Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Союз независимых городов-государств
Финикия
Kĕnaʿan ( Ханаан )
Phoenicia map-ru.svg
Финикия — союз приморских городов на восточном побережье Средиземного моря
Столица Сидон , позже Тир
Крупнейшие города Акко , Ахзив , Сарепта Сидонская , Берит , Библ , Триполи , Арвад
Язык(и) финикийский
Религия Культ городских богов-покровителей
Форма правления монархия
Царь
 •  См. список

Финики́я (от греч. Φοίνικες , фойникес , буквально «страна пурпура ») — древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане . Крайней северной точкой Финикии было устье реки Оронт , а южной — гора Кармель . На юге Финикия граничила с Израильским царством , а на Востоке и Севере — с Сирией . По Геродоту , Финикия простиралась от Посидия до Израильского царства . При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например, Страбон ) считают Финикией весь берег до Пелусия , другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармеля. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска , а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней.

Жители страны, финикийцы , создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200 800 год до нашей эры .

Финикийские города

Отдельные финикийские поселения превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Сидон , позднее его место занял Тир . Другие города Финикии — Акко , Ахзив , Сарепта Сидонская , Берит (современный Бейрут ), Библ (Гебал), Триполи и Арвад . Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).

Название

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως  — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей .

Другое объяснение — греч. Φοϊνιξ  — «страна Феникса» (красного солнечного божества, появлявшегося с востока). [ источник не указан 525 дней ] Этимология прослеживается в разделе Финиковая пальма . Вероятно, греки, подплывавшие к берегам Финикии с запада, увидели в лучах восходящего Солнца пальмы, живо напомнившие оперение мифической птицы .

Также существует версия, что название происходит от египетского слова « фенеху » — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.

Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан . В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк.  7:26 ; Мф.  15:22 ; Деян.  11:19 ; 15:3 ; 21:2 ) .

История

Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячелетии до н. э. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом . В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря . С одной стороны ряд городов был разрушен и пришёл в упадок, с другой — народы моря ослабили Египет , что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.

Период наивысшего подъёма торговли финикийцев начался около 1200 г. до н. э., когда внутренние области Сирии были заняты арамеями . Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом . Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность . Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис ( Испания ) и Утика ( Тунис ). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта . На Сицилии финикийцы основали город Палермо .

В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией . Финикийские города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена (в VI веке до н. э.). В 332 году до н. э. Финикию захватил Александр Македонский . Примечательна осада Тира . Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена . В I веке до н. э. Финикия была завоёвана царём Великой Армении Тиграном Великим . В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия .

Экономика

Первые финикийцы были рыболовами. Со временем их рыболовецкие деревни превратились в богатые купеческие центры, поскольку они стали использовать свои корабли не только для рыбной ловли, но и для торговли с заморскими землями. Финикийцы создавали палубные гребные суда из ливанского кедра . В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании ( Фарсис ) и даже — до Британских островов, откуда везли олово . Их опорные пункты находились в Испании , в Сицилии , на Сардинии и Корсике ; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Отправлялись финикийцы и в загадочную страну Офир .

Яркое описание финикийской торговли дано в книге Иезекииля . Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Из Фувала и Мешеха привозили медную посуду ( Иез.  27:13 ), из Фогарма  — лошадей ( Иез.  27:14 ), из Дамаска  — вино и белую шерсть ( Иез.  27:18 ), из Аравии  — овец ( Иез.  27:21 ).

На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и чёрного дерева; из шерсти и шёлка они изготовляли дорогие ткани.

Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из морских раковин (моллюсков) у берегов Финикии.

Морские экспедиции

Около 1500 года до н. э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов .

Около 600 года до н. э. по приказу египетского фараона Нехо II (по другой версии, около 660 года до н. э. по приказу номарха Нехо I ) обогнули Африканский континент . Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать вёсла, которые располагались на трёх палубах, и четырёхугольный парус площадью около 300 м².

Религия

Финикийская религия была частью семитских культов . Культ отправлялся профессиональной кастой жрецов, которые занимали привилегированное положение в обществе. Архитектура храмов финикийских богов явилась прообразом храма Соломона , который был построен при активной помощи тирских инженеров. Пантеон финикийских богов стал общим для семитских народов. Древние иудеи поклонялись финикийским Астарте и Таммузу. Особо финикийцы почитали Святые Горы . Одним из последних адептов финикийской религии был Гелиогабал , который особое внимание уделял солярному культу и экстатическому поклонению.

В связи с обширными культурными, экономическими и политическими связями с Египтом и, позднее, Грецией, многие финикийские божества имеют аналоги в египетской и греческой мифологии. Характерно обожествление личности правителя либо наместника Ваал , что соотносится с древнеегипетской религиозной традицией. Мелькарт , более известный в христианской традиции под наименованием Молох , также свидетельствует о подобной традиции обожествления и почитания городского правителя. Позднее, греческие источники стали отождествлять его с Геркулесом. Часто верховный бог приобретал черты солярного божества.

Наряду с небесным мужским божеством почиталась и богиня-мать Астарта (божество сидонское — 3Цар.  11:5 ), одной из форм поклонения которой была храмовая проституция  — однократная продажа своего тела за деньги, отдаваемые в храм Богини.

Финикийская религия представляла собой синтез различных традиций. Кочевой семитский культ небесных светил (солярного быкоголового Солнца и женской богини Луны) наслаивался на матриархальный неолитический культ Великой Матери (родственной Кибеле ) и египетской паре Исиды и Осириса ( Адонис ).

Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва; народы, соседствовавшие с финикийцами, считали этот обычай доказательством особой жестокости последних. Этот вид жертвоприношения практиковался в особо важных случаях, известны жертвоприношения одновременно нескольких сотен детей. Урны с прахом хоронили на священном участке, называвшемся тофет . Эту практику заимствовали у финикийцев древние евреи после завоевания Южного Ханаана. В Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской ( Геенна ) около Иерусалима , в честь Молоха , при еврейских царях. Местом отправления культа был, согласно Библии, Тофет в долине Хинном (Иер. 32:35).

Вопрос о детских жертвоприношениях и о том, насколько регулярно они совершались в Финикии, давно является предметом споров среди библеистов и археологов. Профессор антропологии и истории Джефри Шварц и его коллеги предложили более мягкую интерпретацию: «Детей кремировали, независимо от причины смерти». Для изучения были взяты останки 348 погребальных урн, обнаруженных при раскопках карфагенского тофета.

Экспертиза показала, что большинство захоронений содержат останки детей, погибших в возрасте от пяти месяцев внутриутробной жизни или умерших на первом году жизни. Установлено, что много младенцев умерло в возрасте двух-пяти месяцев, и, по крайней мере, 20 % от общего числа — мертворождённые. Таким образом, учёные сделали вывод, что тофет был местом погребения мертворождённых детей и умерших вскоре после рождения — дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву. Ни в одной из урн не содержалось достаточно скелетного материала, который указывал бы на двойное захоронение. Таким образом, нельзя говорить о массовых жертвоприношениях.

Финикия в Библии

Финикийский Сидон назван «первенцем Ханаана » ( Быт.  10:15 ). В эпоху израильского завоевания Ханаана финикийский Сидон уже назван Великим ( Нав.  19:28 ) и упомянут другой финикийский город Тир ( Нав.  19:29 ; Пс.  82:8 ; Пс.  86:4 ) — они послужили северными пределами расселения евреев ( Суд.  3:3 ). Во времена царя Соломона финикийский Сидон владел всем Ливаном и богател за счёт продажи кедров ( 3Цар.  5:6 ), но известным финикийским правителем был царь тирский Хирам ( 3Цар.  5:1 ). Тир торговал «с народами на многих островах» ( Иез.  27:3 ), властвовал от Сидона до Арвада ( Иез.  27:8 ). Финикийцы помогали израильтянам строить храм и учили их мореходному делу ( 3Цар.  16:32 ).

Женитьба Ахава на Иезавели , дочери сидонского царя Ефваала , имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Самарии появились капища Ваала ( 3Цар.  16:32 ). С финикийским влиянием в Израиле боролся пророк Илия . В финикийской Сарепте он явил чудо неиссякаемой кадки и кувшина ( 3Цар.  17:14 ).

В Новом Завете Финикия иногда называется собственным именем ( Деян.  11:19 ; 15:3 ), а иногда обозначается в качестве «пределов Тирских и Сидонских» ( Мк.  7:24 ), где согласно Евангелиям Иисус Христос изгнал демона из дочери «сирофиникиянки» ( Мк.  7:26 ) или «хананеянки» ( Мф.  15:22 ). Другие жители «приморских мест Тирских и Сидонских» слушали Нагорную проповедь ( Лк.  6:17 ).

Финикийские колонии

Финикийские колонии

Финикийцы освоили практически всё побережье Средиземного моря. Первым объектом их колонизации стал Кипр XII в. до н. э. ), а затем другие крупные острова — Корсика , Крит , Мальта ( Мдина ), Сицилия ( Лилибей , Мотия , Палермо ) и Сардиния ( Ольбия ).

Самой крупной колонией финикийцев стал Карфаген , влияние которого распространилось на всё средиземноморское побережье Магриба ( Бизерта , Гадрумет , Гиппон , Типаса , Лептис-Магна , Лептис-Минор , Сабрафа , Утика ) и Испании ( Гибралтар , Кадис , Картахена , Малага ).

Колонии финикийцев не исчезли бесследно. Современные генетики доказали, что потомки финикийцев (носители гаплогруппы J2 ) до сих пор живут на средиземноморском побережье, давно утратив свой язык и этническую идентификацию. Так, около трети населения Мальты является прямыми потомками финикийских колонистов .

Вклад в культуру

Финикийцы внесли следующий вклад в развитие мировой цивилизации:

  • изобрели алфавитное письмо , которое послужило основой греческого алфавита и латиницы;
  • первыми обогнули Африку с востока на запад;
  • способствовали освоению берегов Средиземного моря и включению их в международную торговлю;
  • усовершенствовали технологию получения стекла ;
  • научились добывать из раковин моллюсков пурпур.

Поначалу финикийцы, не имевшие собственной письменности, в деловой и дипломатической переписке использовали аккадский язык , что создавало определённые затруднения. Аккадская клинопись требовала немало времени на изучение — она насчитывала около 600 знаков, каждый из которых имел несколько значений. Чтобы вести переписку на чужом языке, необходимо было содержать штат специально обученных писцов. Неудобства использования аккадского языка привели финикийцев к созданию своего собственного линейного письма , на основании которого было создано алфавитное письмо всех европейских и большей части неевропейских народов .

См. также

Примечания

  1. Финикия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Эпоха Финикийской колонизации. Публикация на портале Historie.ru
  3. Эрлихман В. Финикийцы: наследство морских царей // « Вокруг света », № 12 (2795), 2006.
  4. Опарин А. А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля // Сайт «Библия и наука»
  5. И. Ш. Шифман. Карфаген. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006. ISBN 5-288-03714-0 . с. 16.
  6. http://www.eurekalert.org/pub_releases/2010-02/uop-psd021710.php Pitt-led study debunks millennia-old claims of systematic infant sacrifice in ancient Carthage
  7. В финикийских колониях. Публикация на сайте «Mystic Chel. История древнего мира»
  8. One-third of Maltese found to have ancient Phoenician DNA. The Malta Independent on Sunday, 11 September 2007
  9. И. Ш. Шифман. Карфаген. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006. ISBN 5-288-03714-0 . с. 20—25.

Литература

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок