отсутствует
имеется
9. Современные страны
ФРГ , Италия , Австрия
США , Аргентина , Мексика
Франция , Румыния , Россия

Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления

  • Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная ) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации . Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии , которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путём выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации . При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
  • Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская ) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства . Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем , более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии , затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито , в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки ( КНДР , Туркменистан при Ниязове , Казахстан , Гамбия ). Исторический пример — республики Венеция и Генуя обе с пожизненным дожем .
  • Теократическая республика ( исламская республика ) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство , сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар  — высшее духовное лицо, назначается специальным религиозным советом ( Совет экспертов ), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый населением на альтернативных выборах президент , а законодательную — однопалатный парламент ( Меджлис ). Кандидаты на должность президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции , который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

См. также

Примечания

  1. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1999. — С. 138.
  2. Эта карта показывает формы правления de jure , а не de facto .
  3. Некоторые государства, которые по конституции являются многопартийными , с демократической процедурой формирования власти, могут оцениваться как авторитарные , с доминированием исполнительной власти или одной партии.
  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.
  5. Сословно-представительная монархия в России . Labex.ru. Дата обращения 29 ноября 2008. Архивировано 3 марта 2012 года.
  6. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 43.
  7. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Проспект, 2015. — С. 75. — 240 с.
  8. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — С. 161—163.
  9. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Президент РФ обладает правом законодательной инициативы; а согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Президент может наложить вето на представленный для подписания закон, которое преодолевается не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ .
  10. Чиркин В.Е . Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. — 1994 — № 1. — С. 109.
  11. Правление Сукарно. Индонезия: История страны turlocman.ru (13 апреля 2012).

Литература

Общая
Специальная

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок