Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Николай Лансере . Эскиз титульного листа

Типогра́фика (от греч. τύπος  — отпечаток + γράφω  — пишу) — искусство оформления печатного текста , базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки. Типографика, с одной стороны, представляет собой одну из отраслей графического дизайна , с другой – свод строгих правил, определяющих использование шрифтов в целях создания наиболее понятного для восприятия читателя текста. Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора , вёрстки и допечатной подготовки .

Типографический процесс включает выбор регистра алфавита [en] , гарнитуры , комплекта [en] и кегля шрифта , выключки и длины строк , межбуквенных , межсловных [en] и междустрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале.

История

Расцвет типографики начался в Европе , где она появилась в середине XV века. Первым, кто серьёзно занялся европейским типографическим искусством, стал Иоганн Гутенберг , немецкий изобретатель и ювелир. Создав в 1440 году из свинцовых букв наборную форму, он подарил миру первый печатный станок. Отныне создавать книги стало гораздо проще, их стоимость уменьшилась, а количество – возросло. И спустя 14 лет была выпущена первая напечатанная книга, ей стала Библия, набранная готическим шрифтом – этот шрифт наиболее соответствовал рукописному тексту тех времён, был знаком и удобен читающей публике.

С середины XV века начинают зарождаться первые основы типографики. Глядя на римскую капитель и гуманистический минускул , французский гравёр Николя Жансон вырезает первую антикву [ источник не указан 681 день ] . В типографскую моду входит принцип равномерности интерлиньяжа и абзацного отступа для выделения и структурирования текста. В 1494 году Альд Мануций , итальянский типограф и издатель из Венеции начинает выпускать книги.

В начале XVI столетия впервые вводится курсив [ источник не указан 681 день ] . Также в обиход входят замысловатые иллюстрации, орнамент и декор [ источник не указан 681 день ] .

В XVII столетии типографика начинает меняться, отдавая предпочтение удобочитаемости книг, пытаясь адаптировать издания для большего круга читателей [ источник не указан 681 день ] . С этим связано уменьшение формата, видоизменение шрифтов – сохраняя чёткость оттиска, они становятся более тяжеловесными [ источник не указан 681 день ] .

В Россию типографика приходит вместе с первым книгопечатником Иваном Фёдоровым , открывшим в 1563 году первую типографию в Москве, и проработавшим красочное оформление со множеством мелких деталей [ источник не указан 681 день ] .

В попытке ввести типографику в разряд наук французский гравёр Пьер Фурнье в 1773 году публикует «Типографическое руководство», где представлена его собственная система определения кегля шрифта; для этого он предложил использовать пики и пункты [ источник не указан 681 день ] .

Критика

Исторически с типографикой связаны оформление книги и шрифтовой дизайн [en] , хотя большинство типографов не рисуют шрифтов, а некоторые шрифтовые дизайнеры не считают себя типографами.

Во взглядах на типографику нет единой точки зрения. Одни считают её наукой, другие – искусством, третьи – мастерством, а четвёртые – философией. Но не только в этом заключается предмет спора. Современные дизайнеры расходятся и во мнении касательно оформления текста: одни подстраиваются под постоянно меняющиеся модные тенденции, легко экспериментируя с формой и размером; другие отдают дань традициям, предпочитая классические, проверенные временем шрифты; третьи полагают, что всё это можно соединить вместе и создать нечто принципиально новое и ещё более удобное для главного потребителя – читателя. Так или иначе именно благодаря этим профессиональным спорам и дискуссиям типографика не стоит на месте, а постоянно развивается как самодостаточная деятельность, к какой бы сфере она ни относилась.

Типографикой занимаются арт-директора ́, верстальщики , наборщики , графические и веб-дизайнеры, офисные служащие и все, чья работа связана с оформлением набранного шрифтом текста. В доцифровую эпоху типографика была специализированной профессией, но сейчас можно сказать, что «типографика — это то, чем занимается каждый» .

Примечания

  1. Именно как искусство типографику определяют самые разные исследователи, начиная со Стэнли Морисона . См. напр.: Stanley Morison . First Principles of Typography. Macmillan, 1936. P. 1. Максим Жуков . Типографика Эмиля Рудера // Эмиль Рудер. Типографика: руководство по оформлению. М.: Книга, 1982. С. 277. Александра Королькова . Живая типографика. М.: IndexMarket, 2010. С. 8. Иннокентий Келейников . Дизайн книги: от слов к делу. М.: Рип-Холдинг, 2012. С. 14. В то же время Ян Чихольд, один из наиболее влиятельных типографов, писал: «Совершенная типографика есть скорее наука, нежели искусство». Впрочем, он избегал давать точное определение термину, и в той же статье именовал типографику также искусством, имея в виду её творческую природу, в отличие от производственных процессов верстки и печатания. См.: Как глина в руках гончара… // Ян Чихольд . Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980. С. 11—16.
  2. Pipes, Alan. Production For Graphic Designers 2nd Edition, Page 40: Prentice Hall Inc, 1997
  3. John Berry . Being a Typographer
  4. Jury, David (2004), About Face: Reviving the Rules of Typography , Switzerland: Rotovision SA, с. 63, ISBN 2-88046-798-5  

Литература

На русском языке
  • Роберт Брингхёрст . Основы стиля в типографике. — Д. Аронов, 2006. — 432 с. — ISBN 5-94056-014-8 .
  • Александра Королькова. Живая типографика. — IndexMarket, 2010. — 224 с. — ISBN 978-5-9901107-5-5 .
  • Владимир Кричевский . Типографика в терминах и образах. — М. : Слово, 2000. — P. 144+158. — ISBN 5-85050-238-6 , 5-85050-239-4. }
  • Йозеф Мюллер-Брокманн [en] . Модульные системы в графическом дизайне: пособие для графических дизайнеров, типографов и оформителей выставок. — М. : ИЗДАЛ , 2014.
  • Эмиль Рудер [en] . Типографика: руководство по оформлению. — М. : Книга, 1982.
  • Ян Чихольд . Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. — М. : Книга, 1980.
  • Ян Чихольд. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. — М. : ИЗДАЛ , 2009.
  • Ян Чихольд. Новая типографика: руководство для современного дизайнера. — М. : ИЗДАЛ , 2011.
  • Эмиль Рудер. Типографика. — М. : Таллер, 1998. — 232 с. — ISBN 3-7212-0043-8 .
Зарубежные издания
  • Эллен Лаптон [en] . Thinking with type: a critical guide for designers, writers, editors & students. — NY: Princeton Architectural Press, 2004.

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок