Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Развалины Персеполиса , столицы Ахеменидского Ирана

Персидская архитектура или Иранская архитектура  — разнообразие архитектурных стилей , существовавших на территории современного Ирана и государств, подпадавших под культурную гегемонию Персии . Первые произведения персидской архитектуры появились в III тысячелетии до н. э. , географически образцы персидской архитектуры расположены от Турции на западе до Северной Индии и границ Китая на востоке, и от Кавказа на севере до Занзибара на юге.

История

Доахеменидская архитектура Ирана

Доисторическая эпоха

Зиккурат Чога-Занбиль , произведение эламской архитектуры

Человек обитал на территории Ирана с древнейших времён: находки, сделанные на раскопках в Кашафруд [en] и Ганджи-Пар относятся к эпохе раннего палеолита . Юго-западная часть Ирана находится на территории Плодородного полумесяца , поэтому на территории Ирана первые поселения появились в 8-м тысячелетии до нашей эры, например, Шахри-Сухте и город Сузы , существующий до сих пор. С появлением в Иране первых поселений и рождается архитектура Ирана .

Элам

К началу III тысячелетия до н. э. образуется Эламское государство , находившееся на территории нынешних юго-западных провинций Ирана. Эламской цивилизацией созданы собственные письменность и искусство .

Главным образцом эламской архитектуры, дошедшим до наших дней, является зиккурат в Чога-Занбиль  — самый крупный из сохранившихся зиккуратов. Высота сооружения достигает 25 метров, длина одной стороны — 105 метров. Зиккурат построен около 1250 года до н. э. царём Элама Унташ-Напириша в честь великого бога Ишушинака .

Остатки ещё двух зиккуратов находятся в Тепе-Сиалк . Предположительно, они тоже созданы эламитами.

Мидия

В IX веке до н. э. ираноязычные племена мидийцев проникают на территорию северо-запада современного Ирана, в VI - VII веках до н. э. они создают могущественное государство Мидия .

На настоящий момент не известно ни одного здания , которое уверенно можно назвать мидянским, так что об истории Мидянской архитектуры можно судить только по результатам археологических раскопок и из вторичных источников. Один из них — это ассирийские барельефы , на которых изображены город Кишессу и крепость Хархар . Судя по рельефам, мидийцы окружали свои города несколькими рядами зубчатых стен многометровой высоты. Это подтверждает свидетельство Геродота , который писал, что Экбатана окружена семью рядами стен.

Определённое представление о планировке мидянских построек можно составить по результатам археологических раскопок . Так, в крепости Баба Джан в центре укреплённого форта был парадный зал, деревянные перекрытия которого покоились на деревянных же колоннах . Возможно, зал использовался для ритуальных целей. Подобные залы найдены в Годин Тепе ( англ. ) и в крепости Нуш-и Джан , где также найдены форт и храм . Самым древним сооружением является храм — помещение ромбовидной формы с треугольным алтарём внутри, он был оставлен ещё до сооружения двух других объектов. Храм, возможно, использовался огнепоклонниками . Из особенностей мидийской архитектуры, выявленных во время раскопок, следует отметить использование слепых окон , аналогичных использованным в Урарту , и использование стреловидных бойниц, близких к ассирийским .

Некоторые исследователи называют мидян создателями древних гробниц в современном Иранском Курдистане , но данная атрибуция явлеятся спорной, так как ни одна из гробниц ещё точно не датирована .

Ахеменидская архитектура

Пасаргады

Мавзолей Кира

В середине V века до н. э. персидский царь Кир побеждает мидян и создает Ахеменидскую империю . В 546 году до н. э. Кир основывает новую столицу своей империи — город Пасаргады . Городских стен в Пасаргадах не было, город находился на плато, окружённом горами, защищался дворцом- цитаделью , воздвигнутой по примеру ассирийской архитектуры на уступчатой платформе, сложенной из гигантских блоков.

К западу от цитадели находится гробница Кира , представляющая собой небольшую камеру (3,16 х 2,18 м), поставленная на шестиярусную пирамиду , сложенную из известняковых блоков . В позднейшее время гробница была окружена рядом колонн, собранных на дворцовой территории.

Персеполис

В году Дарий переносит столицу Империи в Персеполис .

Дворец Дария в Сузах

Гробницы

См.: Накше-Рустам

Архитектура Сасанидов

См.: Ктесифон

Архитектура исламской Персии

Падение персидской империи под ударами арабских войск привело к созданию новой, религиозной архитектуры в Иране, главными типами сооружений стали дворец и мечеть. На это повлияли каллиграфия, искусство резьбы и мозаики. Археологические находки позволяют установить, что на архитектуру исламского мира также повлияли здания сасанидской эпохи.

Первым архитектурным стилем, главенствовавшим в Иране после арабского завоевания, стал « хорасанский стиль ( англ. ) », представителями которого являются мечеть в Нане ( англ. ) (IX век) и пятничная мечеть Исфахана (VII век, в последующем мечеть перестраивалась), последние здания в этом стиле датируются X веком. Также к нему относится Тарихане ( нем. ) , древнейшая сохранившаяся мечеть Ирана, которая была в этом перестроена из зороастрийского храма в VIII веке.

В X—XI веках возникает стиль «Рази» , центром его развития был город Рей , где местная династия Зияридов способствовала его развитию. закат стиля приходится на конец XI века и связан с войнами, которые начали активно вести среднеазиатские династии Хорезмшахов и Газневидов . Одним из самых выдающихся памятников этого стиля является Гонбад-э Кавус, 55-метровый мавзолей Зияридов в одноименном городе . В Средней Азии памятником этого стиля является бухарский мавзолей Исмаила Самани .

Следующим по времени архитектурным стилем Ирана считается стиль « Азери ( англ. ) » («азербайджанский»), он датируется XII—XVI веками, здания этого стиля отличаются впечатляющими размерам и использованием куполов большого диаметра. Одним из примеров этого стиля может служить мавзолей Исмаила Кодабенде в Тебризе , а также мавзолей Биби-Ханым в Самарканде .

Последним стилем шахского Ирана считается «Исфахани» (« исфаханский »), первые подобные здания возникают с восхождением на трон Сефевидов в XVI веке. Соответственно названия, больше количество зданий этого стиля украшает бывшую столицу Ирана, Исфахан, в этом стиле в том числе выстроена главная персидская площадь Нахше-джахан .

Современная архитектура Ирана

Современная архитектура появилась в Иране в 1920-х годах при династии Пехлеви . В Иране работают как иностранные архитекторы, например, Андрэ Годар ( фр. ) , создавший новый корпус Иранского национального музея , так и отечественные, например Хейдар Гияй ( англ. ) , спроектировавший здание Иранского Сената ( англ. ) . В 2007 году завершено строительство телебашни Бордже Милад , самого высокого здания в Иране и 6-й по высоте телебашни в мире .

Всемирное наследие Ирана

Лист объектов Всемирного наследия созданных в Иране, созданных иранцами, либо созданных в иранском стиле:

В пределах Ирана

Вне Ирана

Примечания

  1. Глава 7. Архитектура Ирана // Архитектура древнего мира / под ред. О. Х. Халпахчьяна (ответственный редактор), Е. Д. Квитницкой, В. В. Павлова, А. М. Прибытковой. — Второе издание, исправленное и дополненное. — Москва: Издательство литературы по строительству, 1970. — Т. 1. — С. 292. — 512 с. — (Всемирная история архитектуры в 12 томах). — ISBN 978-5-9647-0157-6 .
  2. Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока. — Москва: Искусство, 1977. — С. 161, 167—168. — 376 с. — (Малая история искусств). — 100 000 экз.  — ISBN 978-5-458-28835-4 .
  3. Edith Porada. The Art of the Medes   (англ.) . Дата обращения 25 июня 2011. Архивировано 12 августа 2012 года.

Литература

  • Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока. — Москва: Искусство, 1977. — С. 155—199. — 376 с. — (Малая история искусств). — 100 000 экз.  — ISBN 978-5-458-28835-4 .
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок