Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Совет Безопасности ООН
Резолюция 478
Jerusalem Law חוק יסוד- ירושלים בירת ישראל.jpg
Закон о провозглашении Иерусалима столицей Израиля .
Дата 20 августа 1980
Заседание № 2245
Код S/RES/478
Голосование
  • За: 14
  • Вздр. : 1
  • Против: 0
Тема Территории оккупированные Израилем
Итог Принята
Состав Совета Безопасности на 1980 год
Постоянные члены
Непостоянные члены
Документ

Резолюция Совета Безопасности ООН 478  — документ, инициированный 20 августа 1980 года на 2245-м заседании Совета Безопасности ООН в связи с тем, что 30 июля 1980 года Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей .

Резолюция была принята голосами 14 членов совета при одном воздержавшемся ( Соединённые Штаты Америки ).

Исторический фон

В конце 1970-х годов резко увеличилось политическое давление на Израиль. 90 государств из 138 представленных в то время в ООН практически беспрекословно поддерживали любое арабское предложение. Такова была политика блока неприсоединившихся стран , объединявшего и ряд государств третьего мира , в котором арабские государства и мусульманские страны имели серьёзный вес и мощное влияние . «Неприсоединившиеся» традиционно поддерживались государствами социалистического блока и странами социалистической ориентации . Согласно ряду источников, «опираясь на автоматическое большинство, арабские страны легко продвигали антиизраильские резолюции в различных органах ООН» . Так, в 1979 году в СБ ООН было принято 7 резолюций, осуждающих действия Израиля , а за первые шесть месяцев 1980 года уже 8.

В Гаванской декларации (Политическая декларация шестой Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, Гавана, 3-9 сентября 1979) , декларировавшей ряд основных принципов всеобъемлющего урегулирования, прямо было указано в параграфе 102, пункт (d):

Город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет.

22 июля 1980 года была созвана Седьмая чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций [en] , полностью посвященная "незаконным действиям Израиля в оккупированном Восточном Иерусалиме и на других оккупированных территориях". В этот же день представитель Кубы (страны-председателя «Движения» в 1979-1983 гг.) представил позицию «Движения» Генеральному секретарю ООН в качестве официального документа Сессии .

29 июля 1980 Седьмая чрезвычайная специальная сессия ГА ООН приняла резолюцию , в которой, в частности, потребовала:

7. призывает Израиль полностью и безоговорочно уйти со всех палестинских и других арабских территорий, оккупированных с июня 1967 года, включая Иерусалим, со всей неприкосновенностью имущества и услуг и настоятельно призывает, чтобы такой уход со всех оккупированных территорий начался до 15 ноября 1980 года;

8. требует, чтобы Израиль полностью соблюдал положения резолюции 465 (1980), единогласно принятой Советом Безопасности 1 марта 1980 года;

9. требует далее, чтобы Израиль в полной мере соблюдал все резолюции Организации Объединенных Наций, имеющие отношение к историческому характеру Священного города Иерусалима, в частности резолюцию 476 (1980) Совета Безопасности от 30 июня 1980 года;

На следующий день, 30 июля 1980 года , Кнессет подавляющим большинством принял «Основной закон» об Иерусалиме , в котором он провозгласил, что:

1. Иерусалим, единый и неделимый, является столицей Израиля.

2. В Иерусалиме находятся президент государства, Кнессет, правительство и Верховный суд.

В законе также предусматривалась охрана святых мест от осквернения и от всего того, что может нарушить свободу доступа к ним представителей различных религий, или оскорбить их чувства . Кроме того, в законе содержались положения, касающиеся развития города в экономической и других областях .

Между тем, Иерусалиму всегда придавалось в Израиле важное значение. В сентябре 1948 года израильские власти учредили в Иерусалиме Верховный суд , а уже 17 февраля 1949 года в Иерусалиме было проведено заседание Кнессета, на котором Хаим Вейцман принял присягу при вступлении в должность президента страны.

Следует также отметить, что ещё 23 января 1950 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Израиля и продолжил перевод в город государственных учреждений, когда Иордания предприняла шаги по распространению своей юрисдикции на Восточный Иерусалим и Западный берег реки Иордан .

По завершении Шестидневной войны , 27 июня 1967 года, Кнессетом был принят «Закон об охране святых мест», согласно которому законодательство, юрисдикция и административные постановления, существующие в Израиле, вступают в силу и в Восточном Иерусалиме и некоторых окружающих его районах, которые ранее находились под контролем Иордании . Этим же постановлением объединенный город был провозглашён единой и неделимой столицей страны. Именно этот статус города и был зафиксирован в первой статье принятого 30 июля 1980 года «Основного закона» о Иерусалиме — столице Израиля .

Содержание резолюции

Решение Израиля принять закон, по которому Восточный Иерусалим официально аннексировался, а объединенный город объявлялся столицей Израиля , было отвергнуто Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей. Совет осудил принятие Израилем «Основного закона» об Иерусалиме и отказ выполнять соответствующие резолюции Совета Безопасности. Он подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права и не влияет на применение на палестинской и других арабских территориях, включая Иерусалим, Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года .

Текст резолюции

Толкование

В резолюции 478 СБ ООН фактически повторил свою уже сложившуюся за десятилетия позицию по Иерусалиму, выраженную в резолюциях 252 (1968), 267 (1969), 271 (1969), 298 (1971), 465 (1980) и 476 (1980). Она основывалась также на резолюции 242 от 22 ноября 1967 года , требовавшей вывода израильских войск с территорий занятых в результате Шестидневной войны, что в соответствии с толкованием ООН включает и территорию Восточного Иерусалима.

Резолюция 2253 ГА ООН от 4 июля 1967 года любые действия Израиля, ведущие к изменению статуса Иерусалима, объявляла недействительными, а резолюция СБ ООН 237 от 14 июня 1967 года определяла, что к ситуации на всех занятых Израилем в 1967 году территориях, включая Восточный Иерусалим, применимы статьи 4-й Женевской конференции о защите гражданского населения во время войны. Так, статья 47 запрещала аннексию территории, а статья 49 — перемещение населения оккупирующей державы на эту территорию.

Израиль не признал применимость данной Женевской конвенции к оккупируемым с 1967 года территориям, аргументируя это тем, что после прекращения британского мандата никакого законного суверенитета над этими территориями установлено не было, и выступил против принятия соответствующих резолюций в Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее. Однако он разрешил Международному комитету Красного Креста , который имеет по Конвенции особый статус, осуществлять гуманитарную деятельность, в том числе в районе Восточного Иерусалима.

Выполнение требований резолюции

Израиль отказывается выполнять решения резолюции, так как считает, что само требование о восстановлении статуса Иерусалима, которое содержится во многих резолюциях ГА и СБ ООН, фактически лишено какого-либо юридического смысла, ибо под понятием «статус Иерусалима» в них подразумевается тот статус, который был установлен в резолюции ГА ООН 181/II от 29 ноября 1947 года , то есть «под международным управлением». Соответственно, нельзя от Израиля требовать возвращения статуса, которого город никогда не имел в реальности.

Невыполнению Израилем требований резолюции способствует также тот факт, что решения Совета безопасности ООН носят лишь рекомендательный характер, так как выносятся со ссылкой на Главу VI Устава ООН « Мирное разрешение споров ». В Статье 36 этой главы, пункт 1, определяется круг полномочий Совета Безопасности при действиях по этой статье:

«Совет Безопасности уполномочивается в любой стадии спора, имеющего характер, указанный в статье 33, или ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования».

До выхода Израиля из Восточного Иерусалима все страны-члены ООН должны были вывести свои дипломатические представительства из Иерусалима.

До этого момента посольства 13 из 45 стран находились в Иерусалиме: Сальвадор, Коста-Рика, Панама, Колумбия, Гаити, Боливия, Нидерланды, Гватемала, Доминиканская Республика, Уругвай, Чили, Эквадор и Венесуэла. Все другие посольства находились в Тель-Авиве. Все они выполнили требование резолюции. В 1982 году Коста-Рика и Сальвадор вернули свои посольства в Иерусалим, но в августе 2006 года сначала Коста-Рика и потом Сальвадор снова выполнили требования резолюции.

Конгресс США решил в 1995 году разместить своё посольство в Иерусалиме, но до 2010 года это решение не выполнено. Таким образом в настоящее время в городе нет иностранных посольств.

Тем не менее, позиция Израиля остается неизменной:

  • «С 1004 г. до нашей эры, когда царь Давид основал Иерусалим как столицу еврейской нации, в городе продолжалось постоянное еврейское присутствие, равно как и духовная привязанность к нему» .

В ответ на осуждение Израиля и после того, как 13 стран перевели свои посольства из Иерусалима в Тель-Авив , «опасаясь угрозы арабов наложить на них нефтяное эмбарго», 1400 христиан из 40 стран открыли в 1980 своё Международное христианское посольство в Иерусалиме  :

  • «Это было актом солидарности с еврейским народом и их связью со святым городом в течение уже трех тысяч лет».

Согласно опросу, проведенному в мае 2011 года :

66% израильтян категорически возражают против раздела Иерусалима в любой форме и передачи части его палестинцам. […] 23% готовы отказаться от части Восточного Иерусалима и 6% готовы отказаться от всей восточной части города.
73% респондентов заявили, что Израиль должен сохранить полный суверенитет над святыми местами в Иерусалиме. […] 67% опрошенных заявили, что необходимо продолжить строительство в районах столицы, находящихся за пределами, так называемой, «зеленой черты», а 23% потребовали заморозить строительство там.
91% назвали Иерусалим исторической и духовной столицей еврейского народа, а 4% назвали Тель-Авив экономическим и культурным центром возрождающегося Израиля.

Де-факто, хотя посольства большинства государств находятся в Тель-Авиве , активность аккредитованных в Израиле дипломатов фактически сосредоточивается в Иерусалиме , где находятся президент страны, правительство и кнессет .

См. также

Примечания

  1. Ближний и Средний Восток
  2. Раздел 3: Конфронтационная стабильность
  3. Государство Израиль. Внешняя политика. От Войны Судного дня (1973 г.) до подписания мирного договора с Египтом (1979 г.) — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. История ООН в свете антиизраильских резолюций, Давид Шехтер, специально для «Курсор-Инфо», 3 декабря 2006 г.
  5. What is the evidence that the United Nations is biased against Israel?
  6. СБ ООН. Резолюции 1979 года. . Дата обращения 6 декабря 2003. Архивировано 6 декабря 2003 года.
  7. СБ ООН. Резолюции 1980 года. . Дата обращения 6 декабря 2003. Архивировано 6 декабря 2003 года.
  8. The situation in the Middle East (paras. 101-122, pages 38-43) and The question of Palestine (paras. 123-133, pages 44-47) in Political Declaration (paras. 1-310, pages 6-97) of the 6th Summit Conference of Heads of State or Government of the Non-Aligned Movement. Havana, Cuba, 3–9 September 1979. Final Document , 246 pages (pdf)   (англ.)
  9. Letter dated 22 July 1980 from the Permanent Representative of Cuba to the United Nations addressed to the Secretary-General . ООН (22 July 1980). Дата обращения 4 февраля 2018.
  10. UN General Assembly Resolutions: Resolution ES-7/2 (July 29, 1980)
  11. Основной закон: Иерусалим — столица Израиля Архивная копия от 23 апреля 2009 на Wayback Machine (иврит)
  12. Basic Law: Jerusalem, Capital of Israel   (англ.) . МИД Израиля (Passed by the Knesset on the 17th Av, 5740 (30th July, 1980)). Дата обращения 12 августа 2012.
  13. От сионизма — к Сиону Алек Д. Эпштейн , Григорий Меламедов . Глава из книги «Дипломатическая война за Иерусалим. Закулисная история»
  14. Израилетяне и палестинцы о проблеме Иерусалима
  15. Основные карты // Израиль и палестинцы . Би-би-си Русская служба. Дата обращения 12 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  16. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны . Дата обращения 23 апреля 2003. Архивировано 23 апреля 2003 года.
  17. Полный текст резолюции СБ ООН 478 . Дата обращения 25 декабря 2003. Архивировано 25 декабря 2003 года.
  18. Резолюция ГА ООН № 181/ІІ . Дата обращения 17 декабря 2003. Архивировано 17 декабря 2003 года.
  19. Посольства в Израиле
  20. The Status of Jerusalem , МИД Израиля, 14 марта 1999 г.
  21. Христианские миссии, оказывающие помощь еврейскому народу; Международное Христианское Посольство в Иерусалиме
  22. Израильтяне потребовали не делить Иерусалим, 01.06.11
  23. Иерусалим. Исторический обзор , КЕЭ , том 2, кол. 692—738

Ссылки

  • Full text of resolution 478 (pdf)   (англ.)
  • The situation in the Middle East (paras. 101-122, pages 38-43) and The question of Palestine (paras. 123-133, pages 44-47) in Political Declaration (paras. 1-310, pages 6-97) of the 6th Summit Conference of Heads of State or Government of the Non-Aligned Movement. Havana, Cuba, 3–9 September 1979. Final Document , 246 pages (pdf)   (англ.)
  • A/ES-7/8 . Letter dated 22 July 1980 from the Permanent Representative of Cuba to the United Nations addressed to the Secretary-General. The part of the Final Declaration of the Sixth Conference of Heads of State or Government of Non-Aligned Countries which relates to The situation in the Middle East and The question of Palestine.   (англ.)
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок