Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Узбеки
Современное самоназвание Oʻzbeklar, Ўзбеклар
Численность примерно 35 млн.
Расселение

  Узбекистан : 29 млн. (2018)
  Афганистан : от 2,3 млн. до 2,7 млн. (2017)
  Таджикистан : 1,3 млн. (2013)
  Киргизия : 918 262 (01.01.2018 г.)
  Казахстан : 576 тыс. (2016)
  Россия : 289 862 (2010), мигранты на территории РФ — 2 188000 (2017 - 2019)
  Туркмения : от 250 000 — до 500 000
  Турция : более 75 000
  Пакистан : около 70 000
  США : от 50 000 до 80 000
  Украина : 12 353 (2001)
  Китай : 10 569 (2010) ; 12 370 (2000)
  Швеция : 3 500 (офиц. оценка 2015)
  Белоруссия : 1 593 (перепись 2009 г.)
  Монголия :  560 (перепись 2010)

  Латвия :  339 (перепись 2011)
Язык узбекский , языки стран проживания
Религия ислам суннитского толка
Расовый тип

памиро-ферганский тип европеоидной расы ; фиксируется монголоидная примесь у узбеков северного Хорезма

Входит в тюркские народы
Родственные народы уйгуры , халаджи
Происхождение согдийцы , хорезмийцы , бактрийцы , ферганцы , саки , массагеты , тюрки , отчасти монголы
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Узбе́ки ( узб. ед. Ўзбек , мн. Ўзбеклар ; ед. Oʻzbek , мн. Oʻzbeklar ; ед. اوزبک , мн. اوزبکلر ) — тюркский народ . Являются основным и коренным населением Узбекистана . В постсоветской Средней Азии представляют самую многочисленную из этнических групп . Количество этнических узбеков в Узбекистане составляет около 80 % . Достаточно большое количество узбеков живут в северном Афганистане , северо-западном, северном, западном Таджикистане , в южном Казахстане , южной Киргизии , северной и восточной Туркмении . Значительные группы узбекских трудовых, экономических и политических мигрантов живут в России , США , Турции , Украине , странах ЕС . Вероисповедание — преимущественно мусульмане- сунниты . Более 49 % населения Узбекистана проживает в сельской местности и занято преимущественно земледелием .

Этногенез узбеков

Древний и раннесредневековый период

Женская статуэтка с каунакес. Хлорит и известняк, Бактрия , начало II тысячелетия до нашей эры

Древними предками узбеков были согдийцы , хорезмийцы , бактрийцы , ферганцы и сако - масcагетские племена . К.Шаниязов относит усуней и хуннов к тюркоязычным племенам и именно с ними связывает тюркизацию ираноязычных племен на берегах Сырдарьи и появление нового тюркоязычного народа – кангаров. С рубежа н. э . начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён . Со 2-й половины VI в. н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, с кочевым, главным образом тюркоязычным, населением .

В VII-VIIIвв. источники фиксируют названия ряда тюркоязычных племен на территории Среднеазиатского междуречья: тюрки, кумиджии, карлуки, халаджи, аргу, тюргеши, чолы. Одним из древних тюркоязычных племен были карлуки, которые уже в VI в. жили в среднеазиатских оазисах Тюркские имена и титулы встречаются в бактрийских документах VII-VIIIвв.: каган, тапаглиг элтабир, тархан, тудун, имена Кутлуг Тапаглиг Бильга савук, Кера-тонги, Тонгаспар, тюркские этнические названия: халач, тюрк

С древних времен до X века предки узбеков консолидировались в один народ. Это привело к смешениям древнеиранского населения с древнетюркскими племенами. Первые оседлые популяции (согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, говорившие на северо-восточных иранских языках ), а вторые включали в себя кипчаков, огузов, карлуков и самаркандских тюрок. Сведения о правлении тюрок в этнополитической истории Согда относятся к 580-м годам. Известно, что в 587 году после подавления восстание Абруя войсками тюркского принца, сына Кара Чурина Янг Соух тегином, он был утвержден владетелем Бухарского оазиса. После него Бухарой в 589—603 годах правил его сын Нили. Затем правил его сын Басы тегин (603—604 гг.) Тюркскими правителями Бухарского оазиса в середине VIII в. была выпущена группа тюрко-согдийских монет, с надписью «владыки хакана деньга» Известными правителями согдийского Пенджикента в VII—VIII вв. были тюрок Чекин Чур Бильге и Диваштич. Здесь же был обнаружен фрагмент черновика письма на согдийском языке, в тексте которого есть тюркское имя Туркаш.

Тюрки в живописи Афрасиаба (Самарканд, середина VII в.)

Среди согдийских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом . На территории Ферганской долины обнаружено более 20 рунических надписей на древнетюркском языке, что говорит о наличии у местного тюркского населения в VII—VIII веках своей письменной традиции.

Арабское завоевание среднеазиатских земель, состоявшееся во второй половине VII  — первой половине VIII века , оказало определенное влияние на ход этногенеза и этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к X веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стали фарси и тюрки.

Третий элемент был добавлен вторжением тюркских кочевых племён под предводительством Мухаммада Шейбани Хана в начале XVI века, когда узбеки уже сформировались. Именно в XIV веке появляются такие выдающиеся узбекские поэты как Хафиз Хорезми и Лутфи .

Средние века

IX-XIII вв.

В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного, тюркоязычного и арабоязычного населения. С середины IX века усиливается тюркизация населения Среднеазиатского междуречья, что было связано со становлением системы военных тюркского происхождения мобилизованных в военную систему Саманидов

Процесс начала формирования этноса , впоследствии ставшего основой узбекской нации, особенно активизировался в XI XII веках , когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемых династией Караханидов . Наиболее ярким памятником эпохи Караханидов в Самарканде был дворец Ибрахим ибн Хусейна (1178-1202), который был построен в цитадели в XII веке, на котором были обнаружены фрагменты монументальной живописи с изображением тюрок. При Караханидах появились тюркоязычные литературные произведения: «Благодатное знание» (Кутадгу билиг) Юсуфа Баласагуни, «Диван» Ахмада Яссави, «Дары истины» (Хибатул хакоик) Ахмада Югнаки, а филолог Махмуд Кашгари заложил основы тюркского языкознания.

Тюркские слова и термины, характерные для литературы XI века, используются в современном бухарском говоре узбеков

Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI—XII вв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дештикипчакские узбеки , пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом .

XIII-XVвв.

После вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219 году, этногенез населения Средней Азии подвергся изменению. По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета , исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение между иранскими и тюркскими народами с редкими монголоидными элементами.

Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века . В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: кипчак , найман , канглы , хытай , кунграт , мангыты и др. Произошла тюркизация монгольских родов, включая чинигизидов. Приводя сведения о правителе Чагатайского улуса Кебек-хане (1318—1326), арабский путешественник Ибн Баттута приводит сведения, что он говорил по-тюркски: Царь (Кебек-хан) удивился и сказал: «Йахши», что по‐тюркски означает «хорошо» . Это свидетельство говорит о том, что чингизиды Чагатайского улуса в начале XIV века перешли на местный среднеазиатский карлукский вариант тюркского языка.

Кочевые узбеки-воины были с 1360-х годов на службе у Тимура, например источники сообщают о воинах-узбеках в 1366 г. в Карши, а также среди беков (Бахт ходжа узбек), находившихся на службе у Тимура. В составе войск Тимура в индийском походе в 1399 г. были 400 домов узбеков .

Тимур, объединивший Мавераннхар и Хорасан в одно государство, уделял развитию тюркского литературного языка особое внимание. При походе против Тохтамыша в 1391 году Тимур приказал выбить у горы Алтын шокы надпись на чагатайском языке уйгурскими буквами  — восемь строчек и три строчки на арабском языке , содержащих коранический текст. В оригинале, в частности было написано: …Туроннинг султони Темурбек уч юз минг черик бирла ислом учун Туктамиш хон булгар хонига юриди… Юридические документы государства Тимура, были составлены на двух языках: персидском и тюркском. Так, например, документ от 1378 года, дающий привилегии потомкам Абу Муслима , жившим в Хорезме , был составлен на чагатайском тюркском языке .

Тимуриды использовали тюркский и персидские языки. Внук Тимура Искандар Султан-мирза (1384-1415) имел двор включавший группу поэтов, например, Мир Хайдара, которого Искандар призвал писать стихи на тюркском языке. Благодаря покровительству Искандар Султана была написана тюркская поэма "Гуль и Навруз".

На личной чашке Мирзо Улугбека (1409-1449) была выгравирована надпись на среднеазиатском тюркском языке (Карами Хакка нихоят йукдур), что означает «Щедрость Бога бесконечна» .

Усиление статуса и роли тюркского языка в эпоху Тимура и Тимуридов привело к появлению гениев тюркской литературы: Лютфи и Алишера Навои.

Поэт Алишер Навои в своих произведениях, написанных в XV веке, упоминал этноним «узбек» как название одной из этнических групп Мавераннахра . Например, в поэме « Стена Искандара » он пишет:

На шахские короны и пышные одежды

мне надоело смотреть,

Мне достаточно одного моего простого узбека,

у которого на голове тюбетейка, а на плечах халат .

Этноним «узбек» был привнесён в регион при Тимуре, а стал более массово использоваться после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дештикипчакских кочевников, перекочевавших в Мавераннахр на границе XV XVI веков во главе с Шейбани-ханом и под предводительством шибанидских принцев — Ильбарсом и Бильбарсом из севера за Сырдарьей.

XVI-XIXвв.

Портрет Шейбани-хана, около 1507г.

Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVI в. под предводительством Шейбани хана , застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.

Сам предводитель полукочевых узбеков Шейбани-хан писал стихи на среднеазиатском тюркском (чагатайском) языке. Его сборник стихов, написанный на среднеазиатском тюркском литературном языке в настоящее время хранится в фонде рукописей Топкапы в Стамбуле . Рукопись его философско-религиозного произведения: "Бахр ул-худо", написанное на среднеазиатском тюркском литературном языке в 1508 году находится в Лондоне . Шейбани-хану написал прозаическое сочинение под названием «Рисале-йи маариф-и Шейбани» на среднеазиатском тюркском - чагатайском языке в 1507 г. вскоре после захвата им Хорасана и посвящено сыну, Мухаммаду Тимуру (рукопись хранится в Стамбуле) . В сочинении говорится о необходимости знания законов ислама, пользе этого знания для правителя. .

Многочисленные узбекские племена имели общее самоназвание узбек. Узбекский поэт Турды в XVII веке призывал к объединению разобщенных узбекских племен:

Хоть народ наш разобщен, но ведь это все узбеки

девяносто двух племен.

Называемся мы разно, - кровь у всех одна –

Мы один народ, и должен быть у нас один закон.

Полы, рукава и ворот – это все – один халат,

Так един народ узбекский, да пребудет в мире он.

Процесс формирования современного узбекского народа протекал в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров .

Политический раздел Средней Азии «на три самостоятельных государства привел к делению узбекского народа на три части»

По данным Е. К. Мейендорфа, в 1820 году в Бухарском эмирате из 2,5 миллионного населения страны 1,5 миллиона составляли узбеки .

Ещё в 1870-х годах отмечали, что «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов» . По словам Е.К. Мейендорфа, побывавшего в Бухаре в 1820 году, «отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего…» . Общность культур современных узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Этнические группы носителей иранских языков являются предками таджиков, а группы носителей тюркских языков — тюрков, стали предками узбеков .

Согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. численность носителей узбекского наречия по всей Империи (без учёта Бухарского эмирата и Хивинского ханства , которые в империю не входили и на территории которых перепись не проводилась) составляла 726 534 человек, кроме того были зафиксированы 968 655 человек как носители сартского наречия .

Авторы конца XIX века, описывали узбеков следующим образом:

Узбеками называется оседлое племя, занимающееся преимущественно земледелием и населяющее пространство от южного берега Аральского озера до Камула (в сорокадневном пути от Хивинского ханства). Племя это считается господствующим в трех ханствах и даже в Китайской Татарии. По словам самих узбеков, они делятся на тридцать две тайоры, или отрасли .

Этноним

Существует несколько гипотез происхождения слова узбек . Основные из них:

Наиболее раннее упоминание слова узбек в качестве личного имени относится к XII веку .

Личное имя Узбек встречается в арабской литературе. Усама ибн Мункыз (ум. в 1188 г.) в «Книге назидания», описывая события в Иране при Сельджукидах , отмечает, что одним из предводителей войск Бурсука в 1115 1116 годах был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула . Согласно Рашид-ад-дину, последнего представителя огузской династии Илдегизидов, правивших в Тебризе , звали Узбек Музаффар ( 1210 1225 ) .

В 1221 году одним из предводителей войск хорезмшаха Джалал ад-дина в Афганистане был Джахан Пахлаван Узбек Таи . Таким образом, слово узбек возникло в Средней Азии среди огузских племен ещё до прихода монголов.

Согласно Аллену Франку и Питеру Голдену личное имя Узбек появилось на исторической сцене ещё до Узбек-хана, на территории Дашти Кипчака . Узбекистанский историк Эрматов М. предполагал, что слово узбек было производным от названия тюркского племени узов .

К концу XIV века на территории восточного Дешт-и-Кипчака образуется союз кочевых тюрко-монгольских племён, придерживавшихся ислама, введённого Узбек-ханом (1312-1342), прозванных за это «узбеками». Впервые о нём упоминается в персидских источниках в связи с описанием борьбы между Урус-ханом ( 1361 1375 ) и его противником Тохтамышем .

Намного позже завершения правления Узбек-хана , а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака .

По версии Г. В. Вернадского , термин «узбек» являлся одним из самоназваний «свободных людей». Он предполагает, что термин «узбеки» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: «согласно Полю Пелио, имя Узбек (Özbäg) значит «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей» . Такого же мнения придерживается П. С. Савельев, писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название «узбек» значит «сам себе господин» . Некоторые писатели предполагают, что называние «узбек» восходит к имени Öz Beg (Узбек), которое носил хан тюрко-монгольского государства Золотая Орда — Узбек-хан ( 1312 1340 ) .

92 рода узбеков

Основная статья: Узбекские племена
Тяжеловооружённый воин-узбек, около 1557—1564 гг.

Традиционно считается, что было 92 рода и племени узбеков кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения, вошедших в состав будущей узбекской нации. По мнению современного историка Т. Султанова, эти 92 «рода» включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время».

Существовала легенда о том, что 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против неверных и были обращены в ислам святым Шах-и Марданом. Из этих 92 человек, согласно легенде, будто бы и произошли «узбекские» племена, называемые в тексте также и нарицательным именем илатийа .

К настоящему времени известны более 16 списков девяносто двух узбекских племен, причем все они составлены на территории оазисов Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список датируется XVI веком, а самый поздний началом XX века. Один из списков был записан Н. В. Ханыковым , который был в Бухаре в 1841 году.

Анализируя списки узбекских племен можно отметить, что большинство из них начинается с названия трех племен: минг , юзы и кырк .

Было также дештикипчакское узбекское племя уйшун (уйсун), группы которого известны в Ташкентском и Самаркандском оазисах, возводит своё происхождение к усуням . У узбеков племя уйшун считается одним из самых древних среди 92 узбекских племен и пользовалось определенными привилегиями .

В одном из списков 92 узбекских племен, составленных в Мавераннахре, указаны племена, которые жили в оазисах Средней Азии задолго до завоевания края Шейбани-ханом. Например, в списке из рукописи 4330.3 из собрания Института востоковедения Узбекистана можно найти такие рода как: барлас , катаган , кипчак , уз , найман и др.

Как свидетельствует авторитетный антрополог К. Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом, среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных», так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов .

Поэт Алишер Навои в своих произведениях, написанных в XV веке упоминал об этнониме «узбек» как название одной из этнических групп Мавераннахра .

Поэт XVII века Турды писал об этнониме «узбек» как об объединяющем названии для 92 родов на территории Средней Азии .

Этнические процессы

Часть одних и тех же племен (например, карлуки, кипчаки, канглы, найманы, мангыты и др.) проживала в Мавераннахре, как и в Дашт-и Кипчаке, задолго до завоеваний Шейбани-хана

По мнению советского этнографа Б.Кармышевой, с точки зрения национальной идентичности и значения этнонима следует отличать современных узбеков от кочевых дештикипчакских узбеков периода XV—XIX столетий. Современные узбеки являются потомками как минимум трёх этнических общностей :

  • оседлого тюркоязычного, преимущественно городского населения смешанного тюрко-персидского происхождения и не обладающее своей обособленной родоплеменной структурой.
  • примкнувших к ним местных тюркских племен и родов из числа так называемых чагатайских, а также огузских тюркских племен и родов;
  • дешти-кипчакских кочевых узбеков, и примкнувших к ним тюркских родов в начале XVI в. Востоковед Ю.Брегель считал, что кочевые узбеки заняли лучшие пастбища и территории Среднеазиатского междуречья, включив в свой состав чагатаев, домонгольских тюрок, и частично вытеснив их из долин в горные районы

После завоевания среднеазиатских государственных образований со стороны России в XIX веке процесс национальной консолидации представителей всех трех групп значительно усилился. Они подразделялись на оседлых — жителей городов и земледельческих селений и скотоводов — кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименовании местности, где они проживали: ташкентцы , кокандцы , хивинцы , бухарцы , самаркандцы и т. д., вторые и третьи — в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кураминцы , мангыты , кунграты , локайцы , дурмены , минги , юзы , барласы , катаганцы , карлуки и так далее .

Накануне национально-территориального размежевания 1924 года узбеки составляли 41 % населения Туркестанской республики, более 50 % в Бухарской республике, 79 % в Хорезмской республике .

В своей статье «О монгольских и тюркских диалектах Афганистана» (1951) венгерский востоковед Лайош Лигети под узбеками подразумевает лишь кыпчакоязычные группы севера Афганистана, идентифицирующие себя с узбеками, отмечая, что «карлуков следует совершенно отделить от узбеков», поскольку «ни карлуки не считают себя узбеками, ни узбеки не причисляют их к своим племенам» . Эта ситуация начала ХХ века изменилась и в 1970-х годах потомки родов минг, катаган, канглы, кунграт, барлас, аргын, дурман, ктай, кутчи, тазы, ябу, кипчак, арлат, каучин, чагатай, кият, халаж, джалаир, уйрат, баят, татар - все относили себя к узбекам

Язык и письменность

Основная статья: Узбекский язык
Страница на узбекском языке арабским шрифтом, напечатанная в Ташкенте, 1911

Узбекский язык относится к тюркской группе языков. Вместе с уйгурским языком он относится к карлукским языкам . Карлукской группе тюркских языков предшествовал древнетюркский язык VII—X веков, основанный на руническом алфавите.

С IX века, по мере распространения и укрепления ислама среди узбеков, получил распространение и арабский алфавит . До 1928 года узбекский язык был основан на арабском алфавите. В 1923 году была проведена реформа алфавита с целью приспособления его к фонетическому строю узбекского языка. В 1928—1940 гг. вместо арабского алфавита в УзССР стал использоваться латинский алфавит, в 1940 году латинский алфавит был заменен кириллическим алфавитом, а в 1992 году в Узбекистане был вновь введён латинский алфавит.

Современный узбекский язык имеет сложную структуру диалектов.

Диалекты большинства узбекских городских центров (ташкентский, ферганский, каршинский, самаркандско-бухарский, туркестано-чимкентский) относятся к юго-восточной (карлукской) группе тюркских языков. Также в составе узбекского языка выделяют группу говоров, которые относятся к кыпчакской группе, и огузскую группу, к которой относятся диалекты Хорезма и прилегающих территорий, расположенных на северо-западе страны. Для некоторых групп узбеков характерно двуязычие . Так например, среди узбеков Афганистана большинство, наряду с узбекским, также владеет языком дари .

Национальная живопись

В XVI—XVII веках в столичной Бухаре и нескольких других городских центрах развилось искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало каллиграфию , выполнение тонких орнаментов на полях красками. В Самарканде и, особенно, Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры

Антропология узбеков

Узбеки — метисная группа между европеоидной и монголоидной расами

Среди современных узбеков преобладают памиро-ферганский тип европеоидной расы ( Памиро-ферганская раса или раса среднеазиатского междуречья), с примесью монголоидных элементов у жителей Северного Хорезма . Памиро-ферганская раса возникла в результате метисации мощного андроновского ( палеоевропеоидного ) типа и местного грацильного медитерранидного типа.

Дерматоглифика узбеков с родо-племенными делениями

Антрополог Ходжайов изучал дерматоглифику узбеков, условно разбивая их на две группы. Были сравнены группы, проживающие на территории современного Узбекистана до XVI в. (т. н. «ранние» племена ) и группы, проживающие на той же территории с XVI в. (т. н. дештикипчакские племена ). Сравнение этих групп по основным дерматоглифическим показателям и комплексам выявило следующую картину. Дельтовый индекс оказался ниже у «поздних», достоверно — среди женщин. По величине индекса Камминса мужчины не различаются, а среди женщин он выше у «ранних».

Жилище

В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.

Жилище (ховли) типичные для регионов Ферганской долины
Типичный айван в жилище узбеков

У узбеков существовали разные региональные школы зодчества. Среди них наиболее самостоятельными и своеобразными были ферганская, бухарская, хивинская, шахрисябзская и самаркандская. Их особенности выражались в конструкции, строительных приемах, планировке и т. д.

Одеяние

Узбек в национальном костюме (1845—1847)

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца XIX — начала XX века распространилась верхняя одежда в талию — камзол . Головные уборы у мужчин — тюбетейки , войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши .

В одежде наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс — стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Практически вышли из употребления паранджа и чачван . Основной головной убор женщин — платок, хотя ношение платка не является обязательным.

Узбекская кухня

Основная статья: Узбекская кухня
Традиционные манты и плов

Узбекская кухня одна из популярных кухни мира. Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пицца узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб , выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек ( оби-нон , патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе — десертные. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша , супы и каши из риса ( шавля ) и бобовых ( машкичири ), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан ( базилик ) и т. д.). Разнообразны молочные продукты — катык , каймак , сметана, творог, сузьма , пишлок (сушеный сгусток творожных хлопьев от нагрева катыка или простокваши ), курт и т. д. Мясо — баранина, говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), реже конина . Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты.

Излюбленное блюдо и более популярные — плов , манты , лагман и другие. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград , арбузы , дыни, различные ореховые культуры (прежде всего грецкие и арахис). Главный напиток — чай , чаще зелёный.

Узбекские национальные виды спорта

Узбеки в филателии

В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая узбекам.

Узбеки за пределами Узбекистана

Автохтонные узбекские меньшинства

Большое количество узбеков традиционно проживает во многих странах Центральной Азии :

Узбекские диаспоры

Галерея

Примечания

  1. Özbəkistan Dövlətinin Statistika Komitəsi nin resmî bilgilerine göre Özbekistan nüfusunun 83,8% Архивная копия от 6 февраля 2011 на Wayback Machine -ni Özbekler teşkil eder ve 2017'te Özbekistan nüfusu 30 492 800 Архивная копия от 25 мая 2014 на Wayback Machine kişidir. Bu bilgilere göre Özbekistanda tahminen 27 milyon Özbek yaşamaktadır.
  2. Afghan Population: 36,108,077 (July 2017 est.) [Uzbeks = 11% ] . Central Intelligence Agency (CIA) . The World Factbook. Дата обращения 10 июня 2017.
  3. Population: 7,910,041 (July 2013 est.) [Uzbeks = 15.3% ] . Central Intelligence Agency (CIA) . The World Factbook. Дата обращения 10 июня 2013.
  4. Численность постоянного населения Кыргызской Республики по отдельным национальностям в 2009-2018 гг.
  5. Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2016 года
  6. [1]
  7. Всероссийская перепись населения 2010 , в составе населения РФ учтены 131 тыс. граждан Узбекистана, которые постоянно проживают на территории РФ.
  8. Число временных мигрантов-граждан Узбекистана на территории РФ в первом квартале 2015 года составляла 2,1 млн. человек ( RBC ), однако следует учитывать, что не все временные мигранты являлись этническими узбеками. При этом численность временных мигрантов учтена в составе численности населения Узбекистана.
  9. ЦРУ оценивает долю узбеков в размере 5 % (2003 г.), а численность населения Туркмении на 2010 г. в размере 4,94 млн, что даёт ок. 250 тыс. узбеков в Туркмении.
  10. Согласно переписям населения доля узбеков в населении Туркмении возрастала (1970 — 8,3 %, 1979 — 8,5 %, 1989 — 9,0 %, 1995 — 9,2 %). Однако уже в 2001 г. прежний президент страны С. Ниязов назвал цифру всего 3 % узбеков . Одновременно возникли трудности с объективной оценкой численности населения Туркмении: С.Ниязов прогнозировал 9 млн жителей на 2009 г., тогда как Бюро Переписей США (чьи данные использует ЦРУ ), считая официальные оценки численности населения сильно завышенными, прогнозировало лишь 4,9 млн жит. на эту же дату. ООН оценивает численность населения страны в 2009 г. в размере 5,1 млн жит. [2] . Современное руководство Туркмении до настоящего времени не опубликовало иной оценки численности населения, однако в представленном Туркменией докладе для ООН фигурирует цифра 5,4 млн жит. на конец 2006 г.( Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 15 A) Приложения к Резолюции 5/1 Совета по правам человека. Туркменистан ). Если исходить из сохранения доли узбеков в населении страны, зафиксированной переписью 1995 г., а также населения страны в размере ок. 5 — 5,5 млн жит., численность узбеков составит ок. 460—510 тыс. чел.
  11. Yangi Dunyo . Дата обращения 16 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
  12. Rhoda Margesson (January 26, 2007). «Afghan Refugees: Current Status and Future Prospects» p.7 . Report RL33851, Congressional Research Service .
  13. Новое исследование: Американские узбеки   (недоступная ссылка) . Дата обращения 25 июля 2010. Архивировано 3 ноября 2011 года.
  14. Посол США: В Америке - "нашествие узбеков"
  15. Всеукраинская перепись населения 2001
  16. Chinese Nationalities and Their Populations (2010)
  17. Узбеки | Всё о Китае
  18. Швециядаги узбеклар
  19. Итоги переписи населения Беларуси 2009 г. Национальный состав.
  20. Census of Mongolia, slide# 23. http://www.toollogo2010.mn/doc/Main results_20110615_to EZBH_for print.pdf
  21. База данных предварительных результатов переписи населения Латвии 2011 года   (недоступная ссылка)   (англ.)
  22. Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1—2, М., 1962—63; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., т. 4, М., 1973 (ЦСУ СССР).|ссылка= http://bse.sci-lib.com/article105590.html «В антропологическом отношении коренное население Средняя Азия неоднородно. Таджики и узбеки - европеоиды, относятся к памиро-ферганской расе (у таджиков равнинных районов и узбеков Северного Хорезма отмечается примесь монголоидных элементов). Киргизы, казахи и каракалпаки принадлежат к южносибирской расе, образовавшейся в результате смешения центральноазиатских монголоидов с древним европеоидным населением. Туркмены - европеоиды средиземноморской группы с небольшой примесью монголоидных элементов.»
  23. Народы мира: историко-этнографический справочник/Гл. ред. Ю.В. Бромлей. Ред. коллегия: С.А. Арутюнов, С.И. Брук, Т.А. Жданко и др. — М.: Сов. Энциклопедия, 1988.
  24. Я. М. Бергер, В.А. Чаликова, С.Г. Климова. Межнациональные отношения в СССР: история и современность : сборник обзоров . — Академия наук СССР, Ин-т науч. информации по общественным наукам, 1991. «узбеки (самоназвание узбек), народ в СССР, основное население Узбекской ССР. Относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы; фиксируется монголоидная примесь»
  25. Народы России. Энциклопедия.Главный редактор В. И. Тишков. Москва: 1994, с.355
  26. Древними предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, сако-масагетские племена. Узбеки — статья из Большой советской энциклопедии
  27. Sogdiana

    Подавляющее большинство согдийцев постепенно смешивалось с другими местными группами, такими как бактрийцы, хорезмийцы, тюрки и персы, и стали говорить на персидском (современный таджикский) или (после тюркского завоевания Центральной Азии) тюркский узбекский. Они являются одними из предков современного таджикского и узбекского народов. Многочисленные согдийские слова можно найти в современном персидском и узбекском языках в результате этой примеси.

  28. Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край . — Directmedia, 2013-03-13. — С. 531—533. — 907 с. — ISBN 9785446048205 .
  29. Fumagalli M. Framing Ethnic Minority Mobilisation in Central Asia: The Cases of Uzbeks in Kyrgyzstan and Tajikistan//Europe-Asia Studies, Vol. 59, No. 4 (Jun., 2007), p. 571
  30. [url= Central Intelligence Agency (CIA) The World Factbook
  31. Сведения о Республике Узбекистан   (недоступная ссылка) . Дата обращения 25 декабря 2010. Архивировано 6 февраля 2011 года.
  32. Шониёзов К., Ўзбек халкининг шаклланиш жараёни хакида баъзи фикр-мулохазалар // Общественные науки в Узбекистане. №6, 1996
  33. Зуев Ю. А. К этнической истории усуней // Труды Института археологии и этнографии АН КазССР. Т. 8. Алма-Ата, 1960. С. 23.
  34. Узбеки — статья из Большой советской энциклопедии
  35. Шониёзов К., Карлук давлати ва карлуклар. Т.,1999, 24-бет
  36. Sims-Williams Nicholas, Bactrian documents from Northern Afghanistan. I. Legal and economic documents. London: Oxford university press, 2000
  37. Гумилев Л. Н., Древние тюрки. М., 1967,с.74,142
  38. Смирнова О. И., Сводный каталог согдийских монет. М., 1981, с.59.
  39. Гоибов Г., Ранние походы арабов в Среднюю Азию (644-704 гг.). Душанбе: Дониш, 1989, с.38-39
  40. Marshak Boris. Legends, tales and fables in the art of Sogdiana with an appendix by V.A. Livshits. New York: Bibliotheca persica press, 2002. Р.168
  41. Бернштам А. Н. Древнетюркский документ из Согда // Эпиграфика Востока. Т. V. 1951. С. 65—75.
  42. Bregel Yuri, Turko-Mongol influences in Central Asia in Turco-Persia in Historical Perspective Edited by R. Canfield (Cambridge University Press), 1991,p.56
  43. Грене Ф., Карев Ю.В., Исамиддинов М., Археологические работы на городише Афрасиаб // Вестник МИЦАИ, выпуск 1., 2005, с.34
  44. Киличев Э.Р., Восточно-тюркский язык XI века и лексика бухарского говора // Советская тюркология, 1975, №6,с.87
  45. Кармышева Б.Х . Узбеки. Советская историческая энциклопедия. Т.14. М., 1973 — с.667
  46. Tatjana Zerjal et al. A Genetic Landscape Reshaped by Recent Events: Y-Chromosomal Insights into Central Asia  (англ.)  // The American Journal of Human Genetics   (англ.)  : journal. — 2002. — Vol. 71 , no. 3 . — P. 466—482 . — DOI : 10.1086/342096 . — PMID 12145751 .
  47. История Казахстана в персидских источниках. Т.3. Му’изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания Ш. Х. Вахидова. Алматы: Дайкпресс, 2006, с.118
  48. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. — Москва: Наука, 1988. — С. 99—100. — 128 с.
  49. Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафарнамэ. / Предисл., пер. со староузбекского А. Ахмедова. — Т.: Узбекистан, 2008. — С. 48, 84, 107, 249.
  50. Григорьев А. П., Телицин Н. Н., Фролова О. Б. Надпись Тимура 1391 г. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. XXI. — СПб.: СПбГУ, 2004. — С. 24.
  51. Муминов И. М. Роль и место Амира Тимура в истории Средней Азии. — Ташкент, 1968.
  52. http://www.iranicaonline.org/articles/eskandar-soltan
  53. British Museum - cup
  54. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 1. М., 1962.
  55. «Ўзбекистон Ёзувчилар уюшмаси» Абдулла Орипов. Навоийни англаш   (недоступная ссылка) . Дата обращения 29 августа 2019. Архивировано 21 июля 2018 года.
  56. A.J.E.Bodrogligeti, «MuÌammad Shaybænî’s Bahru’l-huda : An Early Sixteenth Century Didactic Qasida in Chagatay», Ural-Altaische Jahrbücher, vol.54 (1982), p. 1 and n.4
  57. Ошибка в сносках ? : Неверный тег <ref> ; для сносок автоссылка2 не указан текст
  58. Bodrogligeti A. J. E. Muḥammad Shaybānī Khan’s Apology to the Muslim Clergy // Archivum Ottomanicum. 1994a. Vol. 13. (1993/1994),р.98
  59. Турды. Избранные произведения. Ташкент, 1951, с.33
  60. С. П. Толстой, Т. А. Жданко, С. М. Абрамзон, Н. А. Кисляков . Народы Средней Азии и Казахстана. — Т. 1. Москва, 1962 — с.126, 128.
  61. Аширов А. Этнический состав населения // История Узбекистана (XVI-первая половина XIX века) Т., 2012. С.96
  62. Мейендорф Е. К., Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., Наука. 1975,с.106
  63. Венюков М. Опыт военного обозрения русских границ в Азии // Туркестанский сборник. Т. 55. СПб., 1873. С. 356.
  64. Мейендорф Е. К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., 1975. С. 105.
  65. Гадло А. В. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура: Учебное пособие. СПб., 1998. С. 21.
  66. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям
  67. Zerrspiegel
  68. Усама ибн Мункыз . Книга назидания. пер. Ю.И. Крачковского. М. Изд-во восточной литературы, 1958, c.134
  69. Рашид ад-дин . Сборник летописей. Т.1., кн.1. М., 1952
  70. Шихаб аддин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалаладдина Манкбурны. Издание крит. текста, перевод с арабского, предисловие, комментарий, примечания и указатели З. М. Буниятова. М.., 1996, c.259
  71. The Cambridge history of Inner Asia. Edited by Nicola di Cosmo, Allen J. Frank and Peter B. Golden, Cambridge university press, 2009, p.221
  72. Эрматов М ., Этногенез и формирование предков узбекского народа. Ташкент: Узбекистан, 1968
  73. Ахмедов Б. Государство кочевых узбеков. — Т., 1965. — с. 15.
  74. Монголы и Русь. Золотая Орда, Литва и Московия, 1419-39 гг. Часть I
  75. Савельев П. С. Бухара в 1835 году: С присоединением известий обо всех европейских путешественниках, посещавших этот город до 1835 года включительно. СПб. 1836, с.17.
  76. Öz Beg MONGOLIAN LEADER. Encyclopædia Britannica
  77. Article from the Encyclopædia Britannica
  78. A HEAVILY ARMED UZBEK. SAFAVID IRAN, MID 16TH CENTURY
  79. Султанов Т. Кочевые племена Приаралья в XV—XVII вв.// Вопросы этнической и социальной истории. М., 1982
  80. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М. 1973, с.202
  81. Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. Спб, 1843, с.58-66
  82. В.И. Бушков, Л.С. Толстова. Население Средней Азии и Казахстана (Очерк этнической истории)  (рус.)  // Расы и народы : Сборник / Г.П. Васильева. — М. : «Наука», 2001. — Вып. 27 . — С. 154 . — ISBN 5-02-008738-6 .
  83. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973, с. 210
  84. Дубова Н. А. Современные антропологические совокупности и этнокультурные общности на территории Средней Азии// Расы и народы. Выпуск № 27, 2001, с.107
  85. Алишер Навоий. Мукаммал асарлар туплами. 3 жилд. Тошкент, 1988,201-бет; Алишер Навоий. Мукаммал асарлар туплами. 4 жилд. Тошкент, 1989, с.235
  86. Турды. Избранные произведения. Ташкент, 1951, с.33
  87. Шаниязов К.Ш., Некоторые вопросы этнической динамики и этнических связей узбеков в XIV-XVIIвв. // Материалы к этнической истории населения Средней Азии. Т.: Фан, 1986, с.88
  88. Кармышева Б.Х., Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976
  89. Bregel Yuri, Turko-Mongol influences in Central Asia in Turco-Persia in Historical Perspective Edited by R. Canfield (Cambridge University Press), 1991,p.62
  90. [3]
  91. Steven Sabol, The creation of Soviet Central Asia. The 1924 national delimitation. Central Asian survey, 14, 1995, P.234.
  92. Лигети, Лайош (1951). «О монгольских и тюркских диалектах Афганистана». Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae IV: 1-3, сс. 119—152.
  93. Хашимбеков Х., Узбеки северного Афганистана. М., 1994
  94. Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — Изд-во Академии наук СССР, 1949.
  95. Управление университетов и н.-и. учреждений Наркомпроса РСФСР., Управление высшей школы Наркомпроса РСФСР. изд-во биол. и мед. лит-ры, 1936 Антропологический журнал . — С. 175.
  96. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Московского Университета, 1985 Вопросы антропологии, Выпуск 75 .
  97. Я. М Бергер, В. А Чаликова, С. Г Климова. Межнациональные отношения в СССР: история и современность : сборник обзоров . — Академия наук СССР, Ин-т науч. информации по общественным наукам, 1991.
  98. Европеоидная раса на сайте Игоря Гаршина. Происхождение белой расы. Подрасы европеоидов
  99. Памиро-Ферганская раса // Большая советская энциклопедия  : [в 30 т.]  / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М.  : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  100. ПАМИРО-ФЕРГАНСКАЯ РАСА
  101. Жилина А. Н.. Томина Т. Н., Народы Средней Азии. Традиционное жилище народов Средней Азии (XIX — начало XX в. Оседло-земледельческие районы). М.,1993
  102. Похлёбкин В.В,. Большая энциклопедия кулинарного искусства.

Литература

Узбеки — статья из Большой советской энциклопедии

  • Большая советская энциклопедия в 30-ти томах, 3 издание, гл. ред. А.М. Прохоров, М.: Советская Энциклопедия Москва , 1969—1978.
  • Узбеки // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография , 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • Узбеки // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков  ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Узбеки  // Большая российская энциклопедия  : [в 35 т.]  / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М.  : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Аскаров А.А. История происхождения узбекского народа. Т.: Узбекистан, 2018
  • Джабаров Иса. Узбеки (этнокультурные традиции, быт и образ жизни). Т.: Шарк, 2007
  • Дониёров Х. Ўзбек халқининг шажара ва шевалари. Т.: «Фан». 1968
  • Маликов А.М. Концептуализация этнонима узбек в произведениях тимуридских авторов // Проблемы истории, археологии и этнологии Центральной Азии. Ташкент 2018. С.67-72
  • Шаниязов К. К этнической истории узбекского народа. Т., 1974.
  • Шаниязов К.Ш. К вопросу о тюркоязычных компонентах в сложении узбекской народности // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. Вып.3. Этнография. М.,1991.
  • Шаниязов К. Этнополитическая история народов Средней Азии в древний и античный периоды // Узбеки. Отв. ред. З.Х.Арифханова, С.Н.Абашин, Д.А.Алимова. М.: Наука, 2011
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок