Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Оттавиано Петруччи
Дата рождения 18 июня 1466 ( 1466-06-18 )
Место рождения Фоссомброне
Дата смерти 7 мая 1539 ( 1539-05-07 ) (72 года)
Место смерти
Страна
Род деятельности нотоиздатель, типограф
Титульный лист первого нотопечатного сборника Оттавиано Петруччи «Одекатон» (Венеция, 1501)

Оттавиа́но Петру́ччи ( итал.   Ottaviano Petrucci , лат.   Octavianus Petrutius ; 18 июня 1466 , Фоссомброне , близ Урбино  — 7 мая 1539 ) — итальянский печатник и типограф. Вошёл в историю музыки как нотоиздатель , опубликовавший первый сборник многоголосной музыки. Ноты Петруччи, опубликованные в 1501—1519 годах, длительное время считались образцовыми по качеству.

Биографический очерк

Расцвет деятельности Петруччи связан с Венецией , которая с конца XV до конца XVI веков была крупнейшим центром европейского книгопечатания. В 1498 году Петруччи получил эксклюзивную лицензию Венецианской республики на нотопечатание. Также по условиям лицензии налагался полный запрет на импорт оговоренного в ней репертуара (многоголосная вокальная и инструментальная музыка) в Венецианскую республику. Составленная таким образом лицензия обеспечила Петруччи монополию в этом регионе.

Хотя и до Петруччи существовали печатные книги с включёнными в них нотами, нотные сборники, полностью напечатанные с помощью наборного шрифта , впервые появились именно в типографии Петруччи. Первым в истории нотным изданием многоголосной музыки стал его сборник «Harmonice Musices Odhecaton», буквально «Стопеснец гармонической музыки». Слово «одекатон» (от др.-греч. ᾠδή песня, пение, и др.-греч. ἑκατόν сто) — неологизм греколюбивого издателя. Под «гармонической музыкой» имеется в виду многоголосие. Первое издание (Венеция, 1501) сохранилось фрагментарно. Репринты «Одекатона» 1503 и 1504 годов содержат полный текст. Против обещанного в заглавии «Одекатон» содержит не 100, а только 96 многоголосных произведений — характерно, что это не итальянская музыка, а латинские мотеты и французские шансон композиторов франко-фламандской школы ; авторы ряда пьес «Одекатона» не идентифицированы (анонимны). Обязательный минимум для всех включённых в сборник пьес — трёхголосие (сопрано, тенор и бас); четвёртый голос (альт) в ряде случаев Петруччи трактовал как факультативный (в оригинале снабжён ремаркой si placet , «если угодно»). Запись многоголосного целого поголосная , партитуры нет.

Несмотря на то, что лицензия была заключена на 20 лет, после 1509 года Петруччи был вынужден (по ряду причин, в том числе, из-за чумы) прекратить издательскую деятельность в Венеции, в 1511—1519 годах он продолжил её в родном Фоссомброне. В 1520 году Петруччи открыл бумажную фабрику и прекратил заниматься типографским делом. О поздних годах его жизни, о месте его смерти и погребения неизвестно.

Деятельность Петруччи — важная веха в истории европейской культуры. Изданные им ноты способствовали демократизации музыкального исполнительства и образования, которое стало распространяться и на средние социальные слои.

Благодаря изданиям Петруччи до нас дошли сочинения многих именитых европейских композиторов эпохи Возрождения, среди которых Александр Агрикола , Антуан Бюнуа , Жоскен Депре , Антуан Брюмель , Якоб Обрехт , Пьер де ла Рю , Хайне ван Гизегем , Хенрик Изак . Наряду с серьёзной (мессами, мотетами , плачами Иеремии , магнификатами и др.) Петруччи печатал и лёгкую музыку, в том числе малоизвестных, а то и вовсе анонимных композиторов, в разнообразных жанрах — шансон , фроттолы (11 сборников), лауды , интабуляции для лютни (4 сборника). Многие пьесы сохранились до наших дней только в печатных сборниках Петруччи, их рукописные прототипы («автографы») отсутствуют. Несмотря на то, что атрибуция ряда авторских композиций в изданиях Петруччи в последнее время в науке оспаривается , ценность его публикаций как памятников истории музыки остаётся бесспорной.

Именем Petrucci назван основной нотный шрифт популярной компьютерной программы-нотатора « Finale ».

См. также

Примечания

  1. См., например: Elders W. Le problème de l’authenticité chez Josquin et les éditions de Petrucci: une investigation préliminaire // FAM 36 (1989), pp. 108–15.

Литература

  • Duggan M.K. Italian music incunabula: Printers and type. Berkeley, 1992.
  • Boorman C. Ottaviano Petrucci // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. — L. ; N. Y. , 2001 (с обширной библиографией и списком оригинальных публикаций Петруччи).
  • Venezia 1501. Petrucci e la stampa musicale. Atti del convegno internazionale di studi (2001), a cura di Giulio Cattin, Patrizia Dalla Vecchia. — Venezia: Fondazione Levi, 2005. — ISBN 88-7552-098-4
  • Boorman C. Ottaviano Petrucci. A Catalogue Raisonné. — Oxf. : Oxford University Press, 2006. — ISBN 0-19-514207-1

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок