Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Предприя́тие  — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица , который производит и сбывает товары , выполняет работы, оказывает услуги . Часто в качестве частичных синонимов термина « предприятие » выступают понятия « фирма », « компания », « корпорация ». Распространёнными примерами предприятий являются завод , фабрика , фермерское хозяйство , артель , производственный кооператив и другие .

Для создания предприятия необходима его регистрация в соответствии с действующим законодательством .

Определение

Предприятие  — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица , который производит и сбывает товары , выполняет работы, оказывает услуги . Согласно ст.132 ГК РФ предприятие  — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики , поскольку именно на этом уровне создаются нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещённой законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием .

Числящийся на балансе предприятия имущественный комплекс используется им для осуществления предпринимательской деятельности . Включает в себя все виды имущества , используемые для этой деятельности, в том числе:

  1. земельные участки ;
  2. здания , сооружения , автомобильные дороги и железнодорожные пути;
  3. оборудование, инвентарь;
  4. сырьё ;
  5. продукцию;
  6. права требования ;
  7. долги ;
  8. исключительные права ( фирменное наименование , товарные знаки , знаки обслуживания );
  9. денежные средства на счетах предприятия и в кассе предприятия.

Предприятие — обособленная специализированная единица, основным признаком которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужные потребителю товары (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством . Неотъемлемой компонентой предприятия также является институциональный комплекс, включающий формальные и неформальные нормы, правила, регламенты, традиции .

Предприятия выполняют важные экономические функции, основной из которых является производство и сбыт продукции или услуг, пользующихся спросом. Предприятия также создают спрос на ресурсы ресурсы производства на результаты исследований. Важной функцией предприятий является социализация работников, способствование их совместной трудовой деятельности .

Классификация предприятий

Для целей систематизации различного типа предприятий выделяют следующие факторы, в соответствии с которыми предприятия подразделяются на группы :

  • форма собственности;
  • отраслевая принадлежность;
  • организационно-правовая форма;
  • размер предприятия;
  • используемые ресурсы;
  • местоположение;
  • национальная принадлежность собственников предприятия.
  • Производственная структура

По форме собственности различают предприятия, находящиеся в:

  • государственной собственности;
  • муниципальной собственности;
  • частной собственности;
  • собственности общественных организаций;
  • иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства)

По масштабу предприятия разделяют на малые, средние и крупные. Классификационными факторами, определяющими отношение предприятия к малому, среднему или крупному, являются: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов .

По организационно-правовой форме предприятия делятся на индивидуальные, партнёрства (хозяйственные товарищества и общества), корпорации (акционерные общества, госкорпорации).

По цели деятельности предприятия могут подразделяться на коммерческие и некоммерческие.

По отраслевой принадлежности предприятия подразделяются на :

  1. промышленные предприятия, которые осуществляют производство товаров различного назначения;
  2. торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;
  3. транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;
  4. предприятия в сфере услуг , оказывающие различные услуги , например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие
  5. предприятия сферы финансовых услуг:

Ликвидация предприятия

Основная статья: Ликвидация предприятия

Процесс, завершающий деятельность предприятия. Ликвидацию можно условно разделить на виды: добровольная ликвидация и альтернативная. Альтернативная ликвидация представляет собой либо продажу компании, либо внесение реорганизации фирмы. Продажа компании означает, что фирма остается действующим юридическим лицом, но с иным собственником (участником) и с иным руководителем (директором, генеральным директором). Реорганизация компании фактически приводит к внесению записи о прекращении деятельности юридического лица.

Примечания

  1. Предприятие  / Г. Б. Клейнер  // Большая российская энциклопедия  : [в 35 т.]  / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М.  : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Экономика предприятия / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е издание. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — С. 24—162. — 608 с. — ISBN 5-238-00517-2 .
  3. Яркина Т.В. Основы рыночной экономики .
  4. Современный экономический словарь. Производство   (недоступная ссылка)   (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1590 дней])
  5. Т.А.Фролова. Предприятие в условиях рыночной экономики . Экономика предприятия: конспект лекций . Таганрог: ТРТУ, 2005. Дата обращения 10 ноября 2012.

Литература

  • Предприятие  / Г. Б. Клейнер  // Большая российская энциклопедия  : [в 35 т.]  / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М.  : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Стратегии бизнеса / Под ред. Г. Б. Клейнера. М., 1998.
  • Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М., 2008.
  • Экономика предприятия / Под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер. 2-е изд. М. [и др.], 2009.
  • Экономика фирмы / Под ред. В. Я. Горфинкеля. М., 2011.
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок