Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Союзное государство
белор. Саюзная дзяржава
Union State (Crimea disputed).svg
Официальные языки русский и белорусский
Столица Белоруссия: Минск
Россия: Москва
Крупнейшие города Coat of Arms of Moscow.svg   Москва : 12 506 468 чел.
Coat of Arms of Saint Petersburg (2003).svg   Санкт-Петербург 5 028 313 чел.
Coat of arms of Minsk.svg   Минск : 1 982 444 чел.
Coat of Arms of Novosibirsk.svg   Новосибирск : 1 612 833 чел.
Coat of Arms of Yekaterinburg (Sverdlovsk oblast).svg   Екатеринбург : 1 468 833 чел.
Coat of Arms of Nizhny Novgorod.svg   Нижний Новгород : 1 259 013 чел.
Государственный секретарь Флаг России Григорий Рапота
Председатель Высшего Государственного Совета Флаг Белоруссии Александр Лукашенко
Председатель Совета Министров Флаг России Дмитрий Медведев
Территория
 • Всего 17 332 791  км²
Население
 • Оценка (2018) 156 269 344  чел.
ВВП ( ППС )
 • Итого (2019) $4 402,581 млрд   долл.
Валюта Белоруссия: белорусский рубль (BYN)
Россия: российский рубль (RUB)
Телефонный код +Белоруссия: +375
Россия: +7
Часовой пояс +2…+12  GMT
Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве
Евразия — многозначный термин. В данной статье не имеется в виду весь континент Евразия
Руководящие органы
Стадии интеграции
См. также
Упраздненные институты и организации
Международная экономическая интеграция

Сою́зное госуда́рство (также в прессе встречаются названия Сою́з Росси́и и Белору́ссии (СРБ) , Сою́зное Госуда́рство Росси́и и Белору́ссии (СГРБ) , Сою́з Белару́си и Росси́и , Сою́зное государство Белару́си и Росси́и ) — надгосударственность Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством. Общий праздник — День единения народов Беларуси и России (отмечается со 2 апреля 1997 года).

История Союзного государства

Торжественная церемония подписания Договора об образовании Союза России и Белоруссии во Владимирском зале Большого Кремлёвского дворца . Президент РФ Борис Ельцин и президент Белоруссии Александр Лукашенко во время подписания договора. Москва, Россия

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

После того, как в декабре 1995 года левые партии — в основном коммунисты и аграрии  — получили в новой Государственной думе более сорока процентов мест , 15 марта 1996 года Государственная дума приняла постановление «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года о денонсации Договора об образовании СССР», а также постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР» . Реальных политических последствий данные решения не имели , но способствовали развитию интеграционных процессов между Россией и Белоруссией. 2 апреля 1996 года между двумя государствами была достигнута договорённость об образовании Сообщества России и Белоруссии .

В соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.

Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России было предусмотрено создание представительного органа.

29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.

2 апреля 1997 года в Москве президенты Белоруссии и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Белоруссии и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России .

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Республики Беларусь и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

Государственное устройство

В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России.

В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов государственного управления Белоруссии и России и периодически собираются на своих заседаниях, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующей сфере.

По другим направлениям работа ведётся через совместные коллегии министерств и ведомств Белоруссии и России с вынесением вопросов, требующих решения на уровне правительств и глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.

В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Высший Государственный Совет Союзного государства

На основании статьи 35 главы 1 раздела V Договора о создании Союзного государства осуществляет следующие полномочия:

  • решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
  • образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
  • назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
  • утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчёты о его исполнении;
  • утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
  • утверждает государственную символику Союзного государства;
  • определяет местопребывание органов Союзного государства;
  • заслушивает ежегодный отчёт Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

Высший Государственный Совет выполняет и другие функции, отнесенные к его ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками.

Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издаёт декреты, постановления и директивы.

Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия.

Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации , если государства-участники не договорились об ином. В настоящее время им является Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко , который занимает эту должность с 2000 года .

Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства:

  • организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
  • обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
  • по поручению Высшего Государственного Совета ведёт международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

организует контроль за ходом реализации Договора о создании Союзного государства и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;

  • в пределах своих полномочий даёт поручения Совету Министров Союзного государства;
  • по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.

Парламентское Собрание Союза

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства. Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества Белоруссии и России было подписано 29 апреля 1996 года.

2 апреля 1997 года был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был одобрен Устав Союза Беларуси и России, в котором определены компетенция и порядок функционирования Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, преобразованного из Парламентского Собрания Сообщества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 70 Договора о создании Союзного государства до выборов в Палату Председателей Парламента Союзного государства Парламентское Собрание Союза Беларуси и России выполняет функции Парламентского Собрания Союзного государства.

Полномочия, состав, порядок работы Парламентского Собрания определены в Регламенте Парламентского Собрания, который был утвержден 13 июня 1997 года. Последние изменения и дополнения в Регламент внесены 22 июня 2006 года .

Парламентское Собрание состоит из равного числа представителей, делегируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации : по 36 от парламентов государств-участников.

Председателя Парламентского Собрания избирает на ротационной основе Парламентское Собрание из состава депутатов на срок, не превышающий срок его полномочий в палате Парламента своего государства.

Парламентское Собрание в соответствии с Регламентом для осуществления своих полномочий образовало из числа депутатов комиссии и рабочие группы, которые по вопросам своего ведения взаимодействуют с соответствующими комитетами и комиссиями палат парламентов Белоруссии и России по вопросам своего ведения, и определяет основные направления их деятельности. Они формируются, как правило, на основе принципа равного представительства парламентов государств-участников.

В Парламентском Собрании действуют восемь комиссий:

  • по законодательству и Регламенту;
  • по экономической политике;
  • по бюджету и финансам;
  • по социальной и молодёжной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам;
  • по вопросам внешней политики;
  • по безопасности, обороне и борьбе с преступностью;
  • по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварии;
  • по информационной политике.

Совет Министров

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств Белоруссии и России, министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства, Государственный секретарь Союзного государства (на правах заместителя Председателя Совета Министров).

На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.

Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определённой Договором о создании Союзного государства и решениями Высшего Государственного Совета:

  • разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
  • вносит в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
  • обеспечивает контроль за выполнением положений Договора о создании Союзного государства, актов Союзного государства и при необходимости вносит мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
  • разрабатывает и вносит в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Парламенту годовые и полугодовые отчёты об исполнении бюджета;
  • рассматривает отчёты и доклады Счётной палаты;
  • осуществляет управление собственностью Союзного государства;
  • обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
  • координирует процесс унификации законодательства государств-участников;

способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Договором о создании Союзного государства и Высшим Государственным Советом.

Совет Министров в пределах своей компетенции издаёт постановления, директивы и резолюции .

Председатель Совета Министров Союзного государства:

  • осуществляет руководство деятельностью Совета Министров и организует его работу;
  • представляет Высшему Государственному Совету и Парламенту Союзного государства ежегодные доклады о деятельности Совета Министров;
  • подписывает акты Совета Министров;
  • по поручению Высшего Государственного Совета и в пределах предоставленных им полномочий проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Союзного государства.

Постоянный Комитет Союзного государства

Совет Министров формирует Постоянный Комитет Союзного государства, являющийся рабочим органом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства.

Постоянный Комитет Союзного государства образован в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г . № 13.

В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь , а также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников.

Его основные функции:

  • реализация положений Договора о создании Союзного государства;
  • разработка предложений по стратегии развития Союзного государства;

предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства совместно с соответствующими органами государств-участников;

  • координация работы отраслевых органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников;

контроль выполнения решений, принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров;

  • подготовка проекта бюджета Союзного государства, организация его исполнения и подготовка проектов отчётов о его исполнении.

Постоянный Комитет Союзного государства обеспечивает деятельность Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства в соответствии с их регламентом и является ответственным за подготовку их заседаний, формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет Союзного государства постоянно предоставляет информацию Совету Министров о деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, осуществляет хранение актов Высшего Государственного Совета и Совета Министров. Он подотчётен Совету министров Союзного государства.

Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства, в состав Постоянного Комитета входят также четыре члена Постоянного Комитета, являющиеся по должности его заместителями. Членами Постоянного Комитета могут быть только граждане государств-участников. В составе Постоянного Комитета не должно быть более двух третей членов Постоянного Комитета, являющихся гражданами одного государства. Государственным секретарем с декабря 2011 года является Григорий Алексеевич Рапота.

Судебная система

В Договоре о создании Союзного государства декларируется создание Суда Союзного государства. В соответствии со статьёй 50 Договора Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который призван обеспечивать единообразное толкование и применение Договора о создании Союзного государства, нормативно-правовых актов Союзного государства. В состав Суда, который ещё не сформирован, войдут 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета. В составе Суда Союзного государства не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. Из числа судей Суд избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства. Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением Договора о создании Союзного государства, нормативных правовых актов Союзного государства [ источник не указан 1431 день ] .

Перспективы

В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства). В настоящее время символы Союзного государства — флаг , герб и гимн не утверждены.

Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Белоруссии , Александру Лукашенко . Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза ( Евразийский Союз ) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев .

В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Белоруссии, президент Лукашенко высказывает значительное разочарование. В январе 2007 года он заявляет, что «от нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…» .

Однако, уже на рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Белоруссии рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен стать президент России В. В. Путин . С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства .

Впрочем, из-за выявления ряда экономических и политических противоречий, в частности: « молочной войны », процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к союзу в Белоруссии, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов. 24,7 % опрошенных затруднились ответить . Однако результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ, а его инициатор обвиняется в ангажированности [ уточнить ] . В то же время, белорусские политологи утверждают, что тенденция эта вполне реальная и опрос отражает существующую динамику .

В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.

До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Однако есть мнение, что Белоруссия налаживает проект в основном из-за тяжёлого экономического положения .

Единая валюта

Александр Лукашенко впервые объявил о перспективах введения единой валюты с 1 января 2004 года, однако планы были вскоре отодвинуты на 1 год. Однако ни в 2005, ни в 2006 единая валюта так и не появилась. 2 февраля 2006 на пресс-конференции в Минске директор Национального банка Республики Беларусь Пётр Прокопович объявил об ожидаемом введении единой валюты с 2007, чего также не произошло.

Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль . Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Белоруссия настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты — белорусского рубля и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения, а Белоруссия, соответственно, не принимает российский рубль .

В 2019 году Лукашенко высказался о новом предложении по созданию единой валюты — ей должен стать рубль, но не российский и не белорусский .

Бюджет

В 2008 году на выполнение всех запланированных программ потребуется не менее 6 млрд российских рублей. Планируется, что в 2008 году будет первый дефицитный бюджет после периода неполного освоения бюджетных средств .

Бюджет 2010 года, утверждённый Декретом № 3 от 10.12.2009, составляет 4 млрд 872 млн российских рублей по доходам и расходам. Отчисления из бюджета РФ − 3,167 млрд руб, из бюджета РБ — 1,705 млрд руб .

Средства массовой информации

Союзные органы власти, а также органы власти Белоруссии и России являются учредителями и издателями ряда СМИ наднационального уровня. Это:

  • Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза) — союзное телевидение и радио . ТРО создана Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 22 января 1998 года . С 25 сентября 2017 года Телеканал Союзного Государства «ТРО» после проведенного ребрендинга начинает выходить в эфир с новым оформлением и под новым названием — « БелРос »
  • «Союзное государство» — общественно-политический иллюстрированный журнал. Учреждён в марте 2006 года по инициативе госсекретаря Павла Бородина. Соучредителями ныне являются Парламентское Собрание и Постоянный Комитет Союзного государства.
  • Информационно-аналитический портал Союзного государства — информационно-аналитический портал. Выпускается совместно Постоянным Комитетом и Национальным пресс-центром Республики Беларусь.
  • « Союзное вече » — приложение к «Народной газете» (Минск).
  • «Союз Беларусь-Россия» — приложение к « Российской газете » (Москва).
  • «Русь молодая» — информационный портал, выпускается при поддержке общественных организаций (Минск).
  • « БелРос » — телерадиовещательная организация Союзного государства Беларуси и России.

Возможное расширение

В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдавии в Союзное государство. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз [ источник не указан 990 дней ] .

В Киргизии оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу .

В 1999 году президент Югославии Слободан Милошевич заявил, что желает присоединения своей страны к Союзу на правах наблюдателя. В 2007 году заместитель председателя Сербской радикальной партии Томислав Николич в своей речи сказал, что хотел бы укрепления связи Сербии с Союзом, чтобы в конечном счёте присоединиться к нему [ источник не указан 981 день ] .

17 октября 2008 года парламенты Абхазии и Южной Осетии получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союза Белоруссии и России .


Флаг и герб

Пункт 1 статьи 10 Договора о создании Союзного Государства гласит: «Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности». После образования Союза России и Белоруссии в 1997 году, официально не были приняты ни общий флаг, ни общий герб.

Предлагаемый проект герба — это модификация и соединение гербов России и Белоруссии .

Разногласия

По некоторым вопросам внешней и внутренней политики Россия и Беларусь занимают различные позиции.

См. также

Примечания

Комментарии

  1. См. также: Города Белоруссии , Города России
  2. Белоруссия: 207 600 км². Россия: 17 125 191 км²
  3. Число получено путём сложения данных об участниках
  4. Белоруссия: 9 475 600 чел. Россия: 146 793 744 чел.
  5. Белоруссия: $ 189,178 млрд
    Россия: $4213,403 млрд

Источники

  1. Федеральная служба государственной статистики РФ   (недоступная ссылка) . Дата обращения 21 октября 2003. Архивировано 21 октября 2003 года.
  2. данные Росстата РФ   (недоступная ссылка) . Архивировано 24 июля 2008 года.
  3. Международный валютный фонд (2019)
  4. Веревкина Ю. И. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
  5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР»
  6. О стабильности правовой системы Российской Федерации
  7. ГД ФС РФ II созыва (1995—1999): «Беловежский» вопрос
  8. Договор о союзе Беларуси и России: колосс на рахитичных ножках? | РИА Новости
  9. Договор о создании Союзного государства
  10. Высший Государственный Совет Союзного государства
  11. Постановления, директивы и резолюции Совета Министров Союзного государства— Naviny.org   (недоступная ссылка — история ) .
  12. Интервью Александра Лукашенко представителям средств массовой информации Беларуси и зарубежья   (недоступная ссылка) . Архивировано 6 октября 2008 года.
  13. В. Путин стал главой совета министров Союзного государства Белоруссии и РФ:: Политика:: Top.rbc.ru
  14. Новости NEWSru.com:: Москва и Минск обсудят три плана объединения. На повестке — возможность Путина возглавить Союзное государство
  15. Белорусы не хотят строить с Россией союзное государство
  16. Пивовар Е. И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб., 2009. С.56
  17. Россия теряет авторитет
  18. Белорусы не желают объединяться ни с Россией, ни с Европой
  19. Союз Белоруссии и России: цель или средство? | ИноСМИ — Все, что достойно перевода
  20. В Кремле отреагировали на слова Лукашенко о единой валюте с Россией
  21. Союзный бюджет РФ и Белоруссии оказался [[Бюджетный дефицит|дефицитным ], top.rbc.ru, 27 марта 2008]
  22. Российская газета, 24.12.2009, сайт Парламентского Собрания Союза
  23. Телерадиовещательная организация Союзного государства. Справка (15 марта 2010). Дата обращения 6 января 2019.
  24. Би-би-си | Россия | Оппозиция Киргизии хочет союза с Москвой
  25. Сухуми и Цхинвали получили статус наблюдателей при ПСС РФ и Белоруссии . РИА Новости (17 октября 2008). Дата обращения 14 августа 2010. Архивировано 13 февраля 2012 года.
  26. Символика Союзного государства

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок