Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Содружество наций
Commonwealth of Nations
Commonwealth of Nations.svg
Члены Содружества
Членство 53 государства-члена
Штаб-квартира Флаг Великобритании Вестминстер , Лондон
Тип организации международная межправительственная организация
Официальный язык английский
Руководители
Глава Содружества Великобритания Елизавета II
Генеральный секретарь Доминика Патриция Скотленд
Председатель Мальта Джозеф Мускат
Основание
Основание 1887 / 1926 / 1931 / 1949
Дочерние организации Деловой совет Содружества Наций
Секретариат Содружества Наций
Фонд Содружества Наций
Комиссия по британским военным захоронениям
thecommonwealth.org
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Содру́жество на́ций ( англ.   Commonwealth of Nations , до 1946 года Британское Содружество наций англ.   British Commonwealth of Nations ), кратко именуемое просто Содружество ( англ.   The Commonwealth ) — добровольное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы , колонии и протектораты . Членами Содружества также являются Мозамбик , Руанда , Намибия и Камерун .

Основы Содружества

После того, как Британская империя потеряла 13 американских колоний, оставив за собой Канаду , Индию , некоторые владения в Вест-Индии и ряд разбросанных и отдалённых поселений, в метрополии наметились две политические линии. Первая предполагала ориентацию на расширение британского влияния в Индии и на Дальнем Востоке. Вторая линия, наряду с расширением этого влияния (в интересах британской промышленности и в целях экономии государственных расходов), допускала развитие в колониях самоуправления, чтобы предотвратить повторение Войны за независимость североамериканских колоний .

Термин «Содружество наций» был введён британским премьер-министром лордом Розберри в 1884 году. Начало Содружеству было положено проведённой в 1887 году в Лондоне колониальной конференцией, на которой закрепились основы новой колониальной политики: отныне наиболее развитым колониям стал дароваться статус доминионов — автономных квазигосударственных образований (позднее — фактически независимых государств), при этом все они становились частью Британского Содружества наций — объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю . Такими доминионами стали Канада , Австралийский Союз , Новая Зеландия , Южно-Африканский Союз , Доминион Ньюфаундленд и Ирландия .

На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён Вестминстерским статутом от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Развитие

После окончания Второй мировой войны наступил распад Британской империи , вызванный ростом национально-освободительных движений в британских владениях и финансовыми трудностями британского правительства. С 1946 года «Британское содружество» стало именоваться просто «Содружеством».

Уже обретение Индией независимости (15 августа 1947 ) и установление в ней республиканской формы правления (а следовательно, и отказ признавать британского монарха главой государства) потребовало кардинального пересмотра основ организации Содружества. В частности, было изменено название самой организации, а приоритетными целями её деятельности стали гуманитарные миссии, образовательная деятельность и т. п. Содружество рассматривается в первую очередь как организация, в рамках которой государства, различающиеся по уровню развития и характеру экономики, имеют возможность вступать в тесное и равноправное взаимодействие.

Бирма и Аден , получившие независимость в 1948 и 1967 году соответственно, стали бывшими британскими колониями, так и не вошедшими в состав Содружества после обретения независимости (в отличие от большинства других колоний). Из бывших протекторатов и подмандатных территорий Лиги Наций в Содружество не вошли Египет (ставший независимым в 1922 году ), Израиль ( 1948 год ), Ирак ( 1932 год ), Бахрейн ( 1971 год ), Иордания ( 1946 год ), Кувейт ( 1961 год ), Катар ( 1971 год ) и Оман ( 1971 год ). Ирландия покинула Содружество с провозглашением республиканской формы правления в 1949 году , а Южно-Африканская республика в 1961 году (членство ЮАР в Содружестве было восстановлено в июне 1994 года ). Несмотря на это, согласно Ireland Act 1949 [en] , граждане Ирландской Республики имеют по британскому законодательству равный статус с гражданами стран Содружества.

Вопрос о противоречии между республиканской формой правления и членством в Содружестве был разрешён в апреле 1949 года на совещании премьер-министров стран Содружества в Лондоне. Индия согласилась признать британского монарха в качестве «символа свободной ассоциации независимых государств-членов Содружества и главы Содружества» с января 1950, когда должно было вступить в силу провозглашение Индии республикой. Остальные члены Содружества, со своей стороны, согласились на сохранение членства Индии в организации. По настоянию Пакистана было решено, что в отношении иных государств будет принято аналогичное решение. Лондонскую декларацию часто рассматривают как документ, знаменующий начало существования Содружества в его современном виде.

В Содружество входят т. н. Королевства Содружества  — 16 государств (включая Соединённое Королевство ), в которых главой государства признаётся британский монарх , представленный генерал-губернатором. Этот титул, однако, не подразумевает какой-либо политической власти над государствами-членами Содружества и не распространяется на британского монарха автоматически. Большинство государств-членов Содружества не признают британского монарха главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках Содружества. Содружество не является политическим союзом, и членство в нём не позволяет Великобритании оказывать какое-либо политическое влияние на остальных членов.

С ростом Содружества Великобританию и доминионы , существовавшие до 1945 года (название «доминион» вышло из официального употребления в 1940-е годы ), стали неофициально называть «Старым Содружеством» ( Old Commonwealth ), особенно начиная с 1960-х годов , когда начались разногласия между некоторыми из них и менее богатыми членами Содружества из числа новых независимых государств Африки и Азии. Эти разногласия, приведшие к обвинениям Старого, «Белого» Содружества в том, что его интересы отличаются от интересов африканских членов организации, к обвинениям в расизме и колониализме , возникали в ходе ожесточённых дебатов по вопросам Южной Родезии в 1970-е , наложения санкций на ЮАР в 1980-е и, ближе к нашим дням, по вопросам необходимости продвижения демократических реформ в Нигерии , а впоследствии в Зимбабве . В частности, бывший президент Зимбабве Роберт Мугабе часто использовал выражение «Белое Содружество» ( White Commonwealth ), заявляя, что попытки Содружества заставить его пойти на осуществление политических перемен в стране на самом деле являются проявлениями расизма и колониализма со стороны Белого Содружества, которое доминирует в Содружестве наций как таковом.

Членство

Мальборо-Хаус , штаб-квартира Секретариата Содружества

Общая численность населения стран Содружества составляет 2,245 млрд, то есть примерно 30% населения мира. С точки зрения численности населения на первом месте находится Индия (по переписи 2001, один миллиард человек), за которой идут Пакистан , Бангладеш и Нигерия (население каждой из них превышает 100 млн); самое немногочисленное население у Тувалу  — 12 тыс. Территория стран Содружества составляет примерно четверть земной суши. Крупнейшие из них по территории — Канада , Австралия и Индия .

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией — некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с 1920 по 1990 годы  — под управлением ЮАР . В 1995 году членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги Наций ( 1920 1946 ) и по соглашению об опеке с ООН (1946—1961).

Впервые правило о наличии связей с Великобританией у принимаемой страны было нарушено в отношении Мозамбика , бывшей колонии Португалии , она была принята в Содружество в 1995 году после восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием режимам белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве ) и ЮАР. В 1997 году главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый случай, не создающий прецедента на будущее.

Однако 29 ноября 2009 года африканское государство Руанда стало 54-м членом Содружества наций. О принятии Руанды было объявлено на саммите стран Содружества в Тринидаде и Тобаго . Бывшая колония Германии и Бельгии, Руанда стала вторым государством в Содружестве наций, не имеющим конституционных связей с Великобританией . 2 октября 2013 года западноафриканская страна Гамбия объявила о своём выходе из Содружества наций . 8 февраля 2018 года Гамбия вернулась в Содружество .

Несостоявшееся членство

Президент Франции Шарль де Голль дважды поднимал вопрос о возможном обращении Франции с просьбой о вступлении в Содружество; эта задумка так и не была реализована, но её можно рассматривать как некое продолжение высказанной в годы войны идеи Уинстона Черчилля об объединении правительств Франции и Великобритании.

Давид Бен-Гурион предлагал попросить о приёме Израиля в Содружество, но большинство израильтян отвергли это предложение, полагая, что членство в этой организации может означать зависимость от Великобритании. Содружество тоже негативно отнеслось к этой идее, поскольку она могла означать необходимость оказания Израилю большей поддержки.

Египет , Ирак , Бахрейн , Иордания , Кувейт и Оман никогда не проявляли желания вступить в Содружество. Не входили в Содружество США , образовавшиеся из бывших британских колоний в 1776 году . Гонконг , ставший в 1997 году специальным административным районом КНР , тогда же покинул Содружество.

Прекращение членства

Каждая страна Содружества обладает безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время королевства Содружества , провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 году эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

ЮАР лишилась членства после провозглашения республики в 1961 году в связи с неприятием многими членами Содружества — странами Азии, Африки и Канадой — политики апартеида , проводившейся ЮАР. Правительство ЮАР предпочло просто не подавать заявления о продолжении членства, будучи уверенным в том, что оно будет отклонено. Членство ЮАР было восстановлено в 1994 году , после того, как был положен конец апартеиду.

Фиджи выходила из состава организации в 1987 1997 годах после государственного переворота, в результате которого в стране была провозглашена республика. После провозглашения республики на островах Фиджи в 1987 году просьба о восстановлении членства в Содружестве была подана лишь в 1997 году . 1 сентября 2009 года членство Фиджи было «полностью приостановлено», потому что не было удовлетворено в намеченный срок требование содружества о проведении в этой стране демократических выборов .

В 1972 году из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства. В 1989 году Пакистан вернулся в состав организации.

Зимбабве вышло из Содружества в 2003 году после того, как главы правительств стран-членов организации отказались отменить решение о приостановлении участия Зимбабве в совещаниях лидеров и министров стран Содружества в связи с нарушениями прав человека и демократических норм управления страной. Ситуация в Зимбабве привела к новым противоречиям в Содружестве между белыми странами — Великобританией, Австралией, Новой Зеландией, требовавшими наказать режим Мугабе за нарушение прав человека, и чёрными — большинством африканских стран, считавшими действия Лондона отголосками колониализма .

Гамбия объявила 2 октября 2013 о выходе страны из Содружества наций . 13 октября 2016 года о выходе из Содружества объявили Мальдивы .

Приостановление участия в делах Содружества

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в 2000 2001 годах и с 2006 2014 годах после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с 1999 по 2004 годы и с ноября 2007 года по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с 1995 по 1999 год .

В 2002 году аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе ).

Структура Содружества

Елизавета II  — Глава Содружества наций с 1952 года

Традиционно Главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 16 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат , штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2016 года главой Секретариата является Патриция Скотленд (уроженка Доминики , выросшая в Великобритании ) .

Годовщина создания Содружества — День Содружества (Commonwealth Day) — отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества ( англ.   Foreign and Commonwealth Office ).

Дипломатические отношения

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров ( High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между государствами Содружества и другими странами осуществляются в обычном порядке .

См. также

Примечания

  1. Our governance   (англ.) . Официальный сайт Содружества наций. Дата обращения 23 марта 2015.
  2. Commonwealth | association of states . Encyclopedia Britannica. Дата обращения 11 мая 2016.
  3. Содружество наций  // Энциклопедия « Кругосвет ».
  4. М. В. Пономарев. История стран Европы и Америки в новейшее время / Пономарев М. В.. — М. , 2010. — С. 310. — ISBN 978-5-392-00982-4 .
  5. Руанда принята в Содружество наций , infox.ru (29 ноября 2009).
  6. Гамбия объявила о немедленном выходе из Содружества наций, объединяющего бывшие британские колонии . ИТАР-ТАСС . Дата обращения 3 октября 2013.
  7. The Gambia rejoins the Commonwealth . Commonwealth Secretariat (8 February 2018).
  8. Fiji Suspended from the Commonwealth   (англ.)   (недоступная ссылка) . Commonwealth Secretariat (1 September 2009). Дата обращения 1 сентября 2009. Архивировано 4 сентября 2009 года.
  9. Фиджи исключили из Британского содружества -- генсекретарь содружества , Жэньминь жибао  (2 сентября 2009).
  10. Ал. А. Громыко, Великобритания эпоха реформ. М., 2007.
  11. Мальдивы заявили о выходе из Содружества наций //Русская служба BBC, 13 октября 2016
  12. Пакистан выдворили из Содружества наций
  13. Kamlesh Sharma for C'wealth top job , Times Now (24 ноября 2007). Дата обращения 24 ноября 2007.
  14. Содружество // Большая советская энциклопедия  : [в 30 т.]  / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М.  : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

  • Сперанский А. , Содружество на современном этапе: дальнейшее усиление центробежных тенденций (к итогам Оттавской конференции 1973 г.), в кн.: Международный ежегодник. Политика и экономика, М., 1974.
  • Крылова Н. С. Содружество наций: политико-правовые проблемы. М., 1991
  • Сухоруков А. В. Британское содружество наций: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история . 2006. № 5
  • The Constitutional Structure of the Commonwealth , by K C Wheare. Clarendon Press, 1960. ISBN 0-313-23624-0
  • A Guide to the Contemporary Commonwealth , by W D McIntyre. Palgrave, 2001. ISBN 0-333-96310-5
  • The Commonwealth in the World , by J D B, by N Mansergh. University of Toronto Press, 1982. ISBN 0-8020-2492-0
  • Making the New Commonwealth , by R J Moore. Clarendon Press, 1988. ISBN 0-19-820112-5
  • Les ONG du Commonwealth contemporain: rôles, bilans et perspectives , by C A Auplat. L’Harmattan, Paris, 2003. ISBN 2-7475-5513-5
  • Commonwealth: Inter- and Non-State Contributions to Global Governance , by Timothy M Shaw. Routledge, 2008. ISBN 978-0-415-35120-1 (hbk). — ISBN 978-0-415-35121-8 (pbk)

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок