Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Тройной мост
Архитектурная композиция Визуально три моста сходятся в одну точку
Тройной мост (восточное крыло)
Sankt Petersburg Auferstehungskirche 2005 d.jpg
Крыло моста через канал Грибоедова
на фоне Храма Спаса на Крови
59°56′29″ с. ш. 30°19′44″ в. д. H G Я O
Официальное название Театральный мост
Область применения Пешеходный
Пересекает Канал Грибоедова
Место расположения Центральный район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции Однопролётный
Основной пролёт Свод из чугунных тюбингов
Общая длина 18 м
Ширина моста 15,6 м
Эксплуатация
Открытие 1730 (деревянный), 1830
Объект культурного наследия РФ объект № 7810699010
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе
Тройной мост (северное крыло)
Malo-Konushenniy Bridge 01.jpg
Крыло моста через реку Мойку
Официальное название Мало-Конюшенный мост
Область применения Пешеходный
Пересекает реку Мойку
Место расположения Центральный район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции Однопролётный
Основной пролёт Свод из чугунных тюбингов
Общая длина 23 м
Ширина моста 15,6 м
Эксплуатация
Открытие 1716 (деревянный), 1830
Объект культурного наследия РФ объект № 7810699010
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе
Тройной мост (западное крыло)
Санкт-Петербург 073.jpg
Официальное название Пешеходный мост
Область применения Пешеходный
Место расположения Центральный район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции Имитация моста — с мостовой, перилами, фонарями.
Основной пролёт Является дамбой
Общая длина 42,8 м
Ширина моста около 15,5 м в середине и 19 м у концов
Эксплуатация
Открытие 1830
Объект культурного наследия РФ объект № 7810699010
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Тройно́й мост (также Трёхарковый мост , Трёхколенный мост ) — неформальное название уникальной мостовой композиции, соединяющей между собой три острова: Спасский , 1-й Адмиралтейский и Казанский в Центральном районе Санкт-Петербурга .

Расположение

Мост расположен в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки . Состоит из сходящихся в одной точке Мало-Коню́шенного моста через Мойку , Театра́льного моста (быв. Красный) через канал Грибоедова и сухопутного моста-дамбы между двумя реками (иногда называемого Пешехо́дным мостом , с конца XX века стало появляться название Ложный мост или Фальш-мост ).

Ближайшая станция метрополитена (700 м) — «Невский проспект», выход на Канал Грибоедова .

Название

История названий Театрального моста
Год Название
До 1828 (точно существовал в 1711) Красный мост
C 1828 Перво-Конюшенный мост
C 1849 Театральный мост
   
История названий Мало-Конюшенного моста
Год Название
C 1798 Царицынский мост
C 1829 Театральный мост
C 1872 Мало-Конюшенный мост

Театра́льный мост (прежде Красный , Перво-Конюшенный ) Красный мост был одним из первых мостов через Екатерининский канал, по нему назван прорытый в 1711 году Красный канал .

Название «Театральный» получил в честь находившегося рядом, на Большом лугу (ныне Марсово поле ), деревянного театра. Сам театр, построенный в 1770 году и получивший известность под названием Театра на Царицыном лугу (на сцене того театра состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»). Театр просуществовал до 1797 года , когда его здание было снесено, поскольку мешало проведению парадов на лугу .

Мало-Коню́шенный мост получил название в честь находившихся рядом, на Конюшенной площади, Главных императорских конюшен . Назван Мало-Конюшенным, поскольку на момент постройки уже существовал Перво-Конюшенный мост.

Конструкция и размеры

Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов . К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. При одинаковой ширине (около 15,6 м в середине) Театральный и Мало-Конюшенный мосты заметно различаются по длине: 18 м и 23 м соответственно. На концах Мало-Конюшенный расширяется до 19 м.

Ансамбль Тройного моста уникален в мировой практике и относится к шедеврам мостового зодчества.

Декоративное оформление

Все три моста имеют одинаковые торшеры и чугунные перильные ограждения, оформленные в стиле позднего классицизма .

Элемент ограды — маска Медузы Горгоны

В декоре преобладают элементы растительного орнамента . Решётка ограды образована вертикальными круглыми стержнями-пиками. Навершия пик выполнены в виде пальметт , их форма напоминает нераспустившиеся бутоны.

В центре каждого звена решётки находятся эгиды (символы гнева богов и их покровительства): маска Медузы Горгоны на щите и месяц, окружённые ветвями и пальмовыми листьями. На общем фоне красиво выделяются детали, покрытые сусальным золотом .

Лицевые поверхности арок украшены орнаментами, решётку снаружи поддерживают декорированные кронштейны, конструктивно играющие роль элементов жёсткости.

Мост освещается оригинальными позолоченными фонарями с круглыми светильниками.

Фонарь моста

История

Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был перекинут через Мойку ещё в 1716 году , впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста .

Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х годов , в царствование Анны Иоанновны :

  • Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой,
  • Мало-Конюшенный был перекинут через Мойку; известно , что он был выстроен заново между 1769 и 1781 годами . Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты.
Неосуществлённый проект Тройного моста, прообраз проектов В. И. Гесте и Е. А. Адама

Оригинальный проект

В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807 года , когда К. И. Росси , получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой , принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими — на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост , хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики — Мало-Конюшенный и Театральный.

Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807 1829 годах при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты.

Вариант трактовки существующего проекта

Встречается вариант описания моста, в котором Пешеходный мост считается одной из мостовых арок. По этой теории в процессе строительства пролёт моста заложен подпорной стенкой-перемычкой. Это объясняется тем, что в противном случае по законам гидродинамики речное русло под западным пролетом постоянно заносилось бы илом.

Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур , П. П. Базен , В. К. Треттер и М. Г. Дестрем , которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано. Тюбинги, которые были изготовлены для перестройки Мало-Конюшенного моста не понадобились и были использованы для перестройки Большого Конюшенного моста .

Строительство моста

Мосты были построены под руководством В. К. Треттера. Строительство началось 8 июня 1829 года по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Курировал проект военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга П. В. Голенищев-Кутузов . Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно. Итогом работ стала приёмка моста городскими властями 8 января 1832 года .

Металлические элементы мостов были выполнены в 1819—1829 годах на государственных предприятиях: Александровском чугунолитейном заводе , часть заказов была переведена на Александровском Олонецком чугунолитейном заводе .

На мосту были установлены газовые фонари, позже заменённые на электрические.

XX век

В конце XIX и начале XX веков петербургскими инженерами и архитекторами неоднократно выдвигались предложения о сносе обоих мостов и возведении на их месте единого широкого моста-площади. Ни один из этих проектов не был утверждён. Исторический облик мостов сохранился до наших дней без существенных изменений.

Ново-Конюшенный мост , Мало-Конюшенный мост и манеж Конюшенного ведомства . Снято до прекращения автомобильного движения в 2001 году

Исключение составила высота фонарей: первоначально установленные здесь фонари были настолько высоки, что фонарщики не раз с них падали (в том числе известен случай падения в реку). В связи с этим санкт-петербургский генерал-губернатор вёл переписку с Главным управлением путей сообщения с целью укоротить их, что и было сделано.

Только в 1936 году в ходе капитального ремонта мосты подверглись незначительной модернизации: мостовое полотно было замощено диабазом , а тротуары отделены от проезжей части высокими гранитными поребриками и за асфальтированы .

В ходе реставрации 1952 года по проекту архитектора А. Л. Ротача. В ходе работ был восстановлен декор фонарей и оград .

Последний раз мостовой ансамбль реставрировался в 1999 году по проекту инженера Б. Н. Брудно. Мостовое полотно было заново вымощено отёсаным камнем, а автомобильное движение по мостам прекращено.

Открытка с видом Тройного моста, 1929 год

В 2001 году в рамках программы «Светлый город» организацией «Ленсвет» была выполнена художественная подсветка переправы. На каждом из мостов становлено восемь прожекторов-светильников с кронштейнами из нержавеющей стали, на них установлены особо прочные стёкла . 10 ноября 2002 года подсветка была торжественно включена одновременно на трёх крыльях Тройного моста, а также на Садовом № 2 и Итальянском .

Обычаи и легенды, связанные с мостом

По существующей по сей день в Петербурге традиции, для обеспечения семейного счастья молодожёнам в день свадьбы полагается (помимо троекратного обхода Медного всадника и распития бутылки шампанского на стрелке Васильевского острова ) пройти по обеим частям моста и полюбоваться своими отражениями в Мойке и канале Грибоедова.

Достопримечательности

Мост находится неподалеку от бывшего Царицына луга, ныне Марсова поля , у бокового фасада дома Адамини . Дом был построен на углу Марсова поля и набережной Мойки 1823—1827 годах по проекту архитектора Доменико Адамини .
По той же стороне Мойки находится здание Круглого рынка, построенное в 1790-е годы по проекту Джакомо Кваренги )
По другую сторону Мойки, на стыке с каналом Грибоедова располагается здание Конюшенного двора. Его главный фасад выходит на Конюшенную площадь .
За Ново-Конюшенным мостом на канале Грибоедова находится Храм Спаса-на-Крови (в последние годы в здании действует музей). За храмом — Михайловский сад .

Одноимённый танкер

18 мая 2006 года на заводе « Адмиралтейские верфи » был спущен на воду ледовый танкер «Театральный мост» — пятый из серии танкеров, названных в честь знаменитых мостов, название которых начинается на букву «Т» .

См. также

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781720803820026 ( ЕГРОКН )
объект № 7810699010 (БД Викигида)

Примечания

  1. Театральный мост // Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лик , 1997. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2 .
  2. Мало-Конюшенный мост // Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лик , 1997. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2 .
  3. «Почему так названы» (К. Горбачевич, Е. Хабло, Лениздат, 1962)
  4. www.rk.ru Русская ковка. Театральный мост   (недоступная ссылка) . Дата обращения 2 мая 2008. Архивировано 23 апреля 2003 года.
  5. Евгения Игнатьева. Военный декор петербургских мостов  // OSTmetal.INFO — Обработка металла : Журнал «Мир металла». Архивировано {a.
  6. Энциклопедия Петербурга ; Д. Ю. Гузевич. Театральный мост . Энциклопедия Петербурга . Дата обращения 3 мая 2008.
  7. http://spb-arteries.org/ . Гранитное обрамление   (недоступная ссылка) . Артерии Петербурга. Дата обращения 4 мая 2008. Архивировано 2 мая 2006 года.
  8. Часть модели: Площадь искусств; Режим: Исторический вид. Театральный и Мало-конюшенный мосты   (недоступная ссылка — история ) . Проект «Санкт-Петербург 300». Дата обращения 3 мая 2008.   (недоступная ссылка)
  9. www.most-spb.ru «Театральный мост. Историческая справка» . Дата обращения 2 мая 2008. Архивировано 13 февраля 2012 года.
  10. Лев Соболев. Гармония света  // Невское время : Электронная газета. — СПб, 11 октября 2002.
  11. http://www.gov.spb.ru/ 11-11-2002 10 ноября состоялась церемония торжественного включения подсветки пяти малых петербургских мостов: Садового № 2, Мало-Конюшенного, Ложного, Театрального и Итальянского.   (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 мая 2008. Архивировано 2 ноября 2010 года.
  12. В Петербурге спустили «Театральный мост» // Газета «Финансовые известия», 18.05.2006

Литература

  • Лоханов Г. И., Предыстория строительства Малоконюшенного и Театрального мостов в Ленинграде, в кн.: Вопросы истории, теории и практики архитектуры , Л., 1985, С. 59—65;
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л. : Лениздат , 1985. — С. 473—474. — 511 с.
  • Бунин М. С., Мосты Ленинграда , Л., 1986, С. 189—193.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб. : Норинт , 1996. — С. 335—336. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лик , 1997. — С. 123. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2 .

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок