Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
⚙️   Лингвистика
Теоретическая лингвистика
Дескриптивная лингвистика
Прикладная лингвистика
Прочее
Портал:Лингвистика

Си́нтаксис ( др.-греч. σύν-ταξις «составление», «координация», «порядок») — раздел лингвистики , в котором изучаются номинативные и коммуникативные языковые единицы: предложение и словосочетание . Слово в буквальном переводе означает не только составление, но и упорядочивание, координирование, соединение слов в связный текст .

В лингвистике синтаксис — это совокупность правил, теоретических систем и языковых процессов, упорядочивающих и изучающих структуру предложений в каком-либо языке. Целью многих синтаксисов является установление синтаксических правил, общих для всех языков.

Основные понятия

Предметом изучения в синтаксисе являются синтаксические единицы , или языковые конструкции, в которых элементы речи объединены синтаксическими связями и отношениями . Синтаксис неразрывен с нормами коммуникации, структурой мышления и обозначаемой действительностью, что делает его наиболее универсальной частью языковой структуры. Вместе с тем в каждом языке действуют свои специфические правила синтаксических отношений и способы их применения. Во многих языках цель синтаксиса — создать свод правил и систем для процессов, происходящих в языковой среде, которые изучают и упорядочивают способы сочетания слов и многообразную структуру текста:

  • грамматический строй языка: слова, являющиеся членами предложения; словосочетания; предложения простые и сложные; тексты;
  • раздел науки о языке, изучающий виды синтаксических связей, лексическое и грамматическое значение словосочетаний в предложении.

Расстановка слов в предложениях и фразах, например, в русском или английском языке, в основном, определяется порядком слов. В предложении «Дети любят родителей» субъект находится в исходном положении, а объект следует за глаголом. Перемена порядка слов изменяет смысл предложения. В других языках (латинский ) грамматические формы (в основном, падеж) определяют смысл, который остается неизменным, несмотря на изменение структуры предложения.

Синтаксис языка, как письменного, так и устного, отражён в процессе взаимного упорядоченного расположения человеком частей речи, составляющих единое целое в соответствии с обозначением окружающей действительности, поэтому он тесно связан со складом мышления носителей языка и является частью языкознания — сложной и разветвленной системы дисциплин как теоретического, так и прикладного характера .

В русском языке синтаксис вместе с морфологией составляет основы грамматики . В середине XIX века логическая школа грамматики, отражённая в трудах Буслаева , проявляла основной интерес к предложению, рассматривая и определяя его как суждение, выраженное словами. Конец XIX, начало ХХ века представлены в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон), выделявших словосочетание и определявших его как основной предмет изучения синтаксиса. Шахматов в своих работах предложил тезис о том, что существуют две синтаксических единицы – словосочетание и предложение.

Грамматические признаки предложений и их синтаксические особенности построения, в русском языкознании объединил B. B. Bинoгpaдoв , введя термины « предикативность » « коммуникативность », которые соединили понятие о предложении как части речи с особенностями грамматического и синтаксического построения (предложение строится индивидом в определённое время, несёт информацию, имеет содержание, адресат и грамматическую форму).

Предикативность по В. В. Виноградову — это минимальная син­так­си­че­ская ка­те­го­рия, оп­ре­де­ляю­щая функ­цио­наль­ную спе­ци­фи­ку пред­ло­же­ния; клю­че­вой при­знак пред­ло­же­ния, от­но­ся­щий его со­дер­жа­ние к дей­ст­ви­тель­но­сти и тем са­мым де­лаю­щий его еди­ни­цей со­об­ще­ния (вы­ска­зы­ва­ния) . Современная наука о языке опирается на понятие предикативности, считая его ключевым понятием в синтаксисе .

В математике синтаксис определяется сводом правил, применимых в математических системах, таких как формальные языки . Упрощенные варианты исходной математической модели синтаксиса и методика его моделирования на компьютере применима к любому письменному языку .

Классификация

Типология языков основана на ус­та­нов­ле­нии сходства и раз­ли­чий в язы­ко­во­м строе и синтаксисе того или иного языка. К. В. Гумбольдт де­лил язы­ки на изолирующие , агглютинативные и флективные , что отражало стремление выделить типы языков на основе общих принципов строения грамматических форм. В агг­лю­ти­ни­рую­щих язы­ках он вы­де­лял язы­ки со спе­ци­фическим син­так­си­сом пред­ло­же­ния — инкорпорирующие , и ввёл в понятие языка та­кую еди­ни­цу, как пред­ло­же­ние .

Структура предложений, используемая в пределах того или иного синтаксиса, часто является основой типологической классификации языков:

и другой строй в различных языках .

Синтаксис коммуникативный

Основная функция языка — общение ( коммуникация ) между людьми. Объектом изучения коммуникативного синтаксиса является процесс, превращающий слова в предложения, высказывания и связный текст. Это такие вопросы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и т. д.

Семантический синтаксис

Объектами изучения семантического синтаксиса является текст и структурные схемы, при помощи которых происходит его связное построение: словосочетания, простое и сложное предложения, сложное синтаксическое целое, различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящее за пределы сложного синтаксического целого . Изучение языковых закономерностей имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализов текста .

Статический синтаксис

Статический синтаксис изучает структуры, не связанные с контекстом: предложением, словосочетанием и пр. единицами языка. Это логически последовательная классификация элементов языка (разговорного, письменного или машинного) имеющегося в сознании носителей языка безотносительно к функционированию этих элементов в предложении. Например, грамматические парадигмы склоне­ния и спряжения.

В современном языкознании и прикладных науках изучается также актуальный синтаксис, структурно-семантический, функциональный, когнитивная и генеративная лингвистика, а также многие другие направления .

Некоторые направления в исследовании синтаксиса

С глубокой древности и до современной эпохи языкознание, и синтаксис в том числе, остается крайне неопределённой областью в части научных знаний и определений. В рамках теории познания и философии языка взгляд на синтаксис или знаковые системы меняется в зависимости от эпохи и воззрений исследователей, возникают различные школы и направления в семиотике, философии и языкознании, которые фокусируются на различных аспектах и проблемах языковых систем.

Все исследователи согласны с тем, что существует неразрывная связь между языком, мышлением и сознанием. Когда дело доходит до вопросов о природе и качестве этой связи, то одни ученые считают, что механизм мышления не связан с вербальным кодом, так как осуществляется независимо от языка на универсальном предметном качестве, который заложен в смысле выражения или предложения. Другие считают, что механизм мышления тесно связан с языком, и без него не может быть мышления. Третьи полагают, что мышление может быть как вербальным, так и невербальным (чувственно-образным) .

Строение речи или текста как науку впервые рассматривали дpeвнeгpeчecкие филocoфы- стоики , ими же был введён термин «cинтaкcиc» как средство передачи логического содержания высказываний. В центре внимания древнегреческих философов было изучение мыслительных процессов, поэтому логика, морфология и синтаксис стали отражением одного языкового явления.

B XIII - XVI веках в yнивepcaльныx (филocoфcкиx) гpaммaтикax и в « Гpaммaтикe Пop-Poяля » (XVII в.) кaтeгopии cинтaкcиca были нaзвaны yнивepcaльными (A. Apнo и K. Лaнcлo), поскольку cинтaкcиc oпpeдeлялcя кaк coдepжaтeльнaя oблacть гpaммaтики. Фoнeтикa и мopфoлoгия были oтнeceны в область выpaжeния, a нe coдepжaния. Cинтaкcиc paccмaтpивaлcя кaк yчeниe o cпocoбax выpaжeния мыcли и рассматривал пpeдлoжeния и иx чacти (члeны пpeдлoжeния) .

Дaннoe нaпpaвлeниe пoлyчилo oтpaжeниe и в pyccкoй гpaммaтичecкoй нayкe, нaчaлo кoтopoй В. В. Виноградов вoзвoдит к гpaммaтикaм Лаврентия Зизания (1596) и Мелетия Смотрицкого (1619), а затем развивается в тpyдax М. В. Ломоносова , зaтeм И. И. Давыдова, , К. С. Аксакова, Ф. И. , Ф. И.Буслаева .

В истории философской мысли различают следующие языковые концепции :

  • философия имени (период античности, средневековья) — язык рассматривался как обозначение предметов действительности;
  • философия предложения (Новое время) — язык рассматривался  как обозначение понятий, мыслей, чувств. В этот период философы приходят к мнению, что слово не может ясно выразить мысль, она должна быть оформлена в виде определённого стиля, которому соответствует предложение или высказывани;.
  • философия ценностных установок (Новое и новейшее время) — язык существует и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой (например, формальные языки). Большинство людей не стремится познать истину (как в философии  предложения), которая представляет объект таким, каким он является безотносительно к целям человека. Для человека XXI века самостоятельную ценность имеет значение объекта в определённых условиях, чаще всего — в рамках профессиональной деятельности.

На протяжении XIX- XX веков существовали три основных направления в изучении синтаксиса, которые во многом противопоставлялись друг другу:

  • логико-синтаксическое;
  • психолого-синтаксическое;
  • формально-синтаксическое.

В центре внимания этих направлений находится предложение. Логико-синтаксическое направление разрабатывали, в основном, Н. И. Греч и Ф. И. Буслаев , формально-синтаксическое лежало в основе исследований Ф. Ф. Фортунатова , психолого-синтаксическое — А. М. Пешковский и А. А. Шахматов .

Большое влияние на мировую науку о языке оказали такие учёные, как Л. С. Выготский , Ж. Марузо, С.Ф. Брюно (Франция), Е. Курилович (Польша), американские ученые Э. Сепир, Б. Уорф, лингвисты Женевской школы (Ш. Балли, А. Сешеэ, А. Фрей) и многие другие ученые .

Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным развитием лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Современное состояние синтаксических учений характерно тем, что существует очень много аспектов в трактовке языковых явлений . Одни из них связаны с изучением семантики синтаксических единиц, другие изучают структуру, третьи отражают стремление раскрыть структурно-семантические особенности языков, четвертые связаны с прикладными науками . Большое количество синтаксических проблем и возможность подойти к ним с разных точек зрения в соединении с обилием аспектов рассмотрения привело к тому, что появилось невиданное ранее в науке количество направлений в исследованиях синтаксиса и синтаксических концепций, включая такие направления, как синтаксическая стилистика и когнитивный синтаксис . .

Синтаксические средства

Синтаксис как учение о связной речи тесно переплетается со стилистикой, поскольку все основные функционально-стилевые и эмоционально-экспрессивные свойства языковых единиц разных уровней проявляются в условиях определенного синтаксического контекста. Наличие коммуникативных и логических синтаксических средств делает синтаксис наиболее универсальной частью в языковой структуре.

См. также

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого «σύν-ταξις»   (недоступная ссылка) . Дата обращения 15 февраля 2020. Архивировано 28 декабря 2014 года.
  2. Л. А. Беловольская. Синтаксис словосочетания и простого предложения . http://www.philology.ru/ (2001). Дата обращения 1 мая 2019.
  3. Основы латинского языка . https://nsu.ru/ . Дата обращения 7 мая 2019.
  4. Ю.С. Маслов. Введение в языкознание . http://genhis.philol.msu.ru/ . Дата обращения 7 мая 2019.
  5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык . — М: Логос, 2002. — 528 с. — ISBN 978-5-98704-040-Х.
  6. Основные вопросы синтаксиса предложения : на материале русского языка.
  7. Предикативность  // Большая российская энциклопедия  : [в 35 т.]  / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М.  : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  8. Дускаева Л. Р. Современный русский язык. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения . https://books.google.ru/ . Дата обращения 30 апреля 2019.
  9. Ясулова Х. С. Математические модели синтаксиса . https://cyberleninka.ru/ (2011). Дата обращения 1 мая 2019.
  10. Типологическая классификация языков  / М. А. Журинская // Большая российская энциклопедия  : [в 35 т.]  / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М.  : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  11. Номинативный, эргативный, активный, классный и нейтральный строй языка . http://lib4all.ru/ . Дата обращения 7 мая 2019.
  12. Сложное синтаксическое целое . https://studme.org/ . Дата обращения 6 мая 2019.
  13. Лингвостилистический анализ художественного текста . https://rosuchebnik.ru/ . Дата обращения 6 мая 2019.
  14. Лисовцева В. М., Петрова Л. Г. Экспертиза текста: психологический и лингвистический аспекты . https://www.psy-expert.ru/ . Дата обращения 6 мая 2019.
  15. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века . http://www.infolex.ru/ . Дата обращения 14 мая 2019.
  16. Логико-семантический синтаксис в 1920 – 1940 гг. . https://studopedia.info/ . Дата обращения 14 мая 2019.
  17. Лингвистический энциклопедический словарь . http://tapemark.narod.ru/ . Дата обращения 14 мая 2019.
  18. Введение в языкознание. Хрестоматия . — М: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. — 342 с. — ISBN 5-7567-0252-0 .
  19. Философия языка . http://www.lomonosov-fund.ru/ . Дата обращения 14 мая 2019.
  20. Синтаксис . http://russkiyyazik.ru/ . Дата обращения 14 мая 2019.
  21. Культурология, русский язык, культура речи . http://window.edu.ru/ . Дата обращения 14 мая 2019.
  22. Т. Н. Синеокова. Некоторые направления в исследовании синтаксиса   (рус.)  // Вестник Оренбургского государственного университета : Сборник статей. — 2004. — С. 2—5 .
  23. М.И. Саврушева. Философия науки и техники: учеб. пособие для магистрантов . — Омск, 2013. — 120 с. Архивная копия от 3 мая 2019 на Wayback Machine
  24. Менджерицкая Е. О. Когнитивный синтаксис современного английского языка   (рус.)  // Вестник Самарского государственного университета : Журнал. — № 11(2) .
  25. Архипова М. В. К вопросу взаимосвязи синтаксиса и стилистики английского языка . http://web.snauka.ru/ . Современные научные исследования и инновации (2016). Дата обращения 13 сентября 2019.
  26. Аспекты изучения синтаксиса   (рус.)  // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 11 . — С. 305—309 .

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок