Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Один из символов тенгрианства — Шанырак (крест в круге) и руническое написание Тенгри .
Тенгрианский храм в Ордосе ( Внутренняя Монголия , Китай ).

Тенгриа́нство , или тенгри́зм , — неологизм , обозначение средневековой этнической религии тюрко - монгольских кочевников евразийских степей и Центральной Азии , в которой, особенно на уровне государственного культа, высшим считался Тенгри  — обожествлённое небо; а также одного из современных направлений в неоязычестве . В англоязычной литературе принят термин Tengrism . В тюркских языках используют два понятия: «Тенгир дин» и «Тенгиршилик», или Tengricilik . Автором термина «тенгризм/тенгрианство» является казахский этнограф XIX века Чокан Валиханов , а ввёл его в широкий научный оборот французский востоковед Жан-Поль Ру . В советские годы «тенгрианство» впервые появляется в книге АЗ и Я казахского поэта и тюрколога Олжаса Сулейменова .

Историческое тенгрианство

Слово «Тенгри», написанное орхонским письмом .

Важными источниками о средневековом тенгрианстве являются памятники древнетюрского рунического письма , особенно Книга гаданий , а также эпос Сокровенное сказание монголов .

Некоторые исследователи предполагают, что в религии тюрков и монголов было два модуса: народный и имперский, собственно тенгрианство. Если связанные с культом Неба народные верования (шаманизм) уходят в глубину веков, то монотеистическая имперская стадия сформировалась в эпоху Тюркского каганата либо, как полагает монгольский академик Ш. Бира , не ранее возникновения Монгольской империи .

Взгляд на тенгрианство как одну из древнейших и глубочайших религий мира имеет место, например, в работах Олжаса Сулейменова и поддерживается такими деятелями фолк-хистори , как Мурад Аджи .

Культ Тенгри в построениях Л. Н. Гумилёва

Л. Н. Гумилёв в книге « Древние тюрки » указывает, что «Культ неба — Тенгри — зафиксирован также орхонскими надписями » . В другой своей работе «Тысячелетие вокруг Каспия|Тысячелетие вокруг Каспия. Историко-этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет — с III в. до н.э. по XII в. н.э.» он также называет «почитание Тенгри — Голубого Неба» общей «первобытной религией» для кыпчаков и «всей степной Евразии» и в книге «Поиски вымышленного царства|Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»)» подчёркивает, что монголы эпохи Чингисхана исповедовали монотеистическую религию, в основе которой лежало почитание Вечного Неба .

Космология

Пик Хан-Тенгри на закате.

Как исследователи, так и сами современные тенгрианцы считают, что тенгрианство не имело сакральных текстов и основывалось на устной эпической традиции .

Кюк-Тенгри (Синее Небо) — Бог , Единое , творец всего — обычно понимается пантеистически / панентеистически как неантропоморфный Абсолют , идентичный даосскому Дао , индуистскому Брахману , древнегреческому апейрону или единому полю современной науки .

Все другие божества почитались в качестве манифестаций Тенгри либо духов природных стихий. Помимо Тенгри в древнетюркских рунических надписях присутствовал культ богини земли Умай и владыки подземного мира, рогатого старика Эрлика . Пантеон древних тюрков включал также Йер-Суб (Землю-Воду), Землю, Воду ( Су иясе ), Огонь (Ут-ана), Солнце (Кояш), Луну (Ай), Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молнию, Дождь и Радугу. Монголы верили в 99 божеств-тэнгри .

Культ

Н. Г. Аюпов   (казах.) подчёркивает «неинституциональный», мировоззренческий характер тенгрианства, где ключевыми принципами являются следующие:

  • признание трансцендентального Сущего, безличного бога как Тенгри («атеистический монотеизм» по А. Кодару) ;
  • культ матери-природы ( Умай , Этуген );
  • вера в жизненную силу Кут («кудрəтлик»);
  • поклонение душам умерших предков ( онгон ) «аруахам», которые незримо помогают своим потомкам .

Неотенгрианство

Шанырак  — символ тенгрианства.

В 1990-х годах у Тенгри внезапно обнаружилось множество поклонников. На протяжении 1990-х годов декларации тенгрианства звучали у казахов , киргизов (по некоторым сведениям, интерес к тенгрианству проявлял одно время президент Акаев), башкир , кумыков , склонны причислять себя к этому движению и некоторые из современных алтайских бурханистов . Тенгрианство вызывало большой интерес у сибирской интеллигенции . В настоящее время у некоторых представителей тюркских народов, исповедующих ислам, тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где Тенгри не только синоним Аллаха , но и выражение коллективного духа тюркских народов . Так религиоведы и социологи А. В. Щипков и С. Б. Филатов отмечают, что башкирский фольклор выступает как « живой носитель языческой тенгрианской традиции», где «в эпических и фольклорных сюжетах образ верховного языческого бога Тенгри слился с образом Аллаха » . Кроме того, Щипков и Филатов указывают, что во время интервью по вопросу о том какое сегодня место тенгрианство занимает в « современной идеологии башкирского возрождения » лидеры общественной организации Башкирский народный центр «Урал» М. М. Кульшарипов и Д. Ж. Валеев решительно убеждали их в том, что оно, как отмечают Щипков и Филатов, « не имеет никаких перспектив в качестве организованной национальной религии , что языческий пласт — исключительно сфера народной художественной культуры и быта, и только в таком качестве БНЦ его поддерживает ». А Валеев даже особо отметил, что « остатки поэтизируют жизнь и скрепляют национальную культуру ». Несмотря на это Щипков и Филатов скептически отнеслись к заверениям Кульшарипова и Валеева, указав на то, что « в 1994—1995 годах в среде башкирской художественной интеллигенции появилось несколько человек, открыто заявивших о разрыве с исламом и переходе в тенгрианство — среди них писатель Ахмет Утебаев и художник Фарид Ергалиев ». Оба исследователя отмечают, что в июне 1995 года во время проведения Всемирного курултая башкир произошло неприятное событие, когда один из участников поднялся на трибуну « в странных одеждах белоснежного цвета» и заявил, что отныне отрекается от ислама и «призвал башкирский народ возвратиться к вере предков — тенгрианству ». Также исследователи обращают внимание на выход книги автора непризнанной в науке теории иранского происхождения башкирского народа С. А. Галлямова «Великий Хау Бен. Исторические корни башкордско-английского языка и мифологии», где « на основе лингвистического и мифологического анализа утверждается историческое первенство и истинность первоначальной религии башкир, основу которой, по мысли автора, составляют зороастризм и тенгрианство » .

Археолог, этнолог и антрополог В. А. Шнирельман отмечая, что несмотря на то, что для современного мусульманского мира менее характерно, чем для христианского, появление неоязыческих движений, в то же время указал, что « среди тюркских народов кое-где наблюдается стремление „воссоздать“ якобы исконную единую тюркскую религию — тенгрианство ». В качестве примера он приводит возникновение осенью 1997 года тенгрианское движения в Казани, во главе которого встал один из бывших лидеров Татарского общественного центра З. Х. Аглиуллин . Шнирельман высказал мнение, что « такое движение вряд ли имеет серьёзные перспективы », поскольку « одной из очевидных причин слабости неоязыческих тенденций в тюркском ареале является тот факт, что там нет нужды конструировать новую религию для того, чтобы противостоять русификаторским тенденциям православия », поскольку « там эту функцию успешно берёт на себя ислам » . Кроме того он обращает внимание на деятельность в Татарстане лидера булгаристского (неоваисовского) движения, председателя казанского культурно-исторического клуба «Булгар аль-Джадид» Ф. Г.-Х. Нурутдинова , в чьей версии происхождения татар видит стремление « к маргинализации ислама и подчеркиванию тенгрианской основы „булгарского“ мировоззрения », а также то, « что он пытается привить своим сторонникам неоязыческие представления, подхватив эстафету у русских неоязычников и неоязыческих движений у ряда соседних поволжских народов » . Также Шнирельман указывает, что Нурутдинов « провозгласил свастику „тенгрианским знаком“ » .

Один из идеологов тенгрианства в Калмыкии Б. А. Захаров считает, что здесь оно самым тесным образом переплетено с буддизмом заявляя, что «многие калмыки одновременно являются и буддистами, и тенгрианцами» . Основным объединением с тенгрианской идеологией здесь является Калмыцкая общественная организация «Центр развития современной ойратской культуры "Тенгрин уйдл" (Млечный путь)» .

Вопреки отсутствию подтверждений в исторических источниках, популярными являются типичные для неоязычества заявления о том, что тенгрианство зародилось в V—IV тысячелетиях до н. э. ( Р. Н. Безертинов и другие) либо и вовсе является древнейшей религией в мире , что и вовсе противоречит всем известным историческим знаниям и научным представлениям.

Культ Тенгри в тенгрианском неоязыческом фолк-хистори представляется следующим образом: богу Тенгри поклонялись, поднимая руки вверх, и клали земные поклоны. Священной стороной света считался север (для якутов восток). Праздник в честь Тенгри отмечался в середине июня (его отголоском являются сабантуй и ысыах ), носил общенародный характер, сопровождался возжиганием огня на открытом воздухе и жертвоприношением. При выборе места для ритуала приоритет отдавался возвышенному месту, где росли березы. В процессе праздника у Тенгри испрашивали удачи и здоровья, молитвы именовались словом алгыс . Заканчивался праздник соревнованиями (стрельба из лука) и угощениями (ценился кумыс ) . В духе неоязычества делаются заявления об «экологической этике» тенгрианства (К. Боконбаев) .

Подчёркивается, что характерной чертой тенгрианства является активность, упорство, взаимовыручка : «Тэнгри не только оказывает помощь, но и требует активности» (Р. Безертинов) .

Символы в тенгрианском неоязычестве могут быть схожими с такими монотеистическими религиями, как христианство и ислам (особенно в суфийской его версии) . Иногда Тенгри отождествляется с Богом Отцом и Аллахом, допускается бессмертие души. В учебной литературе Киргизии и Казахстана тенгрианство представлено в неразрывной связи с национальными и общетюркскими обычаями.

Вопреки отсутствию сведений в исторических источниках, деятель фолк-хистори М. Аджи утверждает, что равносторонний крест («аджи») является основным символом тенгрианства и от тюрок в IV веке был заимствован христианами . По другой версии сторонников тенгрианского неоязычества, символом тенгрианства является солярный знак « шанырак » (равносторонний крест в круге), восходящий к палеолитическим петроглифам и означающий также колесо и бубен . Также символом является руническое написание Тенгри.

В 2003 году в Бишкеке фондом Орда Тенгри   (англ.) была проведена первая международная научная конференция по тенгрианству «Тенгрианство — мировоззрение алтайских народов» . Фонд и движение «Орда Тенгри» ( кирг. Теңир Ордо ) были основаны известным киргизским политиком и тенгрианцем Дастаном Сарыгуловым   (англ.) , опирающимся на идеи одного из первых идеологов доисламской религии на постсоветском пространстве — киргизского писателя Чоюна Омуралиева , изложенные в его книге Тенгрианство (1994) . В 2014 году инициативная группа во главе с А. Усупбаевым заявила о намерении признать тенгрианство религией Киргизии .

С 2004 года в Болгарии существует движение «Воины Тенгри» , которое воспринимает тенгрианство как исконную веру болгар до принятия христианства в IX веке и поставило целью восстановить её.

Центр якутской духовности «Арчы Дьиэтэ».

Тенгрианство оказало влияние на становление неоязыческого движения в Якутии , где ставший во главе него кандидат филологических наук Л. А. Афанасьев написал вероучительную книгу « Айыы » («Творение») представляющую собой обновлённое тенгрианство . Причём Афанасьев убеждён в том, что якуты являются избранным народом, который смог сохранить в первозданном виде древнейшую религию на земле, которой он, разумеется, считает тенгрианство . Кроме того в Якутии само по себе тенгрианство рассматривается как связующее звено между тюркским миром и якутами (саха) . Организационно учение Афанасьева оформлено как религиозное объединение Вера Айыы   (англ.) (ранее — «Кут-сюр») .

Среди других тенгрианских объединений: киргизский «Тенгирчилик» , тувинская организация шаманов «Адыг-Ээрен — Дух Медведя» , хакасское общество традиционной религии «Хан Тигир» , бурятская религиозная организация шаманов «Тэнгэри» , алтайские «Школа экологии души „Тенгри“» и «Тенгрианство — Небесная Вера» , крымскотатарское «Общество Тенгри» . В 2011 году ряд симпатизирующих тенгрианству учёных и лидеров тенгрианства зарегистрировали в Якутске «Международный фонд исследования Тенгри» (МФИТ) . При его содействии, 16 апреля 2019 г. Министерством юстиции РФ (Управление по Республике Саха (Якутия)) зарегистрирована, как сообщается на сайте Фонда, «первая» тенгрианская религиозная организация « Айыы Тангара итэгэлэ (Вера в Айыы Тангара (Тенгри))» .

См. также

Примечания

  1. .
  2. , с. 14.
  3. , с. 23.
  4. .
  5. .
  6. , с. 128.
  7. , с. 179.
  8. , с. 320—321.
  9. , с. 29.
  10. .
  11. .
  12. .
  13. , с. 18.
  14. , p. 204.
  15. , p. 65.
  16. , с. 36.
  17. .
  18. Кодар А. А.   (казах.) Тенгрианство в контексте монотеизма // Информационный гуманитарный портал « Знание. Понимание. Умение ». — 2008. — № 1(2).
  19. .
  20. , с. 271.
  21. .
  22. Термин «фолк-хистори» по отношению к сочинениям Аджиева применяется в следующих работах:
  23. Колодяжный И. Разоблачение фолк-хистори Архивная копия от 15 апреля 2012 на Wayback Machine // Литературная Россия , № 11. — 17 марта 2006 года.
  24. Глава VII. Религия тюркютов // Гумилёв Л. Н. Древние тюрки . — М. : Наука , 1967. — 504 с.
  25. Глава VII На излёте, 62. Опыт осмысления // Гумилёв Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Историко-этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет — с III в. до н.э. по XII в. н.э. — М. : Айрис-Пресс, 2014. — 384 с. — (БИиК Собр. сочинений Л. Н. Гумилёва). — ISBN 5-7836-0508-5 .
  26. Гумилёв Л. Н. Глава XII. Двуединый // Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). — М. : ГРВЛ , 1970. — 432 с.
  27. , с. 47.
  28. , гл. 1.
  29. Омуралиев Ч. О необходимости духовной цивилизации (Текст выступления на международном симпозиуме «Поиск новых мировых культур на пути к 21-веку», который состоялся в период с 23 по 27-апреля 1997-г. в Вашингтоне) // , pp. 295—297
  30. , с. 71 и след.
  31. , с. 41.
  32. .
  33. , p. 205.
  34. , с. 15.
  35. Шабданова А. В Кыргызстане тенгрианство просят признать религией // Вечерний Бишкек , 11.04.2014
  36. Атабек А. Тэнгрианство как национальная идея // Газета «Безнен юл». № 1. 2006
  37. , с. 129.
  38. , с. 144.
  39. .
  40. .
  41. Тенгрианство — самая древняя религия
  42. , гл. 3.
  43. Боконбаев К. Тенгрианство как экологическая этика Архивная копия от 14 мая 2014 на Wayback Machine
  44. Захаров Б. А. О тенгрианстве — исконной религии ойратов
  45. Абаев Н. В. , Фельдман В. Р. , Хертек Л. К. «Тэнгрианство» и «Ак Чаяан» как духовно-культурная основа кочевнической цивилизации тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая и Центральной Азии // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. тр. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ , 2002
  46. , ч. 3.1 Тенгри-хан и названный сын его Христос.
  47. Шанырак, как главный символ тенгрианства   (недоступная ссылка) . Дата обращения 16 мая 2014. Архивировано 26 мая 2015 года.
  48. , pp. 206–207.
  49. , с. 10 прим.
  50. Движение «Воини на Тангра»
  51. , с. 165.
  52. , с. 135.
  53. Карашев А. . Рыцари Тенгри. Какова цена свободы под небосводом? Ч. 1 , Новые Лица : газета, № 28  (20 октября 2017). Дата обращения 9 января 2020.
  54. .
  55. Зарегистрирована первая тенгрианская религиозная организация // Международный фонд исследования Тенгри, 22.04.2019.

Литература

на русском языке
на других языках

Первоисточники (тенгрианские авторы)

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок