Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Труба
Trumpet 1.png
Труба с помповыми вентилями
Пример звучания
Сигнал, подаваемый из часовой башни Королевского замка в Варшаве
Диапазон
(и строй)
\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {\time 2/1
fis1 \glissando c''' }

Нотация диапазона трубы Си-бемоль: от ми малой октавы до си-бемоль второй октавы
Классификация Медный духовой музыкальный инструмент
Родственные инструменты Корнет
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Труба́ ( древневерхненем. trumba; итал.   tromba , фр.   trompette , нем.   Trompete , англ.   trumpet ) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. С древнейших времён натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента, примерно с XVII века вошла в состав оркестра . С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки . Обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент или в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах. Труба используется в разных музыкальных традициях, в том числе и русской .

Играющий на трубе называется трубачом . В гвардии и армии Российской империи ( кавалерии и артиллерии ) существовал нижний чин «Трубач», это был военнослужащий, подающий сигналы. Аналогичную функцию в пехоте выполнял горнист (от слова горн ) .

История

Общий обзор

Лицевой летописный свод (XVI век) . «‎Князь великий Василий Васильевич разослал гонцов по всем своим станам, а сам взял трубу и начал трубить: и тот же час собрались полки великого князя Василия Васильевича»

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте , Древней Греции , Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века. В античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

Труба эпохи барокко (реконструкция)

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания ). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в для исполнения основных ступеней звукоряда.

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету  — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе , фанке , ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре , Луи Армстронг , Диззи Гиллеспи , Тимофей Докшицер , Клиффорд Браун , Майлз Дэвис , Чет Бейкер , Фредди Хаббард , Уинтон Марсалис , Сергей Накаряков , Георгий Орвид , Эдди Кэлверт , Артуро Сандоваль .

Натуральная труба

Натуральная, или старинная, труба является исторически первой разновидностью собственно музыкальной трубы — то есть применявшейся не для практических, а для эстетических целей. Её отличительные особенности — преимущественно цилиндрическое сечение, довольно поздно переходящее в коническое, а также относительно небольшие раструб и мундштук . В общей сложности труба этого рода была весьма длинной (примерно вдвое длиннее современной хроматической трубы) и относилась к числу инструментов с узкой мензурой , что позволяло без особых усилий воспроизводить с её помощью широкий спектр звуков — в принципе, при желании, путём сочетания различных строёв на ней можно было получить практически полный хроматический звукоряд . Однако композиторы классического периода не пользовались всем спектром её возможностей, поскольку в этот период трубы, равно как и ударные инструменты , применялись в оркестрах изредка и эпизодически, зачастую для воспроизведения некоторых отдельных звуков или несложных мелодических оборотов. В связи с невозможностью пользоваться закрытыми звуками партии труб того времени были менее богатыми, нежели, к примеру, партии валторн , однако это отчасти компенсировалось спецификой собственно их звучания. Ноты для натуральной трубы, так же, как и для валторны, писались в ключе «соль»; в силу её конструктивных особенностей исполнитель не мог менять изначальную высоту звуков , поэтому композиторам приходилось ориентироваться только на звуки, естественным образом производимые самой трубкой инструмента.

Звук в старинной трубе извлекался свободно и с высокой степенью точности, поэтому даже при употреблении довольно ограниченного набора вспомогательных приёмов играть на ней можно было вполне быстро. В период стиля clarino, или, как его называют альтернативно, во времена полифонистов, техника игры на натуральной трубе получила определённое развитие, однако впоследствии исполнительский стиль вновь возвратился преимущественно к воспроизведению несложных мелодических построений или простых гармоний . Классический оркестр в то время пользовался, как правило, двумя трубами в их сочетании с литаврами и валторнами, однако встречались и более многочисленные вариации — в зависимости от специфики конкретных произведений. В более поздние периоды, по мере возрастания силы оркестра, количество труб также увеличивалось: к примеру, Р. Вагнер в «Марше рыцарей» из оперы « Тангейзер » применил сразу 12 труб.

Трубы переходного периода

Труба с кулисой — один из образцов переходного периода

По мере того, как музыкантами осознавалась принципиальная ограниченность натуральной трубы, предпринимались разнообразные попытки по её совершенствованию и применению новых конструктивных решений. Полученные в результате этих поисков разновидности труб имели сугубо временное значение в истории оркестрового исполнительства, однако сыграли свою роль в процессе развития инструмента и обретения им своего нынешнего облика. Обобщение и систематизация спектра предлагавшихся вариантов позволяют говорить о том, что в общей сложности было сделано три попытки разной степени успешности.

Первой попыткой, которая датируется примерно XVIII веком, явилось намерение применить к трубе приём «закрытых звуков». Эта техника была разработана незадолго до того момента и использовалась при игре на валторне; исполнитель вводил руку в раструб инструмента, добиваясь тем самым иного звучания. Чтобы обеспечить играющему возможность совершить такое действие, была спроектирована натуральная труба полуовальной формы, внешним видом напоминающая полумесяц (в связи с чем во Франции , например, она получила соответствующее наименование — фр.   trompette demi-lune ). Основным для неё был крон «фа», имелась также возможность перевести звукоряд в «ми-бемоль» или «ре». Раструб, соответственно, при игре был направлен вбок. Хотя такой дизайн действительно позволял извлекать закрытые звуки, овальный изгиб отрицательно сказался на окраске звучания инструмента, а полученные в результате исполнительские эффекты оказались практически аналогичны закрытым звукам валторны  — за исключением того, что последние были сильнее. Указанные недостатки стали причиной того, что уже в первой четверти XIX века труба-полумесяц полностью вышла из употребления.

Итогом второй попытки, которая также была совершена в конце XVIII века, стала так называемая клапанная труба. Хотя этот вид инструмента получил определённое распространение в военных ансамблях, в симфонической музыке указанная труба практически никогда не использовалась (исключением явилась лишь опера « Роберт-Дьявол » Дж. Мейербера ). Как следует из её наименования, эта труба имела четыре или пять клапанов, и во время игры требовала применения обеих рук; нововведённое устройство, с одной стороны, ликвидировало свойственные натуральной трубе особенности звучания, а с другой — стало причиной нестройности при извлечении звуков (что, собственно, и обусловило её непопулярность).

Третьей вариацией на соответствующую тему стала труба с кулисой , которая широко распространилась, к примеру, в Великобритании и оставалась там популярной вплоть до второй половины XIX века. По конструкции она была схожа с тромбоном , с той разницей, что её кулиса выдвигалась не вперед, а назад. Для этой трубы были характерны натуральный звукоряд и четыре возможных строя : «фа», «ми», «ми-бемоль» и «ре».

Труба с вентилями

Труба с поворотными вентилями

Окончательное завершение эпохи натуральной трубы связано с изобретением вентильного механизма , принципиально схожего с современным. Тем не менее, переходный процесс не был одномоментным и в различных странах мира проходил по-разному — к примеру, во Франции в течение довольно длительного периода времени был популярен корнет-а-пистон с пистонным механизмом, а в России в середине XIX века последние нередко использовались в сочетании с вентильными трубами (в частности, такие варианты характерны для Даргомыжского или Чайковского ). При этом многие композиторы и после создания новых труб продолжали активно пользоваться натуральными, и лишь со временем хроматическая труба современного типа получила должное распространение. На протяжении переходного этапа распространение имела также «старинная хроматическая» — натуральная труба, но с вентильным механизмом, настроенным на тон , полутон и полтора тона, который позволял заполнить пробелы между основными ступенями.

Современная хроматическая труба — это, в сущности, укороченный инструмент, появление которого в определённой степени обусловлено стремлением композиторов ко всё более высоким по звучанию оркестровым партиям. Её устройство, для которого, в частности, характерны преимущественно коническая мензура и чашеобразный мундштук средней глубины, вызвало утрату полноты звучания, характерной для старинных труб, однако добавило инструменту ясности, звонкости и некоторой резкости .

Конструкция

Труба, как и другие медные духовые инструменты, состоит из трёх основных частей: мундштука, трубки и раструба. Трубка образует основной канал инструмента, в котором создаётся звучание за счёт вибрации воздушного столба. Длина трубки 130—150 см, для компактности она загнута дважды: так длина инструмента от мундштучной трубки до раструба составляет 47—50 см . На большей части длины (2/3) трубка имеет цилиндрическую форму с внутренним диаметром около 11 мм , на конечном отрезке от загиба до раструба она конусообразная (постепенно расширяется).

Материал трубок — медь и медные сплавы с цинком: латунь , томпак , полутомпак. Снаружи на трубки наносят защитно-декоративное покрытие из лака , никеля или серебра .

Помповые вентили 1, 2, 3 (вверху).
Кроны 1, 2, 3 и общего строя (внизу)
Детали
  • Мундштук  — очень важная часть любого медного духового инструмента, в которой губами музыканта образуется источник колебания воздушного столба в канале инструмента.
  • Мундштучная трубка  — небольшая часть трубы, соединяющаяся с мундштуком.
  • Кроны  — съёмные U-образные отрезки трубочек, облегчающие доступ к участкам канала инструмента для его технического обслуживания. Самая большая крона общего строя предназначена для настраивания трубы (путём выдвижения этой кроны на некоторую величину). Кроны 1, 2, 3 являются частью дополнительных трубок.
  • Дополнительные петлеобразные трубки разной длины увеличивают длину основного канала.
  • Вентили (клапаны) открывают и закрывают дополнительные трубки для понижения извлекаемых гармоник: 1-й клапан понижает на тон, 2-й на полутон, 3-й на полтора тона. Одновременное нажатие нескольких клапанов даёт суммарное понижение гармоники на два, два с половиной и три тона. На некоторых разновидностях трубы (например на трубе-пикколо) есть четвёртый квартвентиль , понижающий гармонику на чистую кварту (два с половиной тона).
  • Сливной клапан необходим для удаления скопившегося конденсата влаги из канала. Находится на кроне общего строя и дополнительно бывает на третьей кроне.
  • Растру́б  — концевая расширяющаяся часть, которая направляет и усиливает звук.

Строй. Аппликатура. Регистры

Труба в строе B (си-бемоль) является транспонирующим инструментом : нотация для неё производится на целый тон (большую секунду ) выше реального звучания.

Без использования вентилей на трубе можно извлечь только звуки натурального звукоряда (называемые гармониками ), начиная со второго (основной тон не извлекается по причине узкой мензуры трубы ):

Натуральный звукоряд трубы
Номер гармоники 2 3 4 5 6 7 8
Нотация Music ClefG.svg Music 1c1.svg
B
Music 1g1.svg
f 1
Music 1c2.svg
B 1
Music 1e2.svg
d 2
Music 1g2.svg
f 2
Music 1b2-.svg
a 2
Music 1c3.svg
B 2
Частота гармоники, Гц 233.082
349.623
466.164
582.705
699.246
815.787
932.328
Отклонение от темпер., Цент +1.96 −13.69 +1.96 −31.17
Темперированная
частота
, Гц
233.082
349.228
466.164
587.330
698.456
830.609
932.328

Система вентилей позволяет понизить каждую гармонику на величину от одного до шести полутонов , таким образом удаётся получить все звуки равномерно темперированного строя в пределах диапазона инструмента. При игре основной аппликатурой седьмую гармонику не используют, так как она звучит фальшиво (ниже темперированной ля-бемоль), вместо неё берут восьмую.

Аппликатура
Гармоника 2 3 4
Нотация
\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {\cadenzaOn fis1}

e
Music 1g0.svg
f
Music 1a0-.svg
g
Music 1a0.svg
g
Music 1b0-.svg
a
Music 1b0.svg
a
Music 1c1.svg
B
Music 1d1-.svg
h
Music 1d1.svg
c 1
Music 1e1-.svg
d 1
Music 1e1.svg
d 1
Music 1f1.svg
e 1
Music 1g1-.svg
e 1
Music 1g1.svg
f 1
Music 1a1-.svg
g 1
Music 1a1.svg
g 1
Music 1b1-.svg
a 1
Music 1b1.svg
a 1
Music 1c2.svg
B 1
Основная апп. 123 1-3 23 12 1 2 0 123 1-3 23 12 1 2 0 23 12 1 2 0
Вспомогательная 3 3 123 1-3 3 123 1-3 23
Гармоника 5 6 (7) 8 8 (9) 10 10
Нотация Music ClefG.svg Music 1d2-.svg
h 1
Music 1d2.svg
c 2
Music 1e2-.svg
d 2
Music 1e2.svg
d 2
Music 1f2.svg
e 2
Music 1g2-.svg
e 2
Music 1g2.svg
f 2
Music 1a2-.svg
g 2
Music 1a2.svg
g 2
Music 1b2-.svg
a 2
Music 1b2.svg
a 2
Music 1c3.svg
B 2

h 2

c 3

d 3

d 3
Основная апп. 12 1 2 0 1 2 0 23 12 1 2 0 12 1 2 0
Вспомогательная 123
3
1-3 23 123
12
1-3 23
123
3
12
1-3
1
123
1-3
2
3
123
1-3
0
3
1-3
12
1-3
1
23
3
123
2
1-3
0
12
23
3
12
Регистры

Наиболее тембрально полноценные звуки извлекаются на гармониках с 3 по 6, на 2 гармонике (малая октава) звуки несколько грубоваты и неустойчивы (особенно на самых нижних нотах), на 8-й звучат напряжённо, на 9 и 10 очень сдавленно и извлекаются с трудом (практически не извлекаются).

Техника игры

Общие сведения

Принцип игры на трубе заключается в извлечении гармоник натурального звукоряда (путём изменения амбушюра ) с их понижением при помощи системы вентилей.

Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи , простые и ломаные арпеджио и т. д. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, поэтому на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз в легато . Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью. На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей .

Труба — правосторонний инструмент: при игре трубу удерживают левой рукой, а правой нажимают на вентили.

Применение сурдины

Устанавливаемые в раструб различные виды сурдин меняют громкость и тембровую окраску звучания трубы. Особенно широко они применяются в джазе. Их изготавливают из папье-маше, дерева или металла . Создаваемый эффект зависит от формы сурдины :

  • Груша , Прямая-острая (straight mute) из алюминия (или другого металла) или фибрового материала — делает звук звенящим и пронзительным. На Forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (похожий приём на валторне называется застопориванием), в Piano даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука.
  • Чашка ( англ.   cup mute ) — приглушает звучание.
  • Грибок (robinson) — делает его мягким и бархатным, слегка плаксивым.
  • С рупором (solo-ton, mega mute) — гнусавым.
  • Дающая эффект « уа-уа » (harmon mute).

Разновидности

Басовая труба, труба и труба-пикколо

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми малой октавы ) до c 3 (до третьей октавы ), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (её строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

  • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. Звучит на октаву выше обычной трубы, так как длина её канала короче в два раза . В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. С трубой-пикколо используют мундштук с уменьшенным размером чашки, чтобы было легче брать ноты верхнего регистра. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис , Морис Андре , Хокен Харденбергер .
  • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназначающаяся для исполнения звуков в низком регистре ( Рахманинов  — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн .
  • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне  — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Репертуар

Несмотря на то, что хроматические трубы, позволяющие исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для трубы с натуральным звукорядом , которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

Сольные сочинения

Хроматическая труба

Натуральная труба

Соло в оркестре

См. также

Примечания

  1. .
  2. Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции . — М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — 247 с.
  3. Русская музыка в энциклопедии Кругосвет
  4. Трубач, нижний чин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. Петухов М. О. Горнист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  6. .
  7. .
  8. .
  9. Труба // Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 554. — 672 с.
  10. , с. 7.
  11. Раструб // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 541. — 976 с.
  12. Риман Х. Полные инструменты // Музыкальный словарь. Том 3. — Москва-Лейпциг: П. Юргенсон, 1904. — С. 1035. — 1531 с.
  13. Чулаки М.И. Труба // Инструменты симфонического оркестра : Учебное пособие. — 3-е изд. — М. : Музыка, 1972. — С. 123—127. — 176 с.
  14. Баласанян С.А. Школа игры на трубе. — 3-е изд. — М. : Музыка, 1988. — С. 4. — 136 с.
  15. , с. 8.
  16. , с. 21.

Литература

  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Труба, Малая труба, Альтовая труба, Басовая труба // Современный оркестр. Том 2 из 4. — М. : МузГИз, 1953. — С. 81—164. — 447 с.
  • Усов Ю.А. Труба : Популярный очерк. — 2-е изд., пер. — М. : Музыка, 1989. — 64 с.
  • Черных А.В. Труба // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М. : Советский композитор, 1989. — С. 99—101. — 320 с.
  • Труба // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 619—621. — 1056 с.
  • Труба // Большая российская энциклопедия. Том 32. — М. , 2016. — С. 442.
  • Иков А.М. Труба — от бронзового века до наших дней  // Музыкальные инструменты : журнал. — 2004. — № 1, 2 . Архивировано 27 сентября 2007 года.
  • История трубы от Древнего мира до XX века . trumpetclub.ru. Архивировано 28 октября 2011 года.
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок