Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Четыре страны, традиционно включаемые в Среднюю Азию, а также расположенный севернее Казахстан
Средняя Азия на физической карте Евразии

Сре́дняя А́зия  — историко-географический регион Евразии , на западе Центральной Азии .

Средняя Азия — географическое понятие, которое сложилось в дореволюционный период для Русского Туркестана , в пределах которого уже в советский период были образованы четыре союзные республики ( Киргизская ССР , Узбекская ССР , Таджикская ССР , Туркменская ССР ), которые включали в состав Среднеазиатского экономического района . В постсоветский период на территории данного региона существуют независимые государства Узбекистан , Киргизия , Таджикистан и Туркмения . Восточный Туркестан , исторически тесно связанный со среднеазиатским регионом, не включается в понятие "Средняя Азия" так как входит в состав КНР.

В 1992 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на саммите государств Средней Азии предложил отказаться от определения «Средняя Азия и Казахстан» в пользу понятия «Центральная Азия», охватывающего все постсоветские государства указанного региона. Определение «Центральная Азия» нередко используется ныне в СМИ, однако с точки зрения географической науки Центральная Азия  — это гораздо более обширный регион, включающий в себя, помимо Средней Азии и Казахстана, также Монголию , западную часть Китая и Южную Сибирь ; такого же мнения придерживается и ЮНЕСКО.

В физико-географическом и климатологическом отношении в её состав входят плато Устюрт , Туранская низменность и частично горы: Копетдаг , Памиро-Алай , Тянь-Шань , Джунгарский Алатау , Саур и Тарбагатай .

Природа

Природа Средней Азии определяется прежде всего засушливостью климата. Большая часть территории занята пустынями и полупустынями .

С точки зрения климатологии в Средней Азии можно выделить 2 пояса:

  • Равнинный: равнины Туркмении и Узбекистана и долины Таджикистана и Киргизии с тёплой мягкой субтропической зимой ( снег выпадает редко и лежит обычно всего несколько дней), дождливой весной и очень жарким сухим летом (с июня по сентябрь осадков практически не выпадает). Максимум осадков в апреле-мае. Растительность: южные эфемероидные пустыни, в песках местами массивы белосаксауловых лесов.
  • Горный: высокогорье Тянь-Шаня и Памиро-Алая в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане.

В Средней Азии протекает около 12 тысяч рек. Свыше 10 тысяч рек протекает в горных районах. Только крупные реки пересекают пустынные территории. Главные реки в Средней Азии — Амударья и Сырдарья , впадающие в Аральское море . Реки распределены по территории Средней Азии неравномерно. На равнинах, занимающих почти 70 % её территории, мало водоемов и рек. В горах и предгорьях густота речной сети довольно большая. Такое неравномерное распределение текучих вод обусловлено особенностями климата и строением рельефа. Истоки многих больших и малых рек Средней Азии расположены высоко в горах, они являются основным источником питания рек, озёр, водохранилищ и каналов. Таким образом, горы являются местом накопления водных ресурсов, равнины — местом, где вода расходуется, испаряется. Это является одной из важнейших гидрологических особенностей Средней Азии.

В Средней Азии озёр сравнительно мало. Среди них самые большие — Аральское озеро (море), Иссык-Куль, Балхаш, Каракуль. По образованию котловин они являются тектоническими озёрами. Большие и малые озера расположены в долинах, дельтах и поймах рек. Есть озера образованные за счет сбрасывания вод, такие как Арнасай, Айдаркуль.

Климат

На юго-западе климат жаркий сухой средняя температура Каракум 36,8 °C средняя максимальная 40 — 44 °C самая высокая +53,2 °C, средняя температура кызылкум +37 °C средняя максимальная температура 40 — 43 °C самая высокая температура 54 °C Навои

Население

Общая численность населения стран Средней Азии — около 52,5 млн человек (2017). Из них 32,3 миллиона человек проживает в Узбекистане , 8,7 млн в Таджикистане , 6 млн в Киргизии , около 5,5 млн в Туркмении . Для сравнения в Южной Азии проживает 1,78  млрд человек, в Восточной Азии  — 1,64 млрд человек, в Юго-Восточной Азии проживает 0,64 млрд человек, в Передней Азии проживает 0,31 млрд человек.

Основная часть населения Средней Азии — представители тюркоязычных народов , которые разговаривают на тюркских языках ( киргизы , узбеки , туркмены , каракалпаки , казахи ). Таджики и памирские народы являются представителями иранских народов . Таджикский язык очень близок к персидскому языку , и иногда считается его диалектом. Имеются также иммигрировавшие и депортированные в дореволюционный и советский периоды народы. Самые многочисленные из них в настоящее время: русские , уйгуры , дунгане , украинцы , татары , корейцы , турки , немцы , армяне , азербайджанцы и другие национальности.

Коренными жителями Средней Азии являются киргизы , узбеки , таджики , туркмены , каракалпаки , казахи , среднеазиатские арабы , среднеазиатские персы , памирские народы , бухарские евреи . Основная часть узбеков, таджиков и бухарских евреев вели оседлый образ жизни, в городах, где развивались ремёсла и торговля; сельские жители занимались орошаемым земледелием и садоводством, в том числе оазисного типа. Традиционно основная часть киргизов, каракалпаков, туркмен и казахов была связана со отгонным скотоводством, и поэтому вела кочевой или полукочевой образ жизни, однако в XX веке все эти народы перешли к оседлости.

Основную часть населения Средней Азии исповедует ислам . В основном распространён ислам ханафитского мазхаба суннитского направления . Последователями данного мазхаба являются узбеки, туркмены, киргизы, каракалпаки, казахи и основная часть таджиков. В меньшей степени распространены Шиизм . Шииты иснаашариты в основном среднеазиатские иранцы, часть таджиков и местные азербайджанцы , шииты исмаилиты  — представители памирских народов. Второй по численности верующих религией является христианство . Из направлений христианства в основном распространено православие , которое является основной религией для проживающих здесь русских, украинцев и белорусов, грузин, осетин, греков. В меньшей степени распространены католицизм , протестантизм и различные евангелические течения и малые церкви. Имеется небольшое количество последователей буддизма , индуизма , зороастризма и бахаизма . Иудаизм распространён среди бухарских евреев и собственно евреев. Зороастризм в основном распространён среди памирских народов и незначительной части таджиков.

В домонгольский период на территории Средней Азии проживала 1/10 населения Земли, ныне чуть меньше 1 % от мирового населения. Из-за географического положения Средней Азии, расположенной большей частью в пустынной и полупустынной зонах (высокогорье занимает юго-восточную часть Средней Азии), население издавна приспособилось жить в долинах, ближе к источникам воды — на побережьях рек, в оазисах. Кочевые и полукочевые народы проживали также в степях.

История

Гегель использует термин Mittelasien для обозначения области, населенной монголами . Термин «Средняя Азия» зафиксирован в трудах историка С. М. Соловьева, под которым понимается степной географический регион к юго-востоку от Русской равнины и востоку от Каспийского моря

В древности в Средней Азии существовали довольно крупные государства. В VII—V вв. до н. э. в долине Зарафшана существовало государство Согдиана , в среднем течении Амударьи — Бактрия , в нижнем её течении — Хорезм , в долине Мургаба — Маргиана . Северная часть Средней Азии входила в состав Скифии , а южная часть находилась в сфере влияния Ирана .

Первые сведения о Средней Азии встречаются в трудах Геродота , Страбона , Арриана , Птолемея и других.

Карта 1793 года
Карта 1885 года

В эпоху Средневековья в Средней Азии расселились тюркские племена и распространился ислам . После распада Арабского халифата контроль за регионом перешёл к Саманидам . В XI веке сформировалось мощное Государство Хорезмшахов . В XIII веке Средняя Азия стала частью Монгольской империи ( Чагатайский улус ).

Как указывает американский историк Стивен Старр на территории современных Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, а также частично Афганистана, Пакистана и Китая, называемых ныне Центральной Азией, в Средние века, то есть за много веков до европейской эпохи Просвещения , находился один из очагов Просвещения . В XIV веке в Средней Азии сложилось могущественное государство Тимуридов со столицей в Самарканде , однако в XVI веке ему на смену пришло Бухарское ханство .

В XIX веке Средняя Азия вошла в состав Российской империи (как Туркестанская область , Закаспийская область и частично Семиреченская область ), при этом существовавшее до этого Кокандское ханство было упразднено и непосредственно вошло в состав России, а Бухарский эмират и Хивинское ханство стали её вассалами.

В 1924 году были упразднены Хорезмская и Бухарская народные советские республики и на территории Средней Азии были образованы союзные республики  — Узбекская ССР (включала в себя Таджикскую АССР ) и Туркменская ССР . В 1925 году в составе Российской СФСР были образованы Кара-Киргизская автономная область и Кара-Калпакская автономная область . В 1926 году Киргизия была преобразована в Киргизскую АССР . В 1929 году Таджикистан был выделен из состава Узбекской ССР и была образована Таджикская ССР . В 1932 году Каракалпакия была преобразована в Каракалпакскую АССР . В 1936 году Каракалпакию передали из состава Российской СФСР в состав Узбекской ССР, а Киргизия была выделена из состава РСФСР и преобразована в Киргизскую ССР .

После 1991 года получили независимость Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Туркмения. В новейшее время власть в Средней Азии сохранили представители советской элиты, которые продолжили политику индигенизации ( шуубия ). Самой нестабильной страной региона стала Киргизия [ источник не указан 273 дня ] , где произошли две революции ( 2005 и 2010 гг.). Гражданская война имела место в Таджикистане , однако власти сумели договориться с оппозицией. Двумя главными вызовами в регионе стали наркотрафик ( узбекская наркомафия ) и рост исламского радикализма ( Исламское движение Узбекистана ).

Культура и искусство

Эпоха неолита и бронзового века

В VI—II тысячелетия до н. э. Средняя Азия разделялась на две большие культурно-исторические области. Они различались по хозяйственному укладу, по культурным традициям, историческим связям, а возможно, и в этническом отношении. Это сказывалось и на развитии искусства племён и народов, населявших в ту пору территорию Средней Азии. Лишь во II тысячелетии до н. э. картина неравномерного развития отдельных районов Средней Азии начала постепенно сглаживаться: охотники и рыболовы Севера, не без влияния своих южных соседей, переходили к скотоводству и земледелию, а каменные орудия и оружие сменились металлическими.

В истории искусства эти особенности исторического развития Средней Азии отразились самым прямым и непосредственным образом. В течение долгого времени именно земледельческие оазисы юга были центрами, где творческая энергия древних племён проявлялась особенно ярко и плодотворно.

Джейтунская культура

Основная статья: Джейтунская культура

У северных предгорий Копетдага в низовьях небольших речек и ручьев расположены памятники древнейшей в Средней Азии земледельческой культуры, относящейся к VI тысячелетию до н. э. Эта культура, получившая название джейтунской , ещё полностью принадлежит к поре неолита, но развитие земледелия, а вместе с ним и оседлости наложило на неё характерный опечаток. Здесь учёные находят в зародыше все особенности культуры и искусства, свойственные земледельческим общинам юго-запада Средней Азии.

С развитием поливного земледелия пришла и прочная оседлость, а с ней — глинобитные или сырцовые постройки, доныне сохраняющие в Средней Азии. Дома возводили из глиняных блоков, длиной 60—70 и толщиной 20—25 сантиметров. Поселение состояло из однокомнатных жилых домов и примыкавших к ним мелких хозяйственных построек и двориков. Все жилые дома были построены по одинаковому плану, занимая площадь в 20—30 квадратных метров. Перекрытия, как можно судить, были плоские, блочные, видимо, обмазанные сверху глиной. Пол домов покрывала толстая известковая обмазка. Около одной из стен находился большой прямоугольный очаг. Напротив очага к стене пристраивали выступ с неглубокой нишкой, расположенной на высоте полуметра от пола.

Наряду с мелкой скульптурой в пору джейтунской культуры зарождалась роспись на сосудах. Первоначально она носила крайне примитивный характер: преобладал рисунок из вертикальных волнистых линий, либо своеобразный скобчатый рисунок, возможно, подражавший внешнему виду плетёных корзин.

В V тысячелетии до н. э. южнотуркменистанские земледельческие племена начали употреблять медные орудия, получившие со временем весьма широкое распространение. Этот период известен под названием энеолитического, или медно-каменного. Материалы, характеризующие этот период, происходят из раскопок Анау , Кара-тепе и Намазга-тепе . В пору раннего энеолита (в Южной Туркмении — V — первой половине IV тысячелетия до н. э.) значительно улучьшилась хозяйство древних племён. Они широко разделялись по предгорной равнине Копетдага, достигая на востоке дельты Теджена .

Кельтеминарская культура

Основная статья: Кельтеминарская культура

Чустская культура

Основная статья: Чустская культура

Маргианская культура

Основная статья: Маргианская культура

Наскальные изображения

Между кушанами и арабами

Переход к феодальному строю в Средней Азии сопровождался серьёзными политическими переменами. В 563—567 годах под напором тюркских племён и сасанидского Ирана рушится государство Эфталитов , утвердившихся в V веке. Ему на смену пришёл Тюркский каганат — «самая обширная из существовавших до сих пор кочевых империй». Это империя раскинулась от Чёрного моря до Тихого океана . Однако, выплачивая дань Каганату, многие земли Средней Азии — Согд и Уструшана , Чач и Фергана , Чаганиан и особенно Хорезм — сохраняли, по существу, автономию. Области Южного Туркменистана входили в состав государства Сасанидов .

Установившееся политическое равновесие способствовало росту экономики. В VI веке расцветают ремесла и торговля, с Запада на Восток идут караваны. Заметную роль в культурной жизни того времени играл Согд. Согдийские колонисты, а вместе с ними согдийская писменность и культура, проникли через Семиречье в Восточный Туркестан до озера Лобнор .

Средоточием ремесла и торговли становится город — шахристан , развитие которого пошло по феодальному руслу. На этой новой социальной основе возрождаются многие города рабовладельческого времени и возникают новые. Они строятся у стен феодальных замков, на границе со степью или у перекрестья торговых путей. Транзитный караванный путь лежал через Тараз , Самарканд , Бухару , Мерв , и эти узловые города неслыханно богатели. Пайкенд прослыл городом купцов. Но культуре Средней Азии готовился удар. Уже в 651 году арабские войска овладели Мервом и с тех пор не раз проникали за Амударью . С 705 года началась усиленное продвижение войск в глубь страны, которому раздробленные среднеазиатские владения не могли противопоставить единого фронта. В 709 году арабы заняли Бухару, в 712 — Самарканд, а с 20-х годов VIII века установили господство в долине Кашкадарья , на нижнем и среднем течении Зеравшана , в Хорезме. Походы войск Халифата сопровождалось уничтожением произведений письменности, искусства, архитектуры. Города, накопившие массу ценностей, подвергались разграблению. Переплавлялись в слитки драгоценные сосуды и храмовые идолы из золото и серебра. Официальным языком документов и литературы становится арабский . Государственной религией постепенно утверждается Ислам . Сопротивление чужеземной культуре было сильно в некоторых слоях населения. Показательно в этом смысле трудное и медленное закрепление Ислама. Упорно придерживались прежней веры местные купцы, кашкашаны , отказ которых пойти на пятничный намаз вызвал разгром их замков мусульманами. Даже знать, внешне приняв Ислам, втайне исповедовал местные культуры.

VIII век в истории Средней Азии стал эпохой потрясений, политической и социальной ломки, становления новой идеологии. Этот период имеет особое значение для развития средневекового искусства.

Данные о строительстве, особенно городском, VI века ещё скудны. Достаточно чётко представляется лишь облик сельских усадеб среднеазиатского Междуречья. Основные части города назывались: « шахристан » , или «медина» — собственно город и «диз» — цитадель. У стен шахристана в процессе развития города вырастал торгово-ремесленный пригород — « рабад » . (в VIII веке процесс этот только начинался). Взаимосвязь частей от конкретных условий, менялась: цитадель ставилась в городских стенах (Самарканд, Мерв) или вне стены ( Пенджикент ). Контуры городского плана, подчинённые топографии местности, редко были правильными. Особенности хозяйства различных районов Средней Азии наложили отпечаток на структуру города. Социальное расслоение внесло дифференциальную в городскую застройку — жилища знати, купцов, ремесленников выделяются в особые кварталы. Большинство городов VII—VIII веков не превышало по площади 15 гектаров. Государственная раздробленность и соседство кочевых племён заставляли прибегать к укреплению городов и целых районов. Городские стены дополнялись полукруглыми башнями. По гребню под защитой бруствера тянулся открытый ход для стрелков. Вдоль стен, защищавших земледельческие районы, ставились сторожевые посты — « рабаты » . В мирное время гарнизон этих пограничных крепостей занимался ремеслом, и некоторые из них стали ядром будущих городов.

Облик различного типа зданий определялся как социальными условиями, так и характером строительной техники. Все типы зданий — укрепления, жилища, храмы — возводились из уложенной слоями битой глины — пахсы и сырца. Широко применялись сводчатые покрытия , тоже сырцовые, тяжесть и распор которых требовали стен более метра толщиной. Отсюда массивность строек. Строительная техника, хорошо приспособленная к местным условиям, делала в этот период значительные успехи. Совершенствуются методы кладки арок и сводов , появляются купола , а вместе с тем и переходная угловая конструкция — тромп . Широко применялись и деревянные покрытия.

Своды выполнялись обычным для Среднего Востока методом «поперечных отрезок» — кладка выводилась в виде веера отдельными дугами, причём первый ряд опирался на торцовую стену, а каждый последующий ряд на предыдущий. Подкупольная конструкция была ещё несовершенной — тромпы срезали только самые углы четверика , поэтому поперечник купола превышал ширину помещения, образуя на осях стен западающие полки. Тромпы в форме перспективных арочек обогащали внутреннее пространство игрой линии. Арки имели овальный профиль.

Обугленное пожарами дерево позволяет установить характер деревянных конструкций. Покрытия состояли из прогонов , балок и дощатой обрешётки . В парадных залах четыре колонны держали уложенный на прогонах деревянный брусчатый купол, известный и теперь в народной архитектуре под названием «чор-хона» и особенно распространённый в жилищах Западного Памира . Через купольные отверстие поступали свет и воздух. Стены завершались деревянным фризом . Колонна, как и позднее, состояла из базы, или постамента , круглого, уширенного к низу ствола с шаровидным или кувшинообразным основанием и капителью в форме усечённого конуса. Последняя дополнялась восьми-угольной абакой .

Дворцы отличались от жилищ знати образом размерами и богатством убранства. Залы с плоским планом расширялись, получая не только квадратную, но и прямоугольную конфигурацию, умножалось их число. Дворец Афрасиаба (Самарканда) стоял в шахристане. Пенджикентский и варахшинский дворцы помещались рядом с цитаделью, под защитой её стен. Дворец столицы Уструшаны Бунджиката (близ современного Шахристана ), более мощный, чем цитадель, занимал восточный конец города, господствуя над застройкой. Наиболее монументально был построенный дворец на Варахше . Двор и зал были вымощен обожжённым кирпичом. Зал был несомненно частично или полностью покрыт балочным потолком на деревянных колоннах, которые не сохранились. К этой официальной части примыкал комплекс зальных помещений более интимного характера. В руинах дворцовых сооружений найдены памятники изобразительного искусства.

Вокруг города группировались феодальные замки ( кёшки ) на пахсовом соколе до 10 и более метров высоты. План и меньшие размеры отличают их от жилищ рубежа VI века; помещения группируюся вдоль коридора, но иногда старая традиция напоминает о себе кольцевым коридором. Фасады замков и цитадели нередко организованы системой мощных полуколонн-гофр, соединявшихся вверху нишками с перспективными арочными арочками. Стены замков завершал фриз из фигурных кирпичей или ступенчатые зубцы. Эти детали встречаются в раскопках на территории от Бухары до Семиречье. Для областей Мерва и Хорезма особенно характерны замки-кёшки с гофрированными стенами. Квадратные или почти квадратные в плане, они ставились на высокую платформу— цоколь с покатыми гранями. Крепость Большая Нагим-кала VI—VII веков в Марыйском велаяте была построена в два или три этажа, из которых первый скрыт в толще цоколя. Хорезмийские замки-усадьбы ставились посреди прямоугольного двора, обнесённого крепостной стеной с башнями. Таким был неприступный замок Якке-парсан VI—VII веков.

До ислама население Средней Азии поклонялось разным божествам. Здесь столкнулись четыре мировые религии: зороастризм , буддизм , манихейство и несторианское христианство . Зороастризм к VIII веку не занимал господствующего положения, как и буддизм, вытесненный из Согда к восточным и юго-восточным границам страны. Распространявшееся вдоль караванного тракта христианское вероисповедание ещё сохраняла прочные позиции. Сильные христианские общины были в Мерве, Бухаре, Самарканде, Таразе. Преследуемые в Иране манихеи бежали за Амударью и энергично проповедовали учение Мани, находившее последователей среди широких масс населения. Было распространено дуалистическое учение маздеизма в местных его формах. Наконец, значительную роль играли божества местного пантеона — богиня плодородия Анахит , герой народного эпоса Сиявуш , олицетворявший весеннее возрождение сил природы, а также астральные культы солнца и луны. Образы, связанные этими культами, широко представлены в живописи и скульптуре. Веротерпимость создавала почву для религиозного синкретизма .

Каждому культу отвечал свой тип храма. В письменных источниках встречаются указания на храмы огня (Бухара, Самарканд), церкви и «дома идолов». По аналогии с иранскими святилищами можно ожидать, что храмы огня представляли квадратную купольную целлу — святилище с кольцевым коридором, лишённую каких-либо изображений и декора. Подобное здание открыто в Нау близ Ходженда . Остаётся неясным, какому культу принадлежали «дома идолов», особенно часто упоминаемые средневековыми авторами. Учёные считают, что возможно, это были святилища местных культов, вроде храмов древнего Пенджикента. Строились и буддийские монастыри. Руины монастыря VII—VIII веков (юг Таджикистана), известные под названием Аджина-тепе, позволили установить, что это была постройка (около 100Х50 метров) с двумя квадратными дворами и открытыми сводчатыми лоджиями на каждой стороне здания. Композиционная схема Аджина-тепе предвосхищает пространственно-планировочный принцип средневековых медресе . В монастыре найдено много фрагментов глиняной скульптуры и гигантская статуя лежащего Будды . Близ Мерва и на Ак-Бешиме открыты остатки христианских церквей VI и VIII веков с небольшими крестообразными в плане купольными капеллами .

Несмотря на разнообразие культов, на всей территории Средней Азии преобладал обряд захоронения костей в керамических гробиках-остадонах ( оссуариях ) или корчагах. Этот обряд отвечает предписаниям древнего зороастрийского трактата Авесты , согласно которому труп отдавался на растерзание диким зверям и птицам, а очищенные кости собирались в упомянутых сосудах. Оссуарии и корчаги хранились в земле на участке или в самом здании усадьбы или в специальных постройках- наусах . Располагаясь цепочками и группами, наусы образовали обширный некрополь у городских стен Пенджикета. Это были сводчатые постройки, тесные и лишённые декора, с узким лазом, который закрывался деревянным щитком и заваливался камнями. Семейные усыпальницы пополнялись с течением времени новыми оссуариями. Более раннюю форму науса являет групповой многокамерный могильник в окрестностях Мерва. С утверждением ислама в качестве государственной религии основным типом культового здания становится мечеть .

Архитектура Средней Азии VI—VIII веков отличается своеобразием. Тип городского жилища и сельских замков не встречает аналогий в соседних странах. Обходная галерея вокруг святилища свойственна сооружениям многих исламских культов. Акбешимские буддийские святилища близки храмам Восточного Туркестана . Но пенджикентские храмы не находят в сопредельных странах близкого подобия. Оссуарный способ захоронение характерен только для Средней Азии, хотя сводчатые камеры известны в парфянских некрополях Нисы , Хатры и Суз , куда они иногда помещали глиняные гробы с трупом. Для обогащения архитектурной формы декором зодчие располагали ещё ограниченным кругом технических приёмов. Это в основном роспись, резьба по дереву, глине и стуку. Расписной орнамент на стенах играл подчинённую роль, сопутствуя сюжетной живописи: горизонтальные бордюры ограничивали сверху и снизу живописное поле. Полосы орнамента, кроме того, очерчивали в храмах контур и софиты ниш. Самый распространённый орнамент бордюров из витков или спиралей имитирует растительный мотив наподобие стебля, но настолько стилизован, что вскоре напоминает пенные морские волны. Крутые спирали образованы несколькими цветными полосами — белыми, жёлтыми, красными, голубыми — с круглыми наростами в отдельных местах. Иногда в таком узоре различаются листья, стебли и даже чашечки цветка, но краски всегда условны. Растительный орнамент может повторять одного и того же несложного элемента. В некоторых пенджикентских бордюрах помещены архитектурные мотивы: гофры с чередованием освещённой и теневой граней, иногда подчеркнутых цветом, ступенчатые зубцы или нечто вроде решётки. Геометрический орнамент ещё только зарождался и представлен в элементарной форме — пояс ромбов, подобие меандра. Орнамент сводов разбит сеткой с тюльпанами или иными стилизованными растительным мотивом в ячеях. Линии сетки на пересечении скреплены жёлтым кружком, как золоченой шляпкой гвоздя. Всё это написано красной, жёлтой, чёрной красками по белому грунту. Семиречье представляет другую художественную школу — фрагменты росписей Ак-Бешима по краскам и рисунку резко отличаются от образцов Пенджикента или Варахши.

Резной по дереву орнамент наиболее богато представлен в раскопках Пенджикента и Бунджиката, найден в Мадме и других пунктах Таджикистана, а также на юге Узбекистана ( Джумалак-тепе ). Он покрывал части потолка и колонны, венчающий стены фриз, фрамугу , наличники двери, очевидно и её створки, а также деревянный помост-сидение — тахт . В орнаменте использовались растительные мотивы с широким привлечением изобразительных сюжетов. Для оформления той или иной детали установился ряд общих приёмов. В резном орнаменте особая роль принадлежит виноградной лозе . Рисунок верно передаёт характер растения. В особенно утончённых образцах орнамента стебель завязан восмёрками. Эти петли впоследствии прочно вошли в расписной орнамент и удержались до наших дней. В узких бордюрах и окаймлениях применялись перлы и четырёхлепестковые розетки. Наличники дверей огибал валик наподобие гирлянды, иногда в сопровождении пальметт и виноградной лозы. Изысканно оформлялись лиственным узором капитель и абака. Преобладала техника резьбы с выборкой фона на глубину 0,5—0,8 сантиметра и скульптурной моделировкой листьев, ягод, пальметт. Резной орнамент, как полагают учёные, вероятно, окрашивался; во дворце Бунджиката деревянные части сохранили следы позолоты. Резное дерево открывает семантику некоторых орнаментов росписи. С этой точки зрения непонятные «наросты» традиционного волнистого стебля представляют трансформацией виноградных усиков.

Резной стук для данного периода найден только на Варахше и составлял, видимо, привилегию дворцовой архитектуры. В стуковом орнаменте Варахши есть общие мотивы с резным декором Пенджикента, например виноградная лоза. Но в основе своей он сильно отличается от резьбы по дереву.

Стуковый орнамент заполнял большие поля стен, что вытекает из самой природы материала: резной стук — типично настенный декор. кроме растительных композиций, в нём можно отметить наличие геометрических узоров простейшего типа — сочетание квадратов и кружков. Искусству Варахши ещё чужды сложные лучевые геометрические построения, известные впоследствии под названием « гирихов » . Вместе с тем здесь встречаются изобразительные мотивы — рыбки , играющие в волнах, или куропатки , идущие в ряд, и тому подобное. Стук Варахши показывает несколько более поздний сравнительно с Пенджикентом этап развития орнамента, но стилистически примыкает к той же школе.

Хозяйство

В экономике Средней Азии доминируют сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых . На реках Нарын и Вахш развита гидроэнергетика .

Благодаря долгому жаркому лету распространены бахчеводство , садоводство , хлопководство , шелководство . На пастбищах разводят овец , коров , лошадей и верблюдов . В горах разводят яков . На севере Казахстана развито выращивание зерновых культур.

Из полезных ископаемых наиболее важны нефть и природный газ . Имеются также запасы руд чёрных , цветных , благородных металлов, урана, ртути, сурьмы.

Транспорт

Железнодорожные линии соединяют страны Средней Азии друг с другом и с Россией . Определённое значение имеет судоходство на Каспийском море , а также по рекам Амударье и Сырдарье .

С юга и востока Средняя Азия ограничена горами, поэтому сообщение с Ираном , Афганистаном и Китаем затруднено. Отсутствуют удобные связи с Пакистаном и Индией , нет выхода к Индийскому океану .

В 1991 было осуществлено железнодорожное соединение Афганистана с Узбекистаном (2011) Термез-Хайратон-Мазори-Шариф. В будущем предполагается также создать соединение Китая с Киргизией (через Кашгар ) и Узбекистаном. В 1996 было создано железнодорожное соединение Туркмении с Ираном (линия Теджен Серахс Мешхед ). Серьёзную проблему для прямого железнодорожного сообщения представляет различие колеи (1524 мм на территории бывшего СССР , 1435 мм в Китае и Иране, 1676 мм в Индии и Пакистане, см. Ширина колеи ).

Существуют также обширные планы строительства автомобильных дорог для улучшения связей с сопредельными государствами.

См. также

Примечания

Литература

  • Стивен Фредерик Старр. Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана = S. Frederick Starr: Lost Enlightenment: Central Asia’s Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane . — Альпина Паблишер, 2016. — 574 p. — ISBN 978-5-9614-5303-4 .

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок