Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Слог  — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений . Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.

При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования, или, иначе, в физиологическом отношении, слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых речевой аппарат человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В свою очередь, в акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности .

Общее понятие о слоге

В то время как фонема понимается в языкознании как минимальная звуковая единица, слог, в свою очередь, определяется как минимальная произносительная , или артикуляционная , единица речи. Точная формулировка определения слога может варьироваться у разных авторов — к примеру, единица может называться кратчайшей, а не минимальной, — однако вне зависимости от использованных терминов в определении подчеркивается неделимость слога — невозможность разложить его на аналогичные составляющие меньшего уровня. Структурно слог может состоять из одного или нескольких звуков, которые следуют непосредственно друг за другом в потоке речи и образуют некое целое, нерасчленимое с точки зрения произношения.

В ряде языков, к числу которых относятся русский , английский и французский , слог не имеет отношения к смысловому содержанию и морфологическому делению слова, частью которого он является. Границы слогов в таких языках являются подвижными и могут смещаться при каких-либо модификациях, не проявляя зависимости ни от морфем , ни от грамматических форм . Если в слове дом один слог, который включает в себя весь корень , то в форме дома первый слог включает в себя уже лишь часть корня, а оставшаяся последняя буква корня объединяется с окончанием и образует второй слог. Аналогичная ситуация наблюдается в том числе и на стыке слов, когда в пределы одного слога попадают, к примеру, конечная часть предлога и начальная часть следующего неслужебного слова. Иногда, как, например, во французском языке, слог может объединять начало и конец двух знаменательных слов. В русском языке, если два слова не относятся к служебным, слоговая граница между ними обычно все же проводится.

Также существуют языки, в которых слог — это стабильное образование, состав и границы которого в потоке речи никоим образом не изменяются. Языки подобного рода — древнекитайский или вьетнамский — в силу данной специфической особенности называются слоговыми (или, иначе, языками слогового строя). Устойчивость слога в этих языках связана с тем, что слог представляет собой средство выражения отдельной морфемы и становится фактически минимальной фонологической единицей взамен фонемы; такой слог определяется как силлабема .

Один из методов определения количества слогов в слове основывается на движениях челюсти: руку тыльной стороной подносят близко к подбородку и чётко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснётся руки.

Структура слога

Иллюстрация структурного состава фонетического слога
Обозначения частей слога в англоязычной литературе, на примере слов cat и sing

Слог состоит из слогообразующего звука, чаще всего гласного , который на схеме слога обозначен 'Г', и окружающих его нескольких неслоговых звуков, обычно согласных , и обозначенных на схеме 'С'.

Cогласные в начале слога называются инициалью , согласные в конце слога называют финалью , а слогообразующий звук в середине называется ядром или вершиной . Ядро и финаль вместе взятые называются рифмой .

Ядро является обязательным элементом слога; наличие инициали и финали не обязательно — в ряде случаев они могут полностью отсутствовать:

Слог Инициаль Ядро Финаль
дом д о м
принц пр и нц
из и з
на н а
у у

Для каждого конкретного языка характерны свои особенности строения слога, а также ограничения на возможность использования тех или иных звуков в определенных позициях. В некоторых языках обязательна инициаль ( къхонг , вьетнамский ), в других финаль запрещена ( ньянджа , таитянский ). Языков с обязательной финалью не существует .

Например, помимо гласных звуков, в некоторых языках слогообразующую функцию ядра слога могут выполнять также сонанты или — реже — шумные согласные . Характерен пример чешского языка , для которого слогообразующие сонанты являются вполне нормальным и распространенным явлением: vlk , vr|ba .

Аналогичным образом гласные звуки могут составлять периферию слога; в таком случае они определяются как неслоговые.

В китайской фонетике

В фонетике китайского языка приняты другие определения инициали и финали.

В качестве отдельного варианта рассматриваются случаи, когда компоненты слога подвержены чередованию; тогда эквивалентами фонемы выступают начальный согласный ( инициаль ) и остальная часть слога ( финаль ) .

Классификация слогов

В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.

I. По конечному звуку различают слоги:

  1. Открытые  — то есть такие, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии;
  2. Закрытые  — то есть такие, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.

В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык ; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.

II. По количеству гласного различают слоги:

  1. Долгие  — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
  2. Краткие  — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.

Различение долгих и кратких слогов было, в частности, характерно для древнегреческого и латинского языков . На современном этапе данное разделение актуально, к примеру, для арабского языка .

В русском языке

В русском языке слоги различают :

  • по наличию конечного согласного: открытые (-а-) и закрытые (-ат-);
  • по наличию начального согласного: прикрытые (-та-) и неприкрытые (-а-);
  • по количественной характеристике: сильные (оканчивающиеся на долгую гласную или на гласную+согласные) и слабые (оканчивающиеся на краткую гласную).

Полифтонги

Исследователи усматривают непосредственную взаимосвязь между понятиями слога с одной стороны и групп гласных, произносимых как один слог — с другой стороны. Подобный группы обобщенно именуются полифтонгами; наиболее распространенными их вариантами являются группы из двух и трех гласных звуков ( дифтонги и трифтонги соответственно). В случае полифтонгизации один из гласных, входящих в их состав, рассматривается как вершина слога, а прочие — как периферия; соответственно, принято выделять полифтонги восходящие, нисходящие и комбинированные. В некоторых языках, впрочем, встречаются специфические дифтонги, в которых оба звука составляют ядро; такие группы звуков принято называть равновесными. Фонологически полифтонги могут трактоваться либо как отдельные особые фонемы, либо как сочетания фонем; эти две точки зрения известны как монофонематическая и полифонематическая. Предпочтение какой-либо из них зависит от специфики конкретного языка, с которым имеет дело исследователь .

Звуковые модификации, обусловленные слогоделением

Слоговая структура слова может иметь определенные специфические особенности, вследствие которых в звуковом составе лексической единицы могут происходить те или иные изменения. Главным образом эти модификации заключаются в появлении посторонних, или, как они еще могут быть названы, «паразитических» звуков, гласных либо согласных. В зависимости от их местоположения различают два основных типа подобных изменений:

  1. эпентеза (появление неорганических звуков внутри слова), и
  2. протеза (возникновение посторонних звуков на начальной границе слова).

В частности, вставочные согласные могут возникать на стыке двух слогов, если имеет место зияние  — совместное расположение гласных звуков, принадлежащих к различным слогам. В таких случаях носитель языка ощущает интуитивную потребность ввести некоторый переходный звук, как правило — требующий минимального напряжения речевого аппарата согласный наподобие [j] . Появление протетических согласных также сопряжено с зиянием, обнаруживаемым в потоке речи (обыкновенно на стыке двух слов).

Следует при этом отметить, что языковая система располагает и некоторыми иными методами преодоления зияния. К их числу относятся:

  1. стяжение (объединение нескольких гласных в один долгий или дифтонг, в результате чего слоги также «стягиваются» в один),
  2. элизия (выпадение одного из конфликтующих гласных, с аналогичными последствиями).

Что касается посторонних гласных, то их появление вызывается необходимостью разбиения на несколько слогов слитной труднопроизносимой совокупности согласных звуков. Наиболее подходящей средой для возникновения таких звуков являются сочетания сонантов с шумными согласными, отделяющими их от вершины слога. Иногда разрешение проблемы достигается сокращением группы согласных, в основном за счет тех же сонантов .

Теории о природе слога

Языковеды выдвинули несколько теорий относительно природы слога: экспираторная, сонорная (акустическая), напряжённости (артикуляторная), динамическая.

Возможность использования какого-либо конкретного звука в определённой позиции слога находится в непосредственной зависимости от его звучности, то есть от количества голоса в его составе. Эта зависимость наглядно отражена в шкале сонорности, представляющей различные типы звуков в порядке убывания их звучности (и, соответственно, типичности использования в ядре):

Гласные Согласные
Широкие Средние Узкие Сонанты Звонкие Глухие
Щелевые Смычные Щелевые Смычные
1 2 3 4 5 6 7 8

В обратном направлении, то есть справа налево, убывает, в свою очередь, типичность использования тех или иных разновидностей звуков в качестве периферии слога. С опорой на сонорность была сформулирована сонорная теория слога ( см. ниже ), в рамках которой предлагалось определять количество слогов в слове по так называемым пикам звучности — звукам, наиболее превосходящим все прочие по степени сонорности. Данная теория, однако, не предоставляет возможности решения вопроса о том, где именно в слове необходимо проводить слогораздел , а также дает ошибочные результаты при исследовании односложных слов с несколькими пиками звучности.

Экспираторная теория слога

По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя — столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова, в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» — два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» — напротив: один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слога

По сонорной теории , которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен . Для русского языка её разработал советский языковед Рубен Иванович Аванесов (1902—1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это — пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхную строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» ( а-у ) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» ( сплаф ) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» — один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» ( смы-сл ) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношении и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении. Так, слово «декабрь» в стихотворении Бориса Пастернака может произноситься в два или в три слога, по необходимости, для поддержания общей ритмичности стиха:

Была в Останкине зима, Декабрь ( де-кабрь ), число тридцатое (…)

Была в Останкине зима,
Декабрь ( де-ка-брь ), тридцать первое.

Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия «кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.

Теория напряжённости

По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба , слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).

Динамическая теория слога

По динамической теории , слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

Слогораздел в русском языке

Русский язык относится к числу языков, в которых отсутствуют чёткие фонологические признаки слога, в связи с чем граница слога в комплексах согласных бывает неопределённой. Например, трудно однозначно определить, какое деление наиболее выражено: о-стрый, ос-трый или ост-рый .

По принятой в настоящее время теории, слогораздел в большинстве случаев проходит сразу после гласного звука . Исключение составляют:

  • последний или единственный слог в слове. Он включает все конечные согласные: за|бор , власть ;
  • сочетания вида "й + согласный". В них й относится к предыдущему слогу: вой|на , кой|ка , тай|га ;
  • сочетания вида "непарный звонкий согласный л м н р + парный согласный". В них звонкий согласный звук относится к предыдущему слогу: каль|ка , кар|тон , кар|бон .

Во всех остальных случаях согласные относятся к следующему слогу: ко|шка , бу|дка , хо|ккей , га|мма , да|лма|тин , у|е|зжать , дра|ться , ма|йор , стро|йо|тряд .

Обычно считается, что в русском языке слогообразующим является гласный звук, и при этом два гласных звука не могут находиться в пределах одного слога . Согласно этому анализу, в русском слове столько слогов, сколько в нём гласных: а|ри|я (3 слога), ма|як (2 слога), рейс (1 слог).

Слова, состоящие только из согласных звуков (предлоги в , к , с , краткие частицы б , ж , ль ), в современных источниках не освещаются. В устаревших источниках указано, что такие слова сами по себе не образуют слога, а производимый ими согласный звук сливается со слогом в следующем или предыдущем слове ( в поле ==> впо|ле , она ж ==> о|наж ).

Практическое применение слогов

При переносе слов

Основная статья: Перенос (типографика)

Понятие слога лежит в основе правил переноса слов в русском языке. Однако, разбиение слова для переноса не всегда совпадает с разбиением слова на слоги, в связи с чем некоторые источники разделяют понятия фонетического слога и слога для переноса .

В стихосложении

С опорой на понятие о слоге в рамках литературоведения выделяются и различаются разнообразные системы стихосложения. В основе стихосложения как такового лежит определенное членение речи на составляющие, и упорядочение стихотворных строк обыкновенно осуществляется по наличию в них каких-либо звуковых элементов; в этом качестве нередко выступает именно слог, как произносительная единица, выделяемая носителями языка интуитивно. Учет качества и количества слогов образует фундамент систем стихосложения, перечисленных ниже .

  1. Силлабическое стихосложение . В данном случае основополагающим принципом является равносложие, то есть учитывается количество слогов в каждой стихотворной строке, и им определяется длина стиха. Если в строке более 8 слогов, то в её середине присутствует так называемая цезура  — пауза, разделяющая строку на полустишия. Равнозначность числа слогов предназначается в данной системе для формирования ритма , в тех текстах (или, глобальнее, в тех языках), где соответствующая функция не может быть выполнена ударением .
  2. Мелодическое стихосложение . В рассматриваемой системе ключевую роль играет высота слогов (наряду с их количеством и расположением); слоги с ровным, восходящим или нисходящим тоном могут, соответственно, противопоставляться. Мелодика актуальна для языков, в которых высота звука и образуемого им слога являются фонологически значимыми .
  3. Метрическое стихосложение . Для данного типа характерен учет долготы слогов в дополнение к их числу и позициям. Как и в предыдущем случае, система наиболее продуктивна в тех языках, где долгота гласного является фонологически значимым признаком. В частности, в античной метрике краткий слог принимался за одну единицу измерения стиха, а долгий слог, в свою очередь, был эквивалентен двум таким единицам, из которых собиралась стихотворная строка .
  4. Тоническое стихосложение . В этом случае ведется учет количества и расположения ударных слогов, равно как и их соотношения с безударными. Указанная система эффективна в тех языках, где применяется силовое динамическое ударение и наблюдается ослабление безударных гласных. В зависимости от того, учитывается ли только число ударных слогов, или же также и их позиционирование, различаются собственно тоническое и силлабо-тоническое стихосложение .

В партитуре для голоса

Партитура для голоса и фортепиано

При записи вокальной партии в партитуре для музыкального инструмента и голоса каждый слог помещают под соответствующей ему нотой.

Критика

Многие учёные писали в своих трудах о том, что слог — ничто. «Слог есть фикция» ( Л. Р. Зиндер ). Согласно теории Л. В. Щербы о том, что любая звуковая единица связана со смыслом фонемы , слог фиктивен, так как не имеет никакой связи со смыслом (в русском языке ).

Эссен писал [ источник не указан 808 дней ] , что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.

См. также

Примечания

  1. За исключением слоговых языков. Например, в китайском языке один иероглиф соответствует одному слогу и, соответственно, слог имеет самостоятельный смысл.
  2. Названия частей слога даны по Лингвистическому энциклопедическому словарю .

Ссылки

  1. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Слог . Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976. . academic.ru. Дата обращения 8 июня 2013.
  2. Péter Szigetvári. Chapter 4 // English phonological analysis. A Coursebook . — Budapest: The Department of English Linguistics. Eötvös Loránd University, 2013.
  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание . — Изд. 2-е, испр. и доп.. — М. : Высшая школа, 1987. — 272 с. Архивировано 22 августа 2014 года. Архивная копия от 22 августа 2014 на Wayback Machine
  4. , статья слог.
  5. , раздел слог.
  6. .
  7. , Параграф 107.
  8. Правильный перенос для 2 308 904 слов . Словарь слов с правильным переносом . по-слогам.рф. Дата обращения 14 июля 2017.
  9. Стихосложение - Современная энциклопедия . academic.ru. Дата обращения 8 июня 2013.
  10. Силлабическое стихосложение - Словарь литературоведческих терминов . academic.ru. Дата обращения 8 июня 2013.
  11. Мелодическое стихосложение - Большой энциклопедический словарь . academic.ru. Дата обращения 8 июня 2013.
  12. Метрическое стихосложение - Современная энциклопедия . academic.ru. Дата обращения 8 июня 2013.
  13. Тоническое стихосложение - Современная энциклопедия . academic.ru. Дата обращения 8 июня 2013.

Литература

  • Актуальные проблемы культуры речи. — М., 1970.
  • Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. — М. : Просвещение, 1982. — 112 с.
  • Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. — М. : Просвещение, 1977. — 176 с.
  • Вербицкая Л. А. Русская орфоэпия. — Л., 1976.
  • Закожурникова М. Л. , Костенко Ф. Д. , Рождественский М. С. Учебник для 1 класса начальной школы. — М. : Просвещение, 1965. — 127 с.
  • Закожурникова М. Л. , Костенко Ф. Д. , Рождественский М. С. , Матвеева А. Н. Учебник для 1 класса трёхлетней начальной школы. — М. : Просвещение, 1999. — 127 с. — ISBN 5-7461-0078-1 .
  • Зиндер Л. Р. Общая фонетика. — М., 1979.
  • Каленчук Мария «Слог и ударение» // Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык (3 издание) / Главный редактор М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2004. — С. 88-89, 92. ISBN 5-8483-0051-8
  • Кочергина В. А. Введение в языкознание. — Л., 1991.
  • Статья Слог // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой , Институт языкознания АН СССР. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-8527-0031-2 .
  • Литневская Е. И. Слог // Русский язык: краткий теоретический курс для школьников . — МГУ, 2006.
  • Ломоносов М. В. Параграф 107 // Российская грамматика . — 1765.
  • Трубецкой Н. С. Основы фонологии. — М., 1960.
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок