Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Речевой звук  — звук , образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: гортань , глотка , ротовая полость с языком , лёгкие , носовая полость , губы , зубы ).

Наука о звуках речи называется фонетикой .

В целом звуки речи подразделяются на шумы и тоны : тоны в речи возникают в результате колебания голосовых складок ; шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящей из лёгких струи воздуха. Тонами являются обычно гласные ; почти же все глухие согласные относятся к шумам. Звонкие согласные образуются путём слияния шумов и тонов. Шумы и тоны исследуются по их высоте , тембру , силе и многим другим характеристикам.

Наиболее известной характеристикой речевого сигнала является основной тон . Эта характеристика представляет собой обычную частотную модуляцию сигнала , параметры которой легко измеряются (установлено, что частота основного тона разных людей (мужчин, женщин, детей) находится в диапазоне 50-250 Гц [ источник не указан 60 дней ] .). Классифицируется относительное изменение частоты , и траектория во времени при произнесении слова или фразы. Относительное изменение частоты может достигать 15 %, что в европейских языках передаёт эмоциональную составляющую речи (так, в русском языке различные траектории вызывают ощущение до 28 типов эмоций; однако ударение - музыкальное ), а в некоторых восточных - смысловую (см., например, три явления в китайской фонетике ).

В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения:

  • акустической , поскольку звук является акустическим явлением;
  • физиологической , так как звуки являются продуктом деятельности центральной нервной системы и образуются органами речи;
  • лингвистической (социальной), так как при помощи речевых звуков осуществляется общение; звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке. Рассматриваемые в этом аспекте, звуки получают название фонем , которые в каждом языке образуют свою систему. Лингвистическая точка зрения является преобладающей: именно она рассматривает отдельные звуки речи.

Акустическая классификация звуков речи

С точки зрения акустики , речевые звуки представляют собой колебания упругой среды (сначала речевого аппарата, потом воздуха, в конце - барабанных перепонок), обладающие определённым спектром , интенсивностью и диапазоном .

Спектр речевого звука можно разложить на тоновую (периодическую) и шумовую (непериодическую) составляющие. Тоновые звуки образуются при участии голосовых связок, шумовые — препятствиями в полости рта. По наличию этих составляющих можно провести первую классификацию речевых звуков:

  • Гласные — тоновые
  • Глухие согласные — шумовые
  • Сонорные согласные — тоновые со слабой примесью шума
  • Звонкие согласные — шумовые с участием тона

Более тонкий анализ спектра (в том числе принимающий во внимание поведение спектра во времени) позволяет следующую классификацию звуков :

  • Вокальные/невокальные звуки. Вокальные звуки обладают ярко выраженными формантами (частотами, сигнал которых усиливается со временем). Все гласные и сонорные согласные  — вокальные звуки, все шумные согласные — невокальные.
  • Консонантные/неконсонантные звуки. Консонантными называются звуки со слабым общим уровнем энергии. Все согласные звуки — консонантные, все гласные — неконсонатные.
  • Высокие/низкие звуки. Деление происходит в зависимости от части спектра, в которой расположены основные составляющие звука. Гласные переднего ряда, а также передне - и заднеязычные согласные  — высокие звуки, непередние гласные , а также губные и заднеязычные согласные  — низкие.
  • Компактные/диффузные. Деление происходит в зависимости от компактности спектра звука. Гласные верхнего подъёма , а также губные и зубные согласные  — диффузные звуки, все остальные — компактные.
  • Диезные /недиезные. Деление происходит в зависимости от положения формантов в спектре. Мягкие согласные , а также гласные переднего ряда и гласные, произносимые между двумя мягкими согласными — диезные звуки.
  • Бемольные /небемольные. Бемольными называются звуки, спектр которых (целиком или частично) понижается со временем. Огубленные гласные и согласные — бемольные звуки.
  • Прерванные/непрерывные. Непрерывными называются звуки, энергия которых равномерно распределена во времени, тогда как энергия прерванных звуков имеет максимум в начале звука. Смычные согласные  — прерванные.
  • Резкие/нерезкие. Резкими называются звуки с ярко выраженной неоднородностью спектра. Аффрикаты и дрожащие согласные  — резкие звуки.
  • Звонкие/глухие. Звонкими называются звуки, основной тон звука которых — самая низкая составляющая спектра (до 300 Герц). Звонкие гласные и согласные — звонкие звуки.

Физиологическая классификация звуков речи

Звуки речи человека генерируются, как правило, артикуляционным аппаратом . В общем его математическую модель можно представить в виде возбуждающих генераторов тонового и белого шума и группы фильтров, модуляторов и ключей (рот, нос, язык, губы), обеспечивающих фильтрацию и формирование определённого ощущения звука. Речевой аппарат человека при генерации речи использует следующие физические принципы для получения различных типов звуков:

  • гласный  — в этом случае голосовая щель генерирует звуковые импульсы;
  • шипящий согласный  — в этом случае голосовая щель отключена и артикуляционный аппарат формирует шумовой сигнал;
  • смешанные шипяще-тоновые звуки типа [з] [ж] , где одновременно присутствует шумовая составляющая модулированная голосовой щелью, или типа [р] , где модулируется тоновый сигнал;
  • взрывной согласный  — генерация звука основана на перекрытии потока воздуха артикуляционными органами и последующем акустическом ударе;
  • пауза — отсутствие звука, длина паузы влияет на ощущение следующего за ней звука;
  • изменение параметров артикуляции в процессе генерации (их динамика) также создаёт ощущение определённого звука ( дифтонги );
  • интонация  — относительное изменение основного тона.

См. также

Примечания

Литература

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок