Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Политоло́гия ( греч. πολιτικός  — общественный, от греч. πολίτης  — гражданин , далее от греч. πόλις  — город ; др.-греч. λόγος  — учение, слово ), или политическая наука , — наука о политике , то есть об особой сфере жизнедеятельности людей , связанной с властными отношениями , с государственно-политической организацией общества , политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством .

Лицо, занимающееся политологией, называется политологом .

История политологии как науки

Историю развития политологии можно условно разделить на три периода:

  1. Философский . Возникает в Древнем мире . Продолжается до середины XIX века . Аристотель  — основатель политической науки; Цицерон , известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон ; Никколо Макиавелли  — итальянский учёный, живший во Флоренции ( XVI век ), который считается учёным, возродившим политологию в современную эпоху.
  2. Эмпирический . Середина XIX в. — 1845 год. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология . Возникает движение марксизм . В 1920-30-е годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки в учебных заведениях.
  3. Рефлексия . 1945 год — продолжается до наших дней. В 1948 году под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высших учебных заведениях.

Научные труды:

Античность: наиболее древние из дошедших до нас научных трудов по политологии:



Платон

. 
Государство
 (360 г. до н. э.) 
   

Аристотель

. 
Политика
 (примерно 330 г. до н. э.) 
   

Цицерон

. 
О государстве
 (51 г. до н. э.)
   

Августин

. 
О граде Божьем
 (427 г.). 


Макиавелли, Н.


Государь
 (примерно 1513 г.) 
   

Мор, Т.


Утопия
 (1516 г.)
   

Кампанелла, Т.


Город Солнца
 (1602 г.).


Гроций, Г.


О праве войны и мира
 (1623 г.)    
   

Бэкон, Ф.

 Новая Атлантида (1627 г.)    
   

Гоббс, Т.


Левиафан
 (1651 г.)
   

Спиноза, Б.


Богословско-политический трактат
 (1670 г.) 
   

Локк, Д.


Два трактата о правлении
 (1689 г.). 
  • 18 век: произведения французских, франко-швейцарских и франко-германских просветителей :


Монтескьё, Ш.

 О духе законов (1748 г.) 
   

Морелли, Э.

 Кодекс природы (1755 г.)
   

Руссо, Ж.-Ж.

 Общественный договор (1762 г.)
   

Гольбах, П.

 Естественная политика (1770 г.) 
   

Марат, Ж.

 Цепи рабства (1774 г.)
   

Мабли, Г.

 О законодательстве (1776 г.)     


Сен-Симон, А.

 Катехизис индустриалов (1823 г.)
   

Оуэн, Р.



Фурье, Ш.

 Новый промышленный и общественный мир (1828 г.)
   

Конт, О.



Прудон, П.-Ж.



Бакунин, М. А.


Государственность и анархия
 (1873 г.)
   

Спенсер, Г.

 Личность и государство (1884 г.)
   

Маркс, К.

, 

Энгельс, Ф.


Манифест Коммунистической партии
 (1848 г.) 
   

Энгельс, Ф.


Происхождение семьи, частной собственности и государства
 (1884 г.) 
   

Вебер, М.


Протестантская этика и дух капитализма
 (1905 г.).


Ленин, В. И.


Что делать?
 (1902 г.). 
Империализм как высшая стадия капитализма
 (1916 г.). 
Государство и революция
 (1917 г.)
   
Сталин, И. В
. 
Об основах ленинизма
 (1924). 
Экономические проблемы социализма в СССР
 (1952)
   

Арендт, Х.

 Истоки тоталитаризма (1951 г.) 
   

Поппер, К.

 Открытое общество и его враги (1965 г.)
   Труды 

Римского клуба

.

История политологии как учебной дисциплины

Как учебная дисциплина, политика стала включаться в учебные программы европейских университетов с конца XIV века . Первоначально её преподавание сводилось к изучению « Политики » Аристотеля .

Качественное изменение преподавания политики произошло во второй половине XIX века во многом благодаря развитию социологии и методологии позитивизма . В европейских и северо-американских университетах появились кафедры и даже факультеты политических наук. Первой в 1857 году была открыта кафедра истории и политической науки в Колумбийском университете ( США , 1857 ). Также были открыты Академия нравственных и политических наук в Мадриде ( Испания , 1861 ), Свободная школа политических наук в Париже ( Франция , 1871 ), Школа политической науки в Колумбии ( США , 1880 ), Общество государствоведения в Берлине ( Германия , 1883 ), Лондонская школа экономических и политических наук ( Великобритания , 1895 ).

Значительную роль в развитии политологического образования сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО . Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

История политологии в России

Первые опыты преподавания политики в учебных заведениях России относятся к началу XVIII века , а с середины века политику стали изучать в философском классе Славяно-греко-латинской академии . Отдельные политические дисциплины преподавались в Академическом университете . Но только М. В. Ломоносов предложил ввести преподавание отдельного общего курса политики в проекте Московского университета , открытого в 1755 году . Этот курс начал читать первый профессор кафедры политики К. Г. Лангер с конца 1760-х годов.

С 1804 по 1835 год в составе Московского университета и других российских университетов работал факультет нравственных и политических наук , готовящий специалистов в области политики и политической экономии . Университетский устав 1835 года существенно ограничил возможность изучения политической проблематики в университетах. После принятия Университетского устава 1863 года политические науки стали изучаться на кафедрах энциклопедии права (дисциплины: Энциклопедия юридических и политических наук, История философии права), государственного права (дисциплины: Теория государственного права, Государственное право важнейших иностранных государств, Русское государственное право), политической экономии и статистики юридического факультета Московского университета . После 1917 года сложившаяся система преподавания политических наук была разрушена.

Необходимость идеологической борьбы с СССР в конце 1940-х , одной из идеологических платформ которого была политэкономия (см. Политология СССР ), а также бурное послевоенное развитие такого направления социологии как политтехнология , побудила политическую элиту стран НАТО , снять негласное табу с этой темы, дополнив её политтехнологией, и оформить как самостоятельную отрасль научного знания; до того круг вопросов, связанных с теорией государственного устройства, рассматривался в рамках философии , а с конца XIX века — и в социологии .

В СССР политология официально была признана «буржуазной лженаукой» , что, однако, не помешало открытию в 1955 году Советской ассоциации политических наук . В 1963 году на базе МВТУ им. Баумана и МГУ им. Ломоносова был создан Университет политической пропаганды (c 1989-го Университет политических проблем ), в рамках которого начинается преподавание политологии.

Возрождение политологии в современной России происходит в 1989 году  — со времени введения дисциплины в реестр специальностей вузов страны и открытия кафедр и отделений политологии: в марте 1989 года в Ленинградском государственном университете на философском факультете СПбГУ (первая в СССР и РФ), в РУДН , МГИМО , тогда же открылось отделение политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, позже преобразованное в факультет политологии МГУ .

Новый импульс к развитию университетская политология получила в 2008—2009 годах в результате полноценной институционализации этой дисциплины в рамках отдельных факультетов крупнейших университетов России — в сентябре 2008 года был создан Факультет политологии МГУ , в марте 2009 года  — факультет политологии СПбГУ .

Объект и предмет политологии

В первую очередь объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы , определение основ её легитимности , выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, объектом изучения политической науки является политика , политическая сфера общественной жизни. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией , социологией , государственно- правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.

В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии называются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология . При системно-управленческом подходе в политологии формулируются функции и роли идеологии, политической культуры , гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов.

В представлении многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов . По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.

Расширение предметного поля политологии как науки нашло отражение в усложнении структуры самой политологии как науки, формировании новых исследовательских направлений и научных школ. Условно политологию можно разделить на теоретическую и прикладную . Значение последней со временем только возрастает, что обусловлено востребованностью исследований в области реальной политики .

Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока :

  1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
  2. политические системы и политическая культура , отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
  3. Политические институты, политический процесс, политическое поведение и участие и т. д.

Методы и методологии политологических исследований

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

  1. Социологическая  — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме  — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
  2. Бихевиоралистская  — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
  3. Нормативно-ценностная  — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
  4. Функциональная  — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.
  5. Системная , применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
  6. Антропологический подход  — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).
  7. Психологический подход  — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учёт его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ , основы которого разработал 3игмунд Фрейд .
  8. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
  9. Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.
  10. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

Задачи политологии

Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации . Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) — это система принципов и приёмов, с помощью которых осуществляется снятие неопределённости, объективное познание политической системы управления в государстве, а также политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии — повышение уровня социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов.

Функции политологии

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы. Прогнозирование осуществляется с помощью системы различных методов, процедур, технологий прогнозирования и практического воздействия на политический процесс . Разновидностью политического прогнозирования является разработка моделей и сценариев развития политической ситуации , предназначенных для обоснования принятых решений.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • Выражение властно значимых интересов всех групп и слоёв общества.
  • Разрешение общественных конфликтов, их рационализация.
  • Руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоёв населения или всего социума в целом.
  • Интеграция различных слоёв населения за счёт подчинения их личных интересов интересам общества, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка.
  • Политическая социализация.
  • Обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом.

См. также

Примечания

  1. Топычканов А. В. М. В. Ломоносов о «политике»  // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки : журнал. — 2011. — № 6 . — С. 3—13 .
  2. Развитие политической науки в России
  3. Обращение ректора МГУ академика В. А. Садовничего к коллективу факультета политологии МГУ   (недоступная ссылка) . Дата обращения 18 мая 2011. Архивировано 18 мая 2015 года.
  4. Топычканов А. В. Политические науки в России в эпоху Университетского устава 1863 г.: проблемы институализации  // Środkowoeuropejskie Studia Polityczne. — 2014. — № 4 . — С. 141—158 .
  5. М. Н. Ненин, Е. И. Камышев, Н. К. Манькова, А. Г. Аникевич, В. Ю. Ховес, Р. В. Бобков. Учебник по политологии
  6. Приказ ректора МГУ В. А. Садовничего от 10 сентября 2008 года «О создании факультета политологии»
  7. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.:Аспект пресс, 2001. — 559 с.
  8. Гаджиев К. С. Политическая Наука. Ч. 1. — М.: Межд. Отн., 1994. — С. 7
  9. Картографирование данных рейтингов Политического Атласа Современности
  10. Глущенко В. В. Политология: системно-управленческий подход. -М.: ИП Глущенко В. В., 2008. — 160 с.

Библиография

  • Гаджиев К. С. Политическая Наука. Ч. 1. — М.: Межд. Отн., 1994.
  • Глущенко В. В. Политология: системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В. В., 2008.
  • Ильин В. В. Политология: учебник для вузов. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — М. : Книжный дом Университет (КДУ), 2001. — 716 с. — ISBN 5-8013-0132-1 .
  • Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.:Аспект пресс, 2001.

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок