Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Аул
Тхагапш
адыг. Тхьэгъапшъ
43°58′10″ с. ш. 39°27′00″ в. д. H G Я O
Страна   Россия
Субъект Федерации Краснодарский край
Городской округ Муниципальное образование город-курорт Сочи
Сельский округ Кировский
Глава сельского округа Сизо Заур Шабанович
История и география
Основан в 1869 году
Прежние названия до 1935 года Божьй Воды
до 1993 года «Имени Кирова»
Высота центра 450 м
Тип климата субтропический морской (Cfa)
Часовой пояс UTC+3
Население
Население 167  человек ( 2010 )
Национальности адыги , русские
Конфессии мусульмане - сунниты , православные
Катойконим тхага́пшевцы, тхага́пшевец, тхага́пшевка
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 8622
Почтовый индекс 354 535
Код ОКАТО 03426000000
Код ОКТМО 03726000456
Тхагапш (Россия)
Green pog.svg
Тхагапш
Москва
Тхагапш (Краснодарский край)
Краснодар
Сочи
Green pog.svg
Тхагапш

Тхага́пш ( адыг. Тхьэгъапшъ ) — аул в Лазаревском районе муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края . Административный центр Кировского сельского округа .

География

Поворот перед въездом в аул

Аул расположен в центральной части Лазаревского района Большого Сочи , на правом берегу реки Псезуапсе , в 18 км от устья реки. Находится в 16 км к северо-востоку от посёлка Лазаревское , в 84 км к северо-западу от Центрального Сочи и в 242 км к югу от города Краснодар (по дороге).

Граничит с землями населённых пунктов: Татьяновка и Алексеевское на западе, и Марьино на юго-востоке. В составе аула выделяется микрорайон Ходоники , расположенное в западной части аула между реками Псезуапсе и его притоком Хекуай .

Вдоль аула проходит автодорога — 03К-459 , ведущая по ущелью реки Псезуапсе от посёлка Лазаревское в село Марьино .

Аул расположен в горной зоне причерноморского побережья у подножья хребтов Бгышу и Нихетх. Рельеф местности в основном гористый, склоны хребтов и гор покрыты густым смешанным субтропическим лесом. Средние высоты на территории аула составляют 450 метров над уровнем моря. Колебания относительных высот в окрестностях аул значительны и составляют около 300 метров. К югу от аула расположена высшая точка местности — гора Чхачетх (654 м). Также имеются различные карстовые пещеры.

На территории сельского поселения развиты серо-лесные почвы с плодородным горным чернозёмом, благодаря которому в ауле хорошо произрастают различные субтропические культуры. Само поселение окружено каштановыми лесами и плантациями орешника-фундука.

Гидрографическая сеть представлена бассейном реки Псезуапсе . К востоку от аула в него справа впадает река Бжижу (Ныгыш), далее вниз у западной окраины в него впадает река — Хекуай . Также в пределах аула в Псезуапсе впадают три речки справа и две слева. На Псезуапсе и её притоках расположены несколько водопадов и порогов различной величины. Особенно примечательны водопады и пороги на притоке Бжижу.

Климат на территории аула влажный субтропический . Среднегодовая температура воздуха составляет около +13,5°С, со средними температурами июля около +24,0°С, и средними температурами января около +6,0°С. Среднегодовое количество осадков составляет около 1400 мм. Основная часть осадков выпадает в зимний период.

Этимология

Название аула в переводе с адыгейского языка означает — «Божьи воды» . Из-за искажённости многих адыгских топонимов при транскрипции на русский язык, ныне существуют также и иные теории относительно происхождения названия аула.

Так согласно Дж. Н. Кокову, этимология слова Тхагапш, как и многие адыгские топонимы населённых пунктов, восходят к родовым фамилиям. Иначе говоря, Тхагапш в переводе означает «селение Тхагапшевых».

История

До прихода русских войск здесь был аул адыгов, выселенных после Кавказской войны в Османскую империю в ходе мухаджирства . В результате долина реки Псезуапсе опустело на несколько лет.

В 1866 - 1874 годах на горной поляне, называемой в русских источниках — Раушхатам ( адыг. Раущхьэтам ) и Божьи Воды, размещался штаб 1-го Кавказского линейного батальона и одна из его рот. Целью войск было полное и окончательное вытеснение из труднодоступных горных укрытий остатки черкесского населения.

В декабре 1869 года место расквартирования войск получила статус населённого пункта и стало официально именоваться селением — Божья Вода. Такое название местности произошло от аналогичного адыгского названия местности, которые считали родниковую воду бьющей из под одной из местных гор священной.

В 1872 году в селе уже проживало 345 человек, в основном военные и их семьи. В 1880-х годах войсковые роты были расформированы, после чего служившие в нём люди оставили село и ушли.

Тогда же в селение начали возвращаться остатки местных жителей продолжавших скрываться в горах. Постепенно сюда переселились также несколько семей из долины реки Аше .

В 1891 году в селе проживало 105 жителей (16 дворов). А по данным на 1920 год в селе числилось 18 дворов с общей численностью населения в 175 человек.

По ревизии на 1 января 1917 года село Божьи Воды числилось в составе Туапсинского округа Черноморской губернии . С 26 апреля 1923 село Божьи Воды входило в состав Лазаревской волости Туапсинского района Северо-Кавказского края .

В 1924 году селение Божьи Воды включено в состав Шапсугского национального района , в составе одноимённого сельсовета первоначально.

В 1935 году селение Божье Воды переименовано в аул имени Кирова, в честь советского политического деятеля Кирова Сергея Мироновича .

В конце 1930-х годов многие аульчане были репрессированы и высланы в Казахстан . В память об этом трагическом событии, по инициативе аульчан, в 1996 году в центре селения была открыта стела с фамилиями 160 его жителей.

В 1945 году с реорганизацией Шапсугского района, аул включён в состав образованного на его месте Лазаревского района .

В 1961 году при включении Лазаревского района в состав города Сочи , аул Тхагапш был передан в состав Туапсинского района .

В 1965 году Тхагапш передан в состав Кировского сельского округа Лазаревского района города-курорта Сочи .

Согласно Всесоюзной переписи 1989 года , в ауле числилось 146 жителей.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 1 марта 1993 года, аул имени Кирова был переименован в аул Тхагапш.

Население

Численность населения
2002 2010
151 167
Национальный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года :

Народ Численность,
чел.
Доля
от всего населения, %
адыги 131 78,4 %
русские 29 17,4 %
другие 7 4,2 %
всего 167 100 %

Ислам

Деревянная мечеть аула

До недавнего времени мечеть аула Тхагапш являлась единственной действующей мечетью на территории города-курорта Сочи . Однако ныне на стадии возрождения и строительства находятся несколько мечетей в других адыгских аулах муниципального образования.

До завершения Кавказской войны на месте современного аула имелось несколько мечетей, которые были разрушены при наступлении царских войск. В 1890 году при повторном заселение адыгами аула, была основана новая мечеть которая была построена из хвороста и глины.

В конце XIX века была построена новая деревянная мечеть. При мечети работало медресе, куда приезжали учиться и из других аулов Причерноморья.

В 1930 году при начале атеистической политики в СССР, мечеть была переоборудована в склад, а затем закрыта.

В 2010 году старинную деревянную мечеть конца XIX века закончили ремонтировать, и была вновь открыта спустя 70 лет после закрытия.

Образование

В ауле отсутствуют образовательные учреждения. Ближайшие средняя и начальная школы расположены в посёлке Лазаревское .

Здравоохранение

  • Фельдшерско-акушерский пункт — ул. Ровная, №33.

Культура

  • Дом культуры
  • Музей быта и культуры адыгов-шапсугов.

Общественно-политические организации:

  • Адыгэ Хасэ
  • Совет Старейшин

Достопримечательности

  • Аульская мечеть
  • Памятник жертвам политических репрессий
  • Каменный завал
  • Водопады на Псезуапсе и её притоках
  • Пещера Тигровая в верховьях реки Хекуай
  • Тхагапшский мост
  • Форелевое хозяйство «Джэнэт»

Экономика

Как и в других населённых пунктах горной зоны Причерноморья, основную роль в экономике аула играет садоводство. В окрестностях аула имеются несколько садоводческих некоммерческих хозяйств, выращивающих различные субтропические культуры. Выше в горах сохранились, заброшенные и заросшие со времён Кавказской войны — Старые Черкесские Сады. У микрорайона Ходоники расположено крупное пасечное хозяйство. Важную роль для аула играют также разведение крупного и мелкого рогатого скота.

В сфере туризма в основном развит эскурсионно-познавательный туризм. В ауле имеется этнографический музей посвящённый жизнью и быту причерноморских адыгов . Среди туристов наиболее популярен маршрут ведущий к Каменному завалу, недалеко от впадения реки Бжижу (Ныгыш) в Псезуапсе .

Улицы

В ауле всего две улицы — Ровная и Черёмуховая, и два переулка — Кристальный и Целебный.

Галерея

Ссылки

Литература

  • Solomin A. The return to sources // Mahjubah. Vol. 20, № 10 (203). Tehran, October 2001. P. 51-53

Примечания

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок