Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Сожжение протопопа Аввакума (старообрядческая икона)

Сожже́ние в сру́бе  — вид казни , возникший в Русском царстве в XVI веке , особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке . Эта форма казни описана в первой из Двенадцати статей царевны Софьи .

История

Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться в Русском царстве в XVI веке во времена Ивана Грозного . В отличие от Западной Европы , в России приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах , что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.

Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен , заполненную паклей и смолой . Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.

В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев . Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками ( 14 (24) апреля 1682 года , Пустозерск ), немецкий мистик Квирин Кульман ( 1689 год , Москва ), а также, как утверждается в старообрядческих источниках, активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский ( 1656 год ) .

Последнее [ источник? ] известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке : в деревянном срубе сожгли колдунью- камчадалку по приказу капитана Тигильской крепости Шмалева .

Самосожжения

В XVIII веке оформилась секта , последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти.

Свидетельство Флетчера

Английский посланник Джайлс Флетчер , проживший в Москве полгода (в 1588—1589 годах), стал свидетелем одной из таких казней:

…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики .

Примечания

  1. Белокуров C.А. 1 часть // Сказания о Павле, епископе Коломенском . — Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. — Москва, 1905. — С. 15. — 53 с. PDF
  2. Записки Штейнгеля В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. — СПБ., 1905, С. 332
  3. Флетчер Д. О государстве Российском // Накануне смуты. — М., 1990. — С. 586.

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок