Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
У этого термина существуют и другие значения, см. Теуантепек .
Теуантепек
перешеек
La venta - Mexico.jpg
17°12′45″ с. ш. 94°44′24″ з. д. H G Я O
Страна
Штат Оахака
Мексика
Red pog.png
Теуантепек
Оахака (штат)
Red pog.png
Теуантепек
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Перешеек Теуантепе́к ( исп.   Istmo de Tehuantepec ) — перешеек в Северной Америке между Мексиканским заливом Атлантического океана и Тихим океаном . Перешеек обычно условно принимают за северную границу Центральной Америки .

Название происходит от города Санто-Доминго-Теуантепек , расположенного в штате Оахака , который в свою очередь получил его от аст. tecuani-tepec , что в переводе означает «горы ягуаров».

География

Перешеек расположен на территории штатов Веракрус и Оахака , а также Табаско и Чьяпас (небольшая часть). Ширина перешейка от залива Кампече на севере до залива Теуантепек на юге составляет 215 км, а до лагуны Супериор (на Тихоокеанском побережье) — 192 км.

С запада к перешейку подходит хребет Южная Сьерра-Мадре , который переходит в плоское плато. Во внутренней части имеются возвышенности до 650 м, самая высокая точка железной дороги через перешеек — перевал Чивела (224 м). Северная часть перешейка болотистая и сильно заросла джунглями , которые для ж/д представляют ещё большие препятствия, чем горы. В восточной части перешейка начинается горный хребет Сьерра-Мадре-де-Чьяпас . По берегам перешейка расположены аллювиано -морские низменности.

В заливе Кампече расположен порт Коацакоалькос , в заливе Теуантепек — Салина-Крус .

Расположение перешейка Теуантепек

Тектоника

В районе перешейка Теуантепек находится южный край Северо-Американской плиты .

Климат

Район перешейка малярийный из-за жаркого климата . На открытых высотах, которые продуваются прохладными ветрами из Тихого океана, климат мягче. Среднегодовой уровень осадков в северной части составляет 3960 мм, максимальная температура — 35 °C в тени. В Тихоокеанской части осадков выпадает меньше, поэтому климат на юге перешейка более сухой.

Небольшая ширина перешейка и разрыв в горах Сьерра-Мадре позволяют пассатным ветрам из Мексиканского залива проникать к Тихому океану. Как правило, эти ветра слабы, но периодически волна плотного воздуха, появляясь над Северной Америкой, создаёт сильный ветер, дующий через перевал Чивела к заливу Теуантепек. Такой ветер носит название Теуано ( Tehuano ).

Транспорт

Транспортные пути перешейка Теуантепек. Жёлтые линии — ж/д, чёрные — автодороги, белые — авиарейсы.

Проект канала

Со времён Фернандо Кортеса Теуантепекский перешеек сначала рассматривался как путь, по которому должен пройти трансокеанский канал, а начиная с XIX века — трансокеанская железная дорога. Близость перешейка к международным торговым путям даёт ему преимущество перед Панамским каналом , однако панамский перешеек гораздо у́же. См. также Никарагуанский канал .

Договор Гадсдена 1853 года предусматривал разрешение на транспортировку американских почты и грузов через перешеек Теуантепек с помощью щитовой [en] и железной дорог. В 1859 году Соглашение о транзите и коммерции ( Treaty of Transit and Commerce ), подписанное Бенито Пабло Хуаресом , но так и не ратифицированное Конгрессом США , давало США обширные права на транзит по этому пути.

Железная дорога

Когда стало ясно, что стоимость канала через перешеек слишком высока, Джеймс Идс предложил проект строительства железной дороги в четыре полосы, который привлёк к себе серьёзное внимание. Затем появился проект обычной ж/д, и правительству Мексики было сделано несколько концессий с 1857 по 1882 года. Однако впоследствии Мексиканское правительство решило самостоятельно реализовать проект, что привело к строительству всего 108 км дороги и расторгнутому контракту с главным подрядчиком в 1888 году. Следующие два подряда также оказались неудачными. К 1893 году оставалось достроить 60 км пути. С четвёртой попытки в 1894 году трансокеанская дорога была завершена. Тогда же обнаружилось, что не хватает портовых терминалов, а дорога не предназначена для интенсивного движения. Английская компания «S. Pearson & Son, Ltd.» начала работы по осушению долины, строительству порта в Веракрусе , перестройке линии и созданию терминалов в портах Коацакоалькос и Салина-Крус 10 декабря 1889 года, которые и закончились в январе 1907 года, с официальным открытием трассы.

Длина железной дороги — 308 км, не считая 29 км боковой ветки. Дорога соединена через отдельную линию с Кордовой (343 км) и Мехико (500 км).

Ссылки

© 2014-2021 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты