Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Епископ Пимен
Епископ Пимен
Епископ Салмасский Пимен
Епископ Семиреченский и Верненский ,
викарий Туркестанской епархии
3 июля 1917 —  16 сентября 1918
Предшественник Сергий (Лавров)
Преемник Софроний (Арефьев)
Епископ Салмасский
6 августа 1916 — 3 июля 1917
Предшественник Сергий (Лавров)
Преемник епархия упразднена

Учёная степень кандидат богословия
Имя при рождении Пётр Захарович Белоликов
Рождение 5 (17) ноября 1879 ( 1879-11-17 )
дер. Васильевское , Череповецкий уезд , Новгородская губерния , Российская империя
Смерть 16 сентября 1918 ( 1918-09-16 ) (38 лет)
Алма-Ата , Семиреченская область
Принятие монашества 7 августа 1903
Канонизирован в Русской православной церкви
День памяти 7   (20) августа

Награды
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Епископ Пи́мен (в миру Пётр Заха́рович Белоли́ков ; 5   [17] ноября   1879 , дер. Васильевское , Новгородская губерния  — 16 сентября 1918 , близ города Верный , Семиреченская область , ТурАССР , РСФСР ) — епископ Русской православной церкви , епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанской епархии .

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году .

Биография

Родился в семье священника Захарии Ивановича Белоликова и его супруги Марии Ивановны. С детских лет был духовно близок к святому Иоанну Кронштатдскому .

Окончил Кирилловское духовное училище в 1894 году , Новгородскую духовную семинарию в 1900 году , Киевскую духовную академию в 1904 году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Отношение Вселенских Соборов к творениям церковных писателей»).

7 августа 1903 года принял монашеский постриг с именем Пимен . Затем возведён в сан иеродиакона , с 3 июня 1904 года — иеромонаха .

Миссионер

12 августа 1904 года назначен в Урмийскую православную духовную миссию на северо-западе Персии .

С 7 июля 1906 года  — помощник начальника Урмийской миссии.

Быстро изучил древнесирийский и новосирийский языки , тюркские наречия и проповедовал среди сирийских несториан , перешедших в православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, занимался научными трудами, переводил раннехристианские сирийские тексты (в частности, «Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Едессы)» — биографию древнего сирийского святого, боровшегося против несторианства, «Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков страны Низибийской на горе Изла»). Издавал миссийский журнал «Православная Урмия ». Написал небольшую книгу «Православная Урмия в годы персидских смут» ( Киев , 1911 ). Работал над магистерской диссертацией об одном из древнесирийских письменных источников.

С 6 сентября 1908 года возведён в сан игумена .

С 3 марта 1911 года — ректор Александровской Ардонской духовной семинарии с возведением по должности в сан архимандрита . Уделял много времени воспитанникам, преподавал курс Нового Завета , восстанавливал расстроенный бюджет семинарии. Занимался духовным просвещением православных осетин .

Постепенно у архимандрита Пимена крепло намерение вернуться в Миссию. Кроме этого, в это время в Персии начались беспорядками и волнения. Вновь понадобились опыт и знания отца Пимена.

С 25 июля 1912 года  — вновь помощник начальника Урмийской миссии .

С 8 октября 1914 года  — ректор Пермской духовной семинарии . Был соратником правящего архиерея Пермской епархии епископа Андроника (Никольского) . Руководил трезвенническим движением в городе. В хронике проводов владыки Пимена из Перми в 1916 году указывалось: «Он был истинным пастырем, был безсребреником, помогал направо и налево».

7 июля 1916 года назначен начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа . 6 августа 1916 года в Петрограде хиротонисан во епископа Салмасского. Перед отъездом в Урмию вновь побывал в Перми.

Архиерей в Семиречье

С 3 июля 1917 года  — епископ Семиреченский и Верненский , викарий Туркестанской епархии .

Прибыл в город Верный 11 октября 1917 года. Возобновил проведение народных чтений и бесед, по воспоминаниям большевиков народ шёл к нему с утра до вечера. Его авторитет был так велик, что советская власть серьёзно опасалась «двоевластия» в Семиречье . Осудил декрет о гражданском браке , добивался сохранения преподавания в школах Закона Божия . Организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года воспрепятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора.

На страницах издававшейся в Китае , в Кульдже , и нелегально распространявшейся по Семиречью газеты «Свободное слово» поддерживал Белое движение и призывал к вступлению в его ряды. В своих проповедях призывал народ молиться «об избавлении от супостата». Осудил расстрел царской семьи. В то же время на Пасху 1918 года посетил раненых красногвардейцев в больнице Красного Креста.

Мученическая кончина

16 сентября 1918 года в дом владыки ворвались красноармейцы из карательного отряда Ивана Мамонтова , отозванного с Семиреченского фронта . Епископа посадили на тачанку и увезли в загородную рощу Баума , где убили . Его тело было глубокой ночью тайно погребено верующими в парке рядом с кафедральным собором в старом семейном склепе Семиреченского генерал-губернатора. Позднее представители большевистской власти дистанцировались от этого преступления. Так, в романе «Мятеж» писатель-большевик Дмитрий Фурманов писал: «Безотчётность, безответственность… хулиганство мамонтовского отряда дошло, например, до того, что из домашней церкви пьяной ватагой был выхвачен архиерей и за городом расстрелян без суда, без предъявления должных обвинений» . По другим данным, убийство владыки было согласовано с местными руководящими советскими работниками, по тайному распоряжению Верненского исполкома и оформлено решением «полевого суда».

Семья

  • Отец — священник Захария Иванович Белоликов
  • Мать — Мария Ивановна, дочь священника Иоанна Орнатского, двоюродного племянника епископа Пензенского и Саратовского Амвросия .
  • Братья:
    • Александр (1867—1906) — священник в городе Череповце , кандидат богословия.
    • Павел (1871—1920) — священник в Череповецком и Белозерском уездах.
    • Иван (1873—1937) — священник Рдейской женской пустыни, настоятель Георгиевской церкви Старой Руссы, протоиерей («патриаршей» юрисдикции). Расстрелян.
    • Николай (1881—1936) — преподаватель духовного училища в Красном Холме Тверской губернии, кандидат богословия.
    • Алексей (1883—1937) — священник в родном селе Васильевском, протоиерей («обновленческой» юрисдикции). Расстрелян.
    • Василий ( 1887 —1937) — профессор богословия Киевской духовной академии, деятель обновленческого движения, затем в 1934 году , когда порвал с обновленцами). Расстрелян.
  • Сёстры:
    • Надежда Иванова (1875-?)
    • Анна Диаконова (1877—1906)
  • Двоюродные братья:
    • Владимир Орнатский (1893—1977) — доктор медицинских наук, профессор ЛИУВ
    • Иван Орнатский (1886—1971) — доктор медицинских наук, профессор ГМИ
    • Николай Орнатский (1895—1964) — доктор технических наук, профессор МАДИ и МГУ , создатель курса и соавтор учебника « Механика грунтов ».

Почитание и Канонизация

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских (без установления отдельного дня памяти) .

Канонизован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской православной церкви 12 октября 1997 года . На месте гибели епископа установлен гранитный обелиск.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

На звоннице алма-атинского Вознесенского собора в год 2000-летия Рождества Христова в день памяти священномученика Пимена (16 сентября) был установлен стопудовый колокол, который назван «Пимен».

Награды

Ордена:

  • Святой Анны 3-й степени ( 1908 );
  • Святой Анны 2-й степени ( 1912 );
  • Святого Владимира 4-й степени ( 1915 );
  • Святого Владимира 3-й степени ( 1916 , по ходатайству епископа Андроника ) .

Литература

Примечания

  1. Ныне — в Череповецком районе , Вологодская область , Россия . (Белоликов Захария Иванович, отец П. З. Белоликова, обустраивал Васильевскую Романовскую церковь, находившуюся в с. Васильевское 2-й Петриневской волости Череповецкого уезда, ныне — Климовского сельсовета; см.: Церкви Васильевского Романовского прихода . Род Белоликовых. Дата обращения 9 октября 2015. )
  2. здесь словосочетание « гражданский брак » понимается в его церковном смысле — то есть брак, заключённый вне Церкви, не освящённый Ею, в данном случае в ЗАГСе
  3. Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских. Архиеп. Пермский Андроник, еп. Соликамский Феофан, архиеп. Черниговский Василий, еп. Семиреченский Пимен. 1867—1918 / Сост. В. А. Королев. — Фрязино, 1998. — С. 104—140.
  4. Фурманов Д. Мятеж. — Алма-Ата — М.: Казахстанское краевое изд-во, 1936. — С. 120.
  5. История иерархии Русской Православной Церкви : Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями) / гл. ред. протоиерей Владимир Воробьёв. — М. : ПСТГУ, 2006. — С. 898. — ISBN 5-7429-0143-7 .
  6. Список Новомучеников и Исповедников Российских (утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г.)
  7. Пимен (Белоликов Петр Захарович) // сайт ПСТГУ
  8. Род Белоликовых

Ссылки

Категории :
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок