Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Удмурты
Современное самоназвание

удмурт (южный диалект),

удморт (северный диалект)
Численность и ареал
Всего: 570 000

  Россия :
552299 (2010 г.) , 636906 (2002 г.)

  Казахстан :
5824 (перепись 2009 г.)

  Украина :
4712 (перепись 2001)
Описание
Археологическая культура Чумойтлинская культура
Язык удмуртский , русский
Религия православие , в сельской местности с элементами народной религии
Расовый тип сублапоноидный тип ( уральская раса с европеоидным влиянием);
прикамский вариант европеоидной расы
Входит в финно-угорские народы
Родственные народы коми , коми-пермяки
Этнические группы бесермяне
Происхождение пермяне
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе
Зыряне и вотяки в традиционной одежде. 1862 г.
Удмурты в национальных костюмах, фото 1900 года.

Удму́рты ( удм. удмурт, удморт , мн.ч. удмуртъёс ; устаревшее русское название — вотяки́, отяки, отяцкая чудь ) — финно-угорский народ , в основном проживающий в Удмуртской Республике и соседних регионах России.

Говорят на удмуртском и русском языках. 58,7 % удмуртов назвали родным удмуртский язык , который относится к финно-угорской группе уральской семьи . Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу . По переписи 2010 года , в России проживало около 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии 410 тысяч. Основная религия — православие , в сельской местности включающее остатки дохристианских верований .

Антропология и генетика

Исследования краниологических параметров черепов из удмуртских захоронений XVII—XIX веков свидетельствуют об их принадлежности к локальному прикамскому варианту европеоидной расы . Наиболее близкими к их антропологическому комплексу являются коми-пермяки . Из средневековых материалов ближайшую к «общеудмуртской» характеристике имеют серии из могильников юго-западных районов Удмуртии и северо-западного Татарстана, где находилась предполагаемая прародина удмуртов.

На общеудмуртском фоне выделяется среднечепецкая группа, облик которой сближается с карелами, ижорой и коми-зырянами — то есть восточнобалтийским типом , который в древности имел широкое распространение на территории Европы. Предполагается, что причиной этого было растворение в северных удмуртах остатков населения чепецкой культуры .

Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 удмуртов из Ижевска и Якшур-Бодьинского района Удмуртии. Получены следующие результаты :

Гаплогруппа Число индивидов %
N 33 62.3
R1b1b2 11 20.8
R1a1a 9 17

Этническая история

Ареал расселения удмуртов в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён  — носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

В современном удмуртском языке самоназвание удмуртов членится на два компонента — уд- (с неясной семантикой, большинство склоняются к значению "не") и -мурт «человек, мужчина» (иранское заимствование). Этимология первого компонента не вполне ясна. По мнению С. К. Белых и В. В. Напольских , этноним удмурт восходит к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед» — относительно степного ираноязычного мира , аналогично одному из названий древних славян — анты «жители окраины » .

Прежнее русское название — вотяки́ ( отяки, воть ) — восходит к тому же корню уд- , что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство о́до «удмурт») .

Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии , а позже — Золотой Орды и Казанского ханства . Северо-удмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году . Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 год  — приняты в местной историографии условно).

Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области 1932 года  — Удмуртская АО , с 1934  — Удмуртская АССР , с 1991  — Удмуртская Республика ).

Основные занятия

Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие , животноводство , меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель  — 2 %. Культуры: рожь , пшеница , ячмень , овёс , гречиха , просо , конопля , лён . Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту , брюкву , огурцы . Важную роль играли охота , рыболовство , пчеловодство и собирательство .

Развиты были ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение , ткачество , вязание , вышивка . Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

Основная социальная ячейка — соседская община ( бускель ). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Антропонимика

Уровень образования

Перепись 2010 года показала, что уровень образования российских удмуртов ниже, чем в среднем у населения РФ. По переписи 2010 года, среди удмуртов лишь 11,9 % имели высшее или послевузовское образование (23 526 человек из 198 161 лиц удмуртской национальности в возрасте 20 лет и старше, указавших уровень образования) . При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 24,4 % (среди лиц в возрасте 20 лет и старше, указавших уровень образования) .

Материальная культура

Вотячка. Конец XVIII века.
Фёдор Солнцев . Вотячка. 1838 год

Жилище

Типичное поселение — деревня ( удм. гурт ), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба ( корка́ ), с холодными сенями . Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах . Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом . Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом. В качестве летней кухни и для семейных обрядов нередко использовалась упрощённая срубная постройка архаичного типа с очагом — куала .

В домах находилась глинобитная печь ( гур ), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар , котлом. По диагонали от печи располагался красный угол , со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах . Двор включал погреб , хлевы , навесы, кладовые.

Одежда

Северо-удмуртский женский костюм включал рубаху ( дэре́м ), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат ( шортдэре́м ), опояску. На рубашку под камзол прикрепляется красный матерчатый нагрудник, обшитый позументом и бархатом. Одежда — белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка ( саэсте́м ), или камзол , шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки , лапти ( кут ).

На голове носили налобные повязки ( йыркерттэт ), полотенце ( чалма, весяк кышет ), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом ( айшон ). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер , бусы , у южных — монеты . Украшения — цепочки ( жильы ), серьги ( пель угы ), перстни ( зундэс ), браслеты ( поскес ), ожерелье ( весь ).

Мужской костюм — косоворотка , синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхняя одежда без половых различий — шубы.

О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.

Кухня

В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы ( шыд ) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты — ряженка , простокваша , творог . Мясо — вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень ( куалекьясь ) и кровяные колбасы ( виртырем ). Типичны пельмени (слово заимствовано русскими из языка коми  — ближайших родственников удмуртов), лепёшки зыретэн табань (с яичной подливкой) и перепечи  — открытые ватрушки с загнутыми вверх краями из пресного ржаного теста с несладкой начинкой, блины ( мильым ). Хлеб ( нянь ). Из напитков популярны свекольный квас ( сюкась ), морсы , пиво ( сур ), медовуха ( мусур ), самогон ( кумышка ).

Духовная культура

Основная статья: Культура Удмуртии

Фольклор

Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр развит слабо, представлен разрозненными преданиями о Дондинских богатырях , предпринимались попытки объединить эти предания в цикл наподобие Калевипоэга .

Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка , скрипка , гармонь , гитара .

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна антагонистичная космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний), культ наделённого личностью Неба в качестве Творца. Верховное божество — Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин ). Злой дух, соперник Инмара — Шайтан . Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд . Многочисленны низшие духи: вумурт , вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт  — дух леса, тӧлпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт  — дух луга и поля, кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

Развитым был языческий клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

Праздники

Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников . Основные праздники — Рождество Христово , Крещение , Пасха , Троица , Петров день , Ильин день , Покров .

  • Ымусьтон — Рождество
  • Вожодыр («время святочной нечисти») — Святки.
  • Гырыны потон («выход плуга») или акашка́ — Пасха, начало весенней страды.
  • Гербер  — Петров день.
  • Выль ӝук («новая каша») — Ильин день, приготовление каши и хлеба из нового урожая.
  • Сӥзьыл юон («осенний пир») — окончание уборки урожая.
  • Выль шуд, сӥль сиён — начало забоя скота.

Праздновались и вскрытие рек (йӧ келян) и появление первых проталин (гуждор шыд).

Примечания

  1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года
  3. По переписи 1989 г. в РСФСР было 714 833 удмуртов с бесермянами ( [1] )
  4. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. Архивировано 10 августа 2013 года. ( Национальный состав населения Архивировано 23 июля 2011 года. .rar)
  5. По переписи 1989 г. в Казахстане было 15 855 удмуртов ( см. Демоскоп )
  6. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
  7. Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1997. С. 48-54.
  8. Широбоков И. Г. Материалы к антропологии пермских народов XVII-XIX вв. (краниологические данные) // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 3. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2014. С. 80-98.
  9. Максимов С. А. Самоназвания удмуртов и бесермян, их варианты, названия соседних народов в языке удмуртов и бесермян // Linguistica Uralica . XLIV. 2008. № 2.
  10. Трофимова Н. В., Литвинов С. С., Хусаинова Р. И. и др. Генетическая характеристика популяций Волго-Уральского региона по данным об изменчивости Y-хромосомы // Генетика. 2015. Т. 51. № 1. С. 122.
  11. Белых С. К., Напольских В. В. Этноним удмурт : исчерпаны ли альтернативы? // Linguistica Uralica. T. 30, № 4. Tallinn, 1994; Сахарных Д. М. Названия удмуртов: происхождение и семантика . — Ижевск: Портал «Удмуртология», 2008.
  12. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-13.pdf
  13. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol3/pub-03-01.pdf
  14. Чураков В. С. Удмуртские традиционные верования в свете некоторых лексических реконструкций . — Ижевск: Журнал «Иднакар: методы историко-культурной реконструкции», 2007. — № 1 . — С. 51-64 . Архивировано 4 января 2012 года.

Литература

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок