Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Александр Павлович на фоне Камероновой галереи .

Воспитанный в либеральном духе швейцарцем Лагарпом , Александр I взошёл в 1801 году на российский престол с намерением осуществить всеобъемлющие либеральные преобразования государственно-политического устройства Российской империи . В этих начинаниях его поддерживала и значительная часть дворянской верхушки.

Ввиду ряда причин, включая необходимость сосредоточения на противостоянии Наполеону и внешней политике, к середине правления Александра реформы были постепенно свёрнуты, а их основной идеолог М. М. Сперанский был отставлен от государственной службы.

В целом, преобразования Александра I носили косметический характер и не привели к существенной перестройке империи. Прошло ещё полвека, прежде чем Александр II реализовал действительно масштабные либеральные преобразования — т. н. великие реформы .

Негласный комитет

Основная статья: Негласный комитет

Император окружил себя молодыми людьми, призванными помогать ему в преобразовательных работах. Это были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов , граф В. П. Кочубей , князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев . Эти люди составили так называемый « Негласный комитет », собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору « в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей ». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить « уложением, установленным на основании истинного народного духа ». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности « Непременного совета », крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года, « Всемилостивейшую жалованную грамоту » и ряд внешнеполитических мероприятий .

Реформа органов центрального управления

Законосовещательный орган

Основная статья: Непременный совет

Реформы начались с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Совет при высочайшем дворе 30 марта ( 11 апреля 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название « Непременного совета », для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.

По проекту М. М. Сперанского « Введение к уложению государственных законов » с 1 января 1810 года Непременный совет был преобразован в Государственный совет . Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского ). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарём был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений .

Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из членов совета по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при их разработке. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

Сенат и Синод

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената , так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власти. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых чиновников империи. Непосредственных сношений Сената с верховной властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.

Изменениям подвергся и Святейший Синод , членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора . При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены. С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял ближайшее доверенное лицо императора — князь А. Н. Голицын , который с 1816 года занимал также должность министра народного просвещения.

Министерская реформа

Основная статья: Министерская реформа
Михаил Сперанский в 1806 году

Манифестом « Об учреждении министерств » от 8 сентября 1802 года провозглашалась министерская реформа . Поначалу создавалось восемь министерств, заменявших петровские коллегии , ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I :

Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками . Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров .

На втором этапе реформы 12 июля 1810 года был утверждён подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года — «Общее учреждение министерств». Этот манифест разделял все государственные дела « в порядке исполнительном » на пять главных частей:

  • внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;
  • устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;
  • государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;
  • устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;
  • устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий .

Число министерств и приравненных к ним Главных управлений, таким образом, достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета .

Программа преобразований Сперанского

В конце 1808 года Александр I, не удовлетворённый результатами деятельности Негласного комитета, поручил Михаилу Сперанскому , талантливому выходцу из низов, разработать план государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием « Введение к уложению государственных законов » был представлен императору. Его цель состояла в том, чтобы модернизировать и европеизировать государственное управление , путём введения буржуазных норм и форм «в целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

Сперанский предполагал разделить население России на три сословия :

  1. дворянство имеет гражданские и политические права ;
  2. « среднее состояние » имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.
  3. « народ рабочий » имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности ): это помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

Проектом Сперанского впервые в России предполагалось реализовать разделение властей на законодательную (Государственный совет, губернские, окружные, волостные думы), исполнительную (министерства и учреждения губернские, окружные, волостные) и судебную ( Сенат , губернские и окружные суды).

Выборы  в представительный орган предполагались четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей. Доступ к выборам должны были получить землевладельцы (помещики) и верхи городской буржуазии.

При императоре создаётся представительный орган — Государственный совет, или дума. При этом император сохраняет всю полноту власти: сессии император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре. Императору же принадлежало право назначения министров и сенаторов.

Проект Сперанского встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать. Правда, Государственный совет (в урезанном виде) был всё-таки учреждён по плану Сперанского 1 января 1810 года. В течение последующих двух лет (12 июля 1810 года и 25 июня 1811 года) были преобразованы министерства (см. выше).

К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената , а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет. Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

  1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.
  2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством. Государственный совет новый проект представительства резко раскритиковал, хотя большинство проголосовало «за». К тому времени и сам Сперанский разочаровался в проекте и советовал его не принимать.

Таким образом, из трёх отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.

Финансовая реформа

1839

Рубль Александра I серебром. 1813 год
Рубль с портретом Александра I в честь открытия Александрийского столпа . 1834 год

По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) насчитывалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит в 66 млн ассигнаций.

Ввиду того, что правительство продолжало печатать бумажные деньги и наблюдалась их очевидная инфляция , планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные). Увеличение всех налогов произошло в два этапа, 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года.

Реформа в области образования

В 1812 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений , внёсшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Уровни системы образования: в крупнейших городах — университет, в каждом губернском городе — гимназия, в уездах — училища, в церковных приходах — одноклассные училища. Всей системой образования ведало Главное управление училищ .

В рамках реформы территория империи была разделена на шесть учебных округов, возглавляемых попечителями . Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны новые университеты — Дерптский (1802), Виленский (1876), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был также преобразован в 1819 году в университет. В Ярославле на частные средства открылось в 1803 году Демидовское высших наук училище .

Первый в России Университетский устав (1804) предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

Указ «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» от 6 августа 1809 г. предусматривал, что условием производства в чин коллежского асессора (VIII класс), наряду с выслугой и одобрением начальства, должно быть обучение в одном из отечественных университетов или сдача там специального экзамена. Для производства в статские советники (V класс) обязательными условиями были названы: десятилетняя выслуга «с ревностию и усердием»; не менее чем двухгодичное пребывание в одной из поименованных должностей (советника, прокурора, правителя канцелярии или начальника определенной штатом экспедиции); одобрение начальства; успешное обучение в университете или сдача соответствующего экзамена, подтвержденные аттестатом . М. А. Дмитриев вспоминал об этом указе так:

« Учиться основательно и узнавать положительные предметы, нужные для просвещения, начали мы собственно только с указа 1809 года от 6 августа, и обязаны этим императору Александру... Как все удивились, что по этому указу требуется для дворянских детей знание языка латинского! Само слово «студент», звучало не по-дворянски! Будем благодарны правительству и его принудительным мерам: без них мы никогда бы не образовались. »

Во второй половине правления Александра продолжалось основание привилегированных средних учебных заведений — лицеев : в 1811 году — Царскосельский , в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский .

В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения , которое занялось «закручиванием гаек» и клерикизацией учебных заведений. В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса. В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся Магницким и Руничем очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

В 1804 году в России появился первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Проекты крестьянской реформы

Сложнее всего было подступить к крестьянской реформе, предполагавшей поэтапную отмену крепостного права . Ещё при вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казённых крестьян. Указом от 12 декабря 1801 года предоставлено право покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получат это право лишь в 1848 году и только на имя помещика).

« Указ о вольных хлебопашцах » от 20 февраля 1803 года предполагал принципиальную возможность освобождения крестьян с землей за выкуп (с согласия помещика). Проблему крестьянской зависимости он не решил: за всё время действия указа на его основании было освобождено от крепостной зависимости около 1,5 % крепостных крестьян.

Наибольшее возмущение у прогрессивной части общества вызывала распродажа крестьян в отрыве от земли, приводившая к разлучению семей. Соответствующие объявления печатались во всех газетах. Азиатские негоцианты могли купить крестьянина на Макарьевской ярмарке и увезти его на Восток, где он до конца дней жил на положении обычного раба. Намерение Александра запретить продажу крестьян без земли разбилось о сопротивление консерваторов. Настойчивость была чужда характеру молодого императора, и он уступил, запретив лишь публикацию объявлений о продаже людей.

Указ от 10 марта 1809 года отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплён за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. Правда, право помещиков ссылать крестьян в Сибирь было восстановлено уже в 1816 году.

Последующие действия правительства перечеркнули эти благородные начинания. За 1810—1811 годы в связи с тяжёлым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казённых крестьян. В ноябре 1815 года российским крестьянам запрещено «отыскивать вольность». В 1823 году вышел указ, подтверждающий право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

В 1818 году Александр I тайно поручил адмиралу Мордвинову , графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова :

  • крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остаётся за помещиками.
  • размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9—10 лет — 100 руб.; 30—40 лет — 2 тыс.; 40—50 лет — …

Проект Аракчеева :

  • освобождение крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землёй (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Гурьева :

  • медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.

Крестьянская реформа была «обкатана» на примере Прибалтики, где крестьянский вопрос осложнялся национальным: остзейское дворянство состояло сплошь из немцев. В 1804-05 гг. за прибалтийскими крестьянами было признано право на наследственное владение их земельными участками, а для безземельных крестьян-батраков и дворовых людей был установлен минимум обязательного вознаграждения. В 1816-19 гг. прошёл второй этап реформы: крестьяне-прибалты освобождались от личной крепостной зависимости под условием сохранения за дворянством собственности на землю.

Конституционные проекты

Не желая уступать Наполеону репутацию либерального деспота, Александр I на Боргоском сейме 1809 года утвердил широкую автономию Великого княжества Финляндского с сохранением конституционного закона 1772 года и представительного органа — сейм . В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому .

В 1818 году Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную уставную грамоту для России. Разработчики грамоты взяли за основу польскую конституцию. Проект предусматривал разделение судебной и исполнительной власти, а также создание двухпалатного парламента — Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы. Впервые в русской истории провозглашались свобода печати и неприкосновенность личности.

Ознакомившись с проектом, Александр, встревоженный революционной волной 1820-21 гг. в Греции, Италии и Испании, положил его под сукно.

Свёртывание реформ

За первые десять лет пребывания на троне Александр вполне вошёл во вкус самодержавного правления и охладел к преобразованиям . Ему казалось, что стоит «расшевелить» общество, как России будут обеспечены революционные волнения, подобные тем, что периодически вспыхивали в Европе. Охранительные взгляды императора подпитывались внушениями консерваторов , которые объединились перед лицом грядущих реформ. Так, Н. М. Карамзин в аналитической записке 1811 года увещевал императора :

« Одна из главнейших причин неудовольствия россиян на нынешнее правление есть излишняя любовь его к преобразованиям, потрясающим Империю, благотворность коих остаётся сомнительной. »

После нашествия французов на Россию императором и вовсе овладевают религиозно-мистические настроения. Он сводит знакомство с баронессой Криденер , считавшей всякий земной прогресс иллюзорным, и с Юнг-Штиллингом , автором сочинений с характерными названиями «Сцены из царства духов», «Теория познания духов», «Приключения по смерти», где Французскую революцию олицетворяет «зверь из бездны», а трёхцветная французская кокарда трактуется как «знамение зверя».

В 1812 году Сперанский потерял расположение императора, и на систематическом реформировании абсолютистской империи был поставлен крест. В целом, преобразования Александра, постоянно колебавшегося между консервативно-реакционным ( Аракчеев ) и либерально-реформаторским (Сперанский) лагерями, носили непоследовательный, межеумочный и поверхностный характер, затронув главным образом верхушку государственного управления и наименование отдельных ведомств. Существенных изменений в социально-экономическое и политическое устройство страны они не внесли.

Пробуксовывание старых и свёртывание новых реформ вызывало разочарование прогрессивной части русского общества, вдохнувшей во время заграничных походов 1813-15 гг. свободный воздух Европы. Офицеры выплёскивали своё недовольство на тайных собраниях, строя проекты более радикальных преобразований. Так родилось движение декабристов .

Примечания

  1. , с. 64.
  2. Ключевский В. О. Избранные лекции «Курса русской истории». — Ростов-на-Дону, 2002.
  3. «ВСЕ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ТРЕБУЮТ СВЕДУЩИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ…»:К 200-ЛЕТИЮ УКАЗА ОБ ЭКЗАМЕНАХ НА ГРАЖДАНСКИЕ ЧИНЫ
  4. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти
  5. История России с начала XVIII до конца XIX века (под ред. А. Н. Сахарова). Институт Российской истории РАН, 1997. Стр. 306.
  6. s:Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях (Карамзин)
  7. Многоконцептуальная история России (под ред. проф. Б. В. Личмана). Учебное пособие. Екатеринбург, 2000. Стр. 268.

Литература

  • А. В. Демкин . Дней Александровых прекрасное начало. Внутренняя политика Александра I в 1801-1805 гг.. — М. : Кучково поле, 2012. — ISBN 978-5-9950-0280-2 .
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок