Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Сингармони́зм (от греч. συν- — с, вместе и ἁρμονία — созвучие, гармония) — морфолого - фонетическое явление, состоящее в уподоблении гласных (иногда согласных ) в рамках одного слова по одному или нескольким фонетическим признакам, таким, как ряд , подъём (открытость) или огубленность . Явление присуще главным образом агглютинативным языкам . Сингармонизм по ряду и огубленности характерен для вокализма большинства тюркских языков. В западных языках финно-угорской группы действует закон гармонии гласных по ряду образования звуков (передний или задний). Для тибетского языка характерен сингармонизм по подъёму. В той или иной степени явление сингармонизма присутствует во многих языках мира ( акан , игбо , бежтинский , такелма , сранан-тонго , сарамакканский , лингала , сесото , северный сото и др.).

Соотношение сингармонизма и умлаута

Под сингармонизмом преимущественно понимается уподобление последующего гласного предыдущему (прогрессивный сингармонизм) . Регрессивный сингармонизм называется умлаутом .

Соотношение сингармонизма и аблаута

Аблаут от сингармонизма отличается отсутствием или необязательностью позиционной обусловленности. В то же время возможно одновременное существование сингармонизма и аблаута.

Отмирание сингармонизма

Прогрессивный сингармонизм (проявляющийся частично или полностью) исчез в эстонском и некоторых других финно-угорских и самодийских, в некоторых тюркских (литературном узбекском, уйгурском, крымчакском, урумском, балканских диалектах турецкого, саларском, сарыг-югурском) и японском языке. Данный процесс мог сопровождаться утратой фонематической важности категории ряда.

Умлаут частично или полностью исчез как позиционно обусловленное изменение и фактически превратился во вторичный аблаут , например, в германских (англ. goose 'гусь' — geese ), якутском (наличие дублетов вроде хатын//хотун 'женщина').

См. также


© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок