Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Ислам-араб-шрифт.svg
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал       Категория       Викисловарь       Викицитатник       Викитека       Викиновости       Викисклад

Суфи́зм или тасаввуф ( араб. التصوف ‎) — мистическое течение в исламе , проповедующее аскетизм и повышенную духовность , одно из основных направлений классической мусульманской философии . Последователей суфизма называют су́фиями .

Согласно общепринятой точке зрения, слово суфизм происходит от арабского суф («шерсть») . Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода: период аскетизма ( зухд ) , период суфизма ( тасаввуф ) и период суфийских братств ( тарикат ) . В связи с широким распространением идей суфизма среди различных слоёв мусульманского общества в XII XIII веках развитие получила спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман . В настоящее время суфизм продолжает играть важную политическую и религиозную роль в жизни исламских государств .

Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным . Суфизм вдохновлял своих последователей, раскрывал в них глубинные качества души и сыграл большую роль в развитии эстетики , этики , литературы и искусства . Путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю ( муршид ) и выполнение всех его указаний .

Этимология

Существует несколько гипотез происхождения слов «тасаввуф», «суфий». Общепринятой ныне является точка зрения, высказанная ещё средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой слово суфизм происходит от арабского суф ( араб. صوف ‎ — шерсть‎). Издавна грубое шерстяное одеяние считалось обычным атрибутом аскетов-отшельников, «божьих людей», а также мистиков .

Суфии часто возводят его этимологию к корню слова ас-сафа («чистота»), сифат («свойство»), либо к выражению ахль ас-суффа («люди скамьи, или навеса»), которое применялось по отношению к малоимущим сподвижникам пророка Мухаммеда , жившим в его мечети в Медине , и отличавшихся своим аскетизмом .

Некоторые исследователи считали, что эти слова неарабского происхождения. В частности, западноевропейские учёные вплоть до начала XX века склонялись к мысли о том, что слово тасаввуф происходит от греческого слова софия («мудрость») .

Суфийский храм ( гунбэй ) в городе Линься , Китай. Переплетение даосской и исламской архитектуры

На начальном этапе формирования суфизма вместо слова тасаввуф обычно использовались слова зухд аскетизм », «воздержание, отречение от мира») и захид («аскет») либо близкое к нему ‘абид («богомолец», «подвижник»). Начиная с VIII века последователей суфизма стали называть суфиями. Первым человеком, которого называли суфием, был либо куфиец Джабир ибн Хайян (ум. в 767 г.), либо другой куфиец по имени Абу Хашим .

История суфизма

Основная статья: История суфизма

Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода: период зухда ( аскетизма ), период тасаввуфа (суфизма) и период тарикатов (суфийских братств).

Период зухда
  • VII—VIII века  — возникновение и развитие аскетико-мистических тенденций в исламе.
  • середина VIII — начало IX века  — фактическое начало формирования суфизма.
Период тасаввуфа
  • IX век  — появление ряда суфийских школ и активная разработка теории и практики суфизма.
  • конец IX века  — сближение с шиитским и исмаилитским эзотеризмом .
  • X—XI века  — рост популярности суфийского образа жизни и мировоззрения. В этот период были созданы сочинения, в которых зафиксировались главные положения «суфийской науки» и в общих чертах сложилась собственно суфийская традиция. Авторы классической суфийской литературы систематизировали суфийское знание и закрепили свойственную лишь суфиям терминологию.
Символ ордена мевлеви .
Период тарикатов
  • XII—XIII века  — становление суфизма важным элементом религиозной жизни мусульманского общества.
  • середина XII — начало XIII века  — вокруг суфийских обителей ( завия , ханака , рибат ) начинают складываться суфийские братства ( тарикаты ).
  • XII—XIII века  — развитие спекулятивно-эзотерической стороны суфийского учения.
  • XIII—XIV века  — расцвет философского суфизма. Выработка концепции « совершенного человека », « единства бытия », « самопроявления Абсолюта », «эманации» и т. д.

Возникновение

Пророк Мухаммед (Мухаммад)

Слово тасаввуф («суфизм») в Коране и сунне не упоминается. Однако основы суфизма были сформулированы пророком Мухаммедом и нашли отражение в хадисах . Аскетический образ жизни и практика совершенствования своих духовных качеств, положившие начало суфизма, возникли ещё во времена пророка Мухаммеда. Для суфиев пророк Мухаммед является посланником Аллаха , который на своём примере указал пути духовного воспитания личности и общества. Мухаммед вёл аскетический образ жизни, довольствовался лишь самым малым и не преследовал сугубо земных интересов. Его не интересовали богатство и власть и он проводил большую часть своего времени в молитвах и постах и был образцом наилучших моральных качеств ( усватун хасана ) .

Асхабы

Указанные выше качества пророка Мухаммеда были тщательно изучены его сподвижниками . Классики суфизма и историки приписывают к продолжателям духовной практики Мухаммеда Праведных халифов ( Абу Бакр , Умар , Усман , Али ) и представителей его семьи ( Хасан , Хусейн и др.). Среди сподвижников это в первую очередь те, кому при жизни был обещан рай ( аль-мубашшарун би-ль-джанна ), Хузайфа ибн аль-Яман , Абу ад-Дарда и другие известные сподвижники пророка Мухаммеда .

Портрет дервиша.
Ахль ас-суффа

Исключительное значение в возникновении и развитии мусульманского аскетизма сыграли люди, которых называли ахль ас-суффа ( араб. أهل الصفة ‎ — люди скамьи‎). Их группа численностью от 70 до 300 человек собирались в мединской мечети и состояла из беднейших представителей мухаджиров и ансаров . Они отдавали приоритет духовной и аскетической практике в религии, проводя долгие часы в молитвах и постах. Ахль ас-суффа пристально наблюдали за всеми словами и поступками пророка Мухаммада, который их очень высоко ценил и уважал. Среди них были Абу Хурайра , Салман аль-Фариси , Абу Зарр аль-Гифари , Сухайб ар-Руми , Абу Муса аль-Ашари и другие известнейшие сподвижники. Пророк Мухаммад посылал этих людей для проповеди ислама среди различных арабских племён . Ахль ас-суффу считают основоположниками завии и медресе . Противники суфизма отрицали, что ахль ас-суффа вели скромный образ жизни по убеждению, так как после того, как они разбогатели за счёт добычи , полученной во время завоеваний, они отказались от такого образа жизни .

Табиины

Аскетическая практика первого поколения мусульман в дальнейшем была продолжена и развита следующим поколением. Среди известных аскетов были такие известные люди, как Хасан аль-Басри , Увейс Карани , Умар ибн Абду-ль-Азиз и др. К суфизму в основном примыкали собиратели хадисов ( мухаддисы ), странствующие проповедники ( куссас ), чтецы Корана, участники джихада , а также часть христианского населения, принявшая ислам .

Примерно к середине VIII — началу IX века следует отнести фактическое начало формирования суфизма. В этот период получили ещё большее распространение идеи аскетизма, появился термин тасаввуф («суфизм»), а также начала формироваться суфийская терминология. Среди известных аскетов того времени были Шакик аль-Балхи , Фудайл ибн Ийад , Давуд ат-Таи , Рабиа аль-Адавия , Хашим ас-Суфи и другие .

Причины возникновения

Причин возникновения и развития аскетико-мистических тенденций в исламе много. Среди наиболее заметных можно отметить социально-политические неурядицы первых двух веков существования мусульманской общины , которая породила эскапистские настроения, а также общее усложнение религиозной жизни, сопровождавшееся углубленными идейными и духовными исканиями. Влияние других религиозно-философских систем (в первую очередь христианства ) также внесло немалый вклад в развитие суфизма .

Печать ордена чиштия .
Особенности

Типичными чертами практики ранних суфиев было размышление над смыслом Корана , строжайшее следование его предписаниям и сунне пророка Мухаммеда в повседневной жизни, многократные дополнительные молитвы, бдения и посты ( навафиль ). Суфии отличались отрешением от всего мирского, благочестием в повседневной жизни, отказом от сотрудничества со светскими и военными властями, преданием себя воле божьей ( таваккул ) и так далее. Для первых суфиев был характерен культ бедности ( факр ), эсхатологические и покаянные настроения. Они были удовлетворенны своей земной долей ( ради ) и терпеливо переносили страдания и лишения ( сабр ) .

В отличие от абстрактных богословских рассуждений мутазилитов и следования «букве» священных текстов традиционалистов, суфийские учения изначально были антропоцентрическими. Им был присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, а также внимание к личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин. Так, один из основателей суфизма аль-Хасан аль-Басри создал «науку о сердцах и помыслах» ( аль-кулуб валь-хаватир ) и о человеческих намерениях ( ният ). В высказываниях и проповедях учеников и последователей аль-Хасана аль-Басри Рабаха ибн Амра, Рабии аль-Адавии и ад-Дарани появились мотивы бескорыстной любви к Богу ( махабба, хубб ), неизбывной тоски по нему и стремления сблизиться с ним. Начиная с IX века эти мотивы стали характернейшей особенностью и отличительной чертой суфизма, придав ей отчётливый мистический оттенок .

Формирование

В течение IX века появляется ряд суфийских школ и активная разработка теории и практики суфизма. Наиболее влиятельными школами в то время были басрийская , багдадская и хорасанская . Представители этих школ дают подробные описания её «состояний» мистика ( хал ) и «стоянок» ( макам ). Как и в других мистических учениях, её рассматривали как «путь» ( тарикат ), проходя который суфий очищается от «мирской скверны» и сближается с Богом. В учении о «намерениях» главный акцент делался на искренность и бескорыстие ( ихлас, сидк ). В связи с этим суфии стали разрабатывать способы самонаблюдения и самоконтроля ( муракаба или мухасаба ). Подобное учение, сформулированное багдадским суфием аль-Мухасиби , приобрело множество адептов, которых стали именовать маламатия .

К концу IX века суфизм сблизился с шиитским и исмаилитским эзотеризмом . Важнейшим элементом этих течений было символико-аллегорическое толкование коранического текста ( тавиль ) и извлечение его « скрытого » смысла, который доступен лишь «посвящённым». Традиции тавиля дали начало теософским учениям о мироздании и мистическом откровении ( кашф ). Суфизм воспринял также элементы алхимии , физиогномики , науки о символике цифр и букв ( джафр ) и так далее .

В ходе теософских рассуждений ряд суфийских мыслителей, среди которых ан-Нури (ум. в 907 г.) и аль-Харраз (ум. в 899 г.), пришли к утверждению, что конечным пунктом «пути к Богу» является не только его «лицезрение» ( мушахада ), но и «уничтожение», «растворение», а затем «пребывание» в Боге личности суфия ( фана / бака ). Эти утверждения вызывали резкую критику суннитских богословов, так как были истолкованы ими как признание субстанционального соединения ( иттихад, хулул ) Бога и человека. Некоторые авторы теософских и экстатических высказываний ( ат-Тустари , ас-Салимия , аль-Хаким ат-Тирмизи , ан-Нури ) часто преследовались властями, однако лишь немногие из них подвергались наказанию публичной казнью ( аль-Халладж , Ибн Ата , Айн аль-Кудат аль-Хамадани ). Знаменитый «опьянённый» мистик аль-Бистами повествовал в поэтической форме о своём «восхождении» ( мирадж ) к божественной сущности и соединении с ней. Он проповедовал крайние формы суфийского переживания и пользовался у себя на родине в широкой известностью и авторитетом. Подозрительное отношение к суфиям со стороны суннитских авторитетов заставляло суфиев быть осторожными. Суфии искали компромиссные решения и неустанно провозглашали свою приверженность Корану и сунне пророка Мухаммеда. «Умеренные» суфии ( аль-Джунайд и др.) отмежевывались от наиболее смелых высказываний представителей «крайнего», или «экстатического» суфизма (аль-Бистами, аль-Халладж и др.) .

Социальную базу раннего суфизма составляли в основном мелкие торговцы и ремесленники. Людей с богословским образованием среди них было мало. Уже на раннем этапе суфизма его важнейшим элементом было овладение его теорией и практикой под руководством духовного наставника ( шейха , муршида ). Шейхи требовали от начинающих суфиев ( мюридов ) полного подчинения и признания его авторитета во всех религиозных и светских вопросах. Крупнейших суфийских учителей стали именовать «святыми» ( вали, авлия ) или «божественными полюсами» ( кутб , актаб ). В этом можно усмотреть влияние шиитских учений об имамах . Мюриды и простые люди начали приписывать своим наставникам «богоизбранность», способность к совершению чудес ( карамат ), толкованию «скрытого» смысла священных текстов и тому подобное. Предания о подвигах «святых» становились произведениями фольклора, обрастая при этом невероятными подробностями. Дошло до того, что например, аль-Хакима ат-Тирмизи фактически приравнял авлия в правах с пророками и полагал, что суфийская «святость» является новым этапом пророчества .

Символическая эмблема братства накшбандия .

Передача суфийского знания и « благодати » от шейха к мюриду осуществлялась в процессе длительного обучения. По окончании обучения ученик получал из рук учителя суфийское рубище ( хирка ), которое давало право на самостоятельную проповедь. Обычно вышедшие из разных областей исламского мира мюриды возвращались в родные места. Там они основывали суфийские кружки ( халакат ) и обители ( завия , ханака ) для подготовки уже своих учеников, что обеспечило быстрое распространение суфизма .

Картина жизни суфийских общин раскрыта тюркским поэтом Алишером Навои в 28-й главе «Четвёртая беседа о лицемерных шейхах» его философско-дидактической поэмы «Смятение праведных» (1483).

Становление

Несмотря на сопротивление суннитских богословов, которые видели в суфийских деятелях своих соперников в борьбе за влияние на верующих, в XII—XIII веках суфизм становится важным элементом религиозной жизни мусульманского общества .

Большой вклад в интеграцию идей суфизма в ортодоксальный суннитский ислам принадлежит Абу Хамиду аль-Газали , который признал ценность морально-этических норм и способов глубокого осознания смысла веры, выработанных суфиями, а также не отрицал правомочности некоторых ключевых элементов суфийской практики, таких, как зикр и «уединение» ( халва ). В основе проповедей Абду-ль-Кадира Гилани легло морально-этическое учение суфизма, очищенное от экстатических и теософско-спекулятивных элементов. С влиянием суфизма вынуждены были считаться правители областей и городов .

Танец дервишей (Турция).

Захоронения суфийских «святых» ( турба ) становятся объектами паломничества . В некоторые области, население которого исповедовало язычество, ислам проникал в это время исключительно в форме суфизма. Странствующие и оседлые дервиши создавали обители ( завия, ханака, рибат ), которые превращались в центры миссионерской пропаганды и религиозной жизни .

В середине XII — начале XIII века вокруг завий, особенно в городах, начинают складываться суфийские братства . В отличие от христианских монашеских орденов, суфийские братства менее строго организованные и не имели централизованного управления. Первые братства сухравардия и кадирия , возникли в Багдаде и распространились по всему исламскому миру . Фактическими создателями тарикатов были не столько их эпонимы , сколько их ученики и последователи. С появлением института тарикатов влияние суфизма на религиозную жизнь мусульманской общины ещё более возросло. Многие суфийские шейхи придерживались принципа невмешательства в мирские дела и избегали прямых контактов с властями. Суфии и их организации имели тенденцию к сближению с народными массами, а культ суфийских «святых» занимал важное место в верованиях и практике «народного» ислама .

«Вульгаризация» суфизма привела к упрощению его теории и практики. Это вызывало осуждение как со стороны суфийских авторитетов, так и со стороны ортодоксальных суннитов, критиковавших суфизм за практику «недопустимых новшеств» ( бида ) и извращение положений шариата . Среди критиков суфизма можно отметить Ибн Каййима аль-Джаузия , Ибн Таймию и Ибн Хальдуна . В таких условиях наиболее жизнеспособной и приемлемой оказалась «джунайдовская» модель суфизма, которая предписывала строгое исполнение религиозных обязанностей, избежание экстатических трансов и легла в основу идеологии большинства тарикатов. Большинство суннитских богословов вынуждены были признать правомочность ряда основных положений суфийской теории и практики .

В каждом отдельном регионе на идеологию суфийских организаций наложили отпечаток местные этноконфессиональные особенности и традиции. Многие положения суфизма смешались с языческими верованиями, бытовавшими ранее среди коренного населения. Среди этих верований можно отметить культ предков, анимизм , магию и так далее. В Индии суфизм испытал влияние буддизма и индуизма .

Интеллектуализация

В связи с широким распространением идей суфизма среди различных слоев мусульманского общества в XII—XIII веках развитие получила спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман. «Практический» же суфизм ориентировался главным образом на удовлетворение духовных запросов народных масс. Суфийская интеллектуальная элита в полной мере усвоила идеи мутакаллимов и философов. К тому же появились доктрины, которые обосновывали мистическую практику и переживание как способ постижения тайн бытия. Ас-Сухраварди (ум. в 1191 г.), Ибн Араби (ум. в 1240 г.), Ибн Сабин (ум. в 1268-69 или 1271 г.), Абдурраззак аль-Кашани (ум. в 1329 г.), Абду-ль-Карим аль-Джили (ум. в 1428 г.) и другие авторы подобных доктрин широко использовали религиозно-философское наследие ирано-семитской и эллинистической культуры, переработав его в исламском духе. Их творчество во многом определило дальнейшее развитие не только суфийской идеологии, но и всей мусульманской интеллектуальной и духовной культуры .

Парадоксальность, сложность выражения и диалектичность мышления крупнейших суфийских теоретиков нередко вызывало протест со стороны суннитских богословов (напр. Ибн Таймия ), однако в условиях идейного доминирования суфизма их протесты нередко встречали решительный отпор. Философский суфизм достиг расцвета в XIII—XIV веках и позднее утратил свою творческую потенцию. Выработанные им концепции « совершенного человека », « единства бытия », « самопроявления Абсолюта » и « эманации » стали объектами полемики между суфиями и ортодоксальными суннитами .

Гробница «святого» (Судан).

Концепции суфизма получили отражение в многочисленных поэтических произведениях. Суфийская символика, образы и мотивы пронизывают как религиозную, так и светскую персоязычную поэзию. Среди известных средневековых авторов можно отметить Дж. Руми , М. Санаи , М. Саади , Ф. Ираки , А. Х. Дехлеви , Х. Ширази , А. Джами , З. аль-Ансари , Н. Гянджеви и др. Поэзия арабов, тюрок и других мусульманских народов в меньшей степени была подвержена этому влиянию .

Современный суфизм

С увеличением числа суфиев наблюдается процесс бюрократизации его институтов. Если ранее шейх тариката осуществлял свои функции непосредственно, то теперь он делает это через многочисленных посредников ( халифа , мукаддам ). Усложнение структуры братств и более строгая регламентация их внутренней жизни создало почву для отпадения от основного братства множества вторичных братств. Эти братства, в свою очередь, также продолжали «ветвиться», что увеличило число братств и конкуренцию между ними. Пытаясь сохранить или расширить сферы влияния, суфийские шейхи стремились заручиться поддержкой светских властей. В результате этого верхушка братств всё чаще оказывалась в зависимости от правящей верхушки, а в некоторых странах фактически срослась с ней. Своего рода протестом против этих негативных явлений стало возрождение традиций маламатия и появление большого числа странствующих дервишей, не связанных с каким-либо из братств .

Суфийская мечеть в Индии

В XIX — начале XX веков суфизм продолжал играть важную политическую и религиозную роль в жизни исламских государств. Сильный удар по позициям суфизма нанесли такие явления, как общая секуляризация обществ на Востоке и изменения в их хозяйственной и культурной жизни. В большинстве арабских стран суфизм подвергся резкой критике религиозно-политических кругов, которые ратовали за «обновление» ислама в соответствии с требованиями времени либо за возвращение к его « первоначальной чистоте » .

Против суфизма и его идеологических установок выступили также сторонники «арабского» и «исламского» социализма. Суфийских шейхов обвиняли в пассивности и даже в сотрудничестве с колонизаторами, в поддержке консервативных и контрреволюционных кругов. В некоторых мусульманских странах, как, например, в Турции , деятельность суфийских тарикатов была запрещена. В странах Северной Африки появились новые тарикаты: алавия (основатель Ахмад аль-Алави, ум. в 1934 г.), мадания (основатель Мухаммад аль-Мадани, ум. в 1959 г.), хамидия-шазилия (основатель Салама ар-Ради, ум. в конце 50-х годов) .

В наши дни следование суфизму не мешает его адептам выполнять свои социальные функции. Исключение составляют шейхи и их ближайшие сподвижники. Основную массу суфиев составляют не только низшие социальные слои, но и представители среднего класса. Членство в тарикате во многом обусловлено семейными традициями и не является следствием духовных изысканий .

Суфизм является одним из объектов внимательного исследования как мусульманских, так и западных учёных. Большинство мусульманских учёных относятся к нему предвзято (либо осуждая, либо оправдывая и восхваляя). Западноевропейские, американские и японские востоковеды иногда склонны преувеличивать влияние на суфизм христианских доктрин и осовременивать его понятия .

Имам Шамиль .

Группа исследователей и философов, видя в суфизме панацею от духовного кризиса общества, выступают с пропагандой возрождения традиций и концепций суфизма. Благодаря этой пропаганде, в ряде западноевропейских стран и в США появились кружки и общества, придерживающиеся доктрин «модернизированного» суфизма .

Многоликость

Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным. Будучи изначально проповедью смирения и ухода от мирской суеты, он на протяжении своей истории не раз становился сначала идеологией повстанческих и махдистских движений, а позднее — антиколониальной борьбы. Среди известных восстаний: « восстание муридов » в Андалусии, религиозно-политическое движение в Анатолии во главе с шейхом Бадруддином, Кавказская война во главе с Шамилём и т. д.

После признания суфизма большинством мусульманских авторитетов под его прикрытием стали действовать разного рода общины и течения «крайнего» толка ( хуруфия , ахл-и хакк и т. п.). На Ближнем Востоке распространились братства, исповедовавшие смешанную суфийско-шиитскую доктрину ( бекташия , маулавия , нурбахшия , ниматуллахия , кубравия , халватия , захабия ). Шиитские мыслители XIV—XVII веков охотно обращались к философскому наследию суфизма. Они отождествляли главу суфийской духовной иерархий ( кутб ) со « скрытым » имамом, а также считали Ибн Араби и других известных суфиев своими учителями .

Был вам в посланнике Аллаха
Пример хороший тем,
Кто возложил свои надежды на Аллаха
И на Последний День (Его Суда)
И в поминании Аллаха
                          проводит долгие часы.

Учение

Основными составляющими суфизма принято считать аскетизм, мистицизм, утончённую духовность , подвижничество .

Целью суфизма является воспитание « совершенного человека », который свободен от мирской суеты и сумел возвыситься над негативными качествами своей природы. Суфизм вдохновлял своих последователей, раскрывал в них глубинные качества души и сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства. По мнению суфиев, путь совершенствования духовного мира каждого человека был показан на примере жизни пророка Мухаммада и выражен в 21 аяте суры Аль-Ахзаб .

Суфизм совершенствует духовный мир человека. Благодаря ему мусульманин может ослабить влияние на личность материального мира и пойти по пути постоянного духовного совершенствования, бескорыстного и преданного служения Богу. Посредством суфизма человек может реализовать такие сокрытые качества своей души, как вера , покорность ( ислям ), терпение ( сабр ), довольство ( рида ), упование ( тавакуль ), и бороться с такими сокрытыми душевными пороками, как нетерпимость, гордыня, скупость.

Духовное воспитание личности невозможно осуществить только посредством механического исполнения обрядов и правовых положений, а путь духовной практики не позволяет религии закостенеть и лишиться духа. В отличие от правовой науки ( фикх ), регулирующей только внешние, видимые аспекты проблем, суфизм обладает способностью воздействовать на духовный мир человека посредством искреннего и преданного служения Богу.

аль-Ихья улюм ад-дин аль-Газали

Суфийская наука

Суфизм — это особая, иррациональная исламская наука, которую невозможно постигнуть путём эмпирических опытов или логических доказательств. Положения суфизма должны постигаться душой и сердцем человека, и приниматься на веру. По этой причине путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю и выполнение всех его указаний. Суфизм, также как и все остальные исламские дисциплины, имеет своими источниками Коран и Сунну пророка Мухаммада и его первых сподвижников.

Список книг Ибн Араби
Суфийская литература

Суфийская традиция сложилась в X—XI веках и отличалась от прочих идейных и религиозных течений в исламе . В это время были созданы сочинения, в которых зафиксировались главные положения «суфийской науки» ( ильм ат-тасаввуф ). Авторы этих «классических руководств» по суфизму пытались доказать правомочность существования суфизма в лоне ислама и оправдать его теории и практики. Важнейшим итогом их деятельности была систематизация суфийского знания и закрепление особой суфийской терминологии ( истилахат аль-каум ) для обозначения различных элементов суфийской практики .

Среди дошедших до нас сочинений особо выделяются следующие:

Иллюстрация из книги Джами
История тасаввуфа

Исторические данные об этапах развития суфизма, его основных понятиях, терминологии, философии, а также биографии наиболее известных аскетов содержатся во многих сочинениях, самыми авторитетными из которых являются:

Толкование Корана

Приоритеты суфизма в духовном совершенствовании личности определили его методологические особенности по отношению к Корану и сунне пророка Мухаммеда. Так, при толковании Корана средневековые суфии попытались объяснить аяты , которые отнесены в разряд непостижимых для человеческого разума ( муташабихат ). Методология суфизма в отношении толкования Корана часто вступает в противоречие с положениями ортодоксального ислама, который не приемлет аллегорическое и иносказательное толкование ( тавиль ) скрытых ( батин ) смыслов Корана .

Одними из самых известных толкований Корана, написанных по суфийской методологии, являются:

Сунна

При отборе хадисов классики суфизма обращали внимание на их духовную составляющую и почти не обращали внимания на проблемы достоверности этих хадисов и проверку цепей их передатчиков. По этой причине в суфийских сборниках хадисов содержится большое количество слабых и даже сомнительных хадисов, с точки зрения суннитской методологии .

Наиболее авторитетными сборниками хадисов в суфизме являются:

Фикх

Развиваясь в лоне ортодоксального суннизма, суфизм не отрицает правовые аспекты религии и расценивает исламское право ( фикх ) как неотъемлемую часть религии. Суфизм придаёт духовность правовым решениям факиха, опирающихся на первоисточники и альтернативные методы иджтихада , а также помогает развить сокрытые ( батин ) духовные аспекты в каждом правовом предписании . Благодаря суфизму Закон приобретает возвышенные моральные качества, не позволяет религии превратиться лишь в механическую систему исполнения предписаний .

Тарикаты

Основная статья: Тарикат

В историческом аспекте значение термин тарикат претерпело значительное изменение. В IX—X веках этот термин означал практический метод — некий свод морально-этических положений и психологических приёмов, с помощью которого суфий вступал на путь размышлений и психофизических упражнений, результатом которых должно было стать интуитивное познание истинной божественной реальности ( хакикат ). Он представлял собой метод постепенного овладения сущностью созерцательного мистицизма через получаемый духовный опыт « стоянок » в едином сочетании с психоэкстатическими состояниями ( ахвал ). В XI — середине XII века в Хорасане на базе обителей-кружков образовался институт « учитель ученик ». К концу XII века окончательно сложился институт цепи духовной преемственности ( силсила ), сыгравший основную роль в канонизации частных методов Пути мистического познания. Появление этого института значительно ускорило создание иерархической структуры и организационной системы суфийских братств. Под мистическим Путём суфии понимали свод всех частных мистических учений и практических методов, культивировавшиеся в системе братств .

Традиционно считается, что в течение XII—XIV веках в суфизме сложилось 12 основных братств: рифаия , ясавия , шазилия , сухравардия , чиштия , кубравия , бадавия , кадирия , мевлеви , бекташи , халватия , накшбандия-хваджаган , возникшие в рамках хорасанской, месопотамской , мавераннахрской и магрибинской мистических традиций. Некоторые исследователи включали такие тарикаты как: дасукия , садия , байрамия , сафавия . Эти братства дали начало всем многочисленным ветвям, сложившимся впоследствии в самостоятельные тарикаты. Самыми ранними братствами были последователи Абду-ль-Кадира Гилани (кадириты) и Ахмада ар-Рифаи (рифаиты) .

В XV—XVII веках в результате постепенной бюрократизации структуры и канонизации ритуала отношения «наставник—ученик» сменились связью «святой—послушник». Теперь мюрид подчинялся не столько духовному наставнику, сколько руководству по внутренней жизни братства. Главным различительным признаком между тарикатами становится зикр .

Основные особенности братства можно свести к следующим:

  1. полное подчинение главе тариката как наследнику «божественной благодати » и вилая;
  2. развитая организационная система, в основе которой заложен принцип иерархического подчинения;
  3. два типа последователей: полноправные и ассоциированные члены;
  4. эзотерический принцип инициации и посвящения;
  5. наличие внутреннего устава в соблюдении физических, аскетических и психологических упражнений и приёмов;
  6. особое значение коллективного зикра и его ритуала;
  7. наличие в тарикате культа, связанного с могилами «святых» ( авлия ) .
Основные (материнские) братства
Название араб. Основатель (эпоним) Территория распространения
Бадавия Ахмад аль-Бадави (ум. 1276) Египет .
Бекташи Хаджи Бекташ (ум. 1271) Турция , Албания и Босния .
Кадирия Абду-ль-Кадир Гилани (1077—1166) Турция, Индонезия , Южная Азия, Балканы , Северный Кавказ , Китай , Западная и Восточная Африка.
Кубравия Наджм ад-дин Кубра (1145—1221) Средняя Азия .
Мевлеви Джалаладдин Руми (1207—1273) Турция.
Накшбандия Бахауддин Накшбанд (1318—1389) Средняя Азия, Ближний Восток, Северный Кавказ, Индия, Пакистан.
Рифаия Ахмад ар-Рифаи (1118—1181) Арабский Ближний Восток, Турция, Балканский п-ов, Южная Азия .
Сухравардия Абу Хафс ас-Сухраварди (1144—1234) Индия.
Чиштия Муинуддин Чишти (1141—1230) Индия, Пакистан, некоторые регионы Южной Азии.
Шазилия Абу-ль-Хасан аш-Шазили (ум. 1196) Египет , Северный Кавказ .
Ясавия Ахмед Ясави (1103—1166) Центральная Азия .

Суфийская терминология

  • Байа ( араб. بيعة ‎) — обряд инициации, при которой мюрид даёт своему муршиду присягу (клятву) о том, что он останется верен ему и будет выполнять все его указания.
  • Ваджд  — экстатическое переживание присутствия Божества.
  • Вахдат аль-вуджуд ( араб. وحدة الوجود ‎) — единство бытия.
  • Вахдат аш-шухуд ( араб. وحدة الشهود ‎) — термин, прилагавшийся к полярным по своему содержанию мистико-философским учениям аль-Халладжа, аль-Джили и ас-Симнани.
  • Вирд ( араб. ورد ‎) — задания в виде молитв, которые муршид даёт своим мюридам.
  • Гайб ( араб. غيب ‎) — сокровенное, недоступное человеческому разуму.
  • Зикр ( араб. ذکر ‎ — поминание‎) — многократное произнесение молитвенной формулы, «столп, на котором зиждется весь мистический Путь».
  • Кутб ( араб. قطب ‎ — полюс‎) — высшая степень святости в иерархии «святых», лидер или духовный наставник тариката.
  • Каввали ( урду قوٌالی ) — исполнение под музыку суфийской поэзии, распространённое преимущественно в Пакистане и северной Индии.
  • Инсан камиль ( араб. إنسان كامل ‎) — идеал совершенного человека, победившего в себе нафс и достигшего состояния хакика.
  • Макам ( араб. مقام ‎) — духовное состояние на пути самосовершенствования, которое характеризуется определённой стабильностью; «стоянка» тариката.
  • Рабита ( араб. رابطة ‎ — связь, узы‎) — духовная связь между учеником и его наставником, одна из ступеней к постижению божества и растворению в нём.
  • Сама ( араб. سماع ‎ — слышание ) — разновидность зикра, включающая в себя пение, игру на музыкальных инструментах, танец, декламацию стихов и молитв, ношение имеющих символическое значение облачений и др.
  • Силсила ( перс. سلسلة ‎ — ряд, цепь ) — духовная генеалогия суфийских шейхов, восходящая к пророку Мухаммаду.
  • Фана ( араб. فناء ‎) — концепция растворения мистика в Боге.
  • Хакикат ( араб. حقيقة ‎ — истина ) — финал духовного самосовершенствования, означающий полное освобождение от куфра и ясное умозрение гайба.
  • Ханака ( перс. خانگاه ‎), Завия ( араб. زاوية ‎) — суфийская обитель.
  • Хирка (букв. «тряпка») — дырявый или залатанный плащ, обычно одеваемый при обряде посвящения ученика в суфийский орден.

Примечания

  1. , с. 225.
  2. .
  3. , с. 228.
  4. , с. 30.
  5. , с. 229.
  6. , с. 230.
  7. , с. 231.
  8. , с. 145 .
  9. , с. 412 .
  10. , с. 224.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Taṣawwuf  / Massington, L. ; Radtke, B.; Chittick, W.C.; Jong, F. de.; Lewisohn, L.; Zarcone, Th.; Ernst, C; Aubin, Françoise; J.O. Hunwick. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . — Leiden : E. J. Brill , 1960—2005.   (платн.)

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок