Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Радио «Свобода»
Радио «Радио «Свобода»
RFERL primary brandmark.svg
Город Прага
Страна   США
Частота 1386 кГц (с 21:00 до 0:00)
Зона вещания   Киргизия
  Россия
  Украина
  Эстония
  Казахстан
  Азербайджан
  Молдавия
  Литва
Дата начала вещания 1953
Дата конца вещания 21 июня 2010 (на частоте 68,30 УКВ )
10 ноября 2012 (на частоте 1044 кГц СВ )
26 июня 2016 (на коротких волнах)
Координаты 50°04′44″ с. ш. 14°28′43″ в. д. H G Я O
Сайт svoboda.org
Онлайн-трансляция есть
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

«Ра́дио Свобо́да» (полное название — «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» , РСЕ/РС ; англ.   Radio Free Europe/Radio Liberty , RFE/RL ) — международная некоммерческая радиовещательная организация, финансируемая Конгрессом США . Попечителем является Агентство США по глобальным медиа . Декларирует свою миссию «в продвижении демократических ценностей и институтов путем обращения к аудитории тех стран, в которых свобода прессы ограничена властями или пока не стала нормой общественной жизни» .

По состоянию на октябрь 2018 года, вещание ведётся на 26 языках на 23 страны Восточной Европы , Центральной Азии , Ближнего и Среднего Востока . Помимо эфирного вещания, «Радио Свобода» также ведёт вещание через Интернет и создаёт телевизионные передачи. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне, программный центр — в Праге (до 1995 года находился в Мюнхене ), также имеются 17 региональных бюро . По данным официального сайта РС, в РСЕ/РС работают около 400 штатных журналистов и около 750 фрилансеров . По данным Newsru.com , в 2006 году в России РС имела 60 штатных и почти 200 внештатных журналистов . Сейчас — почти 100 штатных и около 200 внештатников.

С декабря 2017 года в соответствии с законом РФ «О массовой информации» «Радио Свобода» и ряд её региональных дочерних проектов были внесены Министерством юстиции России в список иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента .

История

«Радио Свобода» в эпоху холодной войны

С самого начала « холодной войны » руководители пропагандистского аппарата США вынашивали идею создания таких организаций, которые могли бы, в отличие от радиостанции « Голос Америки », начавшей вещание на языках народов СССР с 1947 года, вести радиопропаганду на страны советского блока, формально не нанося ущерба репутации США. Как заявлял генерал Люсиус Клей , занимавший в то время пост главнокомандующего американскими оккупационными войсками в Западной Германии, «Нам нужен другой голос — голос, возможно, в меньшей степени регулируемый самим статусом государства и, ежели хотите, жестокий и разящий насмерть, голос… ведущий безжалостную, ничем не сдерживаемую психологическую войну, направленную на явно признаваемую цель — свержение коммунистического режима» (цитата из книги российского автора, оригинальный источник не указан.) Клея поддержал генерал Дуайт Эйзенхауэр , выдвинувший лозунг о создании «мощных радиостанций за рубежом, функционирующих без правительственных ограничений» .

Начиная с 1948 года под руководством Госдепартамента США и ЦРУ было создано немало «частных» организаций, нацеленных на подрывную деятельность против СССР, в том числе «Национальный комитет Свободной Европы» ( англ.   National Committee for a Free Europe ) со своей радиостанцией. Своё вещание на страны социалистического лагеря в Европе она начала с территории Западной Германии 4 июля 1950 года. Именно с этого дня ведёт свою историю частная некоммерческая международная радиокомпания «Радио Свободная Европа/Радио Свобода». Первоначально вещание велось на Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Польшу и Румынию, с 1975 года — также на Литву, Латвию и Эстонию .

Особенно активно велась работа РСЕ против Польской Народной Республики. Польская редакция в Мюнхене насчитывала 80 сотрудников. Её филиалы действовали в Бонне, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Риме, Стокгольме, Западном Берлине, Брюсселе, Афинах . Политический советник комитета О. Джексон, выступая перед сотрудниками радиостанции «Свободная Европа» в ноябре 1951 года, заявил: «РСЕ — это служба психологической войны . Наша организация учреждена для провоцирования внутренних беспорядков в странах, на которые мы ведём вещание. Военное вмешательство вообще имеет смысл только в том случае, если народам интересующих нас стран будет привит импульс к вооружённым действиям внутри страны» . (Цитата из книги российского автора, оригинальный источник не указан.)

Русская служба (редакция) РС/РСЕ начала своё вещание 1 марта 1953 года под названием «Радио Освобождение». Первым её диктором стал бывший ленинградский актёр Борис Виноградов , попавший под оккупацию в Пятигорске во время войны и ушедший на Запад вместе с отступавшей немецкой армией. В этом же году было начато вещание на армянском, азербайджанском, адыгейском, аварском, грузинском, ингушском, осетинском, чеченском, балкарско-карачаевском, казахском, киргизском, таджикском, узбекском, туркменском, татарском языках; через год — на белорусском и украинском, в 1960-е годы — на каракалпакском, уйгурском и крымскотатарском .

«Радио Освобождение» было создано Американским комитетом по освобождению от большевизма ( англ.   American Committee for Liberation from Bolshevism ) и возглавлялось общественной эмигрантской организацией — Координационным Центром антибольшевистской борьбы. К работе на «Радио Освобождение» старались не допускать членов Народно-трудового союза (НТС) , поскольку НТС вызывало у руководства станции (как американских чиновников, так и ряда политически активных эмигрантов из других партий и движений) подозрение в тайной работе на советскую разведку.

Согласно советской пропаганде, «Свобода» с самого начала функционировала как опорный пункт американской разведки в Европе, европейский центр координации деятельности антисоветских эмигрантских организаций. Радиостанция всегда финансировалась Конгрессом США, но до начала 1970-х деньги проходили через бюджет ЦРУ (поскольку финансировать частные организации Конгрессу было запрещено законом), позднее (после обнародования связи обеих радиостанций с ЦРУ) запрет был отменен и ассигнования стали выделяться Конгрессом США напрямую .

Для получения информации из-за «железного занавеса» сотрудники радиостанции занимались скрупулёзным мониторингом печатных СМИ, радио и телевидения СССР и других социалистических государств, встречались с выезжавшими за рубеж гражданами и перебежчиками, получали сведения от лиц, находившихся в оппозиции коммунистическим режимам, поддерживали связи с западными журналистами, аккредитованными в государствах социалистического лагеря. На радиостанциях были созданы исследовательские отделы, не только обеспечивавшие информационную поддержку вещания самих радиостанций, но и снабжавшие авторитетными обзорно-аналитическими материалами многих западных политологов. Зачастую сами власти социалистических государств из сводок радиоперехвата РС/РСЕ, распространявшихся для ограниченного пользования, получали сведения, которые невозможно было получить из подконтрольных им СМИ .

Логотип Радио Свободная Европа/Радио Свобода, использовавшийся до марта 2005 года

В 1950-е годы в студии в Мюнхене передачи записывались на магнитную ленту, затем катушки доставлялись за сотни километров в Лампертхайм , где находился американский армейский радиопередатчик . Мюнхенское здание, в котором размещалось РС, находилось сперва в старом здании городского аэропорта в Обервизенфельде (1953—1966), затем в Арабелла-Парке (1967—1975), после — рядом с Английским садом на Оттингенштрассе, 67 (1976—1995); нью-йоркский программный центр сперва на 47-й улице Манхэттена, затем на 42-й и под конец — по адресу: Бродвей, 1775.

РСЕ с 1950 по 1995 гг. располагалось по одному адресу — в помещении бывшего американского военного госпиталя на Оттингенштрассе, 67 (куда в 1976 году въехало и РС).

РСЕ вело передачи из Германии, в конце 1951 года были установлены коротковолновые передающие антенны на территории Португалии. РС также вело передачи из Германии, с 1955 года стало использовать передатчик на острове Тайвань для покрытия восточной части СССР, а в марте 1959 года приступило к передачи сигнала с морского берега Испании .

Руководство СССР ещё в 1949 году приняло решение о создании сети глушения западных радиостанций .

Осенью 1949 г. руководство страны приняло решение о строительстве мощной всесоюзной сети радиоподавления… Крупнейшими целями радиоподавления стали радиостанции «Свободная Европа» («Radio Free Europe» — RFE) и «Свобода» («Radio Liberty» — RL). Мюнхенская штаб-квартира RFE начала работу 1 мая 1951 г. в 11 часов дня передачей чехословацкой службы. Через 5 часов появилось глушение, которое продолжалось почти 40 лет .

В мае 1959 года радиостанция изменила своё название на «Радио Свобода».

В 1972 году американский сенатор Джеймс Фулбрайт выступил за закрытие «Свободы». Радиостанцию удалось отстоять благодаря вмешательству американских сенаторов, политологов, журналистов и общественных деятелей. Сыграло важную роль и то обстоятельство, что в печати появились материалы о манипуляции сенатором Фулбрайтом со стороны польской разведки, и, тем самым, его нападки на обе радиостанции были в значительной мере развенчаны. Неожиданным стал голос в защиту РС, пришедший из СССР и принадлежавший советскому правозащитнику Андрею Дуброву , переславшему свою статью (через Петра Якира) в Chicago Tribune под псевдонимом Герман Смирновский . Тем не менее, финансирование со стороны Конгресса было сокращено, и обе станции вынуждены были уволить многих сотрудников.

В 1976 году «Радио Свобода» и «Радио Свободная Европа» объединились .

В 1970-е годы было прекращено вещание на ряде языков СССР: адыгейском, аварском, ингушском, осетинском, уйгурском, чеченском, балкарско-карачаевском, каракалпакском .

В течение многих десятилетий «Радио Свобода» предоставляло своей многонациональной аудитории в СССР и других странах Восточной Европы факты советской истории и современной действительности, скрывавшиеся от народа и не освещавшиеся в официальных СМИ, а также информацию о деятельности лиц и организаций , выступавших против коммунистических режимов в СССР и других странах Восточной Европы, и репрессиях властей в отношении них.

Радиостанция предоставляла трибуну опальным и нонконформистски настроенным политическим деятелям, перебежчикам, « отказникам », диссидентам , известным творческим работникам Советского Союза и стран Восточной Европы. В этот период с РС/РСЕ постоянно сотрудничали Василий Аксёнов , Петр Вайль , Владимир Войнович , Александр Галич , Александр Генис , Анатолий Гладилин , Сергей Довлатов , Геннадий Кацов , Анатолий Кузнецов , Виктор Некрасов , Андрей Синявский . На волнах радиостанции читали литературные произведения, философские эссе, мемуары, устраивались «круглые столы» и диспуты на культурные и политические темы. Благодаря «Радио „Свобода“» аудитория в СССР и Восточной Европе смогла ознакомиться со многими произведениями, известными только в « самиздате » .

«…была возможность самим диссидентам, оппозиции, самим русским силам дать звучать своему мнению. Это мнение практически не ограничивалось… В принципе, любой человек мог говорить, не приспосабливаясь, то есть не оппортунистически, не подлаживаясь под американские вкусы, а именно говорить, что он хочет. Может быть, не всегда всё. И в этом плане, я думаю, что радиостанция играла очень большую роль».

Советские историки утверждали, что среди работников РСЕ были коллаборационисты Второй мировой войны : в частности, заведующим армянской редакции радиостанции являлся бывший выпускник разведшколы абвера Левон Карташян (получивший документы на фамилию Мкртчан), одним из дикторов являлся бывший коллаборационист Дудин (выступавший перед микрофоном под псевдонимом Николай Градобоев) .

В начале 1980-х годов , с приходом к власти в США администрации Рейгана и назначением директором РСЕ/РС бывшего сенатора-республиканца Джеймса Бакли, стали раздаваться обвинения в адрес руководства радиостанции в том, что оно попало под влияние крайне правых сил и тон основных передач стали задавать выразители идей русского национализма и антисемитизма , к которым относили прежде всего Александра Солженицына . Комиссия Конгресса не нашла в работе радиостанции существенных нарушений, хотя рекомендовала ужесточить контроль за эфиром. Несколько позднее, в 1986 году , обвинения Русской службы в выпуске программ, «враждебных духу плюрализма и демократии», были вновь выдвинуты в специальном докладе о вещании США на СССР, подготовленном по заказу американского Хельсинкского комитета внештатным корреспондентом радиостанции Людмилой Алексеевой ; этот доклад вызвал широкий резонанс и стал основой для новых претензий со стороны конгрессмена Лоуренса Смита .

Однако есть и другая точка зрения на эти обвинения, существует мнение, что они представляли собой «контратаку» западнической части сотрудников радиостанции (из третьей волны эмиграции) в ответ на обвинения их в русофобии и поощрении сепаратизма в национальных республиках СССР, что противоречило «Профессиональному кодексу РС» (подобная деятельность резко усилилась в годы перестройки, когда главным редактором Русской службы стал В. Матусевич). Такие обвинения звучали и в интервью Солженицына , и в обращениях архиереев, и даже Собора Русской православной церкви за границей к руководству США, и из православно-патриотических кругов в СССР .

Со своей стороны, советское руководство и власти стран Восточной Европы рассматривали РСЕ/РС как информационное оружие Запада в холодной войне , орудие западной пропаганды, направленное на возбуждение общественного недовольства действиями власти, формирование массовой оппозиции правящему режиму, разжигание межнациональной розни в СССР, поощрение идей национальной исключительности, подрыв единства социалистического лагеря. Советские власти характеризовали деятельность радиостанции как «клеветническую» и как «идеологическую диверсию», направленную на подрыв «единства советского общества» и социалистической системы.

В качестве мер противодействия на всей территории Советского Союза, особенно в густонаселённых районах и вокруг промышленных центров, была развёрнута сеть радиоглушения . Глушение РСЕ/РС продолжалось долгое время после того, как для большинства зарубежных радиостанций, вещавших на СССР, оно было уже прекращено (это объяснялось тем, что остальные радиостанции: « Голос Америки », « Немецкая волна », « Би-би-си » имели, в отличие от РСЕ/РС, государственный статус). Окончательно оно было прекращено лишь 29 ноября 1988 года. Согласно опубликованным в 2018 году на Украине архивным записям (47 документов с 1965 по 1991 год), КГБ активно следило за эфиром и деятельностью радиостанции, а также составляло аналитические и докладные материалы по этой теме для партийного руководства УССР >.

В связи с крахом социалистической системы и распадом СССР, а также в связи с провозглашением свободы слова в СССР и Восточной Европе потребность в широкомасштабной пропагандистской деятельности сошла на нет и финансирование радиостанции сократилось. Национальные редакции, работавшие на страны Восточной Европы, были большей частью закрыты. Венгерская редакция прекратила работу в 1993 году, польская — в 1997 году, чешская — в 2002 году, эстонская, латвийская, литовская, словацкая, хорватская и болгарская — в 2004 году, румынская — в 2008 году .


О деятельности РС/РСЕ в годы холодной войны высоко отзывались такие видные антикоммунисты, как Вацлав Гавел , Лех Валенса , Адам Михник . По их мнению, значение радиостанции, прежде всего как надёжного источника новостей, было трудно переоценить .

В середине 1990-х годов, в период распада Югославии, была создана балканская редакция РСЕ, вещающая на боснийском, хорватском, сербском (с 1994 года), косовском албанском (с 1999 года), черногорском (с 2000 года), македонском (с 2001 года) .

По мере того, как фокус американской внешней политики смещался в сторону Большого Ближнего Востока , РС/РСЕ в 1998 году начала вещание на Ирак на арабском языке и Иран на фарси. В 2002 году РС/РСЕ возобновила вещание на Афганистан на дари и пушту, которое велось в 1980-е годы, во время афганской войны. 15 января 2010 года было начато вещание на местных пуштунских диалектах для населения приграничных племенных территорий Пакистана и Афганистана .

Разведывательные операции против РС/РСЕ

В 1960-е — 1970-е гг. спецслужбы СССР и социалистических стран внедрили на Радио Свобода нескольких агентов. Впоследствии материалы об их работе на РС/РСЕ были широко опубликованы. Среди известных разведчиков: Олег Туманов (СССР), Анджей Чехович ( ПНР ), Павел Минаржик ( ЧССР ), Хрисан Христов ( НРБ ), Юрий Марин (СССР).

В 1978 году в Лондоне был убит, предположительно, агентами болгарских спецслужб корреспондент болгарской редакции РСЕ Георгий Марков . В 1981 году по заданию румынских органов госбезопасности в мюнхенской штаб-квартире РС/РСЕ была заложена бомба. В результате взрыва пострадало шесть человек, а зданию был нанесён огромный ущерб .

«Радио Свобода» в постсоветскую эпоху

После провала попытки путча ГКЧП указом российского президента Бориса Ельцина от 27 августа 1991 года была разрешена деятельность радиостанции непосредственно в России (был отменён в октябре 2002 году президентом Владимиром Путиным ).

Трудно переоценить значение вашего вклада в уничтожение тоталитарного режима в бывшем СССР. Но не менее важны ваши усилия сейчас в деле информирования русских слушателей о событиях в нашей стране и во всем мире.

Послание Президента России Б. Н. Ельцина «Радио Свобода» в связи с сорокалетним юбилеем станции. Март 1993

Ныне РС действует в рамках общего российского закона о СМИ. [ источник не указан 166 дней ]

В 1995 году радиостанция перебазировалась из ФРГ в Прагу ( Чехия ). После распада СССР в Конгрессе США неоднократно поднимался вопрос о сокращении расходов на финансирование РСЕ/РС, поэтому предложение президента Чехии Вацлава Гавела о переводе штаб-квартиры радиостанции в Прагу, поступившее в октябре 1993 года , было одобрено уже в конце августа 1994 года. Новой штаб-квартирой стало здание бывшего Федерального собрания Чехословакии , сданное радиостанции в аренду за 1 крону в год. Вещание с территории Чехии началось с апреля 1995 года, а полностью переезд был закончен в сентябре 1995 года . В 2009 году радиостанция переехала в специально построенное современное здание недалеко от центра Праги .

В 1995 году «Радио Свобода» было зарегистрировано в Госкомпечати РФ как средство массовой информации.

В 1997 году был создан сайт русскоязычной службы «Радио Свобода». Первоначально его основу составляли новости и архивы радиопрограмм , позже добавились архивные записи, аудио- и видеоматериалы. В разное время сайтом руководили Екатерина Пархоменко, Людмила Телень , по состоянию на октябрь 2018 года, этим занимается Дмитрий Волчек .

С 1998 года «Радио Свобода» начало вещание в Москве на средних волнах (1044 кГц). Кроме того, в более чем 30 российских регионах её программы ретранслировались местными радиостанциями в различных диапазонах. В большинстве случаев РСЕ/РС выкупала эфирное время у местных радиостанций и пересылала им сигнал через спутник, при этом радиостанции должны были иметь лицензию на ретрансляцию программ из-за рубежа.

Радиостанция уделяет много внимания проблемам прав человека в России. В 2000-е годы особое внимание уделялось освещению чеченского конфликта и положения на Северном Кавказе в целом. Радиостанция, как правило, предоставляла микрофон обеим сторонам конфликта. Это давало повод представителям власти говорить об «информационном пособничестве террористам» и считать, что она тем самым нарушает действующее законодательство Российской Федерации. Особенно острой критике подверглась деятельность корреспондента радиостанции Андрея Бабицкого . По мнению некоторых СМИ либеральной направленности, его репортажи из осаждённого федеральными войсками Грозного вызвали возмущение в силовых ведомствах и стали непосредственным поводом для его задержания и похищения

7 июля 2006 года газета « Вашингтон пост » сообщила, что российские радиостанции под давлением властей прекратили ретрансляции программ РСЕ/РС и радиостанции « Голос Америки ». Из 30 партнёров РСЕ/РС продолжили ретрансляцию только 4 радиостанции . В качестве причины российские чиновники назвали «нарушения условий лицензии и неразрешённые изменения в программах передач», однако в руководстве РСЕ/РС это посчитали лишь предлогом. По словам одного из руководителей радиостанции Джеффри Тримбла, запрет был вызван тем, что «мы сосредотачиваем внимание, прежде всего, на внутренних событиях — как раз на тех вещах, с которыми у Кремля проблемы» .

В 1995—2012 года директорами Русской службы РС были Юрий Гендлер, Марио Корти, Мария Кляйн, Ринат Валиуллин, Ефим Фиштейн.

14 сентября 2012 года новым директором Русской службы была назначена М. А. Гессен . 20 сентября интернет-редакция Русской службы радиостанции «Свобода» была уволена в полном составе. На следующий день были уволены другие сотрудники Московского бюро, включая технический персонал. Тогда же было объявлено о предстоящем прекращении вещания в России на средних волнах .

С 10 ноября 2012 года Радио Свобода, прекратив эфирное вещание в России на коротких, продолжила вещание на средних волнах и в интернете . Решение было связано с вышедшим в России новым законом о СМИ , согласно которому компания, вещающая в российском радиоэфире, обязана иметь не более 48 % иностранного уставного капитала , в то время как учредители Радио Свобода превышают этот лимит .

В течение нескольких месяцев работы нового директора московской службы Маши Гессен посещаемость сайта сократилась примерно вдвое. В декабре был уволен президент радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа» Стивен Корн, которому вменили в вину развал московского бюро .

Бывшие сотрудники Радио Свобода продолжали работу на созданном ими сайте «Новая Свобода». Ушедших журналистов поддержали Михаил Горбачев и правозащитники во главе с Людмилой Алексеевой .

30 апреля 2013 года Маша Гессен покинула пост директора Русской службы Радио Свобода .

Директором службы была назначена Ирина Лагунина.

По состоянию на 2018 год, ретрансляция программ РС/РСЕ российскими радиостанциями не осуществляется. Вещание на русском языке ведётся из-за рубежа в средневолновом диапазоне (8,5 часов в день) и через спутник. Видеосюжеты распространяются через спутник и YouTube. Доступ к текстовой информации, видеосюжетам и онлайн-вещанию обеспечивается также через веб-сайт и социальные сети , в частности Facebook .

С января 2016 года директором Русской службы Радио Свобода является Андрей Шарый . Вначале он занимал должность исполняющего обязанности директора.

В июне 2016 года был открыт доступ к архивам Радио Свобода, содержащим записи 1953—1995 годов .

Русская служба РСЕ/РС

Русская служба РСЕ/РС — одна из редакций Радио Свобода. Корреспондентская сеть русской службы включает в себя несколько десятков внештатных корреспондентов во всех регионах России и многих странах мира.

В советские годы, наряду с другими так называемыми «вражескими голосами» Голос Америки », BBC , «Немецкая волна» и др.), являлась одним из основных источников независимой от советского руководства информации о событиях в СССР и мире.

Позывными сигналами Русской службы радиостанции долгие годы служила мелодия Гимна свободной России , музыку к которому написал композитор Александр Гречанинов в период Февральской революции 1917 года .

Сайт Радио Свобода (www.svoboda.org) — мультимедийный портал с 7 с лишним миллионами посещений ежемесячно. На сайте публикуются оригинальные материалы: тексты, фото, видеорепортажи, а также расшифровки радиопрограмм, предоставляется возможность слушать эфир в режиме онлайн и с помощью подкастов. Сайт специализируется на прямых видеотрансляциях с места событий и производстве видео ток-шоу (15 часа в неделю). У Радио Свобода есть аккаунты в социальных сетях Facebook , Twitter , ВКонтакте , Одноклассники , Youtube , LiveJournal , Telegram , Instagram , SoundCloud . Для смартфонов разработаны приложения, доступные на AppStore и Google Play .

Общественно-политические программы

Общественно-политическое вещание Русской службы составляют выпуски новостей, программа « Время Свободы » и ток-шоу «Лицом к событию».

  • Выпуски новостей.
  • «Лицом к событию» — ведущий Михаил Соколов или Елена Рыковцева.
  • «Время Свободы» — ведущий Андрей Шароградский.

Программы о культуре

Программы о культуре включает в себя следующие программы:

  • «Генис. Взгляд из Нью-Йорка» — ведущий Александр Генис .
  • «Культурный дневник» — ведущий Дмитрий Волчек.
  • «Поверх барьеров с Игорем Померанцевым» — ведущий Игорь Померанцев .
  • «Поверх барьеров с Иваном Толстым» — ведущий Иван Толстой .

Другие программы

  • «Деньги на Свободе» (Максим Блант).
  • «Цитаты Свободы» (Аля Пономарёва).
  • «Человек имеет право» (Марьяна Торочешникова).
  • «Дороги к свободе» ( Виталий Портников ).
  • «Археология» ( Сергей Медведев ).
  • «Атлас Мира» (Александр Гостев и Ярослав Шимов).
  • «Американские вопросы» (Юрий Жигалкин).
  • «Археология. Будущее» ( Сергей Медведев ).
  • «Рождённые после СССР» (Тамара Ляленкова).
  • «С христианской точки зрения» ( Яков Кротов ).
  • «Культ личности» (Леонид Велехов).
  • «Свобода в клубах» ( Елена Фанайлова ).
  • «Музыка на „Свободе“» ( Артемий Троицкий ).

Телеканал «Настоящее время»

Настоящее Время  — медиапроект Радио Свобода/Свободная Европа в партнёрстве с «Голосом Америки». Медиапроект начал свою работу в октябре 2014 года с одноимённой вечерней передачей и запуском сайта http://www.currenttime.tv/ . В марте 2016 года «Настоящее время» начал тестовое вещание одноимённого телеканала на спутнике Eutelsat Hot Bird 13B, чуть позже на сайте «Настоящего времени». 3 октября 2016 года телеканал начал полноценное вещание с запуском вечернего блока программ по будням. Онлайн-трансляция телеканала: http://www.currenttime.tv/p/5261.html

Руководство

  • Андрей Шарый  — директор Русской службы Радио Свобода с января 2016 года.
  • Ярослав Шимов  — заместитель директора Русской службы Радио Свобода с июля 2017 года.
  • Дмитрий Волчек  — главный редактор сайта Радио Свобода.
  • Евгения Назарец  — главный редактор Московского бюро Радио Свобода с апреля 2016 года.

Языки вещания

В 2002 году на «Радио Свобода» было начато ежедневное часовое вещание на регионы Северного Кавказа . Вещание включало в себя три 20-минутные программы на чеченском , аварском и черкесском языках (первоначально для программ на каждом из языков выделялось лишь по 15 минут, а оставшиеся 15 минут занимали русскоязычные программы для жителей Северного Кавказа).

31 мая 2016 года Северокавказская служба «Радио Свобода» была сокращена. Черкесская и аварская редакции были распущены. Чеченская редакция продолжит работу в расширенном формате. Соответственно вещание Северокавказской службы сократилось до ежедневной 20-минутной программы на чеченском языке утром и вечером .

1 октября 2016 года Татарская и Северокавказская службы Радио Свобода прекратили радиовещание на татарском и чеченском языках. Радиопрограмма на чеченском языке сокращена до вечернего 20-минутного выпуска в виде ежедневного подкаста на сайте, ныне вместо подкастов записываются отдельные аудиорепортажи. Тогда как татарская служба Радио Свобода прекратила выпускать радиопрограммы и подкасты на татарском языке, продолжив свою работу в интернете.

Во второй половине 2016 года начали свою работу сайты «Idel.Реалии» (сайт: http://www.idelreal.org/ ) и «Кавказ. Реалии» (сайт: http://www.kavkazr.com/ ), в октябре 2017 года начал работать фактчек-проект «Фактограф» (сайт: https://www.factograph.info/ ), в ноябре 2017 года свою деятельность начал сайт «Сибирь. Реалии» (сайт: https://www.sibreal.org/ ).

В октябре 2009 года было начато вещание на русском языке на Абхазию и Южную Осетию. (программа «Эхо Кавказа»).

География вещания

Вещание прекращено

(согласно информации о годах прекращения вещания в некоторых странах на официальном сайте )

Вещание запрещено

Эфирное вещание запрещено по политическим мотивам в Белоруссии , Азербайджане , России , Иране , Таджикистане , Туркмении и Узбекистане .

По некоторым данным, согласно закону Смита-Мундта , радиостанциям, в финансировании которых частично участвуют государственные органы США, в том числе и некоммерческой международной радиокорпорации «Радио Свобода», запрещается осуществлять вещание непосредственно для американских граждан . Противники РС/РСЕ считают целью этого желания оградить граждан США от пропагандистских заявлений своего собственного правительства, в то время как сторонники РС/РСЕ считают, что вещание радиостанции в США нецелесообразно, так как радиостанция изначально задумывалась как рупор идей демократии, свободы и прав человека именно в несвободных странах.

Вещание на русском языке

Передачи ведутся на средних волнах , в эфире партнёрских радиостанций, а также через спутник и Интернет . 26 июня 2016 года коротковолновое вещание прекращено.

«Радио Свобода» на русском языке вещает на территорию России, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы и Грузии. В октябре 2009 года было открыто русскоязычное вещание для Абхазии и Южной Осетии.

Вещание в России

С 1998 года бюро «Радио Свобода» находилось в Москве по адресу: Старопименовский переулок , 18 (ныне: ул. Малая Дмитровка , 20).

Программы Русской службы Радио Свобода можно слушать на средних волнах , через спутники Hot Bird и AsiaSat, и в интернете на сайте svoboda.org. До 26 июня 2016 года станция также вещала в коротковолновом диапазоне .

Вещание в Польше

Программы Русской службы Радио Свобода можно услышать в эфире цифровой радиостанции Radio Poland DAB+ . Радиостанция Radio Poland DAB+ вещает в цифровом мультиплексе Polskie radio в стандарте DAB+ .

Вещание в Молдове

! Населённый пункт || Частота |- | Бессарабка || 105,0 МГц |- | Бессарабка || 105,0 МГц |}

Вещание в Грузии

Программы Русской службы Радио Свобода можно услышать в эфире радиостанции Radio Green Wave .

Вещание в Латвии

Программы Русской службы Радио Свобода можно услышать в эфире радиостанции Latvijas radio 4 (LR4) .

Вещание в Литве

Программы Русской службы Радио Свобода можно услышать в эфире радиостанции Žinių radijas . Также программы Русской службы Радио Свобода можно услышать в эфире радиостанции Radio Baltic Waves. Радиостанцию можно услышать в Европейской части России.

Критика

Русская служба

В монографии «Новые технологии борьбы с российской государственностью» В. И. Якунин , В. Э. Багдасарян , С. С. Сулакшин заявляют, что радиостанция «Свобода» занимается «обычной антироссийской пропагандой». По мнению этих авторов, несмотря на то, что радиостанция была создана для идеологической борьбы НАТО с социалистическим альянсом и Советским Союзом , характер её деятельности после распада СССР по существу не изменился .

Главными направлениями деятельности [радио «Свобода»] являются дискредитация российской власти, а нередко и российской культуры, информационная поддержка проамерикански настроенных противников существующего режима и пропаганда американизма. Кроме этого, значимой формой является поощрение сепаратистских настроений нерусских народов. Этот факт, в частности, подтверждается и бывшими сотрудниками национальных редакций корпорации, которые открыто заявляют об огромной роли РСЕ-РС в пробуждении «национального сознания» .

А. А. Мухин . Медиа-империи России

Многолетний корреспондент РС Андрей Бабицкий был в апреле 2014 года сначала отстранён от работы на радиостанции — за одобрение действий России по присоединению Крыма , а в марте 2015 и вовсе уволен. Сам Бабицкий назвал поводом для увольнения конфликт с украинской редакцией РС из-за присланного им видеоматериала, на котором была снята эксгумация тел жителей Новосветловка , убитых бойцами батальона «Айдар» .

В феврале 2019 года на сайте Радио Свобода была опубликована статья «Они действовали шантажом», посвященная деятельности ООО «Конкорд» на рынке школьного и дошкольного питания в Москве. В редакцию сайта поступила досудебная претензия от «Комбината питания Конкорд» о защите деловой репутации. В конце марта стало известно, что редакция сайта приняла решение об удалении публикации в связи с тем, что информация, изложенная в ней, не может быть подтверждена публично. «Мы не располагаем достоверными сведениями о том, что ООО КП "Конкорд" является монополистом на рынке школьного и дошкольного питания в Москве, — говорится в пояснении. — Мы также не можем предоставить достаточных прямых доказательств совершения представителями ООО КП "Конкорд" каких-либо незаконных, недобросовестных или мошеннических действий, в том числе в отношении контрагентов и партнеров ООО КП "Конкорд" .

Спустя несколько часов после того, как 27 марта 2019 года оперативники ФСБ задержали 20 членов организации « Хизб ут-Тахрир аль-Ислами » в Крыму, одновременно два проекта «Радио Свобода» — «Idel.Реалии» и «Кавказ. Реалии» выступили в поддержку арестованных террористов (в первом материале речь шла об обращении организации «Свободный Идель-Урал» к муфтию Республики Татарстан Камилю Самигуллину, во втором — об осуждении операции со стороны дипломатической службы Евросоюза) .

В апреле 2019 года, в Twitter-анонсе опубликованного на сайте «Кавказ.Реалии» материала о вступлении в силу российского закона, вводящего ответственность за занятие высшего положения в иерархии преступной группировки, делается предположение о «дискриминации воров по нац. признаку». Из фактуры в статье сообщается лишь о том, что большинство лидеров славянских ОПГ предпочли остаться в Москве, а неславянских — покинуть Россию .

Украинская служба

Обозреватель украинской службы «Радио Свобода» В. Э. Портников и вся украинская служба были обвинены другим украинским журналистом, А. А. Шарием во многочисленных случаях предоставления недостоверной информации, нарушениях принципов объективности и нейтральности в освещении событий, а также манипулировании мнением читателей . Шарий называл сайт, принадлежащий радио «Свобода», «пропагандистским сайтом» и «сайтом-вонючкой», указывая на фальсификации и не состыковки в своих видео на канале Youtube , а в какоой-тоо момент даже подал в суд на Портникова .

Таджикская служба

В апреле 2019 «Радио Свобода» выступило с заявлением о начале собственного расследования против своей таджикской службы — «Радио Озоди». Согласно опубликованному тексту, данное местное отделение систематически сотрудничает с «репрессивным режимом Эмомали Рахмона», стала зависима от правительства этого государства и такая ситуация «больше не соответствует нашим ценностям». Кроме того, в ней утверждается, что структура «портит репутацию Соединённых Штатов своим провластным освещением. Напомним, что эфирное вещание названной «провластной» службы на территории Таджикистана запрещено » .

См. также

Примечания

  1. О Радио Свобода
  2. Радио Свобода. Обратная связь . Радио Свобода. Дата обращения 31 декабря 2018.
  3. Radio Free Europe/Radio Liberty // RFE/RL Pressroom.
  4. Fast Facts   (недоступная ссылка) . Дата обращения 8 июля 2012. Архивировано 25 марта 2015 года.
  5. В России запрещена ретрансляция «Голоса Америки» и «Радио Свобода» // NEWSru.com , 07.07.2006
  6. Об иностранных средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента | Минюст России . minjust.ru. Дата обращения 8 января 2019.
  7. Вячеслав Широнин. Агенты перестройки. Рассекреченное досье КГБ
  8. Then And Now: Free Media In Unfree Societies   (недоступная ссылка) . Дата обращения 22 июля 2009. Архивировано 19 января 2016 года.
  9. RFE/RL languages and language services
  10. Christopher Simpson. Blowback. America’s recruitment of Nazis, and its disastrous effect on our domestic and foreign policy. Collier / Macmillan, 1988
  11. Полвека в эфире. 1953
  12. RFE/RL Chronology
  13. Римантас Плейкис РАДИОЦЕНЗУРА
  14. Gherman Smirnovsky. Keep Radio Liberty Alive . Letter from Moscow   (англ.) . Chicago Tribune (25 March 1972) . Дата обращения 24 февраля 2017.
  15. Miller, Stephen. Inside Radio Free Europe/Radio Liberty. Partisan Review Publication Date: 01-JAN-03
  16. Глеб Рар у микрофона Свободы. К 90-летию со дня рождения. // Передача «Радио Свобода». 23.09.2012
  17. , с. 106—109.
  18. Nelson L.E. Dateline Washington: Anti-Semitism and the Airwaves // Foreign Policy, No. 61 (Winter, 1985—1986), pp. 180—196
  19. Российский эфиролов № 1 январь 1997 г.
  20. Напр.: Телеинтервью с конгрессменом Лебутийе о радиовещании на СССР (12.10.1981); Соображения об американском радиовещании на русском языке (23.10.1981) // Солженицын А. И. Собр. соч. Вермонт-Париж. 1981. Т. 10.)
  21. Был опубликован сборник таких материалов: Радио «Свобода» в борьбе за мир… Сборник полемических статей. Сост. М. В. Назаров. Москва-Мюнхен, 1992.
  22. Обнародованы архивные документы о том, как КГБ следило за Радио Свобода Радио Свобода , 11.10.2018
  23. Валентин Барышников . «Искажают советскую действительность». КГБ и Радио Свобода. Радио Свобода , 13.10.2018
  24. Dine Thanks Broadcasters for 'Job Well-Done'
  25. RFE/RL’s Balkan Service
  26. Британия возобновила следствие по делу об убийстве болгарского диссидента с помощью зонта // NEWSru.com , 20 июня 2008.
  27. Лягушкина Людмила. А был ли зонтик. В Болгарии закрыли одно из самых загадочных дел времен «холодной войны» . Lenta.ru (13.09.2013).
  28. Наталия Ростова . Соколов про «Радио Свобода»: «Не так уж это и сложно — указы президента писать» « Slon.ru », 03.10.2012
  29. Джин Сосин «Искры Свободы» Архивная копия от 22 июля 2011 на Wayback Machine Воспоминания ветерана радио
  30. «Радио „Свобода“» переехало из Мюнхена в Прагу, не потеряв ни одной минуты своего круглосуточного вещания  — интервью главного редактора русской службы «Радио „Свобода“» Петра Вайля , радиостанция «Прага», 13 сентября 2005
  31. RFE/RL Celebrates New Headquarters
  32. Иван Толстой. «И представить себе не могли!» « Радио Свобода », 06.08.2017
  33. Андрей Бабицкий арестован в Дагестане // utro.ru, 27.02.2000
  34. Юрий Щекочихин . Что происходит с «Делом» Андрея Бабицкого? . «Новая газета». Дата обращения 2 февраля 2007. Архивировано 25 августа 2011 года. 03.01.2000
  35. Владимир Максимов. Родине нужны 400 000 сапог . «Новая газета». Дата обращения 2 февраля 2007. Архивировано 25 августа 2011 года. 10.02.2000
  36. Пётр Вайль, Савик Шустер: О том, что происходит с Андреем Бабицким и с Россией // 13.02.2000
  37. Peter Finn. Russia’s Signal to Stations Is Clear: Cut U.S. Radio   (англ.) . Дата обращения 30 сентября 2017. Архивировано 25 августа 2011 года.
  38. Екатерина Власова. Нарушение закона в прямом эфире . « Российская газета ». 11.07.2006
  39. об этом объявила глава представительства корпорации «Радио Свободная Европа» Елена Глушкова
  40. Радио «Свобода» прекратит вещание в эфире с ноября . Русская служба Би-би-си (21 сентября 2012). Дата обращения 24 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  41. Президент радиостанции «Свобода» Стивен Корн уволен после развала московской редакции  — ИТАР-ТАСС , 25/12/2012
  42. Леонид Бершидский: Почему Гессен уволят со «Свободы»  — «Сноб», 27.12.12
  43. Изменения на Радио Свобода . // svoboda.org. Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  44. RFE/RL’s Radio Svoboda
  45. Андрей Шарый — Информация об авторе — Радио Свобода
  46. Радио Свобода открывает свои архивы для всех интересующихся историей Радио «Свобода», 04.06.2016
  47. RFE/RL’s North Caucasus Service
  48. «Радио Свобода» прекратило вещание на черкесском (адыгском) языке "
  49. прекрщено — на лит. языке; на рус. языке вещание продолжается в вечернее-ночное время
  50. Архивированная копия   (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 января 2011. Архивировано 26 ноября 2010 года.
  51. Radio Free Europe / Radio Liberty
  52. Радио Свобода 26 июня прекращает вещание на коротких волнах « Радио Свобода », 31.05.2016
  53. Ramówka
  54. Strona główna - Cyfrowe radio DAB - polskieradio.pl
  55. Частоты Radio Poland DAB+: http://fmscan.org/net.php?r=d&m=m&itu=POL&pxf=Radio+Poland
  56. Greenwave
  57. Частоты Radio Green Wave: http://fmscan.org/net.php?r=f&m=m&itu=GEO&pxf=Mtsvane+Talga/Radio+Tavisupleba
  58. Программа / Latvijas Radio
  59. Частоты Latvijas radio 4 (LR4): http://fmscan.org/net.php?r=f&m=m&itu=LVA&pxf=LR+4+Doma+Laukums
  60. Programa
  61. Частоты Žinių radijas: http://fmscan.org/net.php?r=f&m=m&itu=LTU&pxf=�inių+Radijas
  62. , с. 282—283.
  63. Мухин А. А. Медиа-империи России. — М. : Алгоритм , 2005. — С. 183.
  64. Журналист "Свободы" Бабицкий отстранен от работы за Крым . BBC News Русская служба. Дата обращения 8 января 2019.
  65. Журналист "Радио Свобода" уволен за публикацию о зверствах украинских националистов . ТАСС. Дата обращения 8 января 2019.
  66. Компания Евгения Пригожина "Конкорд" защищает репутацию . Радио Свобода. Дата обращения 27 марта 2019.
  67. «Будут отвечать в соответствии с законами РФ»: в Крыму задержали 20 членов террористической организации . RT на русском. Дата обращения 28 марта 2019.
  68. Движение "Свободный Идель-Урал" просит муфтия РТ поддержать крымских татар, преследуемых ФСБ . RFE/RL. Дата обращения 28 марта 2019.
  69. Евросоюз осудил сегодняшние обыски у крымских татар . RFE/RL. Дата обращения 28 марта 2019.
  70. "Воры в законе" и полиция не знают, что ждать от нового закона . RFE/RL. Дата обращения 10 апреля 2019.
  71. Кавказ.Реалии. В ожидании применения нового закона против "воров в законе" многие нерусские криминальные авторитеты (Шляпа младший и др.) уехали из России. Славянский же криминалитет залег на дно в РФ. Что это?Дискриминация воров по нац. признаку?https://www.kavkazr.com/a/29867421.html . @kavkaz_realii (2019T00:51). Дата обращения 10 апреля 2019.
  72. YouTube full-color icon (2017).svg   Правила журналистики. Радио Свобода
  73. YouTube full-color icon (2017).svg   Откуда деньги у "группировки ДНР" (подарок Радио Свобода)
  74. YouTube full-color icon (2017).svg   Милитаристская олимпиада боевиков
  75. YouTube full-color icon (2017).svg   Портников, Путин, Асад и сыры
  76. Киевский суд принял иск Шария против Портникова по делу о "российских хозяевах" . СТРАНА.ua (15 августа 2017).
  77. «Радио Свобода» запустило расследование против своего отделения в Таджикистане . vz.ru. Дата обращения 11 апреля 2019.

Радио Свобода в мемуарах

Литература

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок