Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Уникальное обозначение: Татиан ( Ок. 120 )
Обозначение: Татиан
Сущность ⇔ персона
Описание:
Татиан
TatiantheAssyrian.jpg
Дата рождения:

ок. 120

Место рождения:

Ассирия

Дата смерти:

ок. 180

Место смерти:

Ассирия

Гражданство (подданство):

Сирия

Род деятельности:

богослов, философ

Язык произведений:

древнегреческий язык и сирийский язык

Commons-logo.svgФайлы наВикискладе

Татиа́н или Тациа́н Ассириец (др.-греч. Τατιανός; лат.Tatianus; 112—185)— христианский писатель-апологет, соединивший все четыре евангелия в единое повествование, или Диатессарон, которое оставалось в ходу в сирийской церкви на протяжении нескольких столетий и повлияло на становление канонического текста Нового завета. Он был причастен к основанию секты татиан. От татиан произошла аскетическая секта энкратитов, которая находилась под сильным влиянием философии стоиков.

Биография

Младший современник и ученик Иустина, родом из Ассирии. Греко-римская поэзия, мифология, история, философия и ораторское искусство были ему хорошо известны. Он сам про себя говорил, что «весьма славился в языческой мудрости». Предпринимая путешествия в разные страны, он собрал много данных о быте, нравах и религиозных воззрениях многих народов Азии и Европы. Но и такой богатый запас разнородных сведений не удовлетворил Татиана, как не отвечающий на запросы ума и сердца, желающего постигнуть истину. Он посвятился в какие-то греческие мистерии— вероятно, элевсинские,— но и в них не нашёл искомого. Прибытие в Рим ещё более усилило убеждение Татиана, что язычество не обладает истиной. Это заставило его «углубиться в себя и исследовать, каким образом найти истину». Ему попали в руки книги Священного Писания, которые произвели на него глубокое впечатление «по простой их речи, безыскусственности писателей, удобопонятности объяснения всего творения, предвидения будущего, превосходству правил и, наконец, по учению о едином Властителе над всем».

К этим книгам расположило его и то, что они гораздо древнее всех памятников эллинской образованности. Затем Татиан увидел высоконравственную жизнь христиан и особенно был поражен готовностью их бестрепетно умирать за свои верования. Он обратился в христианство, стал учеником св. Иустина и вместе с ним терпел преследования от философа Кресцента. По примеру своего учителя он стал проповедником и защитником христианства. Есть основание думать, что он был преемником Иустина в должности учителя в основанной последним в Риме богословской школе. После мученической смерти Иустина Татиан удалился в Сирию и здесь увлёкся гностицизмом. О дальнейшей его судьбе нет никаких известий. Время его смерти предположительно относится к 175 г.

Взгляды

В апологии христианства, написанной Татианом в христианский период его жизни, апологет доказывает превосходство христианства перед язычеством по веро- и нравоучению и по степени древности происхождения. О христианстве он говорит кратко, о ненормальностях язычества трактует очень подробно, так что полемический элемент значительно преобладает над апологетическим. Особенности этого труда Татиана— несистематичность изложения и слишком беспощадная критика языческой философии, к которой его предшественник и учитель относился с большим уважением, находя в ней проблески Божественной истины. Апология Татиана пользовалась великим уважением в древние времена христианства; из неё приводили отрывки в своих сочинениях Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Евсевий и др.

Главнейшие заблуждения Татиана, по показаниям Иринея, Ипполита, Климента Александрийского и других церковных писателей, состояли в том, что он допускал невидимые эоны, подобно Валентину, объяснял слова в книге Бытия «да будет свет» как просьбу демиурга к высшему Богу, отрицал возможность спасения Адама, как главы непослушания, отвергал брак, почитая его блудодеянием, осуждал употребление мяса и вина и был если не основателем, то одним из значительных представителей секты энкратитов («воздержников»), называвшихся также гидропарастатами, акварианами вследствие употребления ими одной воды при совершении евхаристии. Иероним приписывает Татиану докетический образ мыслей о плоти Христа.

Диатессарон

Диатессарон— своего рода симфония Четвероевангелия, из которого Татиан опустил родословие Христа и все места, показывающие Его историческое происхождение от царя Давида. Этим евангельским сводом вся Антиохийская Церковь пользовалась в богослужениях до V века, когда блаженный Феодорит Киррский изъял его из употребления.[1]

Евсевий приписывает Татиану «Книгу вопросов» и свод четырёх Евангелий под названием «διὰ τεσσάρων», в котором, по свидетельству Феодорита, Татиан опустил родословия Христа и другие места, показывающие, что Христос по плоти происходил от семени Давидова. Этим евангелием пользовались не только последователи Татиана, но и православные христиане, как книгой весьма удобной. Феодорит нашёл более 200 экземпляров его в церквах своего округа (Кира), отобрал их и заменил каноническими Евангелиями четырёх евангелистов.

По свидетельству Евсевия и Иеронима, Татиан написал очень много книг, но из них дошла до нас только его апология христианства, а прочие известны только по заглавиям или очень небольшим отрывкам. Татиан сам упоминает о своих книгах: «О животных» и «Против тех, которые рассуждали о божественных делах»; Климент Александрийский делает небольшую выдержку из его книги «О совершенстве по учению Спасителя».

Литература

Русские переводы:

  • Татиан. Речь против эллинов. // Сочинения древних христианских апологетов. / Пер. П. Преображенского. СПб., 1895.
    • переизд.: Сочинения древних христианских апологетов. (Серия «Античное христианство. Источники»). СПб.: Алетейя. 1999. С. 10-49.
  • Татиан. Слово к эллинам. / Пер., ст. и прим. Д.Е.Афиногенова. // Вестник древней истории. 1993. №1-2.

Исследования:

  • Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М.: Мысль, 1979. С. 62-65.

Примечания

  1. Дворкин А. Л. Очерки по истории вселенской православной Церкви.— Изд. 4-е испр.— Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2013.— С. 100

Ссылки

⛭
Апостольские мужи
и апологеты

Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)

Греческая патристика

Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепой †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753

Латинская патристика

Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735

Ориентальная патристика
(ер) — осуждены за ересь

Cвойства:
персоны ⇔ святые
персоны ⇔ писатели
святые ⇔ единой церкви
Род деятельности ⇔ богослов
Род деятельности ⇔ философ
гражданство ⇔ Сирия
Категория ⇔ сирийские писатели
Категория ⇔ христианские богословы
Категория ⇔ античные писатели, чьи труды дошли до нашего времени
Категория ⇔ христианские философы древнего Рима
Категория ⇔ древнегреческие философы
Категория ⇔ апологеты христианства
дата смерти ⇔ Ок. 180
дата рождения ⇔ Ок. 120
место рождения ⇔ Ассирия
место смерти ⇔ Ассирия
Язык произведений ⇔ древнегреческий Язык, И сирийский Язык
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок