Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Достопримечательность
Собор Святого Павла
англ.   St Paul's Cathedral
St Pauls aerial (cropped).jpg
51°30′49″ с. ш. 0°05′53″ з. д. H G Я O
Страна   Великобритания
Город Лондон
Конфессия англиканство
Епархия Лондонская
Архитектурный стиль английское барокко
Архитектор Кристофер Рен
Первое упоминание 604 год
Дата основания 1675
Строительство 1675 1708  годы
Высота 111 м
Материал портлендский известняк [d]
Состояние Действует
Сайт stpauls.co.uk
St Pauls Picturesque England Laura Valentine 1891.JPG
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Свято́го Па́вла ( англ.   St Paul's Cathedral ) — англиканский собор , посвящённый апостолу Павлу . Находится на вершине холма Ладгейт-Хилл [en]  — самой высокой точки Сити ; является резиденцией епископа Лондона.

Предыстория

Всего известно пять соборов святого Павла. Первый из них, деревянный, был построен в 604 году и сгорел в 675 году . В 685 году был возведён каменный собор, разрушенный викингами во время очередного набега на Лондон в 961 году . На следующий год был построен новый каменный собор, погибший во время лондонского пожара 1087 года . Четвёртый, также каменный (известный как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара ), был заложен в 1086 году и освящён в 1240 году . Это был один из крупнейших соборов Европы того времени: его длина составляла около 180 метров, ширина — 30 метров, высота шпиля — почти 150 метров. Собор сгорел в 1666 году во время Великого лондонского пожара . Хотя после пожара восстановить собор было возможно, власти всё же приняли решение о строительстве на его месте нового здания. Пятый собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена . Работы были начаты в 1675 году и завершены в 1708 году .

История

Купол собора

Официальной датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 года . До начала строительства Рену пришлось трижды полностью изменять проект. Первый проект предполагал построить на фундаменте сгоревшего четвёртого собора новую большую церковь. Этот проект был отклонён практически сразу — видимо властям хотелось чего-то более грандиозного. Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. Этот проект был детально проработан — достаточно сказать, что до нынешнего времени сохранился исполненный в масштабе 1:24 макет такого собора, который сегодня экспонируется в Соборе Святого Павла. Однако этот проект был также отклонён как слишком радикальный. Третий проект Рена предполагал сооружение достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Этот проект был утверждён, и в июне 1675 года начались строительные работы. Однако вскоре после этого король Карл II вновь истребовал проект и приказал внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как декоративные . Этим декоративным изменением стал большой купол, сделавший Собор Святого Павла одной из самых крупных достопримечательностей Лондона. Купол Собора во многом повторяет купол базилики Святого Петра в Риме.

Под куполом Собора расположено три галереи: внутренняя шепчущая галерея и наружные каменная и золотая галерея. Шепчущая галерея обязана своим названием не предусмотренной архитекторами особенности её акустики: слово, даже сказанное шёпотом, в одном конце галереи, многократно отражается её стенами, в результате чего этот шёпот вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи. В колокольнях Собора установлено 17 колоколов, из них 13 — в северо-западной башне и 4 (включая колокола Большой Пол ( англ.   Great Paul ) и Большой Том ( англ.   Great Tom ) — в юго-западной башне.

Архитектура

Собор Св. Павла в Лондоне в отношении архитектурной композиции и стиля представляет собой уникальное сооружение. Он не повторяет ни один из храмов мира, хотя и задумывался как символ противостояния англиканской церкви римско-католическому миру, о чём косвенно свидетельствует и «перекличка» имён святых покровителей римского и лондонского храмов. Архитектурный стиль собора атрибутируют как "барочный классицизм". Создатель храма, сэр Кристофер Рен, в Италии не был и считал себя продолжателем традиций французского зодчества. В созданном им оригинальном стиле Рен пытался соединить особенности средневекового романо-готического строительства и элементы французского классицизма «большого стиля» эпохи Людовика XIV. В 1665 году он посетил Францию. В Париже встречался с Ж. Ардуэн Мансаром и Дж. Л. Бернини. Рен, по его словам, привёз в Лондон большое количество гравюр с изображением «величественных французских зданий, орнаментов и гротесков, в которых французы превзошли даже итальянцев».

Король Карл II, при котором началось строительство храма, скончался в 1685 году и основное строительство велось при королеве Анне (1702—1707). Поэтому и архитектурный стиль того времени, в котором соединились классицистические и барочные влияния, в английской историографии часто именуют стилем королевы Анны. В процессе проектирования Рен взял за основу так называемую французскую схему: тип крестово-купольного храма, «греческие» портики, но по-барочному двухэтажные, со сдвоенными колоннами, «готические» башни по сторонам главного фасада и «римский купол». Всё это архитектор смешал, как он сам определил, «для разнообразия». Купол с крестом достигает высоты 111 м (высота креста ватиканского храма 142 м). Собор имеет нартекс с двумя симметричными капеллами по сторонам и тройной неф . Трансепт завершён полукружиями капелл. Огромное средокрестие венчается куполом, внутреннюю поверхность которого Рен предполагал украсить мозаиками, но в итоге купол расписал техникой гризайль академический живописец Джеймс Торнхилл (1716—1719). Восемь композиций изображают эпизоды из жизни Св. Апостола Павла .

Сэр Кристофер Рен, после своей кончины в 1723 году по древней традиции удостоился чести быть захороненным в построенном им соборе. Краткая эпитафия на надгробной плите гласит: «Si Monumentum requiris, circumspice!» (Если ищешь монумент — оглянись!).

Место погребения известных личностей

Собор Святого Павла является усыпальницей почти двухсот известных граждан Великобритании. Эта традиция берёт своё начало ещё с предшествующих соборов — в первом и втором соборах были захоронены англосаксонские короли. Первым удостоился чести быть захороненным в соборе Святого Павла его архитектор — Кристофер Рен. На его могиле не установлено памятника, и лишь приведена эпитафия на латыни Lector, si monumentum requiris, circumspice («Читатель, если ты ищешь памятник — просто оглянись вокруг»). Наиболее заметные персоны, покоящиеся в соборе:

Факты

Примечания

  1. https://www.historicengland.org.uk/listing/the-list/list-entry/1079157
  2. The Cathedrals of Britain. — Hampshire: Pitkin Guides, 1999. — P. 133

Литература

  • Atkinson, Frank (1985), St Paul's and the City , Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2    — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
  • Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire    — With a foreword by Prince Philip . It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
  • Owen, James (2010), Danger UXB , Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0    — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
  • Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral , New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2  
  • Burman, Peter (1987), St. Paul's Cathedral , Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172  

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок