Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
     Смешанные республики

Смешанная республика ( президентско-парламентская республика , парламентско-президентская республика, президенциализм ) — форма государственного правления , находящая баланс между президентом и парламентом.

В полупрезидентской системе правления помимо президента во власти существует должность премьер-министра и правительство, причём последний несет ответственность перед законодательным органом государства. Она отличается от парламентской республики тем, что в ней есть всенародно избранный глава государства, который является больше церемониальным лицом, а от президентской системы тем, что правительство, хотя и назначается президентом, несёт ответственность перед законодательным органом, который может заставить правительство уйти в отставку .

Веймарская республика (1919—1933) была примером ранней полупрезидентской республикой, однако термин «полупрезидентская» был введен в 1959 году в статье журналиста Юбера Бев-Мери и популяризирован в 1978 году в работе политолога Мориса Дюверже , которые предназначались для описания французской Пятой республики (созданной в 1958 году) .

Характеристика

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом . С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра . Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству , он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Примеры смешанных республик

Одной из первых республик с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии ( 1919 1933 годы ) . Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года ), Литва , Румыния , Украина , Киргизия .

Российская Федерация

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что Президент единолично формирует Правительство РФ . При этом Государственная Дума , которая никак не влияет ни на Президента , ни на работу Правительства , вынуждена давать свое согласие на назначение Председателя Правительства под угрозой роспуска. Это приводят «к тому, что законодательная власть в России оказывается в подчиненном положении по отношению к исполнительной и разделение властей существенно нарушается» . Такая форма правления характеризуется, как супер-президентская республика . Однако некоторые российские юристы высказывают мнение, что само наличие процедуры дачи согласия на назначение Председателя Правительства в Конституции говорит о смешанной республике. Такие исследователи обозначают российскую республику либо как президентско-парламентскую либо как полупрезидентскую  — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права .

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации (ч. 1 ст. 111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч. 3 ст. 117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч. 3 ст. 109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч. 5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления , подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка , усилившая [ источник не указан 1720 дней ] подотчётность правительства парламенту . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Примечания

  1. Мельвиль, А. Ю. Политология. — 2008. — С. 257.
  2. Duverger. A New Political System Model: Semi-Presidential Government  (англ.)  // European Journal of Political Research   (англ.)  : journal. — 1980. — Vol. 8 , no. 2 . — P. 165—187 . — doi : 10.1111/j.1475-6765.1980.tb00569.x .
  3. Veser, Ernst . Semi-Presidentialism-Duverger's concept: A New Political System Model   (англ.)  // Journal for Humanities and Social Sciences : journal. — 1997. — Vol. 11 , no. 1 . — P. 39—60 .
  4. Duverger, Maurice   (англ.) . Les monarchies républicaines   (фр.)  // Pouvoirs, revue française d'études constitutionnelles et politiques  : magazine. — Paris: Éditions du Seuil, 1996. — Septembre ( n o 78 ). — P. 107—120 . — ISBN 2-02-030123-7 . — ISSN 0152-0768 .
  5. Bahro, Horst; Bayerlein, Bernhard H.; Veser, Ernst . Duverger's concept: Semi-presidential government revisited  (англ.)  // European Journal of Political Research   (англ.)  : journal. — 1998. — October ( vol. 34 , no. 2 ). — P. 201—224 . — doi : 10.1111/1475-6765.00405 .
  6. Le Monde , 8 January 1959.
  7. Duverger, Maurice   (англ.) . Échec au roi. — Paris: Éditions Albin Michel , 1978. — ISBN 9782226005809 .
  8. Cindy Skach. Borrowing Constitutional Designs: Constitutional Law in Weimar Germany and the French Fifth Republic . — Princeton University Press, 2011. — 168 p. — ISBN 9781400832620 .
  9. Конституция России
  10. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор В.А.Четвернин. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий .
  11. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.

Литература

  • Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. — М., 1997.
  • Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. — М., 2005.
  • Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. — М., 1995.
  • Страшун Б. А. О «Смешанной» форме правления в проекте Конституции Российской Федерации // Конституционное совещание. — № 2 (октябрь 1993 года). — С. 56.
  • Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189—193.
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок