Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Неолитическая фигура спящей женщины из гипогея Хал-Сафлиени .

Старая Европа (англ. Old Europe ) — термин, который, в 1974 году, ввела в оборот Мария Гимбутас для обозначения доиндоевропейской Европы времён энеолита .

С её точки зрения, балканские, мальтийские и центральноевропейские культуры расписной керамики представляли собой миролюбивое аграрное общество с элементами матриархата , почитавшие различных богинь , с развитым культом плодородия (у средиземноморских народов — быка   (англ.) ).

Данное словосочетание также применяется некоторыми для обозначения ведущих государств Европы, сохранивших влияние в Европе и мире : России, Франции и Германии ( ФРГ ).

Характеристики

В отличие от мегалитических культур окраин Европы, народы «Старой Европы» не оставили после себя таких грандиозных памятников, как Стоунхендж . Однако об их культуре и религии всё-таки можно судить как по археологическим данным (основные культуры — Триполье , Винча , Лендель , воронковидных кубков ), так и по историческим свидетельствам о народах, предположительно представляющих доиндоевропейский этнический субстрат ( минойцы , сиканы , иберы , баски , лелеги , пеласги ).

Мегалитический гипогей Халь-Сафлини (III тыс. до н. э.), по Гимбутас, имеет форму материнского чрева

Воздействие народов Старой Европы на культуру индоевропейцев разнится в зависимости от региона. В классической античности отголосками Старой Европы считаются культы богинь ( Богиня со змеями , Афродита , Деметра ), почитание быков на Крите (см. Минотавр , таврокатапсия , лабрис ) и в Иберии, вольное отношение к сожительству лиц одного пола (см. Гомосексуальность в Древней Греции ).

Обитатели Старой Европы не знали гончарного круга и колеса . В отличие от индоевропейцев, селившихся в « полисах » на укреплённых местах вроде холмов, они жили в сёлах на равнинах небольшими поселениями (на Балканах существовали населённые пункты, рассчитанные на 3000—4000 жителей). Гимбутас полагала, что реликтовым островком их языка и культуры остаётся Баскония :

Нет никакого сомнения, что баски  — живые староевропейцы, традиции которых идут напрямик со времён неолита. Многие аспекты староевропейской культуры — почитание богинь, лунный календарь , наследование по женской линии и ведение женщинами сельского хозяйства — сохранялись в Стране Басков вплоть до XX века.

К концу жизни Гимбутас пришла к весьма спорным выводам, что племена Старой Европы говорили на одном наречии и даже использовали письменность (см. Тэртерийские надписи ).

Гимбутас была убеждена, что в IV тыс. до н. э. конец Старой Европе положили вторжения воинственных степняков-индоевропейцев ( курганная гипотеза ). Тогда племена Старой Европы были истреблены либо ассимилированы индоевропейцами, а культ быка сменился культом коня .

Культ Богини

Основная статья: Триединая богиня

Одним из ключевых положений учения Гимбутас о староевропейцах было господство на Ближнем Востоке и в Средиземноморье со времён палеолита культа Триединой богини, который дожил до классической античности в форме Элевсинских мистерий .

По мнению Гимбутас, главная богиня Старой Европы воспринималась как единство трёх ипостастей, символизирующих:

  • рождение и плодородие (фигуры «неолитических венер» ),
  • смерть (спутники богини — ядовитые змеи и хищные птицы),
  • возрождение к жизни (символика материнского лона и зарождения жизни в образах бабочек, пчёл, жаб, ежей и быков).

Восприятие

Основная статья: Движение Богини

Учение Гимбутас не получило поддержки в научном сообществе . Оппоненты указывают на ряд допущенных ею упрощений и обобщений, а также на ностальгическую утопичность романтической стереотипизации староевропейцев в русле современного феминизма .

Вместе с тем концепция «Старой Европы» была подхвачена экофеминистскими группами, составившими т. н. « движение Богини » . Гимбутас была прозвана «крёстной матерью» этого направления в неоязычестве . Наряду с « Белой богиней » Р. Грейвса её сочинения легли в основу культа Триединой богини у виккан .

Концепцию Гимбутас о столкновении мирного доиндоевропейского матриархального общества с воинственным патриархальным индоевропейским пропагандировала американская писательница-феминистка и антрополог Риана Айслер в книге-бестселлере «Кубок и меч».

Литература

  • Гимбутас, Мария . Цивилизация Великой Богини. М. 2005.
  • Gimbutas, Marija (1982). The Goddesses and Gods of Old Europe: 6500-3500 B.C. Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-04655-2
  • Anthony, David, Jennifer Y. Chi (Editor) . The Lost World of Old Europe: The Danube Valley, 5000-3500 BC.

Примечания

  1. Сайт нораванк, «Старая» и «Новая» Европы.
  2. The living goddesses — Google Books
  3. Dever, William G. (2005) Did God Have A Wife?: Archaeology And Folk Religion In Ancient Israel . Wm. B. Eerdmans Publishing. p.307. ISBN 0-8028-2852-3 , ISBN 978-0-8028-2852-1 .
  4. Whitehouse, Ruth (2006). «Gender Archaeology in Europe», p.756, in Nelson, Sarah Milledge (ed.) (2006). Handbook of Gender in Archaeology . Rowman Altamira. ISBN 0-7591-0678-9 , ISBN 978-0-7591-0678-9 .
  5. Chapman, John (1998). «A Biographical Sketch of Marija Gimbutas» in Margarita Díaz-Andreu García, Marie Louise Stig Sørensen (eds.) (1998). Excavating Women: A History of Women in European Archaeology. Routledge. pp.299-301. ISBN 0-415-15760-9 , ISBN 978-0-415-15760-5 .
  6. Gilchrist, Roberta (1999). Gender and Archaeology: Contesting the Past . Routledge. p.25. ISBN 0-415-21599-4 , ISBN 978-0-415-21599-2 .
  7. Talalay, Lauren E. (1999). (Review of) The Living Goddesses in Bryn Mawr Classical Review 1999-10-05

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок