Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Сет
sw W t
x
E20 A40

Stẖ
Set.svg
Первоначально: защитник солнца- Ра от Апопа , владыка воинской доблести и смелости. После эпохи Нармера и особенно Птоломеев демонизирован: покровитель далёких от Нила стран и чужеземцев, мирового зла, пустыни , сближён с Апопом , антагонист в дуализме Сета и Осириса - Хора .
Мифология древнеегипетская
Местность покровитель Верхнего Египта , северо-восточная Дельта Нила
Сфера влияния гнев , пыльная буря , хаос , война , насилие и иностранец
Толкование имени Покровитель царской власти, его имя в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь») и в именах фараонов XIX династии. Позже иероглиф «зверь Сета»
E20
был детерминативом к словам «дикий, злой, свирепый»
Греческое написание Σηθ
Латинское написание Seth
Пол мужской
Отец Геб
Мать Нут
Брат Осирис
Сестра Исида , Нефтида
Супруга несколько включая: Нефтида , Таурт , угарито - финикийские Анат и Ашторет
Дети Анубис
Связанные персонажи Немти , Аш , Тешуб , Апоп , Тифон , Баал
Характерные черты с головой похожей на осла , трубкозуба ; крокодил , гиппопотам , змея , гиппопотам в шкуре крокодила , чёрная свинья
Связанные события День его рождения — третий предновогодний — считался в Египте несчастливым
Атрибуты скипетр Уас и анх ; стихия — пустыня , песчаные бури .
Упоминания почитался с Додинастического периода
В иных культурах отождествлялся с финикийским Баалом
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Сет , также Сетх , Сутех ( егип. Stẖ ), — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь , разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду . Первоначально почитался как «защитник солнца- Ра », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов . Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа , олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован , стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла. Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далёких стран и чужеземцев .

Происхождение

Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба , братом Осириса , Исиды и Нефтиды . Последняя также приходилась ему женой, от которой, по одной версии, у него родился сын Анубис .

Есть версия, по которой он был рождён в районе города Су (оазис Файюм ). Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.

Имел несколько жён: Нефтида, Таурт , угарито-финикийские богини Анат и Ашторет и др. Издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой .

Изображения

Изображение Сета на притолоке храма Сета, период правления Тутомса I

Самое раннее изображение бога выявлено на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Накада I .

  1. Сет изображается, как правило, с головой осла , трубкозуба . С длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).
  2. Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендере ), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане ), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.
  3. Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).
  4. Изображения «зверя Сета» сохранилось на булаве царя Скорпиона . В египетском языке иероглиф «зверь Сета»
    E20
    был идеограммой, которая служила детерминативом к таким словам как «дикий», «злой», «свирепый» . В более поздние эпохи создание, похожее на описание «зверя Сета», упоминается в арабских текстах как «салава» .
  5. Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.

Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл .

Мифология

Нефтида и Сет, ок. 1279—1213 годы до н. э. Лувр . Величина фигур определяется важностью Сета в композиции

Согласно древнеегипетской мифологии, супруга Сета Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его жены Исиды, зачала от него сына Анубиса (по другим версиям — отцом Анубиса был Сет или Ра ) . Опасаясь гнева супруга Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида .

Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерёг Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 70-ю заговорщиками . На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придётся впору. Едва Осирис лёг в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил . (Согласно мемфиской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами) . Трон занял Сет.

Услышав об убийстве мужа, Исида обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Ей во всём помогала Нефтида, бежавшая от Сета . Обретя тело Осириса женщины спрятали его в болотах близ города Буто , чтобы оплакать . Но Сет нашёл и разрубил тело брата на 14 (или 16, или 18) частей, а затем разбросал по Дельте .

Исида тайно родила от Осириса сына Гора и, чтобы уберечь его от гнева Сета, положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца» .

Тяжба Гора и Сета

Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Исида выступала на стороне сына в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджет ; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама  — Исиду Хесамут .

Осуждённого Сета, обернувшегося в пантеру, боги решили сжечь, а Анубис снял шкуру с Сета и надел на себя. Затем он отправился в святилище Осириса и калёным железом выжег на шкуре свой знак .

Когда Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу , где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона , представляющими собой борьбу двух божеств.

Культ

Сет и Гор коронуют Рамсеса II . Малый храм в Абу-Симбеле

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в « Текстах пирамид » и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом , местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис . В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии : Сети , Сетнахт ; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период , в эпоху Накада I (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады . В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций. После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например, как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом , защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с Третьего переходного периода , особенно в эпоху Птолемеев , когда культ Гора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.

Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе , Гипселе, оазисах Дахла и Харга , а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена XXVI династии этот бог стал явным олицетворением зла.

Папирус Анастаси II пишет о событиях времён Рамзеса III :

Его Величество ( Рамзес III ) построил себе укреплённый дворец, именуемый «Великий в победах». Он находится между Речену и Тамери, изобилует пищей и запасами. Он построен по образцу Гермонтиса , а его протяжённость — такая же, как у Хут-ка-Птаха . Солнце восходит на обеих своих световых горах (понятие из египетской мифологии), а опускается в центре этого города. Все люди покидают свои города и селятся в округе (этого города). На западе (города) располагается храм Амона , на юге — храм Сета. Астарта находится на востоке, а Уто  — на севере. Укреплённый дворец, который находится в этом городе, (так же велик), как обе световых горы неба. Рамзес II в нём как бог, « Монту в Обеих землях» как докладчик, «Господин Солнце » как визирь , дружественно настроенный к Египту.

Сопоставления

Сопоставления Сета с другими египетскими богами и божествами пантеонов других народов.

Сет в массовой культуре

Символ Сета из сериала «Звёздные врата».

Кинематограф

Видеоигры

  • В ролевой игре Vampire: The Masquerade есть клан «Последователи Сета», которые описываются как коварные вампиры египетского происхождения .
  • В компьютерной игре Tomb Raider: The Last Revelation Сет выступает в роли главного антагониста и финального босса. Сюжет игры полностью посвящён ему.
  • Egypt 3: The Egyptian Prophecy   (англ.)

См. также

Примечания

Комментарии

  1. рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендере
  2. папирус Жумиляк
  3. рельеф в храме Рамсеса II в Асуане
  4. фреска на стене гробницы Ментухотепа
  5. миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи

Примечания

  1. Гардинер А. Х. Египетская грамматика .
  2. .
  3. Андрей Михайлович Самозванцев. Мифология Востока. — Алетейа, 2000. — С. 53. — 394 с. — ISBN 9785893210545 .
  4. Михаил Александрович Коростовцев. Религия древнего Египта. — М. : Наука, 1976. — С. 113—114. — 344 с.
  5. E. A. Wallis Budge. Nephthys. — The Gods of the Egyptians. — Courier Corporation, 1969. — 514 с. — ISBN 9780486220567 .
  6. Анат  // Мифы народов мира  : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М.  : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 76.
  7. В. Н. Ларченко, М. А. Лебедев, К. В. Селянин, В. В. Солкин Древний Египет. Энциклопедия.
  8. Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
  9. Швец Н. Н. Словарь египетской мифологии. — М. : Центрполиграф, 2008. — 256 с. — (Загадки древнего Египта).
  10. Макс Мюллер. Египетская мифология . — М. : Центрполиграф, 2019. — 489 с.
  11. Эрнест Альфред Уоллис Бадж. Древний Египет. Духи, идолы, боги = From Fetish to God in Ancient Egypt / Переводчик: Игоревский Л. А.. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 52, 172, 185, 204—206. — 480 с. — (Загадки древнего Египта).
  12. Hugo Gressmann: Altorientalische Texte zum Alten Testament . de Gruyter, Berlin 1970, S. 106.
  13. Балу  // Мифы народов мира  : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М.  : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 159.
  14. Йево  // Мифы народов мира  : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М.  : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 76.
  15. Элефантинские папирусы , Bezalel Porten, with J.J. Farber, C.J. Martin, G. Vittman, editors. 1996. The Elephantine Papyri in English: Three Millennia of Cross-Cultural Continuity and Change , Brill Academic, 1996
  16. William G. Dever, Did God Have a Wife? , Eerdmans, 2005б ISBN 0-8028-2852-3
  17. Thomas L. Thompson, Salma Khadra Jayyusi Jerusalem in ancient history and tradition , p. 139. T.& T.Clark Ltd; illustrated edition, 2004, ISBN 978-0-567-08360-9
  18. Andrew A. Forbes, Y. Miles Zhang, Ryan D. Ridenbaugh, Sean Liu, Kelly L. Weinersmith. Description of a new species of Euderus Haliday from the southeastern United States (Hymenoptera, Chalcidoidea, Eulophidae): the crypt-keeper wasp   (англ.)  // ZooKeys. — 2017-12-01. — Vol. 645 . — P. 37–49 . — ISSN 1313-2970 . — DOI : 10.3897/zookeys.645.11117 .
  19. « Stargate SG-1 — „Сэт“, s3e2»   (англ.) на сайте Internet Movie Database
  20. Guiley, Rosemary. Games, Vampire & Werewolf  (англ.)  // The Encyclopedia of Vampires, Werewolves, and Other Monsters. — Infobase Publishing, 2004. — P. 131—132 . — ISBN 9781438130019 .

Литература

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок