Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Портал Телевидение
История
Телевидение в США
Телевидение в России
Телевидение в СССР
Термины
Телевизионная сеть
Телевизионная синдикация
Апфронт · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона · Финал сезона
Телесериал · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Шоураннер
Жанры и форматы
Теленовелла
Мыльная опера
Ситком · Антология
Процедурная драма
Подростковая драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Новости
Оформление статей
Категории
Oldsmobile 442 , модернизированный в шоу Overhaulin

Реа́лити-шо́у или реалити-телевидение (от англ.   reality  — действительность, реальность) — телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке. Реалити-телевидение очень развито в США и Великобритании и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России, однако термин «реальное телевидение» существует только в западной типологии жанров, в России в том же значении употребляется менее точный — «реалити-шоу».

Наиболее известными российскими реалити-шоу являются: Дом-2 и Битва экстрасенсов .

Данный телевизионный жанр объединяет множество телевизионных программ, изначальная идея жанра предполагала соответствие передачи следующим признакам:

  • отсутствие сценария
  • подача в телеэфир с первого дубля
  • участие «обычных» людей, не имеющих практики в игровом жанре, а не профессиональных актёров
  • условия съемок, максимально приближенные к реальным (в отдельных случаях — экстремальные ситуации и борьба за жизнь).

В течение длительного времени в передаче показывается ( якобы ) естественная жизнь и взаимодействие изолированной группы персонажей в той или иной обстановке. Декларируется свобода поведения участников — считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария ("Scripted Reality"), в чём и состоит «изюминка» реалити-шоу. Зрителя заставляют поверить в то, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни.

История

Впервые передачи, показывающие людей в неожиданных ситуациях, появились на телевидении в 1940-х годах.

В 1948 году на телевидении США появилось шоу «Скрытая камера» (основанное на радиопередаче 1947 года «Скрытый микрофон»), ставшее довольно быстро популярным. Эти программы впервые стали записывать и транслировать в телерадиоэфире реакцию и поведение людей, оказавшихся по воле сценариста в неожиданной ситуации.

В 1950 году дебютировали игровые шоу «Опережая время», «Причина или следствие», вовлекавшие обычных людей в разные эксцентричные состязания, трюки и шутки.

Постановка

Существует несколько общих вариантов постановки реалити-шоу и множество проектов, в разной степени совмещающих различные подходы. Во всех случаях группа участников (иногда постоянного, иногда переменного состава) постоянно живёт в ограниченном пространстве; события этой жизни постоянно снимаются телекамерами и показываются по телевидению (а в последнее время иногда ещё и демонстрируются в Интернете).

Проект обычно имеет какую-то вполне определённую заданную цель, в нём, по крайней мере теоретически, можно победить (получив за это достаточно весомый приз). Участники, таким образом, являются не просто персонажами передачи, но и соперниками в борьбе за этот приз. Как правило, участники проекта с той или иной периодичностью выбывают из него на различных основаниях: по результатам голосования участников (по решению жюри), по результатам голосования зрителей, по желанию устроителей шоу (последнее, впрочем, напрямую делается редко, так как разрушает атмосферу естественности происходящего).

Сбор видеоматериала может производиться по-разному. В одних случаях в месте обитания участников устанавливается достаточно большое количество скрытых камер , так, чтобы все действия фиксировались независимо от того, где они происходят. Участники носят на себе аппаратуру для постоянного ведения звукозаписи . Результаты съёмки могут обрабатываться, но иногда они идут в эфир напрямую премодерацией , или даже в реальном времени). В других случаях съёмка ведётся традиционным образом и только в определённое время (различные коллективные мероприятия, соревнования, голосования, беседы с участниками, отдельные бытовые моменты), а из результатов монтируются передачи, периодически выходящие на телевидении.

Хотя зрителям предлагается считать, что происходящее на экране — реальные события, это обычно не вполне соответствует действительности. Даже при отсутствии явного сценария менеджеры шоу обычно достаточно жёстко управляют происходящим, добиваясь, чтобы зрители не теряли интереса к проекту. Вследствие этого поощряются склоки, скандалы, образование и соперничество группировок внутри коллектива участников.

Классификация

Со временем форматы реалити-шоу стали развиваться по нескольким направлениям:

  • Шоу подглядывания , в котором удовлетворяется присущая большому количеству населения Земли страсть подглядывания и подслушивания. Любопытство и стремление к сильным переживаниям, особенно проявляющиеся на фоне монотонной повседневной жизни, привлекают внимание людей к событиям, происходящим с персонажами шоу. Поэтому необходимо, чтобы у участников присутствовали разные, но в то же время типичные для общества характеры. Ценными являются способности сыграть, произвести впечатление, привлечь к себе внимание.
примеры шоу подглядывания: «Большой Брат» (Голландия), «Большая диета» и «Разбитые» (Великобритания); « За стеклом », «Голод», « Дом-2 » , «Охотники за привидениями» (Россия).
  • Шоу обновления (модернизации) , в котором происходит обновление ( модернизация ) части или всего жизненного пространства героя (героев) программы, его рабочего места или транспортного средства. Американское шоу «This Old House», дебютировавшее в 1979 году , было первым такого рода. Английское шоу «Changing Rooms», начавшееся в 1996 году (позже было запущено и в США как «Trading Spaces», в России как «Займёмся ремонтом» ), было шоу обновления жилых комнат в DIY -стиле с добавлением состязательного элемента от игрового шоу
пример обновление-шоу: « Тачку на прокачку » и «Overhaulin'» — демонстрируют модернизацию автомобилей.
  • Шоу выживания отличается невыносимыми для нормальной жизни условиями, в которых участники проекта бьются за победу. Именно на чрезвычайных и экстремальных испытаниях проверяется выносливость участников, устойчивость к восприятию неожиданных препятствий и быстрая реакция на их преодоление. Особое внимание уделяется надежности и ответственности участника, его готовности выполнять предъявляемые организаторами шоу требования.
примеры шоу выживания: «Survivor» (Швеция), «Alive» (США) и «Последний герой» (Россия)
  • Шоу обучения кроме развлекательной функции несёт в себе практическую выгоду как для зрителей, так и для участников. Перед участниками ставится задача по освоению новой профессии или повышению профессионального уровня, а у зрителей появляется возможность получить практические знания. Очень важно, чтобы участники шоу стремились к получению знаний и применению их на практике. У активных и перспективных участников повышается шанс быть востребованными в этой области.
пример шоу обучения: « Фабрика звёзд » и «Дом»
  • Шоу игры сочетает в себе вышеперечисленные направления и вызывает наибольший интерес у зрителей тем, что невозможно предугадать сюжет и события, которые обычно носят случайный характер. Интерес и азарт возникают по мере развития шоу. Нелинейный сюжет, зашифрованные миссии, поиск нестандартных решений и неожиданный результат — основные особенности шоу игры . Участники помещены в нестандартные условия и преодолевают не только физические, но и интеллектуальные препятствия. Заранее сами участники не знают о том, как пройти следующее задание и что ждёт их в будущем.
пример шоу игры: « Чики & Фрики », « Битва визажистов »

Реалити-шоу в России

В России первым опытом показа реалити-шоу были проекты « За стеклом » (октябрь 2001) и « Последний герой » (ноябрь 2001), за которыми последовало множество других. В октябре 2002 года на телеканале REN-TV вышло реалити-шоу «Русское чудо» , уникальность которого по сравнению с другими проектами заключалась в том, что 9 участников шоу, работая в течение месяца в одном из московских офисов, находились в прицеле 24 скрытых камер и при этом не знали, что их снимают . Украинская версия «Русского чуда» транслировалась киевским телеканалом «Интер» и пользовалась большой популярностью. Другим неординарным реалити было шоу «Голод» канала ТНТ , суть которого заключалась в том, что 12 молодых людей, с завязанными глазами, без документов, наличных, знания языка и реалий, вывозились из России в другую, новую и неизвестную для них страну . Шоу пользовалось большой популярностью и являлось одним из рейтинговых проектов на канале .

На сегодняшний день реалити-шоу « Дом-2 » транслируется уже 14 лет.

Критика

Реалити-шоу исключительно популярны у зрительской аудитории. Психологи связывают это с подсознательным стремлением к «подсматриванию» за чужой жизнью, которое удовлетворяется такого рода передачами. Разумеется, действуют здесь и общие факторы, определяющие популярность любых скандальных передач и «мыльных опер»: любопытство и стремление к сильным переживаниям, особенно проявляющиеся на фоне монотонной повседневной жизни.

Критики утверждают, что реалити-шоу оказывают негативное воздействие на психику зрителей, особенно молодых, с несформировавшимся ещё вкусом, характером и убеждениями: они активизируют нездоровое любопытство и предоставляют в качестве образца для подражания часто не вполне адекватное поведение участников. Организаторы шоу в погоне за зрелищностью нередко балансируют на грани непристойности, а иногда и явно переходят её, что также может оказывать негативное воздействие на нравственность зрителей, многие из которых склонны без рассуждений принимать телевизионные образы за эталон. Кроме того, вызывает беспокойство и состояние психики участников, которые знают о том, что за ними следят и вынуждены в течение длительного времени жить в условиях, когда каждый их шаг фиксируется и может быть показан миллионам зрителей.

Примеры упоминаний в массовой культуре

Ниже указаны несколько типичных примеров произведений, в которых вопрос реалити-шоу подробно описан.

  • « Шоу Трумана » (1998) — фильм о человеке, который обнаруживает, что вся его жизнь режиссируется и снимается для круглосуточного реалити-шоу.
  • « Мультреалити » (2004) — мультсериал-пародия на принцип реалити-шоу.
  • « Остров отчаянных героев » (2007) — пародирующий многие известные реалити-шоу мультсериал о 22 подростках, участвующих в шоу, которое проходит на заброшенном острове в провинции Онтарио.
  • « Нереально » (2015-2017) — комедийно-драматический сериал, в котором показывается закулисная жизнь и производство выдуманного реалити-шоу «Вечная любовь» (аналог «Холостяка»).
  • Концепция реалити-шоу часто используется в компьютерных играх жанра « Королевская битва ».

См. также

Примечания

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок