Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Эмблема Интернационального Теософского общества

Теософское общество (самоназвание — Теософическое общество ; англ.   Theosophical Society от theosophy  — теософия ) — международная общественная организация . Девиз Общества: Satyat Nasti Paro Dharmah ( санскрит ); принятый (но не точный) перевод на английский: There is no religion higher than truth [ аффилированный источник? 2662 дня ] («Нет религии выше истины»).

История создания

Общество было основано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской , полковником Генри Олкоттом и У. К. Джаджем ( William Quan Judge ).

Известен показательный факт. При регистрации Теософского общества в Сент-Луисе в 1880 году в американском суде судья А. Александер засвидетельствовал:

«Проситель не представляет собой религиозное общество <…> Следует отметить, что в ст. 2 Устава этого Общества слово „религия“ употребляется во множественном числе. Преподавание религиозных учений есть образовательно-просветительская деятельность, а не религиозная. „Способствовать изучению религий“ в некотором смысле означает содействовать изучению истории человечества. Попутно отмечу, что у Общества нет религиозного символа веры или особого культа». [ аффилированный источник? 2662 дня ]

С 1882 года штаб-квартира Общества находится в Адьяре , Индия , и с 1895 года Общество официально именуется Теософским обществом Адьяр .

Три цели Теософского общества, закрепленные в его уставе

  1. Основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты и т. п.
  2. Поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук.
  3. Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека.
Сведения о Теософическом обществе . // Блаватская Е.П. Тайная доктрина . Изд-во «Парабола».

Известные члены Теософского общества

Судьба общества после смерти Е. П. Блаватской

Памятная марка, выпущенная в Индии в 1975 году и посвященная 100-летию основания Теософского общества

После смерти Блаватской её продолжателями стали Олкотт , а также британская социальная активистка А. Безант ( Annie Wood Besant ) и Джадж. В 1895 году последний, вследствие конфликта с двумя первыми, отделился и самостоятельно возглавил «Американскую секцию» общества.

Организация, возглавлявшаяся Олкоттом и Безант продолжает базироваться в Индии и известна как The Theosophical Society — Adyar ; секция же, возглавлявшаяся Джаджем, ныне известна просто как The Theosophical Society , но для ясности часто добавляют international headquarters, Pasadena, California (адрес штаб-квартиры в Пасадине , Калифорния ).

Третья структура, известная как The United Lodge of Theosophists (ULT), отделилась от второй в 1909 году .

Президенты Теософского общества

Полковник Г. С. Олькотт стал первым президентом Теософского общества и возглавлял его с 1875 по 1907 годы .

Анни Безант руководила обществом с 1907 по 1933 гг.

Джордж С. Арундейл — с 1934 по 1945 гг.

Чуруппумулладж Джинараджадаса (англ. Curuppumullage Jinarajadasa ) — с 1946 по 1953 гг.

Нилаканта Шри-Рам  — с 1953 по 1973 гг.

Джон Коутс — с 1973 по 1979 гг.

Радха Бернье — с 1980 по 2013 гг.

Тим Бойд с 2014 г.

Из истории теософского движения в России

Самая первая попытка основания теософского общества в России была не в столичном Санкт-Петербурге, а в провинциальном городе Смоленске 30 июня 1907 года. В том же году смоленские теософы стали выпускать журнал «Теософская жизнь», который издавался до 1909 г., а в 1910 г. выходил под названием «Жизнь духа» .

В 1908 году в России существовало девять теософских кружков: четыре в Петербурге , два — в Варшаве , по одному — в Смоленске, Киеве и Калуге . 20 сентября 1908 года эти кружки объединились в Российское теософское общество. 21 апреля 1909 года на основе Калужского теософского кружка было образовано Калужское теософское общество как отдел Российского теософского общества. Оно оставило самый значительный и яркий след в истории теософского движения в России .

В годы дореволюционной деятельности Калужское теософское общество вело широкую просветительскую работу. Лекции и диспуты проводились в больших аудиториях (Дворянское собрание) при большом стечении публики. О времени проведения и теме мероприятия сообщалось заранее через газету «Калужский курьер».

Калужское теософское общество вело большую издательскую деятельность через издательство «Лотос» и издательства Москвы , Санкт-Петербурга , Риги , поддерживало связи с другими теософскими обществами России , участвовало в международных конференциях теософов (например, Будапешт , 1909 ), имело огромный авторитет среди теософов России. Его председатель Е. Ф. Писарева была избрана вице-президентом теософского общества России. В 1918 году местные власти распустили Калужское теософское общество, а в 1922 году Е. Ф. Писарева уехала в Италию .

Возродилось Калужское теософское общество в 1922 году . Его возглавил молодой инженер Валентин Митрофанович Лалетин.

Деятельность Калужского теософского общества прекратилась 13 ноября 1929 года в связи с арестом шестнадцати его членов. Кроме этого арестовано было четверо москвичей — всего 20 участников теософского движения.

23 февраля 1930 года Особое совещание коллегии ОГПУ приговорило к трем годам лишения свободы восемь человек и на три года ссылки в Северный край девять человек. Трое москвичей были оправданы и из-под стражи освобождены.

В настоящее время все осужденные реабилитированы [ аффилированный источник? 2662 дня ] .

Интересно

  • В 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского общества. На марке изображена печать общества и его девиз: «Нет религии выше истины».

См. также

Ссылки

Литература

Примечания

  1. Satyan Nasti Paro Dharmah в словаре Теософского общества.
  2. Крэнстон С. Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения.- Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1996. С.182-183.
  3. МО Звезды Гор — Актуально — Нет религии выше истины
  4. INTRODUCTION by Manly P. Hall
  5. Kathryn Tidrick   (англ.) , Gandhi : a political and spiritual life , London Tauris, 2006. p. 32 ISBN 1-84511-166-4
  6. «Вестник теософии» - Мария Карлсон «нет религии выше истины» . Дата обращения 24 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  7. T
  8. Культурное наследие земли Смоленской | Смоленск и Смоленская область | Красная книга Смоленщины - История одной печати . Дата обращения 24 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  9. Тиминский В . К истории калужского теософского общества (1909—1929) / Журнал «Мир Огненный» N 1(16), 1998 г.
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок